Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика



страница1/5
Дата10.02.2016
Размер0.85 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

АЛИЕВ СУЛАЙМОН НОЗИМОВИЧ



НАУЧНО–Педагогические основы

формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах РеспубликИ Таджикистан

(на материале англиЙского языка)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Душанбе– 2009

Работа выполнена на кафедре общей педагогики и методики преподавания английского языка ГОУ ВПО «Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корр. АПН РТ



Каримова Ирина Холовна

доктор педагогических наук



Рузиев Шараф Рузиевич

доктор филологических наук, профессор



Джамшедов Парвона Джамшедович

Ведущая организация: Таджикский национальный университет


Защита состоится « 25» июня 2009 г. в_____часов на заседании диссертационного совета Д 737.001.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Таджикском государственном педагогическом университете им. Садриддина Айни по адресу: 734003, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 121.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ

www.vak.ed.gov.ru 27 марта 2009 г.
Автореферат разослан «______ » ___________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук: Абдуллаева Р.Х.



Общая характеристика работы
Актуальность проблемы исследования. Коренные изменения, которые произошли в политической, социально–экономической и культурной жизни суверенной Республики Таджикистан после 90–х годов, неизбежно отразились и на системе образования. Между тем, уже в конце декабря 1993 года был принят Закон «Об образовании», направленный на реформу образования как в средней, так и высшей школе уже в новых условиях суверенного государства. 14 апреля 2004 года был принят Закон «Об образовании» в новой редакции, согласно которому образование в системе политики государства выступает как приоритетное направление. Подчеркивая важность решения проблем развития высшей школы, Президент республики Эмомали Рахмон еще в 1995 году подчеркивал: «Требует реформирования высшая школа, в которой особенно отстает от современных требований качество подготовки специалистов. А это приносит и материальный, и моральный ущерб обществу. Настала необходимость пересмотреть все содержание высшего образования»1.

Постановление Республики Таджикистан «Об утверждении программы реализации реформы системы образования на 2004–2009 годы» совместно с «Национальной концепцией образования Республики Таджикистан» и «Государственным стандартом высшего профессионального образования Республики Таджикистан» являются документами, которые определяют дальнейшее развитие сферы образования и направлены на то, чтобы систему образования страны поднять до уровня соответствия мировым стандартам.

В сфере языкового образования наметились наиболее общие направления ее совершенствования: ориентация на мировые тенденции развития, стремление к децентрализации, изменение социального контекста изучения иностранных языков, пересмотр содержания и задач иноязычного образования. С ростом межкультурного сотрудничества и развитием интернациональных связей с зарубежными странами увеличилось значение практического владения иностранным языком, усилилась ориентация на международные требования к уровню владения им. В этой связи следует особо подчеркнуть Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении государственной программы совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004–2014 годы», которое ставит перед учеными и специалистами вузов, работниками общеобразовательных школ республики целый ряд ответственных задач по коренному совершенствованию обучения английскому языку.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интеграционные процессы поставили перед системой образования республики проблему совершенствования профессиональной подготовки учителей иностранных языков, в частности учителей английского языка как наиболее распространенного и функционально значимого мирового языка, на базе которого реализуются информационные процессы и новейшие информационные технологии. Для успешного взаимодействия в сфере культуры и экономики, науки и образования, необходимо в первую очередь повысить эффективность иноязычного образования в средней школе как основном и самом массовом звене образовательной системы. Необходимо, чтобы выпускник средней школы обладал коммуникативными качествами, реализуемыми не только на родном, но и на иностранных языках.

В современных условиях специальность «учитель иностранного языка» становится все больше востребованной в обществе. Новый статус учителя ИЯ ставит задачу существенной модификации профессиональной подготовки педагогических кадров, обновления содержания и технологии лингвистического образования, повышения качества высшего образования. Для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности будущий учитель ИЯ должен не только в совершенстве овладеть иностранным языком, но и обладать базовым уровнем профессиональной компетентности.

Существует множество диссертационных исследований, посвященных проблемам формирования различных видов компетентности студентов вузов в процессе их профессиональной подготовки. В них рассмотрены: профессиональная компетентность (А.Л. Бусыгина, А.А. Воротникова, Е.С. Врублевская, О.Н. Загора, А.В. Ефанов, Ю.В. Койнова, Н.В. Матяш, С.В. Мелешина, Г.С. Сухобская, Н.В. Харитонова, В.И. Юдин), профессионально–педагогическая компетентность (Н.Н. Лобанова), психолого–педагогическая компетентность (Н.В. Остапчук), педагогическая компетентность, (Н.П. Иванищев), коммуникативная компетентность (В.И. Кашницкий, Г.А. Кудрявцева, Т.И. Липатова, Е.В. Прозорова, Ю.Н. Емельянов), социально–культурная компетентность (Л. Берестова), этнокультурная компетентность( Н.Г. Арзамасцева) и др.

Имеются также диссертационные работы, исследующие вопросы формирования различных видов компетентности в процессе обучения иностранным языкам. Так, Н.В. Харитонова исследовала формирование профессиональной компетентности будущих педагогов – студентов факультета дошкольного воспитания в процессе изучения иностранного языка. Кандидатская диссертация Э.Б.Соловьевой посвящена изучению педагогических условий формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка. Вопросы формирования культурологической компетенции при обучении иностранному языку рассматриваются в диссертационных исследованиях М.В. Булыгиной и О.А. Лукиной. Проблему формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка исследовала М.В. Белянина. Е.Е. Боровкова изучила особенности формирования межкультурных коммуникативных умений у будущих учителей. Транскультурные коммуникативные умения у студентов стали предметом исследования Г.А. Коноваловой. Г.Р. Булгакова проводила диссертационное исследование на материале изучения иностранного языка как второй специальности по акмеологическим аспектам подготовки будущих учителей так называемой двойной компетенции. Докторская диссертация О.М.Шиян посвящена развитию аутопедагогической компетентности учителей иностранных языков. Формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза посвящена докторская диссертация О.Ю.Искандаровой.

Поиску эффективных путей обучения иностранным языкам в средней и высшей школе Таджикистана посвящены работы С. Авганова, П.Д. Джамшедова, П.Н. Сацкой, С. Мухтаровой, Ш. Мухторова, Л.В. Саидовой, Г.Р. Рахмонова, М.Т. Менлашева, Х. Сайфуллаева, К.Ч. Талбакова, Р.К. Фузайлова. Заметный вклад во внедрение активных методов обучения в учебный процесс с учетом местных и региональных условий внес цикл учебников, подготовленных П.Д. Джамшедовым и П.Н. Сацкой для средних общеобразовательных школ республики.

Наряду с этим, в республике выполнен ряд фундаментальных исследований по истории развития образования в средней и высшей школе в масштабе Советского Союза (С. Абдуллаев, М.И. Иркаев, И.О. Обидов, Б. Рахимов, Д.И. Фельдштейн, А.А. Шарипов и др.). Существуют также современные исследования исторического и педагогического характера по различным аспектам проблемы подготовки педагогических кадров в вузах страны и развитию народного образования (С.Ш. Базарова, У. Зубайдов, И.Х. Каримова, К.Б. Кодиров, Д.Н.Латыпов, М. Лутфуллоев, М. Нугманов, А. Нуров, Ш.М. Рузиев, З.М. Халимова, М.О. Хусейнзаде, Дж. Шарипов, Ф. Шарипов, Х.Р. Шомурадов, Н.Н. Шоев, М.Р. Юлдашева и многие др.), которые внесли большой вклад в развитии педагогической науки и качества профессионального образования в Республике Таджикистан.

Анализ данных исследований позволил установить, что таджикскими учеными в основном изучены вопросы, касающиеся отдельных аспектов обучения иностранному языку. Однако проблема формирования профессиональной компетенции студентов педагогического вуза – будущих учителей иностранного языка, а в нашем случае английского языка для таджикских школ,– до настоящего времени не являлась предметом специального исследования.

Решение проблемы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педагогических вузах Республики Таджикистан требует рассмотрения ее с позиций философии, социологии, социолингвистики, педагогики, психологии, психолингвистики, лингводидактики, этнопедагогики и т.д.

Специальность учителя иностранного языка, как никакая другая, требует значительной суммы профессиональных знаний и профессиональных навыков и умений обучающей деятельности. Поэтому рассмотрение центральной проблемы исследования не ограничивается научно–педагогической проблемой формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, а включает в себя также проблемы профессионального образования и воспитания, которые трактуются нами с позиции антропоцентрического подхода, с учетом социально–педагогических и социолингвистических условий, сложившихся в Республике Таджикистан.

В ходе проведения нашего исследования был выявлен ряд противоречий в системе педагогического профессионального образования, которые обусловили актуальность работы. Это противоречия:



  • между потребностью современного таджикского общества в учителях английского языка, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, и достаточно низким уровнем подготовки выпускников педагогических вузов;

  • между потребностью педагогического вуза в абитуриентах факультета иностранных языков с достаточным уровнем развития коммуникативных способностей, навыков и умений на иностранном языке и низким уровнем профессиональной мотивации, а также коммуникативных умений у выпускников средней школы, поступающих на языковой факультет;

  • между потребностью в специалистах с высокой коммуникативной компетенцией на иностранном языке и укоренившимися в практике школьного иноязычного обучения приемами грамматико–переводного метода обучения;

  • между необходимостью в процессе организации содержания профессионального образования представлять факты и реалии окружающей действительности в виде целостной объективно существующей реальности и фрагментарным ее представлением в сознании студентов, что является результатом предметной группировки научных дисциплин в учебных планах вузов;

  • между коллективным характером развития профессиональных качеств учителя и необходимостью формирования у каждого студента факультета иностранных языков личностной значимости профессиональных знаний и умений, являющейся основой профессионально ценных личностных свойств и характеристик, которые необходимы специалисту для качественного выполнения обучающей деятельности, и др.

Необходимость разрешения на теоретическом и практическом уровнях указанных противоречий определила тему настоящего исследования: «Научно–педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики Таджикистан (на материале английского языка)».

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки учителей иностранных языков (английского) в языковом педагогическом вузе в современных условиях суверенного Таджикистана.

Предметом исследования является процесс формирования и развития профессиональной компетенции у студентов факультета иностранных языков.

Цель исследования – разработать научно–педагогические основы развития профессиональной компетенции будущих учителей английского языка – языковой, речевой и коммуникативной, а также методической компетенции, определить теоретические и практические особенности технологии совершенствования профессиональной подготовки учителей английского языка и выявить роль системно–целевого подхода в организации содержания обучения и целенаправленном формировании профессиональной компетенции студентов педагогического вуза.

Гипотеза исследования включает следующие предположения:



Развитие и формирование профессиональной компетенции будущих учителей английского языка в педагогическом вузе будет эффективным, если:

  • оно основывается на системно-целевом подходе, реализуемом в формах содержательной, когнитивной и прагматической концептуальности:

  • на содержательном уровне системно-целевой подход становится очевидным в процессе формирования профессиональной компетенции через осуществление профессиональной направленности или педагогизации в овладении специальными дисциплинами;

  • когнитивный уровень концептуальности опирается на лингводидактически релевантные стратегии представления методических знаний, отражающие когнитивные механизмы их усвоения студентами;

  • прагматическая концептуальность требует от организации профессионального обучения систематической речевой/коммуникативной тренировки на изучаемом языке, которая достигается с помощью активных и интерактивных методов ведения занятий и совершенствует языковую, речевую коммуникативную и методическую компетенцию студентов;

  • теоретически будут обоснованы принципы и концептуальные основы профессиональной подготовки учителей иностранного языка;

  • будет предусмотрена в учебном плане система изучения студентами лингводидактических и специальных психолого-педагогических дисциплин, обеспечивающие основы формирования профессиональной компетенции;

  • будут разработаны научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции студентов в условиях экспериментального обучения;

  • реализация идеи комплексности и взаимосвязи изучаемых специальных и общепрофессиональных дисциплин с выходом непосредственно на педагогическую практику обеспечит в своем содержании профессиональную направленность вузовского педагогического образования;

  • формирование у студентов личностного осознания смысла учебной деятельности позволит осуществить переход от одного ведущего вида деятельности (учебного) к другому (учебно-профессиональному).

  • будут обеспечены условия для формирования устойчивой внутренней мотивации профессиональной деятельности и развития необходимой педагогической рефлексии у студентов, с учетом антропоцентрического подхода.

Цель и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

    1. провести теоретико–педагогический анализ общего состояния системы образования суверенной Республики Таджикистан и преподавания иностранных языков;

    2. изучить пути реформирования образовательной системы республики на современном этапе;

    3. проанализировать государственную политику в области языкового образования и подготовки педагогических кадров;

    4. охарактеризовать современные требования к профессиональной подготовке учителей иностранных языков;

    5. выявить состояние развития профессиональной компетенции у студентов в условиях существующей системы языкового образования в педвузе;

    6. реализовать идею системно–целевого подхода при определении языковых, методических и специальных психолого–педагогических дисциплин в учебных планах по специальности «Иностранные языки», их структуры и содержания, а также выявить степень их эффективности;

    7. разработать и теоретически обосновать принципы, которые во взаимосвязи составили бы концептуальную основу профессиональной подготовки учителей иностранного языка и служили бы усилению идеи ее системности и профессиональной направленности, будучи реализованными при изучении лингвистических, лингводидактических и психолого–педагогических дисциплин;

    8. определить характерные особенности системно–целевого подхода и способов его реализации в развитии профессиональной компетенции студентов – будущих учителей иностранного языка в условиях экспериментального обучения;

    9. в ходе опытноэкспериментальной работы проверить эффективность применения системно–целевого подхода в формировании профессиональной компетенции и развитии профессиональной мотивации студентов – будущих учителей иностранного языка;

    10. разработать технологию оценки эффективности индивидуальной обучающей деятельности студентов в период педагогической практики в средней общеобразовательной школе.

Решение этих задач заключалось в разработке научно–педагогических основ развития и формирования профессиональной компетенции студентов факультета иностранных (английского) языков на методологическом, теоретическом и праксиологическом уровнях.

Характер проведенного научного исследования обусловлен уровнем современного развития педагогических, научно–методических, психолингвистических теорий и обучающей практики. Многофакторность, структурная сложность и системность любой обучающей деятельности обязывают исследователей применить к предмету научного анализа комплексные методы изучения и выявления закономерностей учебного процесса. Поэтому методологической и теоретической основой данного исследования являются:

 труды ведущих специалистов смежных научных направлений и, прежде всего, современные философские взгляды на язык как на индивидуально–психическое и социальное явление, на общество, в котором коммуникативные (дискурсивные) возможности языка/речи реализуются с целью осуществления межличностной, межнациональной и межкультурной коммуникации (В.М. Алпатов, Н.З. Бросова, А.А. Вербицкий, Е.М. Верещагин, Ю.А. Дешериев, Е.А. Земская, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, И.П. Лысакова, О.Г. Масловский, Н.И. Мицкевич, В.А. Мясников, Б.Г. Нагорный, Н.С. Розов, Ю.С. Степанов, В.Д. Шадриков и др.);

– фундаментальные работы по методологии личностно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.Я. Гальперин, И.Я. Зимняя, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, О.В. Лешер, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Л.А. Петровская, Н.Ф.Талызина, Г.Н. Щукина, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская и др.);

 труды по педагогике и психологии обучения иностранным языкам В.А. Артемова Б.В. Беляева, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Л.В. Сахарного, Б.Ю. Нормана и др.

– труды по методологии и методам психолого-педагогических исследований (Р. Атаханов, В.Н. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков, М.Г. Ярошевский и др.);

– работы, посвященные теории системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, И.А.Колесникова, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.В. Молчановский, В. Оконь, З.А. Решетова, Г.Н. Сериков, В.Я. Татур, Э.Г. Юдин и др.);

– труды ученых, посвященные проблемам качества высшего профессионального образования (О.А.Абдуллина, С.Н. Архангельский, И.С. Батраков, А.П. Беляев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершиловский, В.Г. Воронцова, В.И. Загвязинский, М.И. Дьяченко, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, , В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Ю.Ф. Тимофеева, и др.);

– концепция компетентостно  ориентированного образования (В.И.Байденко, В.А. Болотов, Н.Д. Гальскова, Е.А. Гнатьишина, Э.Ф.Зеер, И.Я. Зимняя, М.Е. Дуранов, О.В. Лешер, А.К. Маркова, Л.М.Митина, А.Н. Щукин, А.В. Хуторской и др.);

– исследования в области новых стандартов высшего профессионального образования и условий многоуровневой системы (Т.М. Балыхина, С.Г. Бандаев, Т.И. Зайко, Д.Х. Кабутов, В.Г. Кинелев, В.А. Кузнецова, В.А. Корвяков, О.Н. Олейникова, М.Н. Пахомов, Ю.Н. Петров, И.Л. Тупайло, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков, В.С. Ямпольский и др.);

– труды в области учебной деятельности, условий ее формирования и развития (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, И.Я. Зимняя, И.И. Ильясов, Р.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.);

– концепция мотивации учения и профессиональной деятельности (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, П.А. Матис, А.Б. Орлов, Г.И. Щукина и др.);

– исследования в области коммуникативного подхода и коммуникативного метода обучения (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, S. Brumfit, F. Klippel, W. Littlewood, K. Johnson, W. Rivers, J. Sheils, S. Viiliers, H.G. Widdowson и др.);

 работы по изучению многоязычия и языковой ситуации в Республике Таджикистан (исследования Т.В. Гусейновой, П.Д. Джамшедова, М.Б. Нагзибековой, В.Х. Салибаева, Р.И. Хашимова, Х.Д. Шамбезода и др.);

 труды по методике преподавания иностранных языков – работы Л.В. Щербы, И.Л. Бим, В.Н. Вагнера, Е.И. Вишневского, И.Н.Верещагиной, Н.Д. Гальсковой, Н.И.Гез, Г.А. Китайгородской, З.И. Клычниковой, М.В. Ляховицкого, Р.П. Мильруда, Р.К. Миньяр-Белоручева, А.А. Миролюбова, Е.Н. Пассова, Г.В. Роговой, П.Н.Сацкой, Е.Н.Солововой, В.М.Филатова, И.И. Халеевой, С.Ф.Шатилова, А.Н. Щукина и др.;

 исследования по проблемам организации профессионального иноязычного образования (Т.Ю. Елисеева, Ю.В. Еремин, Б.М. Есаджанян, О.Ю. Искандарова, О.В. Сухих, Г.Д. Хорошавина, Н.В. Харитонова, О.М. Шиян и др.).



Концептуальная идея исследования состоит в том, что значительным по своей эффективности фактором развития профессиональной компетенции студентов – будущих учителей иностранного языка является системно–целевой принцип организации профессионального образования, позволяющий максимально активизировать формирование всех видов профессиональной компетенции: языковую, коммуникативную и обучающую. Практическая реализация данного принципа позволит представить профессионально значимые знания (по лингвистике и языкознанию, по психолого–педагогическим дисциплинам) в виде целостного системного образования, отражающего комплексность и взаимозависимость явлений окружающей действительности (в частности, педагогической) и целенаправленно формировать обучающие умения, развивая индивидуальные свойства личности будущих педагогов, последовательно формируя и укрепляя профессиональную мотивацию.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе факультетов английского языка и романо-германских языков Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни (ТГПУ), иностранных языков Курган-Тюбинского государственного университета им. Н. Хусрава (КТГУ) и Таджикского государственного института языков (ТГИЯ). Всего исследованием в различных формах были охвачены свыше 1200 студентов 1-5 курсов. В экспериментах участвовали также 45 преподавателей иностранных языков вышеуказанных вузов и 60 учителей английского языка общеобразовательных школ (№№ 7, 9, 20, 21, 34, 43, 53, 60, 74, 88 ) г. Душанбе.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1994 по 2008 год в три этапа:

Первый этап (1994 – 1999 гг.) – диагностирующе–прогностический – был посвящен изучению и анализу философской, социологической, социолингвистической, педагогической, лингводидактической, психологической, и психолингвистической литературы; определялись степень актуальности и уровень разработанности научной проблемы; формировались направление, тема и рабочая гипотеза, понятийный аппарат исследования, определялись его задачи.

В указанный период изучались нормативные документы и постановления правительства Республики Таджикистан по вопросам обучения, воспитания и образования; архивные материалы, различные сборники документов и материалов, статистические ежегодники, характеризующие состояние преподавания в вузах страны; также изучались и анализировались содержание предмета «Английский язык» в учебных планах языкового факультета, структура общепрофессиональных и специальных дисциплин в учебных планах, разрабатывались новые учебные планы на основе требований многоуровневой системы обучения.

На этом этапе были использованы такие методы исследования, как анализ научной и научно–методической литературы, учет опыта педагогической деятельности преподавателей педагогического вуза, анализ проведенных исследований по данной проблеме, наблюдение, анализ результатов анкетного опроса студентов (проводился стартовый анкетный опрос студентов, выявляющий исходный уровень профессиональной мотивации, анкетные опросы в период педагогической практики), изучались и анализировались учебные планы и программы профессионального образования. Методы обобщения и абстрагирования использовались при анализе проблемы и формулировании рабочей гипотезы и задач, моделировании педагогических ситуаций.

На втором этапе (2000 – 2005 гг.) – теоретико–экспериментальном – разрабатывалась и уточнялась концепция исследования проблемы и ее решение на уровне управления педагогическим процессом, продолжалось изучение мотивации педагогической деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки; изучались факты и условия оптимизации процесса формирования профессиональной компетенции в вузе; разрабатывались способы изучения и описания навыков и умений студентов в проведении обучающей деятельности по избранной специальности в период педагогической практики. На данном этапе проводилась основная экспериментальная часть исследования, координация деятельности преподавателей – руководителей педагогической практики, и учителей школ, уточнялись содержание и методы работы со студентами на аудиторных занятиях и в период педагогической практики, направленные на формирование профессиональной компетенции. При этом использовались методы диагностики сформированности профессиональной компетенции, моделирование профессиональной деятельности, эксперимент в констатирующих и обучающих формах, статистические методы обработки результатов исследования.

На третьем этапе (2006 – 2008 гг.) – научно–экспериментальном – проводилась доработка теоретической и экспериментальной части исследования, уточнялись его выводы, осуществлялась апробация и внедрение результатов исследования в практику работы высшей школы, а также окончательное оформление материалов диссертационного исследования и подготовка монографии. Ведущими методами при этом были: анализ, обобщение, формирующий эксперимент, сравнение, статистическая обработка полученных данных и др.


Каталог: upload -> docs 3
docs 3 -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs 3 -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs 3 -> Галимзянова ильхамия исхаковна
docs 3 -> Студентов в профессиональном образовании
docs 3 -> Цинарева Тамара Алтыбаевна Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза
docs 3 -> К инновационной деятельности
docs 3 -> Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде
docs 3 -> Мировое образование как система 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
docs 3 -> Учителя иностранного языка
docs 3 -> Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница