Научно-образовательные и научно-информационные материалы, обеспечивающие возможность повышения квалификации научно-педагогических работников и специалистов вуза в области предпринимательской деятельности



страница1/7
Дата05.03.2016
Размер1.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




Научно-образовательные и научно-информационные материалы, обеспечивающие возможность повышения квалификации научно-педагогических работников и специалистов вуза в области предпринимательской деятельности

Наука является базовым элементом национальной инновационной системы и основным источником инноваций и новых технологий. В рамках Государственной программы инновационного развития страны формируется рынок объектов интеллектуальной собственности, создается сеть организаций инновационной инфраструктуры и происходит коммерциализация инноваций. Созданы научно-технологические парки, центры трансфера технологий, научно-производственные, инновационные, информационные и маркетинговые центры, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды, которые работают в сфере информационного, консультационного, организационного и иного обеспечения инновационной деятельности.

Вместе с тем квалификация управленческого персонала научных организаций и научно-практических центров существенно уступает современным требованиям. В связи с этим необходимо формирование нового качества управленческого знания в научной сфере.

В отчете представлены научно-образовательные и научно-информационные материалы подготовки студентов к предпринимательству, а также повышения квалификации сотрудников вуза в области предпринимательской деятельности. Разработаны программы краткосрочных курсов для повышения квалификации научных работников вуза и программы дисциплин, которые могут быть включены в долгосрочные курсы повышения квалификации научных работников вуза. Представлена педагогическая модель системы подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности в авиационной сфере.




Содержание

1.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность

4

1.1.

Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

4

1.2.

Сущность и актуальность проблемы подготовки студентов вуза в области предпринимательской деятельности в вузовской среде

9

1.3.

Педагогическая модель системы подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности в авиационной сфере

19

1.4.

Сущность и актуальность проблемы подготовки научно-педагогических работников и специалистов вуза в области предпринимательской деятельности в вузовской среде

22

2.

Научно-образовательные и научно-информационные материалы

31

2.1.

Краткосрочная программа повышения квалификации научно-педагогических работников и специалистов вуза «Инновационная деятельность в профессиональном образовании»

31

2.2.

Программа повышения квалификации научно-педагогических работников и специалистов вуза по направлению «Управление инновационной деятельностью»

42

2.3.

Примерные программы дисциплин, для курсов

51

2.3.1.

Примерная программа учебной дисциплины «Системный анализ и принятие решений»

51

2.3.2.

Примерная программа учебной дисциплины «Промышленные технологии и инновации»

54

2.3.3.

Примерная программа учебной дисциплины «Теория инноваций

66

2.3.4.

Примерная программа учебной дисциплины «Управление инновационной деятельностью»

71

2.3.5.

Примерная программа учебной дисциплины «Технологии нововведений».

87

2.3.6.

Примерная программа учебной дисциплины «Управление инновационными проектами»

93

За последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие малого и среднего бизнеса. Однако по мере выхода из состояния мирового экономического кризиса увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Основной задачей России является построение инновационной экономики, что невозможно без формирования ее основы — сообщества молодых, инициативных, инновационно мыслящих предпринимателей. Однако к настоящему времени все еще не сформирована комплексная система, позволяющая воспитывать предпринимателей нового поколения.


1. Предпринимательство и предпринимательская деятельность
1.1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта).

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов.

Предпринимательство является особым новаторским, антибюрократическим стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпри­нимательство означает персональную экономическую ответственность за результаты работы.

Можно также сказать, что предпринимательство — это осуществление созидательной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

«Предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей» (П. Самуэльсон)

Предпринимательство прошло сложный путь своего становления от периода купечества до установления рыночных отношений и на сегодняшний день признается на государственном и политическом уровне в качестве развивающего фактора российского общества. К социально-профессиональным предпосылкам развития предпринимательства в период создания рыночного механизма управления следует отнести: разгосударствление собственности; создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности; создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране; образование новых рыночных структур управления; создание Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом и соответствующие комитеты на местах, коммерческих банков, бирж, фирм и большого количества самых разнообразных акционерных обществ, холдингов; введение (1991 г.) в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», определивший статус предприятия и предпринимателя.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты.

Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соот­ветствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов. Сама организация деятель­ности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Одна из самых сложных задач предпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, - это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

Задача обеспечения конкурентоспособности сферы производства и услуг в нашей стране обусловливает необходимость всемерного развития цивилизованного предпринимательства, способного придать гибкость и динамизм отечественной экономике. Важнейшими условиями, определяющими эффективность предпринимательской деятельности в современных условиях, является готовность осуществлять такую деятельность в современных сложных, динамично изменяющихся социально-экономических условиях, социальная ответственность предпринимателя, высокий уровень культуры предпринимательства. Однако современные российские предприниматели по многим позициям не соответствуют требованиям, необходимым для ведения цивилизованного бизнеса, в основе которого лежит соблюдение установленных профессиональным сообществом этики предпринимательской деятельности, соблюдение норм права, осознание социальной сущности предпринимательства как явления.

Развитие цивилизованного предпринимательства в России обусловливает необходимость профессиональной подготовки предпринимателей через систему высшего профессионального образования.

Система образования, в частности высшей школы, может внести значительный вклад в развитие предпринимательства в нашей стране, целенаправленно развивая в будущих специалистах способности и качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности, культуру предпринимательства. В течение последних десятилетий в РФ заложены основы бизнес – образования, которое по своему определению нацелено на подготовку профессионалов различных сфер деятельности к осуществлению предпринимательской деятельности. Вместе с тем следует отметить, что бизнес-образование в нашей стране нацелено преимущественно на подготовку менеджеров организаций и сосредоточено либо на экономических факультетах вузов, либо в сфере дополнительного профессионального образования взрослых.


Признаки предпринимательской деятельности:

  1. Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от решения заняться предпринимательством, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т.д.

  2. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Этим предпринимательство коренным образом отличается от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики. Уменьшения убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, то есть риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов.

  3. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже и в том случае, когда результатом ее окажется не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера.

  4. В соответствии с определением прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

  5. Самостоятельная ответственность предпринимателя своим имуществом также является признаком предпринимательской деятельности, не вошедшим в легальное определение.

  6. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной.

В учебной и научной литературе сформулированы и другие признаки предпринимательской деятельности, такие как системность, целенаправленность, профессионализм.

Предпринимательская деятельность осуществляется через ряд функций: 1) ресурсную, связанную с привлечением материальных, финансовых, кадровых, информационных ресурсов;

2) организаторскую, обусловленную необходимостью принятия управленческих решений в процессе профессионального проектирования и осуществления предпринимательской деятельности;

3) новаторскую (творческую), заключающуюся в поиске и внедрении новых идей, услуг, новых форм организации труда и т.д.


1.2. Сущность и актуальность проблемы подготовки студентов вуза в области предпринимательской деятельности в вузовской среде
Формирование новой структуры собственности, изменение традиционных форм управления, расширение сфер предпринимательства, базирующихся на устойчивом уровне организационной культуры, придают профессиональной подготовке современных предпринимателей на вузовском уровне особую актуальность. Система высшего образования должна вооружать студенческую молодежь устойчивыми знаниями и навыками в области предпринимательства, мотивировать личность студента на эту деятельность и одновременно способствовать формированию нравственно-позитивных ценностных ориентаций.

Как показало изучение состояния образовательной практики вуза, многими упущениями отличается в решении задачи подготовки студентов к предпринимательской деятельности ее дидактико-технологический компонент. Это выражается в том, что в образовательном процессе в техническом вузе все еще преобладающими являются информационная и репродуктивная функции в освоении профессиональных знаний и умений, соответствуя известной традиционной схеме «передача – усвоение». Приверженность к консервативным образовательным моделям вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке студентов технического вуза к предпринимательской деятельности, что связано с качественным обновлением образовательных программ, используемых технологий обучения и активизацией многих других ресурсов и возможностей профессионального образования. На этом основании можно констатировать факт отсутствия разработанной целостной дидактической системы эффективной подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Обозначенная проблема конкретизирована в нашем исследовании на примере подготовки будущих специалистов к предпринимательской деятельности в авиационной сфере в образовательном процессе университета.

Таким образом, значительная часть будущих специалистов различного технического профиля, обучающихся в вузе и ориентирующихся на предпринимательскую деятельность, не получает соответствующей подготовки к ней. Такая ситуация обусловлена тем, что не разработана система подготовки к предпринимательской деятельности, интегрированная в профессиональную подготовку по конкретной специальности, направлению.

Несмотря на довольно устойчивый интерес широкого круга ученых к предпринимательству как научной проблеме, оно не нашла должного отражения в научно-педагогических трудах. В исследованиях педагогическая составляющая предпринимательства, как правило, отсутствует, а социально-культурная составляющая присутствует незначительно. В современных социально-экономических условиях педагогическая, нравственно-этическая ориентация предпринимательской деятельности может существенно изменить ее качество и эффективность. Это актуализирует необходимость проведения специальных исследований, направленных на монографическое изучение педагогических проблем предпринимательства и обоснование концептуальных подходов к созданию системы профессиональной подготовки студентов технического вуза к данной области деятельности.

Приверженность к традиционным образовательным моделям в технических вузах вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке студентов к предпринимательской деятельности, связанными с качественным обновлением образовательных программ, используемых технологий обучения и активизацией других ресурсов и дидактико-технологических возможностей профессионального образования.

Таким образом, исходя из выше сказанного возникает обострение противоречия между возрастанием значимости предпринимательской деятельности в экономике современной России и недостаточной подготовленностью к этой деятельности выпускников высшей профессиональной школы.

Это противоречие конкретизируется в противоречиях локального характера:

– между объективной социально-экономической потребностью в формировании нового поколения российских предпринимателей как носителей культуры предпринимательства, способных эффективно развивать цивилизованный бизнес, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ подготовки к предпринимательской деятельности в техническом вузе за счет использования возможностей профессиональной подготовки по специальности или направлению;

– между потенциальными возможностями высшего профессионального образования в формировании готовности к предпринимательской деятельности, соответствующих компетенций будущего специалиста технического профиля, и отсутствием разработанной модели системы подготовки будущего предпринимателя.

– между назревшей необходимостью реализации в полном объеме учебно-методических возможностей образовательного процесса в вузе с комплексным охватом всего содержания вузовского образования и существующей системой подготовки студентов к предпринимательству только в соответствии с экономическим профилем специальности;

– между ориентацией на самоценность личности будущего предпринимателя авиационной сферы как носителя духовно-нравственной культуры и традиционной ориентацией высшего технического образования на формирование человека как специалиста;

– между быстро развивающимися предпринимательскими структурами в авиационном и транспортном комплексах и отсутствием модели целевого использования содержания высшего технического образования в подготовке предпринимателя для этих авиационных структур.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогическую модель системы подготовки специалистов авиационной сферы к предпринимательской деятельности в условиях обучения в техническом вузе и ее теоретико-методические и дидактические основы.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов авиационной сферы в техническом вузе.

Предмет исследования: педагогическая система подготовки студентов технического вуза, обучающихся инженерной специальности авиационной сферы, к предпринимательской деятельности в этой сфере.

Таким образом, подготовка студентов технического вуза к предпринимательской деятельности будет эффективной, если:

- обучение будет направлено на формирование готовности выпускника к предпринимательской деятельности в избранной сфере профессиональной деятельности, что включает развитие мотивации к предпринимательской деятельности, профессионально важных для предпринимателя качеств личности, основ культуры предпринимательства и соответствующих компетенций;

- в основу разработки системы подготовки будет положено научно обоснованное целостное представление о предпринимательской деятельности, ее функциях, решаемых задачах, условиях деятельности с ориентацией на формирование личности предпринимателя в условиях профессиональной подготовки специалиста авиационной сферы в техническом вузе;

- концепция подготовки будет строиться на методологии рефлексивного управления и творческой деятельности, принципах сочетания идей многомерного и личностно-деятельностного подходов;

- технология подготовки к предпринимательской деятельности будет основана на творческом взаимодействии преподавателей и студентов в проектно-предпринимательской деятельности и будет включать преемственно взаимосвязанные этапы, которые предполагают реализацию сквозных целей формирования у студентов экономических, правовых, психолого-педагогических, этико-культурологических, информационных компетенций в области предпринимательской деятельности;

- оценка результативности осуществляемого образовательного процесса будет происходить на основе проведения систематического мониторинга сформированности предпринимательских качеств, уровней профессиональной и управленческой компетенций, являющихся основой готовности преподавателей и студентов к осуществлению предпринимательской деятельности в авиационной сфере.

Хотя своими корнями предпринимательская деятельность уходит в экономические условия жизнедеятельности человека, она не является чисто экономической категорией: предпринимательство способствует повышению не только материального и духовного потенциала общества, но и создает почву для практической реализации врожденных и приобретенных способностей и талантов каждого индивида. Это означает то, что оно сопряжено и с педагогической наукой.

Предпринимательство представляет собой систему социальных взаимосвязей, так как имеет интегративную комплексную природу, определяемую нравственностью, достижениями в области экономических, психолого-педагогических, управленческих, юридических, исторических, культурологических и других наук, реальной практикой функционирования коммерческих организаций и оценочным отношением субъектов.

Подготовку предпринимателя той или иной сферы целесообразно осуществлять в едином процессе (одновременно) получения высшего профессионального образования, т.е. через содержание всех учебных дисциплин. Высшее техническое образование в сочетании с экономическими, юридическими, его практическая направленность служат предметной основой формирования у студентов предпринимательских умений и навыков. Студент получает образование по своей специальности и одновременно планомерно осваивает на квалификационно-компетентностном уровне систему предпринимательской деятельности в области получаемой профессии.

В решении проблемы разработки системы подготовки научно-педагогических работников, специалистов и студентов технического вуза к предпринимательской деятельности особое значение придается выявлению современных требований производственной деятельности в авиационной сфере к представителям предпринимательского корпуса.

К важным для предпринимателя качествам относятся:

- в интеллектуальном блоке – умения комбинировать, развитое воображение, творческая фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

- в коммуникативном блоке   талант координатора усилий сотрудников, способность четко и кратко формулировать свои мысли, готовность к социально лояльному (толерантному) общению с другими людьми и в то же время умение аргументировано отстаивать собственную профессиональную позицию;

- в мотивационно-волевом блоке – способность к принятию ответственных решений в зоне риска, умения контролировать ситуацию, стремление к преодолению препятствий в достижении поставленной производственной задачи, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Зарубежные и отечественные авторы выделяют ряд черт, характерных для предпринимателя, в числе которых называются: творческая экономическая активность, принятие риска в его разумных пределах, коммуникативные качества, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Вместе с тем следует отметить и ряд особенностей деятельности отечественного и зарубежного предпринимателя. В частности, к областям отставания отечественной практики по отношению к сложившимся международным критериям эффективности предпринимательской деятельности следует отнести: ее слабую включенность в социум, недооценку полезности предпринимательской деятельности со стороны социума, отсутствие приоритетного статуса нравственной составляющей в структуре предпринимательской деятельности и т.д. Исходя из сравнительного анализа профессионально-ценностных ориентаций, характеризующих направленность развития отечественного предпринимательства с его западными аналогами, появляются основания для внесения преобразований в сферу подготовки кадров, готовых к эффективной предпринимательской деятельности.

Особое значение имеет проведение систематизации управленческих качеств современного предпринимателя, исходя из конкретных критериев. Эти критерии определяются следующими сферами его деятельности: общая организационно-управленческая сфера деятельности (организация, фирма, предприятие); социально-педагогическая сфера деятельности (создание работоспособного нравственно-устойчивого коллектива); производственная сфера деятельности (производство, основная деятельность фирмы, организации); сфера индивидуально-личностных особенностей предпринимателя. Общий профессиональный портрет предпринимателя может быть представлен следующими управленческими сферами его деятельности (рис. 1).

Рисунок 1 – Интегрированная система качеств предпринимателя:

I — организационно-управленческая сфера; II —социально-психологическая сфера; III — производственная сфера; IV — сфера индивидуальных особенностей, умения управлять самим собой.
В процессе поиска стратегии формирования личности предпринимателя, отвечающего вышеназванным целевым установкам в условиях образовательного процесса в техническом вузе, было установлено, что адекватной поставленным целям может быть признана педагогическая технология рефлексивного управления процессом подготовки будущего инженера к предпринимательской деятельности в условиях его профессионального образования.

Профессиональная рефлексия предпринимателя – это не только понимание самого себя, своего поведения и деятельности, но и знание того, как другие понимают его личностные особенности, нравственно-познавательные представления и оценивают совместную предпринимательскую деятельность. В то же самое время у предпринимателя вырабатывается чувство меры, когда он направляет рефлексивную оценку на противоположности, обнаруживая их в отдельных актах деятельности и общения. Противоположности в свою очередь создают поле разнообразных вариаций, и ему остается сделать правильный выбор.

Формирование организационной культуры предпринимателя в процессе обучения необходимо организовывать поэтапно с приоритетом решаемых вопросов.

На первом курсе   становление личностной культуры студента, самоанализ и управление собой с целью саморазвития. Оценивая свои эмоциональные, поведенческие особенности, ограничения, движущие силы развития и факторы, препятствующие развитию, студенты овладевали процессами саморегуляции (адаптацией) и саморазвития (самореализацией). Результатом первого этапа становится развитие у студентов рефлексии по поводу учебной деятельности, собственных возможностей и ограничений.

На 2-3 курсах   становление организационной (внутренней) культуры студентов. В процессе обучения, готовясь к практической деятельности, студенты усваивают структуру культурных ценностей предпринимательской организации. Студенты понимают, что ценность культуры для организации состоит в том, что обеспечивается сплоченность, согласованность в поведении сотрудников, а, следовательно, она является источником благосостояния и возможностью профессионального роста субъектов.

На старших курсах   становление внешнеорганизационной культуры предпринимателя. Он включает в себя ценностные ориентации на партнерское диалоговое общение, установление деловых отношений со средствами массовой информации, согласование интересов общества, группы, личности, владение технологий прогнозирующей деятельности, управленческо-экономическими умениями и др.

Все задачи решаются в учебном процессе одновременно, однако на каждом этапе приоритет отдается одной из них. Отсюда формирование личностной, организационной, внешнеорганизационной культуры студента позволяет в процессе обучения решать задачи нравственного развития.

Первый этап: общегуманитарная и естественнонаучная подготовка, формирующая мировоззрение будущего специалиста и предпринимателя. Философия, общий экономический курс, политология, психология и педагогика, культурология, основы теории государства и права, история мира, математика, физика, экология представляют собой дисциплины, которые наравне с познанием окружающего мира оказывают содействие в достижении цели по подготовке студентов к предпринимательской деятельности.

Второй этап: общепрофессиональная подготовка, направленная на формирование соответствующих компетенций. Основная задача этого блока учебных дисциплин (механика, материаловедение, безопасность жизнедеятельности, стандартизация и т.д.) сводится также к познанию и осознанию будущей предпринимательской деятельности с точки зрения системно-профессиональных отношений, складывающихся между людьми на уровне «человек   технологии производства», «человек   предприятие», «человек   государство», «предприятие   государство». В этот же блок включаются курсы, которые объясняют и прогнозируют возможные варианты предпринимательского поведения в различных ситуациях основных субъектов делового процесса (человека, предприятия, государства).

Третий этап: конкретные профессионально-экономические познания о предпринимательской деятельности, формирующиеся при изучении теории авиационного производства в блоке специальных дисциплин.

Четвертый этап: правила ведения «деловой игры» при изучении блоков правовых дисциплин, дисциплин планирования и управления, экономики, всевозможные тренинги в авиационном хозяйстве и т.д.

Пятый этап: специальные курсы, формирующие специальные навыки и стереотип предпринимательского мышления (общий менеджмент, включая теорию организации, разработку управленческого решения, планирование в управленческой деятельности и т.д.).

Шестой этап: развитие познавательных способностей студентов, концентрируя их внимание на конкретных фрагментах предпринимательской деятельности и отработке определенных навыков в рамках этой деятельности (моделирование, проектирование, дипломные проекты) в период всех производственных практик.

Поэтапное решение поставленных задач и целей обучения с использованием активных квазипрофессиональных методов взаимодействия преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе предполагает в качестве результата готовность выпускника авиационной специальности к предпринимательской деятельности, ядром которой является нравственный потенциал в виде внутренних убеждений, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, основанных на профессиональных знаниях инженера.

Концептуальный подход в профессиональном становлении (в условиях технического вуза) предпринимателя предприятия авиационного хозяйства предполагает гуманистически ориентированное, личностно развивающее образование, основанное на социальном, диалоговом взаимодействии преподавателей и студентов с позиций нравственных, национально-культурологических традиций.

Решение задач, развивающих предприимчивость, проектирование моделей авиационных процессов, отвечающих потребностям отрасли, уже являются областью деятельности студентов, интегративно вбирающей в себя нравственный потенциал знаний о том, что это делается для людей. Эти виды работ студентов в наибольшей степени выявляют их профессиональную готовность, с одной стороны, готовность к предпринимательской деятельности на нравственных началах, с другой.

Заключительная стадия обучения в высшем учебном заведении — подготовка и защита дипломного проекта, выполняется только на реальной основе для решения конкретных авиационных проблем и связанны с расчетом экономической составляющей проекта. Итоговой фазой данного педагогического проекта, является даже не защита дипломной работы, а трудоустройство выпускника в должности сотрудника авиационного хозяйства. На эту задачу должны быть нацелены все стадии обучения   от введения в специальность до дипломного проектирования.


Каталог: scientific work -> sci proj -> edu serv -> element -> historyget
historyget -> Реферат Список исполнителей актуальность профильного обучения
historyget -> Реферат в работе рассмотрена задача формирования производственно-образовательной среды в специализированных классах средних образовательных школ (сош). Описаны т н. «школьные типы»
historyget -> Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение"
historyget -> Реферат Список исполнителей профессиональное самоопределение учащегося
historyget -> Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
historyget -> Реферат в работе обозначена проблема проведения мониторинга в образовательном процессе. Предложены основные тенденции и критерии мониторинга учащихся в школе
historyget -> Рабочая программа дисциплины семейное право
historyget -> Реферат Список исполнителей
historyget -> Мероприятие 5-75. 1 «Проведение на базе мгту га комплекса образовательных услуг по обучению населения города основам информационных технологий»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница