Нарушения письменной речи, проявляющиеся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки



Скачать 39.83 Kb.
Дата23.05.2016
Размер39.83 Kb.
Дизорфография

Нарушения письменной речи, проявляющиеся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).

Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.



Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, которой выражается связь между словами в предложении.

При дизорфографии отмечается также "...стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией". (А.Н. Корнев)



Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч,

"Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма



Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей.

Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий,

бисерный и "красивый";другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый".

Так вот:


За красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как

раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем

работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника,

который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и

10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на

всю строку, а может и на полторы!
Дисграфия

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду.



Дисграфия-это частичное специфическое нарушение письма.

На что обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша.

  2. Если он - переученный правша.

  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

  4. Если в семье говорят на двух или более языках.

  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10.Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, веселы (весёлый).

Обратите внимание!!!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.



Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодалены обычными школьными методами» Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Библиографический список:

  1. Поваляева,М.А. Неврологические основы логопедии/ М.А.Поваляева.-Ростов н/Д.:1996.

  2. Хватцев,М.Е. Логопедия/ М.Е.Хватцев.-М.:1996

  3. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопросы психологии. – 2002. - №5

  4. Эльконин Д.Б.Развитие устной и письменной речи. –М.,1998.

  5. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. – М.:МПСИ: Флинта, 2000.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница