Народные традиции в воспитании детей



Скачать 35,51 Kb.
Дата13.01.2021
Размер35,51 Kb.

Народные традиции в воспитании детей
Составила воспитатель

МБДОУ № 74 «Филиппок»

Ольга Григорьевна Тлехурай
История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.

Культуру Руси можно сравнить с могучим деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, немыслимое количество листьев и сильные, глубоко уходящие в землю корни. Ещё А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения нашего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание своего наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это основа стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это хранитель мудрости, педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наши задачи сегодня:

- помочь каждому ребенку сохранить свою национальную память;

- научить уважительно относиться к своим корням; чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с элементарных представлений об окружающем мире.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты находили вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что умельцы искусно и тонко украшали орудия труда (прялки, телеги, сани, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А как много детских загадок, скороговорок, сказок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Один из факторов воспитания - погружение детей в традиционную фольклорную среду.

Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Передаваемые из поколения в поколения, народные традиции создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя лучшие национальные ценности, приоритет которых - добро, счастье человека. Неоспоримо, ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра.… Как ни удивительно, дети счастливы, когда поют. Песни грустные поют редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, эти песни – не их, а о них. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, светлому, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельные песни в своём большинстве раскрывают огромную силу материнской любви.

Среди детей подростков были больше всего распространены задорные, шуточные, веселые песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека в течение всей жизни. Оказывая влияние на чувства человека, они параллельно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с уверенностью можно отнести к интегрированным средствам народного воспитания. Взрослые должны знать различные песни и разучивать их с детьми.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания, бесспорно доказала педагогическую ценность сказок. Ребёнок и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга. Знакомство со сказками своего народа, должно быть неотъемлемой частью образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки воспитывают уверенность в победе правды, добра над злом. Позитивизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок. В герое, как правило, очень ярко показываются главные черты характера: трудолюбие, остроумие, отвага; такие черты как физическая сила, мужество, смелость. Образность добавляется весёлостью сказок – тонким и лёгким юмором.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный воспитательный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Полная зависимость от природы заставляла народ быть тонким наблюдателем, замечать мельчайшие подробности в изменениях природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими: «Без примет ходу нет». В стихотворении «Приметы» А.С. Пушкин так передал присущую русскому народу наблюдательность:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду…

Многие народные приметы со временем приобрели форму пословиц. В пословицах много материала практического характера: приветы, пожелания в труде, осуждения, житейские советы. «Нарожать - нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть – глаз божий».

Народом сложены пословицы практически о каждом времени года, о каждом месяце. Вы можете познакомить детей со многими из них. Они должны соответствовать уровню развития вашего ребёнка, должны быть поняты ему. Хорошо подобранные пословицы помогут установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, обогатят его представление о мире природы, дадут толчок наблюдательности, фантазии, любви к родному краю.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Безделье осуждалась народом как явление чуждое. Много пословиц сложено народом о труде и использовались в воспитании трудолюбия «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка.

Научной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. На тех же позициях стояли Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнеспособна и в этом ее мощь.

Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.

Как же называли Богиню Земли?

Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.

Мог ли такой человек учинить Земле-кормилице «Лунный пейзаж», отравить чистое небо дымом и ядовитыми газами?

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

Трудно переоценить воспитательное значение народных игр, поэтому взрослые должны уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

«Игры не пустое занятие.

Это первая школа для ребенка.

С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить,

Он привык в недетские игры играть

Он как воин воспитан был»

Народные обрядовые праздники всегда были связаны с игрой. Сегодня народные игры, почти исчезают из детства. Необходимо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы - взрослые, должны сделать их достоянием наших детей. Например, можно создать кружок народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику.

В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали берёзки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки. Раскрывая роль традиций в воспитании молодого поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». Сейчас многие праздники стали возрождаться и так важно, чтобы дети вместе с родителями участвовали в них, тем самым приобщаясь к истокам Русской культуры.

Обряды, традиции, обычаи сопровождали человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции играли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица – переломная пора, любимый народный праздник.

Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий – обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях.

Во всех народных праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

В наше время устраиваются концерты, фестивали, ярмарки, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.

Этот всеми любимый народный праздник восходит к традициям Древнего Рима 1 века до нашей эры. Богиня Юнона, супруга Юпитера, дарила людям хорошую погоду, урожай, удачу в делах. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка. 1 марта женщины несли цветы к храму Юноны и просили счастья в семье. Мужчины дарили подругам и женам щедрые подарки, не обходили вниманием рабынь и служанок.

Традиционно в этот день мы должны помочь детям почувствовать аромат обаяния, дать знания о том, как сохранить букет свежим, научить, как дарить подарки и принимать их, показать красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное – уважение к женщине, матери, подруге.

Эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи.

Еще один праздник интимный и романтический, отмечается 14 февраля в Европе с 13 века, а в России с начала 90-х годов. При подготовке к празднику дети проявляют свои творческие возможности, фантазию, выдумку.

Традиционно отмечаем «День невинных обманов» (1 апреля) – напоминание о древнем празднике весны, который справлялся в апреле и сопровождался играми и шутками. В этот день желаем друг другу как можно чаще смеяться. Смех снимает напряжение, понижает давление, продлевает жизнь.

В образовании традиций входят и обряды.

С древнейших времен в обряд входило одаривание «Любишь подарки – люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.

На масленицу дарили пряники с надписями: «Чин чина почитай, а подарок не забывай». На Пасху дарили друг другу крашеные пряники.

Возвращение крестьянина с ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами. Каждое время имеет свой, характерный для него подарок.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки – фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить парфюмерию, косметику, немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.

Например, в годы войны одним из главных сувениров, отсылаемых на фронт, был кисет – вещь сугубо мужская, но делают-то его женщины. Сшитый и вышитый он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.

Без кисета у махорки

Вкус не тот уже.

В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущим своей Родины.

Традиция живет в старом и новом. Дети до сих пор любят старинный способ выбора, считаются в игре и придумывают новые считалочки.

Шалуны - балуны, 
Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,


Воеводу выбирать, 
Воевода - из народа 
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец, 
Становись в самый конец!

Ежик-ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать.

В семьях традиционно проявлялась забота в воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодам и результатам труда.

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений. Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого народа – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками. Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

ИСТОЧНИКИ:



  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-пресс», 1999 г.

  2. Сайт http://www.ivalex.vistcom.ru/.

Каталог: editor -> files


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница