Нарушения специальных видов военной службы: вопросы уголовной ответственности



страница1/16
Дата25.04.2016
Размер3.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Дутов Д.В., Иванов А.Л., Кожухарик Д.Н. и др. Нарушения специальных видов военной службы: вопросы уголовной ответственности. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2007 г.


Нарушения специальных видов военной службы: вопросы уголовной ответственности



Введение. Общая характеристика преступлений против порядка несения специальных служб


Преступлениями против порядка несения специальных служб являются: нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) (ст. 340 УК РФ); нарушения правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ); нарушения уставных правил караульной (вахтенной) служб (ст. 342 УК РФ); нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ); нарушения уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ).

Правовое регулирование специальных видов военной службы призвано обеспечивать выполнение задач дежурных сил и средств в мирное и военное время и включает в себя как регламентацию порядка их несения, так и ответственность за их нарушение. Установление уголовной ответственности за нарушение порядка и правил несения специальных видов военной службы определяется необходимостью отражения повышенной общественной опасности таких нарушений.

Военно-правовая наука не располагает необходимым уровнем специальных исследований, в которых на достаточно высоком научно-теоретическом уровне рассматриваются правовые аспекты ответственности за нарушение порядка и правил несения специальных видов военной службы, в связи с чем учеными продолжаются научные изыскания в данной сфере. Многие важные проблемы правового регулирования жизни и деятельности военнослужащих, входящих в состав дежурных сил и средств, не получили достаточного освещения в научной литературе. К их числу следует отнести, например, вопросы уголовной ответственности военнослужащих за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, за нарушение правил несения боевого дежурства и т.д.

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны решать задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Они осуществляют защиту сухопутных, морских и воздушных границ государства, несут боевое дежурство, охраняют важные государственные и военные объекты, боевую технику и вооружение, обеспечивают безопасность личного состава воинских частей и подразделений, решают другие оборонные задачи. Задачи по обеспечению обороноспособности государства решаются, в частности, и путем организации в Вооруженных Силах Российской Федерации специальных служб. В настоящее время нет воинских частей и подразделений Министерства обороны Российской Федерации, где бы не было организовано несение какого-либо специального вида военной службы (например, службы суточных нарядов для поддержания внутреннего порядка и охраны личного состава или караульной службы). Специальные виды военной службы функционируют в Пограничной службе ФСБ России, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, других войсках, воинских формированиях и органах. Патрульная служба гарнизонных нарядов по поддержанию порядка и контролю за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, а также для решения других задач организована во всех гарнизонах в Российской Федерации, а также в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территориях других государств.

Порядок и правила несения специальных служб отражены в имеющих различный правовой характер нормативных правовых актах: Федеральном законе "Об обороне"; Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, Временном уставе Пограничных войск Российской Федерации, Порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 977; Порядке применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1310, приказах и директивах министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба, а также изданных на их основе и в их развитие инструкциях, наставлениях, приказах и других нормативных актах органов военного управления.

В военно-юридической литературе специальные службы обозначаются общим понятием "специальные виды военной службы" *(1). Эти виды военной службы регулируются относительно однородными специфическими воинскими правоотношениями, характеризующимися особыми целями, содержанием, участниками и способами осуществления. К специальным службам, помимо внутренней службы и патрулирования в гарнизоне, относятся также боевое дежурство (боевая служба в ВМФ), пограничная служба, караульная служба, вахтенная служба, служба по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности военнослужащих внутренних войск МВД России, а также гарнизонная служба.

Все специальные службы содержат общие черты и сходны между собой "...особой важностью выполняемых задач и повышенной ответственностью лиц, исполняющих специальные обязанности" *(2). Эти службы направлены на обеспечение безопасности государственных и военных объектов, связаны с выполнением боевых задач и предполагают в особых случаях применение боевой техники и вооружения.

К общим условиям организации специальных служб относятся следующие:

1. Назначение военнослужащих для несения специальной службы осуществляется приказом соответствующих воинских начальников (командиров частей и подразделений). Так, в соответствии со ст. 261 УВС ВС РФ состав суточного наряда объявляется в приказе командира полка на период обучения. Лица, на которых возлагаются наиболее ответственные задачи (дежурный по полку, начальник караула и др.), назначаются ежедневным приказом по полку. Статьи 51-54, 69 УГ и КС ВС РФ устанавливают порядок назначения лиц для несения специальной службы в составе патрульного наряда гарнизона. Это назначение осуществляется также в соответствии с приказом определенных воинских должностных лиц.

Место несения специальной службы специально указано в уставах и нормативных правовых актах, изданных в соответствии с уставами и в их развитие. Например, боевое дежурство осуществляется, как правило, на командных пунктах, боевой технике, пунктах связи и т.д. Местом несения службы лицами суточного наряда являются указанные в УВС ВС РФ и инструкциях помещения, хранилища и другие военные объекты. Патрулирование патрульным нарядом гарнизона осуществляется по строго определенному маршруту на местности, закрепленному на схеме патрулирования.

2. К военнослужащим, исполняющим обязанности по несению специальных служб, предъявляются особые требования. Так, все военнослужащие из состава суточного наряда обязаны твердо знать свои обязанности и настойчиво добиваться от других военнослужащих соблюдения требований по военной службе (ст. 264 УВС ВС РФ). Особые требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство. Эти требования заключаются в допуске к боевой службе военнослужащих, имеющих достаточный уровень общего образования, специальное образование, психологическую устойчивость, хорошее здоровье. К военнослужащим, исполняющим обязанности по специальной службе, могут предъявляться и другие, особенные по сравнению с обычными условиями военной службы, требования. Например, патрульных гарнизонного патруля предписывается назначать только из числа дисциплинированных, требовательных, подтянутых в строевом отношении и физически развитых военнослужащих (ст. 72 УГ и КС ВС РФ).

3. Важной особенностью специальных служб является периодическое, в течение определенного срока, несение специальной службы.

Так, гарнизонные патрули назначаются на сутки или только на определенное время дня или ночи (ст. 70 УГ и КС ВС РФ). Караулы сменяются каждые сутки (ст. 121 УГ и КС ВС РФ). Продолжительность боевого дежурства определена ст. 361 УВС ВС РФ, время несения других специальных служб также четко регламентировано нормативными правовыми актами.

4. Военнослужащие, исполняющие обязанности по несению специальной службы, подчиняются строго определенным лицам. Например, военнослужащие, несущие боевое дежурство, подчиняются командирам дежурных сил и средств (гл. 9 УВС ВС РФ). Согласно ст. 97 УГ и КС ВС РФ гарнизонные караулы подчиняются начальнику гарнизона, военному коменданту гарнизона, дежурному по караулам и его помощнику. Подчиненность гарнизонного патруля указана в ст. 71 УГ и КС ВС РФ, лица суточного наряда подчинены дежурному по полку и его помощнику (ст.ст. 288, 295 УВС ВС РФ) и т.д.

5. Порядок несения специальной службы, безопасность субъектов этой службы находятся под особой правовой охраной, в том числе и уголовно-правовой. Специальные обязанности, которые возлагаются на лиц из состава специальных служб, особая важность выполняемых ими задач обусловливают особую ответственность в случае нарушения ими установленного порядка несения специальной службы. Эти лица во время несения специальной службы обладают дополнительными правами и обязанностями, обусловленными спецификой и характером этих служб и, по выражению Х.М. Ахметшина, "...находятся в особом правовом положении" *(3), имеют "специальный" правовой статус.

Как указывает Ф.С. Бражник, "...лица, привлекаемые в мирное время к несению специальных служб, наделяются дополнительными правами и обязанностями, составляющими неотъемлемую часть порядка несения военной службы" *(4).

6. Порядок несения специальных служб регламентирован в целом ряде нормативных правовых актов - общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, боевых уставах, инструкциях, наставлениях, руководствах, положениях и других нормативных правовых актах. Несение специальных служб в соответствии с уставными требованиями является важнейшей воинской обязанностью, и нарушение установленного порядка этих служб имеет повышенную общественную опасность по сравнению с нарушением военнослужащими своих обязанностей в обычных условиях несения военной службы.

7. Важной особенностью специальных служб является их способность приступить к выполнению боевых задач без проведения продолжительных предварительных организационных мероприятий. Как правильно отмечал Ф.С. Бражник, "несение специальных видов служб в мирное время: является способом привития практических навыков, которые необходимо иметь для выполнения в военное время функций, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации" *(5).

8. К отличительной особенности специальных служб можно отнести и то, что несущие такую службу военнослужащие могут иметь специальную форменную одежду (обмундирование), а также специальные отличительные знаки. Для лиц суточного наряда полка и роты специальными отличительными знаками являются нарукавные повязки либо нагрудные знаки, для патрульного наряда гарнизона - специальные нагрудные знаки или жетоны и т.д. (ст. 266 УВС ВС РФ, ст. 56 УГ и КС ВС РФ, приложение к ст. 266 УВС ВС РФ и др.). В некоторых случаях при несении специальной службы предусмотрена специальная форма одежды (например, постовая и караульная формы одежды при несении караульной службы, особая форма одежды при несении некоторых видов боевого дежурства и др.).

Наряду с тем, что специальные службы имеют общие условия организации, назначение и выполняемые ими задачи существенно различаются, что находит отражение и в их правовом регулировании.

Нарушения порядка и правил несения специальных видов военной службы ослабляют боевую готовность и боеспособность частей и подразделений, причиняют вред здоровью людей, приводят к хищениям военного имущества, его повреждению и уничтожению, срыву важных военных мероприятий и к другим тяжким последствиям.

На общественную опасность нарушений специальных видов военной службы указывает и судебная практика. Изучение статистических данных свидетельствует о значительной распространенности таких преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации и о значительном числе осужденных за их совершение.

УК РФ 1996 г. существенным образом изменил систему норм (статей) об ответственности военнослужащих за преступные нарушения порядка несения специальных служб. Так, например, в ст. 344 УК РФ были объединены два самостоятельных состава - нарушение уставных правил несения внутренней службы и нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне, что объяснялось близким характером общественной опасности и сходными признаками составов этих преступлений (отсутствие квалифицирующих признаков и наличие в качестве обязательного признака тяжких последствий).

Впервые была установлена уголовная ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ), а также за нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ).

Значительному изменению подверглось уголовно-правовое регулирование и других специальных видов военной службы.

Правовые основания ответственности военнослужащих за нарушение уставных правил несения специальных служб составляют различающиеся по своей юридической силе законодательные акты, которые можно условно классифицировать по следующим группам:

1. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы об общих началах и принципах военной службы.

2. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поставок для их нужд вооружения и военной техники и определения порядка их применения, установления дополнительных задач для Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

3. Административно-правовые нормативные акты (общевоинские уставы и изданные в их развитие нормативные правовые акты органов военного управления).

4. Уголовно-правовые нормы (статьи).

Нормативные правовые акты и изданные в их развитие нормативные акты органов военного управления устанавливают специальные правила несения службы дежурными силами и средствами. При этом, такие специальные правила должны отвечать определенным требованиям. А.А. Тер-Акопов в работе "Ответственность за нарушения специальных правил поведения" выделял основные требования, являющиеся общими для всех специальных правил поведения, в том числе и правил, устанавливающих порядок несения специальных служб:

1. Специальные правила должны соответствовать регулируемым отношениям.

2. Соответствие содержания правил регулируемым отношениям должно проявляться в закономерном наступлении последствий.

3. Правила должны быть полными, точное их соблюдение должно исключать возможность причинения вреда регулируемым общественным отношениям.

4. Специальные правила носят относительно всеобщий характер.

5. Правила должны обеспечивать безопасность граждан, находящихся в регулируемой сфере общественных отношений.

6. Правила должны учитывать наличие возможности их исполнения.

7. Правила должны быть способными при их соблюдении предупреждать вредные последствия.

8. Правила должны быть непротиворечивыми.

Обязательным условием ответственности за нарушение специальных правил является их знание и предусмотренная возможность и обязанность их изучения. Например, применительно к преступлениям - нарушениям уставных правил несения внутренней службы это условие характеризуется тем, что в функциональные обязанности субъектов данных преступлений входит изучение общевоинских уставов и изданных на их основе и в их развитие нормативных правовых актов органов военного управления (инструкций, положений, наставлений, руководств, приказов и приказаний и т.д.).

Преступления против порядка несения специальных служб образуют самостоятельную группу преступлений против военной службы и посягают на отдельный вид воинских правоотношений. Эти преступления характеризуются совокупностью общих признаков, которые определяют объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объектом преступлений данного вида является порядок несения специальной службы по строгому исполнению военнослужащими правил несения военной службы, обеспечивающих безопасность государства, сохранность важных военных и государственных объектов, нормальную жизнедеятельность войск и решение других задач, от которых зависит боеготовность и боеспособность частей и подразделений *(6).

Несение специальной службы организуется в строгом соответствии с нормативными правилами, устанавливающими порядок ее несения.

В случае организации несения специальной службы в нарушение установленного специальными правилами (уставами, иными нормативными правовыми актами) порядка основания для уголовной ответственности отсутствуют. По этому пути идет и судебная практика.

При рассмотрении вопроса об объекте преступлений против порядка несения специальных служб важным является рассмотрение аспекта многообъектности этих преступлений.

Многие преступления могут посягать на один, два или более непосредственных объекта. При преступном посягательстве на несколько объектов некоторые из них всегда будут обязательными, а другие могут быть обязательными, альтернативными или дополнительными (факультативными) *(7). Глава 33 УК РФ предусматривает ряд преступлений, которые причиняют вред не только отдельным сторонам воинского правопорядка, но и иным социальным ценностям, охраняемым другими главами данного Кодекса *(8).

Такие преступления следует считать многообъектными (преступления против несения специальных служб в их числе). В этих преступлениях основным (обязательным) непосредственным объектом выступает та или иная часть воинского правопорядка, а дополнительными (факультативными) объектами преступления являются чужое имущество, здоровье населения, общественная нравственность и другие социальные ценности. Так, основным (обязательным) непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, является соответственно порядок несения специальной службы. К дополнительным (факультативным) объектам указанных нарушений следует отнести здоровье граждан, их свободу, честь и достоинство, собственность, общественную безопасность и другие социальные ценности. Вполне очевидно, что общественная опасность многообъектных преступлений против порядка несения специальных служб значительно повышается, что должно быть отражено в соответствующих уголовных санкциях. Однако законодатель не в полной мере учел это обстоятельство, в связи с чем санкции этих преступлений менее строгие, чем санкции аналогичных (смежных) общеуголовных преступлений *(9), например преступлений против общественной безопасности.

Самостоятельного исследования требует вопрос выяснения сущности и разграничения основополагающих понятий, применяющихся при характеристике объекта преступлений против порядка несения специальных видов военной службы - порядка несения специальной службы и правил несения специальной службы. В этих понятиях основную смысловую нагрузку несут слова "порядок" и "правило".

В современном русском языке значениями слова "порядок", в частности, являются: "1. Состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность чего-либо. 2. Принятое правило, установленная норма для чего-либо, где-либо... 5. Способ, метод или правила, по которым осуществляется, совершается что-либо" *(10).

Слово "правило" определяется как "1. Положение, установка, принцип, служащие руководством в чем-либо... 2. Собрание, свод каких-либо положений, установок, определяющих порядок чего-либо" *(11).

Из данных определений становится очевидным, что порядок и правило являются близкими по смысловому значению понятиями и в ряде значений определяются друг через друга. При этом, указанные понятия не являются тождественными, т.е. словами-синонимами, и несут разную смысловую нагрузку. Так, основными признаками порядка являются строгая определенность каких-либо действий, последовательность этих действий, определяемая установленными для этих действий правилами. В отличие от порядка правило представляет собой предписание, установку, норму поведения, направленную непосредственно на порядок как на объект регулирования. Порядок и определяющие этот порядок правила не могут существовать отдельно, автономно друг от друга, т.е. порядок не может быть таковым без устанавливающего и регулирующего его правила, а правило не может быть самодостаточным без выражения определенной закономерности, определяемой как порядок. Как указывал А.А. Тер-Акопов, "отражая, закрепляя, фиксируя установленный порядок отношений, правила выполняют функцию формирования правильных отношений между людьми" *(12).

Понятие "воинский правопорядок" было впервые сформулировано Н.И. Фалеевым. По его мнению, воинский правопорядок представляет собой совокупность военно-правовых норм *(13). Вместе с тем, в теории военно-уголовного права более верным признан другой подход, в соответствии с которым воинский правопорядок - это совокупность военно-служебных отношений, закрепленных уголовно-правовыми и военно-административными нормами *(14).

О.К. Зателепин считает, что "правопорядок в целом (в том числе и воинский) в механизме правовой охраны играет служебную роль, являясь, по существу, правовым средством защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства" *(15).

Порядок несения специальной службы характеризуется строгой определенностью и последовательностью жизни и деятельности военнослужащих в соответствии с требованиями специальной службы, установленными специальными правилами. Как уже говорилось выше, такие правила, определяющие порядок несения специальной службы, сформулированы в нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания ответственности военнослужащих за нарушение порядка несения специальных служб.

Порядок несения специальной службы определяется совокупностью однородных специфических воинских отношений, характеризующихся особыми целями, содержанием, участниками и урегулированных специальными правилами. Элементами воинского правопорядка могут быть внутренний порядок в воинской части, общий порядок в гарнизоне, состав дежурных сил и средств, степень их боевой готовности, подготовленность и организация подготовки личного состава, вооружения и боевой техники к выполнению задач специальной службы и др.

Основным содержанием порядка несения специальной службы, как указывает А.С. Самойлов, является "строгое исполнение военнослужащими правил несения военной службы, обеспечивающих безопасность государства, сохранность важных военных и государственных объектов, нормальную жизнедеятельность войск и решение других задач, от которых зависит боеготовность и боеспособность частей и подразделений" *(16).

Таким образом, порядок несения специальной службы - это организованная в соответствии со специальными правилами строгая определенность, систематичность и последовательность выполнения задач специальной службы, направленная на обеспечение безопасности государства, сохранность военных и государственных объектов, нормальную жизнедеятельность войск и решение других задач, от которых зависит боевая готовность и боеспособность частей и подразделений.

Правила несения специальных видов военной службы относятся к специальным правилам поведения. В связи с этим содержание правил несения специальной службы и предъявляемые к ним требования определяются в соответствии с общими принципами, присущими специальным правилам. Специальные правила предназначаются для определенной категории людей - специальных субъектов, на которых возложено исполнение строго определенных этими правилами особых обязанностей. Правилами несения специальных видов военной службы определяются нормы обязательного поведения военнослужащих, выражающегося в совершении предписанных правилами действий или запрете на их совершение, установленном этими правилами. Правила несения специальных служб неразрывно связаны с порядком несения специальных служб, определяют этот порядок и устанавливают ответственность за его нарушение. Источниками правил несения специальных служб являются общевоинские уставы, приказы и директивы министров обороны и внутренних дел, руководителей других министерств и ведомств, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации. Резюмируя сказанное, представляется возможным определить правила несения специальной службы как разновидность специальных правил.

Под правилами несения специальной службы следует понимать сформулированные в военно-административных нормах и предназначенные для определенных категорий военнослужащих положения, установки, принципы, определяющие порядок несения специальной службы.

В теории уголовного права на сегодняшний день сложилась достаточно устойчивая система взглядов на понятие объективной стороны преступления как одного из элементов состава преступления.

В общем учении об объективной стороне данный элемент состава преступления определяется как "внешняя характеристика состава преступления, заключающаяся в предусмотренном уголовным законом общественно опасном деянии (действии или бездействии), причиняющем или создающем угрозу причинения вреда объекту преступления, а также в обстановке и условиях причинения этого вреда: а также причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями, способ, средства и орудия, место, время и обстановка совершения преступления" *(17).

В настоящее время активно разрабатываются и новые, оригинальные взгляды на рассматриваемую проблему, в частности, по вопросу о нарушении специальных правил как самостоятельной форме поведения *(18).

Например, А.А. Тер-Акопов, исходя из специфической сущностной характеристики преступлений, выражающихся в нарушении специальных правил поведения, считал, что такое нарушение является самостоятельной формой антиобщественного поведения наряду с традиционными - действием и бездействием.

Если принять за истину утверждение, что нарушение специальных правил как единый поведенческий акт может выражаться и в действии, и в бездействии одновременно, то этот акт объективно не сводится полностью ни к первому, ни ко второму. Поэтому в данном случае вполне правомерна постановка вопроса о необходимости теоретического обоснования появления новой формы преступного поведения, включающей в себя признаки как действия, так и бездействия. О необходимости подобного обоснования говорят и работники органов военной юстиции, в следственной и судебной практике которых нередки случаи, когда некоторые нарушения порядка несения специальных служб невозможно однозначно расценить как действие либо бездействие. Так, дежурный по роте без разрешения отлучился из помещения роты, что само по себе является действием. Если в его отсутствие в помещении роты произошло нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которое дежурный по роте был обязан пресечь, но из-за своего отсутствия не пресек, это будет являться бездействием, т.е. противоправное поведение дежурного по роте в данном случае невозможно однозначно охарактеризовать как действие или бездействие.

Общественная опасность преступлений против порядка несения специальных служб определяется характером причиняемого этими преступлениями вреда порядку несения специальной службы или реальной возможностью наступления общественно опасных последствий для охраняемых отношений. Определение характера и степени общественной опасности имеет исключительно большое значение при разграничении преступления против порядка несения специальных видов военной службы и дисциплинарного проступка. Часть 2 ст. 14 УК РФ устанавливает, что не является преступлением деяние, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного данным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Применительно к нарушению порядка несения специальных служб это означает, что если совершенное деяние (например, нарушение правил несения боевого дежурства начальником дежурной смены) не повлекло причинения вреда порядку несения боевого дежурства, то это деяние следует признать дисциплинарным проступком. В этом случае ответственность наступает в соответствии с ДУ ВС РФ.

Если в диспозиции статьи УК РФ указаны тяжкие последствия, то наличие в нарушении правил несения специальной службы такого последствия всегда образует преступление. Характер общественной опасности в таких случаях определяет законодатель, т.е. в законе указывается определенный признак причиненного деянием вреда (в ст. 344 УК РФ - тяжкий вред), а степень общественной опасности преступления определяется судом и отражается в судебном приговоре. Суд также решает, подпадает причиненный вред под предусмотренные законом признаки последствия или нет.

Статьи 340-344 УК РФ относятся к бланкетным нормам права, т.е. таким нормам, конкретное содержание которых раскрывается в законе, относящемся к другой отрасли права, или ином нормативном правовом акте. Бланкетные нормы не устанавливают содержание правила, а предусматривают наличие других правовых норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах.

Так как диспозиции ст.ст. 340-344 УК РФ бланкетные, в их тексте лишь называется объективный признак - нарушение и не указывается конкретно, какие это нарушения и в чем они могут выражаться. Такое построение нормы закона вынужденное, законодателю не представляется возможным перечислить все правила несения специальной службы, за нарушение которых лицо из состава дежурных сил и средств может быть привлечено к уголовной ответственности. В каждом случае привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил несения специальной службы органам предварительного следствия и суду необходимо устанавливать содержание нарушенного правила, регламентирующего порядок несения этой службы.

К тяжким последствиям, по смыслу ст.ст. 340-344 УК РФ, следует отнести реально наступивший значительный ущерб интересам безопасности Российской Федерации, боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

Тяжкими последствиями преступных нарушений порядка несения специальных служб в соответствии с военно-уголовной наукой и сложившейся судебной практикой следует считать: не предотвращенное вооруженное вторжение на территорию Российской Федерации; вооруженные провокации, проникновение иностранных агентов для производства диверсий и террористических актов; нападение на места расположения войск, повлекшее гибель военнослужащих; причинение значительного материального ущерба, выход из строя боевой техники; другие последствия, снижающие уровень боеготовности частей и подразделений. Тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении, повреждении или хищении находящегося под охраной имущества в крупном размере, значительного количества оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или особо дорогостоящих их образцов. Также к тяжким последствиям таких преступлений могут быть отнесены причинение вреда жизни и здоровью военнослужащих и других лиц.

Имущественный ущерб как внешнее выражение тяжких последствий преступных нарушений порядка несения специальных служб может включать в себя совершение лицом из состава дежурных сил и средств хищения, уничтожения или повреждения имущества.

Организационный вред включает в себя срыв важных военных мероприятий, нарушение управления войсками, нанесение иного ущерба боеготовности и боеспособности частей и подразделений (например, временный вывод из строя боевой техники, вооружения, повреждение военных объектов, срыв выполнения боевой и мобилизационной задачи и т.п.).

Также организационный вред может заключаться в нанесении того или иного ущерба воинской дисциплине и правопорядку, в нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, в серьезных нарушениях требований пожарной безопасности, экологической безопасности в районе дислокации воинской части или подразделения и т.д.

К внешним, наиболее опасным проявлениям последствий преступлений, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, следует отнести и физический вред здоровью граждан.

Только судебные органы могут окончательно установить размеры наступивших последствий и оценить их сравнительную тяжесть. Однако следует указать, что практика уже выработала довольно устойчивые оценки тяжести последствий применительно к преступлениям против порядка несения специальных служб, в соответствии с которыми лишение жизни человека всегда рассматривается как тяжкое последствие. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью также в большинстве случаев рассматривается в качестве тяжкого последствия; причинение легкого вреда здоровью следует отнести к тяжким последствиям преступлений, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, только в том случае, если такой вред причинен двум и более лицам. Причинение легкого вреда здоровью или побои, нанесенные одному лицу, тяжкими последствиями указанных преступлений не являются.

Военнослужащие в определенные периоды военной службы исполняют специальные служебные функции, получившие, как мы установили выше, название специальных служб. Такие лица являются специальными субъектами, с одной стороны, преступлений против военной службы в общем, а с другой - преступлений против порядка несения специальных служб. Определение, отражающее существенные признаки специального субъекта преступлений против порядка несения специальных служб, наиболее удачно и кратко сформулировано Ф.С. Бражником. Согласно этому определению специальный субъект преступлений против порядка несения специальных видов военной службы - это "военнослужащий, назначенный приказом (распоряжением) командира для несения специального вида службы" *(19).

Субъектом преступного нарушения правил несения специальных служб могут быть только лица, на которых установленным порядком возложено исполнение обязанностей по ее несению. Число таких лиц строго ограничено правилами несения той или иной специальной службы.

Как считают некоторые ученые, правила несения каждой в отдельности специальной службы не могут предусмотреть полный перечень и обязанности лиц по несению специальной службы и устанавливают его лишь примерно. Однако как в военно-юридической науке, так и в судебной практике утвердилась иная точка зрения, согласно которой субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, могут быть исключительно лица, входящие в состав дежурных сил и средств специальных служб и перечисленные в соответствующих правилах по их несению.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, может быть только военнослужащий, принявший Военную присягу, не принявшие ее военнослужащие субъектами указанных преступлений не являются и, следовательно, привлечение их к уголовной ответственности незаконно.

Не будет являться законным привлечение военнослужащего к уголовной ответственности за нарушение порядка несения специальных служб и в некоторых других случаях (например, при совершении нарушения военнослужащим, рекомендованным медицинскими работниками к освобождению от исполнения обязанностей специальной службы, не готовым и не имевшим возможности подготовиться к несению специальной службы и др.).

Не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.ст. 340-344 УК РФ военнослужащий, незаконно призванный на военную службу.

Не могут быть признаны субъектами преступлений против порядка несения специальных служб лица, на которых противоправно возложены воинские обязанности. По такому же пути идут следственная практика и судебная практика, о чем свидетельствует их анализ за последние годы (2002-2007 гг.).

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, также имеет общие черты. В некоторых составах преступлений против военной службы законодатель дифференцирует ответственность за умышленные и неосторожные нарушения специальных правил. Например, в чч. 1 и 2 ст. 340 УК РФ, чч. 1 и 2 ст. 341 УК РФ, чч. 1 и 2 ст. 342 УК РФ установлена ответственность за умышленные нарушения. В ч. 3 ст. 340 УК РФ, в ч. 3 ст. 341 УК РФ и ч. 3 ст. 342 УК РФ устанавливается ответственность за неосторожные нарушения. Преступление, предусмотренное ст. 344 УК РФ, характеризуется возможностью совершения деяния в форме как умысла, так и неосторожности *(20).

Определение формы вины в преступных нарушениях порядка несения специальных служб не является до конца решенным вопросом в теории уголовного права, так как законодатель не всегда непосредственно указывает на форму вины и не определяет субъективную сторону преступления. Указанные обстоятельства зачастую вызывают определенные трудности на практике.

В науке военно-уголовного права в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой в вышеуказанных случаях преступное нарушение правил несения специальной службы может быть совершено умышленно или по неосторожности, так как толкование ч. 2 ст. 24 УК РФ позволяет прийти к выводу, что если законодатель не конкретизирует в статьях Особенной части форму вины, то преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При этом, две формы вины в ст.ст. 340-344 УК РФ не могут сосуществовать одновременно, так как, по смыслу ст. 27 УК РФ, подобное может быть только в случае, если психическое отношение лица выражается к последствию, являющемуся квалифицирующим признаком материального состава, в форме неосторожности Субъективное отношение лица, нарушившего уставные правила несения внутренней службы, к наступлению возможных последствий такого нарушения имеет решающее значение в определении формы вины.

При преступных нарушениях порядка несения специальных служб следует обязательно выяснять мотив и цель, так как любое такое преступление совершается по какому-либо мотиву или с какой-нибудь целью. Установление мотива и цели преступного нарушения порядка несения специальных служб имеет важное значение для правильной квалификации преступлений, индивидуализации уголовной ответственности, а также отграничения от смежных преступлений.

Например, если в ходе предварительного следствия будет установлено, что дежурный по контрольно-пропускному пункту умышленно пропустил на территорию части граждан иностранного государства или иностранной организации в целях оказания помощи иностранному государству для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, то это деяние может быть квалифицировано по ст. 275 УК РФ.

Иногда мотивом как побудительным стимулом совершения преступного нарушения порядка несения специальных служб может быть нежелание военнослужащего исполнять обязанности по несению специальной службы. В таком случае военнослужащий объясняет допущенное им нарушение тяжелым характером и сложностью несения этой службы.

Такой мотив влияет также на оценку характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного и, следовательно, учитывается при назначении наказания.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос квалификации нарушений порядка несения специальных служб при конкуренции общей и специальной норм. Квалификация таких нарушений должна осуществляться по специальной норме.

Противозаконные деяния военнослужащих, входящих в состав дежурных сил и средств (например, суточного и патрульного нарядов) и исполняющих временно или по специальному полномочию организационно-распорядительные функции (дежурные различных нарядов, начальники дежурных смен и т.д.), если такие действия сопряжены со злоупотреблением должностными полномочиями или с их превышением, необходимо, как правило, квалифицировать по ст.ст. 340-344 УК РФ, т.е. должна применяться специальная уголовно-правовая норма. В случаях нарушения вышеуказанными должностными лицами дежурных сил и средств общих должностных обязанностей применяется квалификация по ст. 285 или ст. 286 УК РФ.

Любое нарушение правил обращения с оружием, совершенное лицом из состава дежурных сил и средств (например, суточного или патрульного нарядов), необходимо квалифицировать по ст. 349 УК РФ как нарушение правил обращения с оружием. При таком нарушении военнослужащий из состава дежурных сил и средств посягает на порядок обращения с оружием, а не на порядок несения специальной службы. Охрана порядка обращения с оружием не является обязанностью военнослужащих из состава суточных нарядов, караулов и других специальных служб, которые выполняют специальные задачи этих служб.

Действия начальников (дежурных) различных нарядов, смен и патрулей, выразившиеся в нарушении правил применения оружия, следует признавать превышением должностных полномочий и квалифицировать по ст. 286 УК РФ, так как согласно ст. 11 УВС ВС РФ командир (начальник) имеет право применить оружие или приказать применить оружие подчиненным. Лица, входящие в состав различных нарядов и дежурных смен, не являющиеся начальниками (дежурными), такого права лишены. Применяя оружие или отдавая приказ на применение оружия подчиненным, начальники (дежурные) различных нарядов действуют не только как лица, исполняющие обязанности по несению специальной службы, но и как лица, наделенные должностными полномочиями.

Отсутствие в военно-уголовном законодательстве правовой нормы, предусматривающей ответственность военнослужащих за нарушение правил применения оружия, обусловливает квалификацию таких нарушений, совершенных лицами, входящими в состав различных нарядов или дежурных смен и не являющимися начальниками (дежурными), по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение общеуголовных преступлений.

Практический интерес представляют вопросы отграничения преступных нарушений порядка несения специальных служб от смежных составов преступлений.

В теории военно-уголовного права вопрос об отграничении преступных нарушений порядка несения специальных служб от смежных составов рассматривается по двум основным направлениям:

1. Отграничение преступного нарушения правил несения специальной службы лицом, входящим в состав дежурных сил и средств, от смежных общеуголовных преступлений.

2. Отграничение преступного нарушения уставных правил несения специальной службы лицом, входящим в состав дежурных сил и средств, от смежных преступлений против военной службы.

В практике органов военной юстиции не до конца решенным остается вопрос об отграничении преступлений против порядка несения специальных служб от преступлений против общественной безопасности и общественного порядка (ст.ст. 215-219 УК РФ).

Выявление непосредственного объекта и специального субъекта в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 340-344 УК РФ, и в рассматриваемых преступлениях против общественной безопасности, а также сходных черт в объективной и субъективной сторонах этих преступлений позволяет сделать принципиально важный для разграничения указанных преступлений вывод о том, что названные выше нормы находятся в отношениях смежных составов. Это требует необходимости применения ст.ст. 340-344 УК РФ при квалификации нарушения лицом, входящим в состав дежурных сил и средств (например, различных нарядов, дежурных смен и т.д.), специальных правил поведения, направленных на обеспечение общественной безопасности.

Нарушение общих правил взаимоотношений между военнослужащими образует состав преступления, предусмотренного ст.ст. 340-344 УК РФ, только при условии, если, во-первых, отдельные предписания таких правил изложены в нормативных правовых актах, содержащих правила несения специальной службы лицом из состава дежурных сил и средств, во-вторых, такие предписания обеспечивают функционирование специальной сферы воинских правоотношений и, в-третьих, умысел виновного направлен на нарушение как порядка несения специальной службы, так и отношений подчиненности. Если указанные условия не соблюдаются, то нарушение общих правил взаимоотношений между военнослужащими не может образовывать состав преступления, предусмотренного ст.ст. 340-344 УК РФ.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница