Название специализированного модуля по выбору студента, слушателя



Скачать 85.17 Kb.
Дата24.04.2016
Размер85.17 Kb.
Описание специализированного модуля по выбору студента (слушателя)


Название специализированного модуля по выбору студента, слушателя


Социология личности




Специальность


1-75 02 01 “Биология (по направлениям)”

1-88 01 01 Физическая культура (по направлениям);

1-88 01 01-01 Физическая культура (лечебная);

1-88 01 01-02 Физическая культура (дошкольников);

1-88 01 02 Оздоровительная и адаптивная физическая культура (по направлениям);

1-88 01 02-01 Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная);

1-88 01 02-02 Оздоровительная и адаптивная физическая культура (адаптивная);

1-88 01 03 Физическая реабилитация и эрготерапия

(по направлениям).

1-88 01 03-01 Физическая реабилитация и эрготерапия

(физическая реабилитация).

1-88 01 03-02 Физическая реабилитация и эрготерапия

(эрготерапия).

1-88 02 01 Спортивно-педагогическая деятельность



Курс обучения


3



Семестр обучения


6



Трудоемкость в зачетных единицах


2



Степень, звание, фамилия, отчество преподавателя


Ст. преподаватель Гориш Ирина Владимировна




Цели специализированного модуля по выбору студента (курсанта, слушателя)


Основные цели курса – представить личность как социальную сущность человека через механизм ее взаимодействия с социальными группами и обществом; сформировать у студентов-социологов представление о специфике социально-гуманитарного, психологического и собственно социологического подхода к изучению проблем личности, в результате чего повысить профессиональную подготовку социологов в области специальных социологических теорий.








Пререквизиты (обязательная дисциплина интегрированного модуля)


Социология




Содержание специализированного модуля по выбору студента (курсанта, слушателя)




Тема 1. Предмет и функции социологии личности

Определение социологии личности как специальной социологической теории и учебной дисциплины. Понятие предмета социологии личности. Функции социологии личности. Роль и место социологии личности в структуре социологического знания. Социология личности в контексте современного социально-гуманитарного знания.



Тема 2. Личность как объект познания в социологии

Человек в системе социально-гуманитарного знания. Системные определения человека: родовой человек, индивид, индивидуальность, личность. Основные подходы к изучению системных свойств человека (субстанциальный, формальный, структурно-функциональный и реляционный).

Научные основания социального познания личности. Трактовки личности в философии и науке. Трактовки личности в психологии. Социально-психологический подход к исследованию личности. Социологический подход. Человек как объект и предмет социологии. Проблематика и понятийный аппарат социологии личности.

Личность как социологическая проблема. Социальные функции категории личность и теории ее формирования.



Тема 3. Основные концепции личности в современной социологии

Ролевая концепция личности. Психодинамическая концепция 3. Фрейда. Персонализм как одно из направлений экзистенциализма. Современная теология и проблема личности. Поведенческая концепция. Деятельный подход в рамках исторической школы Л.С. Выгодского. Концепция диспозиций («эклектическая» концепция) Г. Оллпорта. Основные компоненты теорий личности, их зависимость от теорий общества. Макро- и микросоциологические концепции личности. Основные направления в изучении проблемы личности, сформировавшиеся в советское время.



Тема 4. Структура личности и факторы ее развития

Понятие «структура личности»: основные подходы к ее анализу и определению. Подходы к описанию структуры личности в философии, психологии и социологии. Личность как родовой человек, индивид и индивидуальность. Структура личности с точки зрения психологов.

Социологический анализ структуры личности. Социальная структура личности в объективном плане как система статусов и ролей. Статусно-ролевая структура. Ролевая концепция личности. Социальный статус. Социальные роли и ролевые позиции.

Социальная структура личности в субъективном плане как система диспозиций и ролевых ожиданий. Диспозиционная структура личности. Понятие личностных диспозиций. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова. Личность как объект и субъект социальных отношений.



Тема 5. Социальные качества личности

Солидарность в жизни личности. Проблема общения личности. Свобода личности. Конформность личности. Достоинство личности. Социальная ценность личности.



Тема 6. Социальная роль личности. Ролевые конфликты

Понятие социальной роли и социальной позиции. Интерпретация социальных ролей в современной социологической литературе. Механизм освоения социальных ролей личностью. Ролевое ожидание и ролевое исполнение. Характеристики и зависимости социальных ролей. Понятие и суть ролевого конфликта. Механизм преодоления конфликтной ролевой ситуации.



Тема 7. Социализация личности

Понятие социализации личности. Формирование личности в процессе социализации. Стадии социализации. Особенности социализации на различных этапах развития личности. Процесс социализации в период раннего детства, отрочества и юности. Семья как важнейший социальный институт социализации. Стадии процесса социализации в трудовой деятельности. Социализация как решение социальных проблем. Социализация как общекультурное и общецивилизационное явление. Социологические теории о роли социализации личности в возникновении социальных отклонений.



Тема 8. Проблемы взаимодействия личности и толпы

Характеристики «массового человека». Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы. Изучение «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи). Судьба «аристократии духа» в «плебейской культуре». Отношения между властителем и подчиненными (М. Вебер, А. Арендт, Э.   Канетти). Современные процессы «омассовления» общества (О. Шпенглер, К. Ясперс Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, Хоркхаймер, Д. Рисмен, С. Московичи). Облик личности будущего (Э. Тоффлер).



Тема 9. Личность и социальные ценности

Понятие ценности и социальных ценностей. Ценностная обусловленность процесса становления и развития личности. Эволюция представлений о роли ценностей в жизнедеятельности личности. Ценностное самоопределение личности в обществе. Процедуры и средства социального признания личности через ценностный выбор и реализацию ценностей. Ценности финальные и инструментальные. Проблема высших общечеловеческих ценностей и их иерархии.



Тема 10. Смысл жизни личности

Проблема социального и личностного самоопределения. Самосознание как проявление свободы жизнедеятельности. Социальная значимость поисков смысла жизни. Социально культурные особенности поиска самости. Этапы поиска смысла жизни. Структура социального опыта личности. Социальная дифференциация возможностей самоописания и самоопределения. Самостоятельность и свобода. Поиски идентичности. Определение жизненного пути. Современная модель личности (самоценность, единство и цельность, активность, ответственность, достоинство). Современный тип социального характера (Д. Рисмен). «Человек организации» (У. Уайт), «одномерный человек» (Г. Маркузе). Социальное подлинное «я» (Р. Тэрнер). Модусы современной личности (Л. А. Зурхер). Построение социального сценария личности. Смысл смерти личности.



Тема 11. Методы изучения личности

Социологические метода (наблюдение, опрос). Применение социометрического анализа. Применения психологических тестов. Проективные методы изучения личности.





Рекомендуемая литература



  1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер: пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.

  2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.. 2001. – 272 с.

  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб., 2001.

  4. Артемьев, А. И. Социология личности / А. И. Артемьев. – М. : АрбаТ – XXI, 2001. – 256 с.

  5. Басин, В. А. Творческая личность художника / В. А. Басин. – М.: Знание, 1988. – 61 с.

  6. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман: пер. с нем. Е. Руткевич. – М.: Академия-Центр, 1995. – 322 с.

  7. Борцов, Ю. С. Общность и личность / Ю. С. Борцов // Социология : учеб. пособие. Ростов-н/Д : Феникс, 2002. – С. 107-113.

  8. Волков, Ю. Г. Социальная идентичность личности / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая // Социология : учеб. для вузов ; под. ред. В. И. Добренькова. – М. : Гардарики, 1998. – С. 329-366.

  9. Волков, Ю. Г. Социальное формирование личности / Социология. – 2-е изд. ; под общ. ред. В. И. Добренькова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2005. – С. 97-133.

  10. Вундт, В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии XXI-XX вв.: Хрестоматия. – М., 1994. – С. 92-132.

  11. Горностай, П. П.. Некоторые теории и концепции личности / П. П. Горностай. –

М. : Наука, 2003.

  1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1998. – 208 с.

  2. Ионин, Л. Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ / Л. Г. Ионин. – М.: Наука, 1979. – 165 с.

  3. Кирилина, Т. Ю. Личность в зеркале социологии / Т. Ю. Кирилина. – М., 2000

  4. Крапивенский, С. Э. Личность / С. Э. Крапивенский // Социальная философия : учебник для студентов вузов. – М. : ВЛАДОС, 1998. – С. 282-303.

  5. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. – М.: Прогресс, 1994.

  6. Лебон, Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XXI-XX вв.: Хрестоматия. – М., 1994. – С. 134-142.

  7. Лехциер, В. Л. Феноменология опыта / В. Л, Лехциер // История. Культура. Общество: междисциплинарные подходы. – Ч. 1. – М., 2003. – 237 с.

М. : Эксмо, 2008. – 653 с.

  1. Немировский, В. Г. Человек и общество / В. Г. Немировский // Общая социология : учеб. пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2004. – С. 87-122.

  2. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – 2-е изд. – М. : Академический Проект, 2002. – 880 с.

  3. Психология личности : учеб. пособие / под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. –

  4. Резник, Ю. М. Человек и общество : опыт комплексного анализа / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. Т. 2. – М., 2000. Вып. 3-4.

  5. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс: пер. с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480 с.

  6. Смирнов, П. И. Социология личности: учебное пособие / П. И. Смирнов. – СПб., 2001.

  7. Сонин, В. А. Личность. Поведение. Смысл бытия. (Психолого-социальные концепции личности в ХХ столетии) / В. А. Сонин. – СПб. : Речь, 2006. – 254 с.

  8. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.,1992.

  9. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер: пер. с англ. Е. Руднева. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 557 с.

  10. Филатова, Е. Соционика для вас / Е. Филатова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. – 293 с.

  11. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с. : ил.

  12. Шпак, Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово, 2001. – 377 с.

  13. Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шюц. – М, 2003. – 334 с.




Методы преподавания



Методы обучения в рамках данной дисциплины соответствуют общим требованиям к формированию социально-личностных компетенций выпускника и определяется принципами гуманизации, фундаментализации, компетентностного подхода, социально-личностной подготовке и междисциплинарности. Курс предполагает дискуссионность общения и внедрения новейших форм преподавания социологии личности в высшей школе.



Язык обучения



Русский


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница