Название дисциплины



Скачать 142.97 Kb.
Дата07.06.2016
Размер142.97 Kb.
Название дисциплины:

Психология и педагогика

Кафедра: Общей и прикладной психологии

Код специальности 030400.62 «История»

Форма обучения: очная

Составители: Доцент, канд. психол. наук Фролова Н.В.


Рецензенты: доцент, к.псхн. Любимова О.М.

Зав.кафедрой: профессор, д.с.н, кпсхн. Демина Л.Д.

Председатель НМС: доцент, кпсхн. Любимова О.М.

Срок действия: 2009-2015 гг.




Цели освоения дисциплины: сформировать у студентов представление о психологической науке и практике; способствовать развитию психологической компетентности; содействовать позитивному эмоционально-ценностному отношению к себе и окружающим.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Студент должен иметь представление: об основных закономерностях и механизмах психических процессов, состояний и свойств психики человека.
2.2. Студент должен знать и уметь:

Знать: основные представления о психологии как науке, изучающей психический мир человека; закономерности психических процессов, психических состояний, психических свойств личности; аспекты коммуникативной деятельности человека.

Уметь: анализировать структуру современной психологии; проводить общепсихологический анализ психических явлений и психических фактов; творчески применять психологические знания в разных сферах жизнедеятельности личности.
2.3. Студент должен иметь навыки:

организации собственной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности; приемами саморегуляции, самоконтроля, формирования и развития собственной личности.




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Обязательный минимум содержания образовательной программы

Новый

раздел


(модуль)

вид

Тема


занятий

Объем часов

семестр

Основная

Лит-ра


Дополнител.

Лит-ра


Методическ.

разработки



Обеспечение дисциплины


Раздел 1.

Лек.

Лек.


СР

Введение в психологию

Предмет и методы психологии


Психика и сознание

Понимание сознания в современной психологии


2

4

10



6

6

6



Л1-1, Л1-2

Л1-3


Л1-1, Л1-2, Л1-3, Л1-4



Л2-2

Л2-1, Л2-2, Л2-3, Л2-4, Л2-5, Л2-6










Раздел 2

Лек.

Лек.

Прак.


Прак.

СР


Личность в деятельности и общение

Психологическая теория деятельности

Общепсихологическая характеристика личности
Психологическая характеристика общения

Проблема группы в социальной психологии


Возрастные и профессиональные особенности приемов общения



4


4

2


2

10

6

6

6


6

6


Л1-1, Л1-4

Л1-2

Л1-4



Л1-1, Л1-4

Л1-1, Л1-2, Л1-3, Л1-4



Л2-1


Л2-6

Л2-1, Л2-2, Л2-3, Л2-4, Л2-5, Л2-6







Раздел 3

Лек.

Лек.

Лек.
СР



Психические процессы

Психология ощущений и восприятия

Память как процесс отражения прошлого опыта

Мышление и воображение как особый вид психических процессов


Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности


4


2

4
10


6


6

6
6

Л1-1

Л1-4

Л1-2, Л1-3

Л1-1, Л1-2, Л1-3, Л1-4



Л2-2

Л2-3, Л2-4

Л2-1, Л2-2, Л2-3, Л2-4, Л2-5, Л2-6









Раздел 4


Лек.

Лек.

Прак.


СР

Психические состояния
Общая характеристика психических состояний

Внимание как состояние

Эмоциональные и волевые состояния человека

Стресс и методы его преодоления



2


4

4

10



6


6

6

6




Л1-1, Л1-4


Л1-2, Л1-4

Л1-1

Л1-1, Л1-2, Л1-3, Л1-4



Л2-6


Л2-1, Л2-2, Л2-3, Л2-4, Л2-5, Л2-6




Раздел 5


Прак.

Прак.


Лек.

СР


Психология индивидуальности личности

Темперамент как динамическая характеристика личности


Психология характера

Психология способностей


Зависимость стиля общения от свойств темперамента



4

4

4


10


6

6

6


6


Л1-1, Л1-4

Л1-2


Л1-1

Л1-1, Л1-2, Л1-3, Л1-4



Л2-5


Л2-1, Л2-2, Л2-3, Л2-4, Л2-5, Л2-6







Распределение часов дисциплины по семестрам (вставить литературу)

Вид занятий


6 семестр




Итого

УПД


Итого

РПД


Лекции

34




34

34

Практические

16




16

16

КСР













Итого аудиторн.

50




50

50

СРС

50




50

50

ИТОГО

100




100

100


Литература:

1.Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций) : учеб. пособие для вузов/ Ю. Б. Гиппенрейтер.- М. : АСТ, [2008].- 352с. (НЕ-1)

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М.: Высш. Образование, 2008. – 575с. (ЭБС «Университетская библиотека online», ЭБС Издательства «Лань»)

3. Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов/ С. Л. Рубинштейн.- СПб.[и др.] : Питер, 2008. – 713с. (УГ1 -9, ЭБС «Университетская библиотека online»)

4. Феоктистова, Светлана Васильевна. Психология: учеб. пособие для вузов/ С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева.- М. : Академия, 2009.- 240с. (НЕ -3, ЧЗГ -1)

2.Рекомендуемая литература:
1. Глуханюк, Наталья Степановна. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова.- М. : Академия, 2009.- 288с. (ЧЗГ -1, НГ -1)

2. Маклаков, Анатолий Геннадьевич. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ А. Г. Маклаков.- СПб. : Питер, 2010.- 583с. (УГ1 -4, УЕ -9)

3. Марцинковская, Татьяна Давидовна. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ Т. Д. Марцинковская.- М. : Академия, 2010.- 384с. (НЕ -4, ЧЗЭЮ -2, ЧЗГ -2, НГ -2)

4. Немов, Роберт Семенович. Общая психология: [краткий курс]/ Р. С. Немов.- СПб.[и др.] : Питер, 2009.- 304с. (УЕ -1, ЭБС «Университетская библиотека online», ЭБС Издательства «Лань»)

5. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ под общ. ред. Е. И. Рогова.- Изд. 4-е.- Ростов н/Д : МарТ, 2010.- 560с. (УГ1 -1)

6. Штейнмец, Артур Эмануилович. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ А. Э. Штейнмец.- 2-е изд., перераб.- М. : Академия, 2010.- 288с. (НЕ -2, НГ -2, ЧЗГ -2, ЧЗЭЮ -2, ФП -2, УГ1 -28)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках дисциплины «Психология» предусмотрены как классические (модернизированные), так и инновационные формы. В этой связи применяются:

-лекции: информационные проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции-презентации, лекция-беседа;

-практические занятия: технологии анализа и решения проблем, визуализация учебной информации, работа в группах, метод разбора конкретных ситуаций;



-самостоятельная работа студентов: проработка конспектов лекций, повторение пройденного теоретического материала, установление главных вопросов темы, составление тезисов по теме, анализ выполняемой деятельности и ее самооценка, составление вопросов по содержанию лекции, конспектирование книг, статей, подготовка выступлений на семинаре, действия на практическом занятии в соответствии с инструкциями, получение результата, собеседование, подготовка к контрольной работе.


Оценочные средства для текущего контроля успешности, промежуточной и итоговой аттестации по освоению дисциплины

Контрольные вопросы:


  1. Классификация методов современной психологии.

  2. Назовите отрасли психологии и их связь с другими науками.

  3. Найти общее и различительное в понятиях «самость», «самооценка», «самоценность».

  4. Назовите структуру деятельности, ее внутренние и внешние компоненты.

  5. Раскройте потребностно-мотивационную сферу личности.

  6. Охарактеризуйте механизмы восприятия человека человеком.

  7. Групповая динамика и групповое развитие.

  8. Физиологические основы ощущений.

  9. Забывание как особый процесс памяти.

  10. Воля как сознательный регулятор деятельности.

  11. Раскройте соотношение характера и темперамента.

  12. Охарактеризуйте понятия «одаренность», «талант», «гениальность».


Темы рефератов

  1. История становления научной психологии.

  2. Взаимодействие генотипа и среды в психическом развитии человека.

  3. Функциональная асимметрия мозга и её назначения в формировании индивидуальных способностей.

  4. Роль знаковых систем в развитии высших психических функций.

  5. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

  6. Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

  7. Сон как состояние сознания.

  8. Медитация как изменённое состояние сознания.

  9. Основные виды человеческой деятельности.

  10. Роль и виды ощущений у человека.

  11. Сложные формы восприятия.

  12. Внимание и его психологические свойства.

  13. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

  14. Воображение и индивидуальное творчество.

  15. Психология творческого мышления.

  16. Сравнительный анализ различных определений личности.

  17. Способности, одаренность и талант; взаимосвязь и различия в этих явлениях.

  18. Темперамент и характер человека.

  19. Типологии характера.

  20. Воля как сознательная регуляция деятельности.

  21. Эмоции и современное художественное творчество.

  22. Невербальная коммуникация в межличностном общении.



Вопросы к зачету

  1. Предмет, задачи психологии.

  2. Отрасли психологии.

  3. 3. Методы психологии.

4. Краткая история становления психологии как науки.

5. Мозг и психика.

6. Три блока организации мозга (А.Р. Лурия).

7. Асимметрия полушарий.

8. Понятие о психике.

9. Развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.

10. Возникновение и развитие сознания.

11. Сознание, как высшая степень развития психики. Структура сознания.

12. Концепция культурно-исторического развития психики (Л. С. Выготского).

13. Бессознательное. Содержание бессознательного.

14. Психоаналитическая теория бессознательного.

15. Изменённые состояния сознания.

16. Самосознание человека.

17. Личность. Структура личности.

18. Основные теории личности.

19. Активности личности. Истоки активности.

20. Потребностно-мотивационная сфера личности.

21. Конфликты в потребностно-мотивационной сфере личности. Фрустрация. Когнитивный диссонанс.

22. Акцентуированные личности.

23. Деятельность. Структура деятельности.

24. Освоение деятельности. Навыки. Виды навыков.

25. Виды деятельности их психологическая характеристика.

26. Психологическая характеристика общения. Обратная связь в общении.

27. Виды общения. Речь.

28. Конфликты в общении. Причины возникновения конфликтов.

29. Восприятие человека человеком. Влияние установок Эффект ореола.

30. Ощущение. Пороги ощущений.

31. Виды ощущений и их характеристика.

32. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

33. Виды восприятия.

34. Память. Виды памяти и их психологическая характеристика.

35. Процессы памяти. Представления памяти.

36. Мышление как высшая форма отражения реальности. Мышление как процесс. Формы мышления.

37. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.

38. Воображение. Виды воображения и их характеристика.

39. Эмоции. Виды эмоций и их характеристика.

40. Чувства. Виды чувств и их характеристика.

41. Волевая регуляция поведения.

42. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания.

43. Понятие темперамента. Теории темперамента (Кречмер, Павлов).

44. Понятие типа высшей нервной деятельности в классификации темпераментов.

45. Типы темпераментов и их характеристика.

46. Характер. Структура характера. Характер и темперамент.

47. Способности. Виды способностей и их характеристика.

48. Способности и задатки. Одарённость.

49. Группы и их классификация.

50. Психологическая теория коллектива.


Электронные образовательные ресурсы:

www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru.



Программное обеспечение:

  1. www.lib.asu.ru,

  2. www.gumer.info/bibliotek_Buks/psihol/_Index.php,

  3. www.koob.ru

  4. http://www.biblioclub.ru/

  5. http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском

  6. http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском

  7. http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ - на английском и немецком

  8. http://elibrary.ru/titles.asp - на английском

  9. http://www.springerlink.com/behavioral-science/ - на английском

  10. http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925

  11. http://psylib.kiev.ua/

  12. http://azps.ru/

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций. Доска, мел, ноутбук, экран настенный, проектор. Мультимедийные средства и др.
Каталог: %C8%F1%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9%20%F4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2 -> 030400.62%20%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF -> %C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF 030400.62 -> %CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E0 -> %CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF
%C8%F1%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9%20%F4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2 -> Вопросы к зачету по курсу «Педагогика высшей школы»
%C8%F1%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9%20%F4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум Ведение переговоров» Для направления подготовки магистра 031900. 68 "Международные отношения"
%C8%F1%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9%20%F4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Новейшая история стран Европы и Америки для направления 030700. 62 Международные отношения (квалификация
%C8%F1%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9%20%F4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине политология для подготовки по направлению 030700. 62


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница