Наталия Петровна Пилипенко



Дата06.10.2019
Размер47,5 Kb.
#79161

Наталия Петровна Пилипенко

методист МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск, Ярославская область

Марина Анатольевна Кривова,

заведующий,

Светлана Владимировна Марфина,

старший воспитатель,

Светлана Николаевна Рипская,

воспитатель,

МДОУ детский сад комбинированного вида № 115, г. Рыбинск, Ярославская область

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Человечество вступило в новое тысячелетие. Каким ему быть – наша забота. Настало время больших и серьёзных перемен в жизни общества, время заботы о человеке, его благе. А значит, настало время всерьёз подумать о нашей культуре, о развитии богатейших национальных традиций. С гордостью хочется отметить, что даже множество зарубежных философов, писателей, журналистов считают Россию единственным носителем духовности человечества. Тогда каким же образом мы – носители и духовные наследники столь великой и уважаемой всем миром культуры, имеем право не сохранить её и не передать нашим детям?

Наверное, самый благородный путь – это возрождение национальных ценностей. Но, к сожалению, наши современники, в большинстве своём, знакомы с родной историей, истоками русской культуры очень поверхностно. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие соблюдали обычаи и традиции? Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Однако, у педагогов, родителей часто возникает вопрос: нужно ли ребёнку, вступившему в 21 век, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой», вводить в словарь ребёнка давно исчезнувшие обозначения и названия, организовывать забытые фольклорные праздники? Ответ мы находим в словах академика Д.С.Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно по этому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, старинным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений» [2; 58].

Ценность использования народных традиций и культуры в развитии ребёнка заключается в уникальном объединении многовекового опыта предков и возможности импровизации норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Так, например, произведения народного искусства и ремёсел всегда были близки природе ребёнка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, обогащают их души, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

И это всегда необходимо держать в подсознании, воспитывая маленьких россиян. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Вне культуры существование человечества на планете не имеет смысла.… Удручает не то, что нет культуры, а то, что она мало востребована современным обществом, поэтому возникла необходимость возрождения утраченных ценностей и восстановления связи времен.

В формировании личности ребенка важно, чтобы дети знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, знали и любили свою Малую Родину, ее природу. Поэтому в течение ряда лет в детском саду большое внимание уделяется воспитанию национальных традиций.

Эффективность работы оказывается выше, если ребенок является не пассивным объектом воздействия культурного опыта поколений, а равноправным субъектом в общении с ней.

На фоне физического, умственного, нравственного, психического, социального комфорта в нашем учреждении считается важным формирование духовно-нравственной личности и необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Коллективом нашего детского сада на основе пособия О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» создана собственная система работы по духовно-нравственному воспитанию детей путем приобщения к истокам национальной культуры.

Инновационная разработка «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста путем приобщения к истокам православной культуры» направлена на пробуждение духовного начала в ребенке, воспитание интереса к истории России, воспитание любви и бережного отношения к природе, воспитание творческой свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к другим людям. В основе её лежит формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого и использование деятельностного подхода.

Для осуществления качественной реализации программы «Приобщения детей к истокам национальной культуры» силами педагогов и родителей был создан музейный комплекс, который дает возможность развить ребенка духовно-нравственной личностью.

Воспитание ребенка в соответствии с российской национальной культурой основывается на принципах народной педагогики, которые определяют познание и практическое освоение культурного наследия его Малой Родины, знания о жизни предков помогают сильнее почувствовать и ощутить себя частицей русского народа, носителем русского духа. Изучение начинается в музее «Краеведения». Там представлены макет первого поселения человека на реке Шексна, макет Соборной площади, реки Волги, дающие полную картину жизни бурлацкой столицы Рыбной слободы. Здесь дети не только получают знания от настоящего купца, но и на время становятся участниками тех событий, попробовав себя и в роли бурлака.

Музей «Русская изба». Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада воссоздали основные детали и обстановку русской горницы.

Каждую неделю дети приходят в гости к Марьюшке - хозяюшке чтобы в непринужденной обстановке через разные формы и виды деятельности получить представления о жизни и традициях русского народа и постигать богатство и разнообразие русского фольклора.

В музее ремесел дети знакомятся с трудовой жизнью наших предков, народно-прикладным искусством, изготавливают поделки к православным праздникам. Здесь окружающие предметы пробуждают душу ребенка, воспитывая в нем чувство красоты и любознательности. Дети могут погрузиться в атмосферу кузницы, попробовать за гончарным кругом слепить кувшинчик или просто ощутить теплоту деревянных изделий, ощутить себя в роли народных умельцев. Своими руками создать поделки, украшения к православным праздникам, попробовать себя в работе с рукоделием, что воспитывает усидчивость, трудолюбие, желание подарить другим радость при получении рукодельного подарка.

Для совершенствования навыков и закрепления знаний, полученных на фольклорных занятиях и занятиях по краеведению в группах созданы уголки народоведения, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы. В подготовительных и старших группах созданы мини-музеи детского творчества. Нельзя забывать, что все полученные знания активно внедряются и используются детьми в свободной деятельности, на прогулках, в играх.

Взаимодействие в социуме – важная составляющая часть нашей деятельности:



  1. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Формы работы:

- экскурсии «Мы пришли в музей», «Природа Рыбинского края», тематические занятия, праздники по народному календарю;

- выставки детского творчества, историческая экспозиция «О чем помнит старый город на Волге», «Бурлаки на Волге», «Наши деды - купцы».


  1. Музей Мологского края, где проводятся обзорные экскурсии.

Проблемы по возрождению национальных традиций в дошкольном учреждении не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечивают успешность этой работы.

Ознакомление дошкольников с национальными традициями и русской культурой не принесет должного результата, если в развитии детей в данном направлении не будут проявлять заинтересованность родители. В нашем детском саду активно осуществляется педагогика сотрудничества, при этом меняется психологический климат, педагогический процесс, отношения родителей и воспитателей. Родители включаются в образовательную работу детского сада, вследствие чего наблюдается эмоциональное сближение родителей с ребенком, изменяется его статус в семье.

Важным моментом в формировании традиций стало для нас проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определенный цикл.

В работе проекта «До десятого колена» дошкольники вместе с родителями составляют свое семейное «родовое дерево». На основе интереса к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребенок, мы проводим работу по формированию православной культуры семьи.

В дошкольном учреждении есть творческий коллектив воспитателей единомышленников, объединенных на основе общих целей, которые осознают, что освоение национальной культуры – это не проведение отдельных праздников, стилизованных «под фольклор», а это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия духовно-нравственных и эстетических ценностей народа, развитие дружеских отношений между людьми. Отдельное внимание мы уделяем организации работы с педагогическим коллективом ДОУ. Необходимо в первую очередь пробудить души педагогов, наделить их необходимыми знаниями по этой теме, подтолкнуть их к стремленью стать более чуткими по отношению к культуре своего народа. Этому служат семинары-практикумы, ежемесячные консультации, на которых воспитатели знакомятся с перспективным планом работы на предстоящий месяц. Повышению уровня знаний педагогов в этом направлении служат и занятия в школе «Наследие».

Таким образом, реализация целостной системы работы нашего коллектива по духовно-нравственному воспитанию направлена на активное приобретение детьми культурного опыта русского народа посредством создания необходимых педагогических условий для приобщения дошкольников к истокам православной культуры. Высокая эмоциональная насыщенность занятий, созданная предметно-развивающая среда, использование деятельностного подхода и игровых приемов, преемственность в работе с родителями и социумом, компетентность педагогов – все это способствует успеху нашей работы. Внедрение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию еще раз убеждает в том, что ребенок-дошкольник является субъектом общения с наследием прошлого, что в такой среде повышается результативность воспитания гражданина, патриота.

Наши достижения были оценены на региональной научно-практической конференции «Музейная педагогика: новый взгляд на образование», мы стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» - 2010 г. и обладателями Диплома 1 степени в номинации «Лучшая инновационная разработка года», наш коллектив стал обладателем серебряной медали во Всероссийской конкурсе «Патриот России» в 2012 г.

Тенденция развития современного образования выходит на необходимость поиска новых подходов к обучению мысли действовать в новых условиях, поэтому нужны новые технологии в воспитании духовно-нравственной личности на возрождении утраченных ценностей.

Русский народ – создатель бесценного кладезя культуры и фольклора. И напрасно думать, что это богатство лишь плод народного досуга. Русская культура является достоинством и умом народа. «Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», - отмечал А.Н.Толстой [3].
Список литературы

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Союз, 1999.



2. Лихачев Д. С. Память преодолевает время. // Наше наследие. – 1998 – № 1

3. Толстой Л.Н. Полное собр. соч. – Т.8. Педагогические статьи. 1860 –1863. Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936. – 665 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница