Название работы "Диалог как средство выявления проблем и поиска путей конструктивного взаимодействия"



Скачать 149,04 Kb.
Дата24.02.2016
Размер149,04 Kb.

XVIII Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников


Секция: социология

Название работы "Диалог как средство выявления проблем и поиска путей конструктивного взаимодействия"

Авторы работы: Каргаева Кристина,

Криворотова Ольга, Мороз Юлия,

Толстых Наталья, Шамело Любовь

Место выполнения работы: г. Ставрополь,

МОУ лицей №17, 10 класс

Руководитель:

Леонова Эльвира Константиновна,

педагог дополнительного образования

Ставрополь, 2007

Оглавление


Введение

3







Итоги дискуссии на тему: «Молодежь в пространстве общества потребления»




Заключение




Использованная литература



ВВЕДЕНИЕ
Рождаются новые люди, взрослеют малыши, вступает в сознательную жизнь молодежь. Все эти люди социализируются, т.е. учатся жить в той системе ценностей и отношений, которая принята в обществе.

Социализация – широкое понятие, включающее не только образование, но и влияние на человека жизни во всей ее полноте.

От того, насколько скоординированный окажется вся система этих влияний, зависит будущее людей. Опыт других культур свидетельствует, что влияние окружающей жизни оказывает на человека часто более сильное влияние, чем образование. «Школа жизни сильнее собственно школы – понимаемой, конечно, широко, - и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества» - так считает Николай Никандров, президент РАО, доктор педагогических наук.

Каковы же возможные риски для молодежи современной российской системы социализации? Каналы, средства социализации разнообразны.

Прежде всего, это образование. Под образованием в современных условиях понимается обучение и воспитание в интересах человека, общества и государства.

Самое большое влияние на растущего человека, его отношение к жизни оказывают гуманитарные дисциплины, в особенности литература, история, обществознание.

Еще недавно невозможно было себе представить, чтобы знания, которые получал школьник в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, ставились бы под сомнения средствами кино, телевидения, некоторыми СМИ и образцами массовой культуры.

Сейчас ситуация резко изменилась.

Сейчас ситуация изменилась. Количество часов, отводимое на гуманитарные дисциплины, намного сократилось.

Кроме того, даже время, проводимое современным подростком у телевизора или за компьютерными играми, намного превышает то, которое занимают в школе уроки гуманитарного цикла.

Телевидение, массовая культура, реклама и другие каналы социализации используют технические возможности, которые намного превосходят возможности школы.

Есть еще одна проблема: в школе ученики получают традиционную информацию – о прошлом и настоящем; упреждающая, прогрессивная информация, формирующая мышления, нацеленное в будущее, в учебники обществознания пока не включена.

В каком обществе мы сегодня живем? Каковы тенденции его развития, положительные и отрицательные стороны. Об этом сегодняшние школьники почти ничего не знают.

Современное общество называют информационным, игровым, обществом потребления, индивидуализированным. В каждом из этих названий есть особый смысл.

Но в России процессы, которые сегодня происходят в экономике и общественной жизни, свидетельствуют о том, что мы живем в обществе потребления. У этого общества своя идеология, которая активно насаждается средствами массовой культуры. Это всевластие денег, утилизация человеческих отношений, разрыв традиционных семейных связей, индивидуализм, эгоизм, жестокость и агрессия. С другой стороны общество предлагает человеку массу соблазнов, ради которых стоит много зарабатывать, чтобы тут же все тратить на рекламируемые товары и услуги. Каждый, кто мысленно просканирует несколько последних лет жизни современного телевидения, кино, радио, таблоидыов, уличной и домовой рекламы и прочих видов массового культурного воздействия согласится, что в его содержании есть целый ряд типичных посылов, влияющих, прежде всего на социализацию молодежи это позволяет социологии сделать вывод о том, что технология работы телевидения, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентирована не на нормальную, человекосообразную логику социализацию, а, напротив, работает на их разрушение. Пропагандирующиеся различные игры на деньги, пиво, всевозможные призы, скидки, бонусы, а также многочисленные сериалы, в которых главным мотивом жизни и преступлений являются вожделенные купюры.

Насилие, некоторая жестокость, конечно, были всегда. Но как изображалось насилие, боль, физическое сострадание в фильмах, созданных во время ил после Великой отечественной войны?

Отнюдь не так, как сейчас: натуралистические, как норма и даже геройство.

Молодежь во многом делает жизнь с киногероев, идентифицируя себе их образцами поведения. Отсюда рост уровня насилия в современной жизни.

Современная массовая культура перегружена сексуальной тематикой, частотой изображения любовных игр и секса, откровенность таких изображений и изображение нетрадиционных ориентаций в сексе резко увеличилась.

При этом на фоне более раннего, чем раньше начало половой жизни подростков, любовь в молодежной среде все чаще заменяется сексом, с количество преступлений на сексуальной почве возрастает.

Существенной стороной в содержании массовой культуры является и деградация, при которой прежние герои реальной жизни художественных произведений, кино, телевидения подвергаются осмеиванию. Это рвет традицию, обостряет проблему «отцов и детей», воспитывает поколение, которые заранее обречено на неуважение с старшему поколению, к своей стране.

Обо всем этом уже написано немало статей и книг. (Например, вышли книги известных психологов-педагогов И. Медведевой и Т. Шишовой «Кто соблазнит малых сих..., «Дети нашего времени», «Наследники царя Герода».)

Эти авторы считают, что современные глобалисты, делая из молодежи кумир, по существу готовят ее к жертвоприношению. С экранов телевизоров нам показывают молодежь веселящуюся, самодовольную, упивающуюся свободой, в наушниках и банкой пива в руках. Она самодостаточна, живет здесь и сейчас, берет от жизни все, как советует реклама: ведь живое время - живое удовольствие.

Но ведь молодежь-это порыв, устремленность в будущее, свободный полет. Это отличает ее от взрослых.

«Из самой сердцевины юности изъято то, что облагораживает страсти - романтизм, идеализм, возвышенный образ мыслей. А без этой идеальной вертикали присущие юности мечты о подвигах, о доблести, о славе вырождаются в какой-то нелепый кураж, разгул плотских страстей» - считают И. Медведева и Т. Шишова.

Но как? Каким образом убедить молодых людей в том, что они должны сознательно относиться к тому, что происходит вокруг, иметь критическое мышление, ответственность за свой выбор?

Меньше всего помогает то, что молодые презрительно называют «брюзжанием стариков» - это резко выраженные отношения людей старшего поколения современной молодежи, к современному обществу. Это не убеждает, а только порождает агрессию. Не помогают и «воспитательные лекции» учителей.

Нужен разговор «от сердца к сердцу» молодежи и людей старшего поколения, которые имеют другой, чем учителя жизненный опыт. И не беседа, направленная в одну сторону, а открытый диалог. Молодежь должна слышать разные точки зрения и, на их основе, определять свою, должна активно включаться в диалог.

Участников такого диалога должно объединить стремление понять, что же происходит сегодня в мире, воспитать в себе и сохранить ценностное отношение к миру и к другим людям.

Чтобы такое отношение сформулировалось, нужен проблемный подход. К сожалению, молодые люди часто этих проблем просто не хотят видеть. Неслучайно одно из самых часто повторяемых выражений в лексике молодых-«без проблем». Но, если создаются проблемные ситуации, побуждающие школьников анализировать сложные явления, определять свои позиции, то появляется способность критически мыслить, делать нравственный выбор. Мы убедились в этом, участвуя в деятельности школьного дискуссионного клуба 19 век и в проекте «Навстречу жизни». Диалоговые, дискуссионные формы общения помогают сформулировать ответственное отношение к жизни: тебя никто не унижает, не оскорбляет, тебе дается возможность сопоставить различные точки зрения. В дискуссиях акцент делается не на том, чтобы защитить какую-либо точку зрения, а на том, чтобы удержать противоречие и затем ответственно самоопределиться: дается возможность поразмыслить над тем, что стоит за каждой стороной двойственности.

Такие дискуссии побуждают к тому, чтобы переживать, сострадать, мучиться выбором, а не пробрасываться альтернативами с решительностью варвара.

Настроение после таких дискуссий соответствуют строчкам из стихотворения З.Гиппиус:

Всегда чего-нибудь нет,

Чего-нибудь слишком много.

На все как бы есть ответ,

Но без последнего слога!

Этот последний слог после размышлений каждый дописывает сам.

Разномыслие помогает в конце концов становлению в человеке великодушия. Великая душа способна принять и вместить мир таким, какой он есть, видя для себя в трудностях выбора возможности для самоопределения.

На дискуссиях разных точек зрения всегда бывает несколько (ярко обозначенных). Это зависит от мировосприятия человека.

Мы попытались представить эти позиции с точки зрения Оптимиста, Пессимиста, Реалиста, Философа и Поэта. Эти роли воспроизводят наиболее типичные мировосприятие людей.

Именно так прошло подведение итогов дискуссий по темам:

- "В каком обществе мы живем?"

- "Разве я сторож брату своему?"

- "Что такое современное образование";

- "Глобалисты и антиглобалиста. О чем спор?"

- "Мужчина и женщина в современном мире. Новые социальные роли?"

- "Молодежь в пространстве культуры общества потребления".

Вот что получилось из последней дискуссии.

Итоги дискуссии на тему: «Молодежь в пространстве общества потребления»

Оптимист: Да, мы новое поколение, которое свободно чувствует себя в информационно пространстве. Современная молодежь получает такие возможности для успешной самореализации, которых раньше никогда не было. Как быстро мы осваиваем новые технологии. Мы – особое поколение, от нас зависит будущее. Почему создается образ мира исключительного молодого? Потому что именно мы, полные энергии и сил, должны обеспечить достойную жизнь тем, кого можно считать поколением отцов. Теперь вектор движения будет зависеть от нас.

Для успешной самореализации молодому человеку необходимо, прежде всего, ставить цель и уметь ее добиваться. Вряд ли ты добьешься успеха, если твои цели не будут совпадать с целями, которые признаются наиболее значимыми для современного общества. В наше время, во время неограниченной экономической свободы престижно добиваться материального благополучия, стремиться к стилю жизни, который характерен для обеспеченных людей. А для того, чтобы добиться материального благополучия, все средства хороши, кроме тех, которые противоречат закону. СМИ помогают нам создать образ молодого человека, независимого, способного на риск, целеустремленного, умеющего за себя постоять и не поддающегося всякой сентиментальщине.

Именно у таких людей не будет проблем с трудоустройством: они пробивные, знают себе цену.

Пессимист: Цена молодых жизней известна. Статистика подтверждает, что самый высокий процент смертности – среди молодежи. И причины известны: наркотики, алкоголизм, депрессии, экстремизм. Что касается пробивных, то их гораздо меньше, чем тех, которые, отложив диплом, кочуют из офиса в офис в должности менеджеров по рекламе или продаже, получают зарплату в конвертах. Именно их новые господа презрительно называют «офисный планктон». А не добиваются они своих прав, потому что нет уверенности, что у них это получится, да и старшее поколение такого опыта, к сожалению. Молодым передать не может.

Всегда считалось, что семья – опора человека, ячейка стабильного общества. Но ведь молодым теперь прочно вбили в голову, что лучше быть свободным и независимым, тогда все удовольствия современного мира для тебя. Правда, если деньги есть. Но ведь можно и в рулетку попробовать сыгрануть…



Реалист: Такие крайние точки зрения всегда свойственны отдельным людям. На самом деле жизнь развивается по своим законам, и человек не должен впадать ни в панику, ни в эйфорию. Да, у сегодняшней молодежи есть огромные возможности, есть и риски. Но если обратиться к истории, то во все времена именно молодежи было особенно трудно, если в обществе происходили какие-то радикальные изменения: нужна быстрая реакция, а опыта нет. Именно в молодости человек делает больше всего ошибок. Но это не драма, а жизненная реальность. И современная молодежь подтверждает это. Кому-то сразу удается найти верный путь, а кто-то может сбиться на время, или навсегда. И во все времена старшее поколение чувствовало свою ответственность за молодежь, помогала ей, что происходит и сейчас, хотя молодые не всегда понимают и ценят это.

В общем, все нормально: новое время, новые проблемы. И успех молодого человека зависит, в частности, и от того, насколько он знаком с ними и с какой настойчивостью ищет ответ на вопросы, которые ставит перед ним жизнь.



Пессимист: Но ведь эти проблемы завуалированы специально. Через СМИ формируется образ вено кайфующего, занятого только собой человека. Gomosapies превращается средствами массовой культуры в gomokaivusa.

Реалист: Конечно, такой возможности массового влияния на сознание людей, которую мы имеем в информационному обществе, никогда не было. Но ведь на то и существует гражданское общество, чтобы решать эти проблемы. И в России немало ученых и общественных деятелей, которые говорят о том, что свободные СМИ не всегда лучшим образом влияют на молодежь.

Философ: Проблемы молодежи, проблемы «отцов и детей» как раз и относятся к числу вечных. Но одно бесспорно: у современной молодежи соблазнов гораздо больше, чем нравственных ограничений. Как говорит современный английский философ Зигмунд Бауман «в обществе потребления потребностям придают незаслуженный авторитет. Они стали измерителем роста экономики глобализующегося мира. Создание потребностей заменяет нормативное регулирование, а реклама занимает место идеологической индоктринации. В современном обществе соблазны заменяют надсмотр и принуждение».

Были времена, когда молодежь воспитывалась в духе альтруизма и аскетизма, в стремлении трудиться ради будущего, а теперь она воспитывается в духе эгоизма, формируется потребительское отношение к жизни. Все это следствие того, как считают многие ученые, что у человечества нет сегодня модели будущего, оно переживает глубочайший духовно-нравственный кризис. Но так вечно быть не может. Уже были в истории такие времена, именно нравственность образованной части общества в конце-концов находила выход из тупика. Раньше мир спасало то, что молодежь стремилась быстрее стать взрослой. Сейчас наоборот, взрослым предлагают до гроба оставаться молодыми. Самое опасное, что у молодежи культурой общества потребления изъято как раз то, что удерживает от соблазна и облагораживает страсти: романтизм, идеализм. Возвышенный образ мыслей. Молодого человека стараются из детства сразу перенести в мир прагматизма и реальности.

Молодежь – это порыв, устремленность в будущее, свободный полет. Без этой вертикали присущие юности мечты о доблести, о подвигах, о славе вырождаются в знакомый нам кураж и разгул плотских страстей.

Но всегда, во все времена у человека была возможность нравственного выбора, которую не может отнять никакое общество, была возможность проявления великодушия, как способности лдуш9и вместить весь мир таким, каков он есть. И быть недовольным в этом мире только самим собой.

«Великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит» (М.К.Мамардашвили).

В великодушии нет бессилия, это сила участвующего принятия мира во всей его полноте.

Конечно, великодушие не родиться на пустом месте. Должен быть источник, пример для подражания. А таких примеров, к сожалению, становится меньше.

Поэт: Не согласен! Может быть, в сегодняшней жизни их, действительно, меньше. Но есть родник, из которого можно пить, есть колодец, из которого можно черпать, черпать и до конца не вычерпать – это бесценный духовный опыт поколений, отраженный в искусстве. Это есть свидетельства нравственных поисков молодого Ломоносова, Пушкина, Лермонтова! Если тебе, кажется, что время безжалостно к тебе, вспомни:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!»

В час уныния – смирись!

Час веселья, верь, настанет!

Сердце будущим живет, настоящее – уныло,

Что уныло, то пройдет,

Что пройдет, то будет мило…

Это ли ни призыв к великодушию, к тому, чтобы принимать мир таким, какой он есть. Не идти против жизни, а собирать по крахам крупицы чистоты, любви, самоотдачи, бескорыстия и из них возводить фундамент своего мировоззрения.

«Наша жизнь – всего лишь только миг,

Наша жизнь – всего лишь растворение

Нас самих во всех других

Им себя в дарение… – говорил Б.Пастернак.
Пока мы боль чужую чувствует,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание – это наш современник Андрей Дементьев.

Современной молодежи есть, у кого учиться великодушию. И она учится. Вот одно маленькое подтверждение:

Добро и Зло вовеки рядом.

Твой выбор, друг, твоя судьба:

Или скользить по жизни взглядом,

Или идти путем добра – эти стихи написала Набокова Вика, ученица лицейского класса СГТУ.

Реалист: Конечно, поэзия всегда помогает человеку, в конце концов, обрести душевную гармонию. Но, к счастью, и в реальной жизни сегодня немало для этого делается. Безусловно, национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» касаются в первую очередь молодежи. Демографические проблемы тоже находят отражение в политике государства: закон о материнском капитале, увеличение пособия на детей. Вселяет уверенность в то, что с молодежью у нас будет все в порядке. По данным соцопроса, который проводил институт левады, более 50% россиян считают одной из главных ценностей семью. Значит, у государства в духовно-нравственном воспитании молодежи есть мощная поддержка.

Заключение


Участие в дискуссиях помогло нам осознать, что мы живем в удивительном времени: оно очень сложное, полные противоречий, но дает человеку огромные возможности и неограниченную свободу. Но если понять, что неограниченной свободы не бывает, то, чтобы сохранить в себе человека нужно помнить об ограничении, которые никто никогда не отменял и не может отменить. Это следование вечным нравственным ценностям и моральным принципам.

Сейчас много говорят о негативном влиянии на культуру, нравственность, личность человека тех социальных процессов, которые связаны с глобализацией. Сам Джорд Сорос, автор теории глобализации, во многом не согласен с тем, что сегодня происходит. Об этом он написал в своей книге «О глобализации», которая была выпущена в 2002 году.

Английский философ З.Бауман вообще дает очень мрачные прогнозы относительного дальнейшего развития человеческой цивилизации (книга «Индивидуализированное общество» - 2002 год).

А русский публицист и педагог П.Лернер считает, что у человечества только одна надежда – образованный человек. Одну из главных образовательных задач П.Лернер видит в воспитании духовности. Под духовностью следует понимать « активную деятельность сознания, направленную на поиски смысла жизни и выполнение своего социального предназначения» - пишет он в одной из своих статей.

Теории глобализации (еще ее называют теорией «золотой миллиард») есть альтернатива. Теория устойчивого развития ООН. Правда, о ней пока мало известно.

Но одно ясно уже сейчас: единственный путь конструктивного развития современного общества это диалог, диалог различных культур, мировых сообществ, религиозных конфессий, социальных групп.

Именно диалог позволяет людям приобщиться к столь необходимой сегодня всем нам толерантности. У этого слова много толкований. Одно из них нам показалось интересным с точки зрения русской культуры, русской ментальности.

«Толерантность - это терпение, способность сдерживать себя, когда внешние обстоятельства побуждают к агрессии, это смирение, т.е. способность усилиями духа переживать трудности, видя в них новые возможности». Эти слова принадлежат русскому философу второй половины XX века, писателю, священнослужителю А.Меню.

Нам, кажется, что и мы, привыкая к диалогу, постепенно обретаем социальный оптимизм, который необходим каждому молодому человеку, начинающему самостоятельную жизнь.

Использованная литература




  1. Т. Берсенева Жизнь по совести. (Ответы на вопросы современных школьников)

  2. (М. 2006 г.)

  3. П. Лернер. Среда бытия растущего человека в изменяющемся мире. (М. 2005 г.)

  4. Н.Никандров Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. (Народное образование, 2006 г. №9)

  5. П. Шишкова И. Медведева “Поколение цветов” (Н.О. №1 2007 г.)

  6. Т.Шишкова и И.Медведева. 1. Клин. школа семьи 2005 г. Кто соблазнит малых сих? (СМИ против детей).




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница