Наказание детей



Скачать 138.68 Kb.
Дата21.04.2016
Размер138.68 Kb.
Т.Ф. Маслова, М.В. Смагина,

Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь


НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ

В статье рассмотрена патологическая зависимость между насилием, пережитым в детстве, и его воспроизводством в последующих поколениях. На основе социологического исследования определены масштабы, формы и причины семейного насилия над ребенком.

Традиционно считается, что наказание как мера воздействия за совершенный проступок является особым способом управления процессом воспитания, ибо воспитание невозможно без наказаний и поощрений. В русской бытовой культуре существуют такие поговорки, как «бьет – значит любит», «не пожалей розги», и т.д. В данном контексте одну из актуальных проблем представляет вопрос наказания детей в семье как семейного насилия.

Многообразие образа жизни людей порождает новое видение процесса формирования отношений в семье. Данное обстоятельство связано с тем, что семейная ячейка подвергается воздействиям, вызванным быстрыми и глубинными изменениями в обществе, к которым необходимо приспосабливаться. Зачастую экономические и социальные факторы являются источником стрессового состояния родителей и отрицательно влияют на воспитание детей. «В новых социально-экономических условиях, – отмечается в докладе, посвященном реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка, – семья испытывает проблемы адаптации, выражающиеся в общей дезорганизации, росте насилия в семье, расширении масштабов девиантного поведения, социальном сиротстве»1. Все это обусловливает ущербность первичной социализации личности, создает ограничения или неспособности осуществлять ею конструктивные социальные функции в дальнейшем; содержит угрозу социальной патологии. Последнее связывается с идеей Э. Фромма о «социально заданной ущербности»1, когда человеку не удается достичь свободы, подлинного самовыражения и когда это присуще не одному, а многим, и не осознается обществом как неполноценность.

Очевидно и то, что применение наказаний, граничащих с жестокостью и насилием, прежде всего физическим, входит в прямое противоречие с принципом осуществления равных и неотъемлемых прав ребенка на уважение его человеческого достоинства и физической неприкосновенности. Особенности ребенка, находящегося на стадии развития и формирования, его изначальная зависимость от взрослых, особый склад ума, а также детская уязвимость – все это вместе взятое требует того, чтобы ребенку была предоставлена защита от любых форм насилия.

Таблица 1

Данные анализа общественного мнения о жертвах насилия

(% от числа опрошенных)

Мнение

респондентов



Варианты ответов

Волгоград

Иркутск

Петрозаводск

Категория жертв насилия**

Дети

67,8

44

85

Женщины

54,2

32

65

Мужчины

5

5

*

Пожилые

25,4

9

32

Инвалиды

*

7

*

Другое

*

3

*

* Отсутствие варианта ответа.

** Несколько вариантов ответа.


Изучение семейного (домашнего) насилия над детьми позволяет обобщить факторы, раскрыть специфику данного явления в современной России. Так, вторичный анализ данных, полученных в рамках исследовательской программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье», подтверждает то, что чаще всего в таких обстоятельствах страдают дети. На это указывают респонденты, в качестве которых выступали взрослые жители городов Волгограда, Иркутска, Петрозаводска1 (см. табл 1).

На то, что первое место среди жертв занимают дети, обратили внимание от 44% респондентов в Иркутске до 85% – в Петрозаводске (в среднем это – 65,6% от общего числа участников опроса в трех российских городах). Это подтверждает реальность факта уязвимости положения детей в семье и особенности первичной социализации.

Эффект семейной социализации в этих условиях усиливается с усвоением детьми информации о насилии. Опрос школьников городов Кисловодска и Ставрополя2 показал, что большинству из них приходилось сталкиваться с фактами насилия. 46% наблюдали сцены насилия по телевидению, 44% видели их по отношению к незнакомым людям, 38% – к животным; 24% – в кино; 22% – к сверстникам. И только 12% отметили, что испытывали его по отношению к себе. Судя по ответам, можно выдвинуть разные версии причин такого распределения ответов, в том числе представить свою семью в негативном виде, а себя – в качестве жертвы. По оценкам исследователей, трудность социологического измерения здесь связывается с разночтением смысла понятий семейного насилия и наказания в российских реалиях.

Часто исследователи используют термин «насилие» из западной социологии. Так, результаты исследований коллег-социологов и наших опросов позволяют судить о том, что семейное насилие над детьми во многом связывается с принятыми в семьях россиян видами наказания. Изучение способов наказания, применяемых к детям, проведенное методом опроса родителей в ряде городов Российской Федерации [2], подтверждает эту особенность. Приведем данные, отражающие типичные виды наказания детей в российских семьях. Это: бьют ремнем, шлепают по попе, дают подзатыльники, ставят в угол, лишают прогулки, обеда или ужина, сладостей, оставляют одного в темной комнате и т.д.

Безусловно, все представленные виды наказания детей содержат элементы насилия как повторяющегося с увеличением частоты цикла: физического, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Но присутствие негативного в восприятии подобных видов наказания, в том числе самих жертв, далеко не всегда имеет место. Отсюда вторичность признания патологического эффекта семейного насилия над детьми в обществе, признание его как способа детско-родительских отношений в русле традиционного воспитания представляет одну из основных особенностей данного феномена в российских условиях.

Определяя понятие семейного насилия над детьми в качестве их наказания в российских условиях, исследователи заострили внимание на «системности данного явления как принципиальной особенности, отличающейся от конфликтной ситуации» [4, стр. 94]. Системность выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. Например, в исследовании Т.Н. Дороновой, А.Е. Жичкиной, Л.Г. Голубевой на вопрос о том, каким видам наказания подвергались родители в детстве, были получены ответы, сходные с теми, что приводятся выше. А именно: лишали различных удовольствий (80%); ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох (65,7%); подвергали телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий) (45,7%); запугивали (45,7%); наказывали лишением общения (58,4%) [2]. Однако дети с теплотой вспоминают своих родителей, считают их поведение, даже с применением жестких методов, вполне оправданным, так как эти действия, по их мнению, осуществлялись им на пользу. Подростки, отмечая факты наказания, включая вышеперечисленные виды, принимают их в качестве естественного акта взаимоотношения со взрослыми, идентифицируют их не как негативные, а скорее как должные. На вопрос анкеты «Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что родители наказывают Вас незаслуженно?» большинство школьников Ставрополя и Кисловодска (65%) ответили отрицательно.

По обобщенным данным наших исследований, детям приходится испытывать весь набор способов домашнего принуждения и риски подверженности насильственным действиям, в которых преобладали грубость и сквернословие (40%), психологическое давление (28%), физическое насилие (18%), сексуальное (6%) и др. 22% ответили, что им не приходилось испытывать насилие (рис. 1).

Рисунок 1. Способы домашнего принуждения, испытываемого детьми


Причины наказания с элементами насилия усматриваются, прежде всего, в характере семейных отношений. В нашем исследовании уделено внимание взаимодействию детей с родителями, и оказалось, что риск насилия присутствует достаточно ясно. Неблагополучие в семьях отметили почти 70% школьников, хотя нужно учитывать сложность вопроса, на который не всегда можно получить достаточно откровенный ответ: 6,5% подростков отметили, что отношения в семье очень трудные, наблюдаются частые скандалы и непонимание. При этом главная эмоциональная опора для ребенка мать. Подросткам было предложено продолжить высказывание: «Без солнышка темно, без матери...» На что были следующие высказывания: «еще темнее» – 24%, «плохо» – 10%, «холодно» – 4%, «очень тяжело» – 20%, «одиноко» – 8%, «грустно» – 10%, «не выжить» – 10%, «ужасно» – 4,5%, «нет смысла жить» – 5,5%, «не знаю» – 4%. То есть, как бы ни была неблагополучна семья у ребенка и каковы бы ни были конфликтные отношения с матерью, он не мыслит своей жизни без нее, готов оправдать ее жестокость и бездушие.

Можно предположить, что взаимоотношения с родителями, а главное – именно с матерью в семье, более всего способствуют позитивному воспитанию. Позитивный подход к родительским обязанностям основывается на уважении прав человека применительно к ребенку и, соответственно, на создании доброжелательной обстановки, в которой родители не прибегают к телесным и унижающим человеческое достоинство наказаниям для разрешения конфликтных ситуаций или для привития дисциплины и уважения к окружающим. Борьба с распространенным мнением о том, что детей «бьют во благо» и что такие наказания являются чем-то приемлемым и терпимым, служит залогом сокращения и предупреждения насилия как социокультурной патологии во всех его формах.

В данном аспекте семейное насилие над детьми через наказание наиболее ярко представлено данными о последствиях этого явления. Особенно выделяется связь между риском насилия и состоянием здоровья, девиациями. Кошмары, страх, постоянное желание плакать наблюдаются у детей, которые проживают в неблагополучных семьях, где наиболее распространены психические формы насилия. 22% детей испытывают ночные кошмары, 26% – страх, 12% – частое желание плакать, 32% имеют длительное плохое настроение, 30% недовольны своим видом.

Статистические данные говорят о том, что у детей значительно возрастают факторы риска, которые состоят в следующем: дети-жертвы в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками; в 10 раз чаще совершают попытки суицида; среди них 60-70% беглецов, 98% детской проституции падает на них; 60% детей страдают от проблем питания. 98% от множественных личностных расстройств имели историю сексуального насилия в детстве. У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве [3].

Последствия таких форм наказания над детьми, как моральное, психологическое, эмоциональное, физическое, формируют повышенное чувство опасности, зависимости от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи; малоразвитость или разрушение положительных эмоциональных отношений с близкими.

Основными результатами такой распространенной формы насилия над детьми, как физическое, являются, по мнению социальных психологов, бесконтрольная агрессивность, импульсивность, отсутствие базового доверия к людям, беспричинные депрессии. Последствиями пережитой травмы может являться возникновение острого состояния страха. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности, проявление конфликтных форм взаимодействия, которые получают распространение в социуме, особенно среди молодежи, что часто связано с опытом физического насилия в детстве [1].

Причины и следствия семейного насилия над детьми во многом связаны с правовым и культурно-образовательным аспектом проблемы. Характерными факторами, обусловливающими укорененность и распространение этого явления в современных условиях, выступают издержки правовой некомпетентности родителей и детей, педагогическая ограниченность взрослых и т.д.

Обеспечение соблюдения достоинства личности каждого человека является основополагающим и направляющим принципом международного законодательства о правах человека. Однако исследования показывают, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинство родителей (92%) не воспринимает как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) считает, что, оставляя ребенка дома одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Справедливо считают 85,7% родителей, что ударить ребенка означает нарушить его права. 74,3% допускают шлепки и 31% – использование ремня как вида наказания в практике собственного родительского поведения. Такая ситуация во многом связана с тем, что с положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса РФ известно 58% опрошенных, назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли лишь 28% [2].

Многие не вкладывают в понятие «физическое насилие» такие формы, как «пинки, подзатыльники, шлепки», а к «психологическому насилию» не относят оскорбления и унижения личности ребенка, считая это необходимой нормой воспитания, преодолением непослушания. По данным социологического исследования по предупреждению жестокости и насилия в семье, проведенного в 2000 г. в г. Пяткяранта, 24,8% не смогли объяснить что такое «физическое насилие». Они «не понимают» и «не знают» его значения. 33,9% респондентов не смогли объяснить понятие «психическое насилие»1.

Исследование, проведенное в городах Кисловодске и Ставрополе, было направлено на получение информации о том, насколько школьники информированы о своих правах (см. табл. 2) и службах, куда они могут обратиться. Были получены следующие результаты. 86% считают, что имеют право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни, 12% считают, что «не всегда».

В то же время, говоря о том, считают ли они, что имеют право на защиту со стороны государства от любых форм плохого обращения родителей и других лиц, 64% респондентов ответили «не всегда», «да» – 20%, «нет» – 16%. На вопрос «Считаешь ли ты, что имеешь право свободно выражать свои взгляды?» ответили: «да» – 51%, «нет» –17%, «не всегда» – 32%.

Таблица 2



Информированность школьников Кисловодска и Ставрополя

о своих правах

(% от числа опрошенных)

Вопрос

Ответы

Да

Нет

Не всегда

Считаешь ли ты, что имеете право
на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни?

86

2

12

Считаешь ли ты, что имеете право на защиту со стороны государства от любых форм плохого обращения родителей и других лиц?

20

16

64

Считаешь ли ты, что имеешь право свободно выражать свои взгляды?

51

17

32

Было предложено назвать известные респондентам учреждения, общественные организации, помогающие детям тогда, когда им плохо. Результаты поражают своим негативом в связи с отсутствием информированности подростков (рис. 2). 20% опрошенных назвали «детский дом», по 2% «милицию» и «скорую помощь, 8% – «психологов», 4% – «центры реабилитации», по 4% – «приют» и «службы доверия». 56% респондентов не знают ни одной службы помощи детям. Понятно, что основная информация, необходимая для детей, столкнувшихся с проблемами, в том числе и насилия, остается им недосягаемой.



Рисунок 2. Известные школьникам Кисловодска и Ставрополя службы, оказывающие помощь детям, столкнувшимся с проблемами


Социологические исследования, таким образом, выделяют семейное насилие над детьми как актуальную проблему российского общества и указывают направления ее решения с точки зрения перспектив предупреждения и преодоления ущербной социализации личности и социальных патологий, исходя из того, что потенциал детей дает им возможность быть активными и полезными членами как семьи, так и общества в целом.

Среди этих направлений, находящихся в компетенции социальных педагогов, психологов, социальных работников, которые поддерживают мнение ребенка с учетом возраста, занимаются вопросами, напрямую касающимися его, наиболее важными представляются следующие:



  • социокультурное – отражает преодоление негативных стереотипов взаимодействия с ребенком в семье, культивирование в обществе и семье ценностей ненасилия, уважения личности ребенка. На этой основе целесообразно поддерживать духовную и нравственную культуру родителей, развивать позитивные семейные традиции; осуществлять разработку и внедрение программ по предупреждению негативных последствий социализации личности;

  • государственное – подразумевает решение проблемы насилия в обществе и в семье путем совершенствования законодательных актов, положений, предусматривающих развитие правового регулирования защиты прав детей путем расширения ювенальной юстиции; обеспечения контроля над исполнением законов по защите прав детей, информирования детей и подростков о своих правах и возможностях защиты от насилия;

  • социально-педагогическое – предполагает изучение семей группы риска в дошкольных и школьных учреждениях, улучшение диагностики и реабилитации детей в школе и по месту жительства; выявление характера, степени и динамики явления насилия и развитие технологий по его профилактике и ликвидации, информирование детей и родителей о возможностях защиты от насилия в семье;

  • организационно-реабилитационное – выделяет создание и развитие реабилитационных центров для детей и подростков, кризисных центров семьи; обеспечение населения квалифицированными специалистами по решению семейных проблем и проблем детства; организацию достойного финансирования социальных проектов в области защиты прав ребенка; совершенствование системы экстренной помощи детям и другие.

Реализация этих направлений предполагает комплексное использование систематизированной социологической информации по уточнению особенностей и решению проблем семейного насилия над детьми в российских условиях, что может способствовать адекватности оценки данного негативного явления и его последующему устранению, а также оздоровлению российского общества в целом, как конечной цели всех предпринимаемых мер.


Библиографический список

  1. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств// Вопросы психологии. 1998. № 6. с. 65-75.

  2. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2003. с. 53.

  3. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов/ Под ред. Н.К. Асановой. М.: Владос, 1997.

  4. Обыкновенное зло: исследования насилия в семье/ Сост. и ред. О.М. Здравомыслова. М.: Едиториал Урсс, 2003.

  5. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998–2002 годах URL: http://www.detirossii.ru/%94http:/www.who.int/en/12634.php (дата обращения: 04.10.2006).




1 Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998-2002 годах: http://www.detirossii.ru/%94http:/www.who.int/en/12634.php

1 Цит. по: Кравченко С.А. Социология через призму социологического воображения. М.: Экзамен, 2004.

1 Подробнее см.: http://dv.projectharmony.ru/mater/issl.html#issl_petro1

2 В 2009 г. опрошено 450 человек, в том числе учащихся 9 класса – 72%, 10 класса – 28%; по полу – 56% мальчиков и 44% девочек.

1 В рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье» в г. Пяткяранта опрошено 230 чел.: http://dv.projectharmony.ru/mater/iss.html#issl_petrol.

Каталог: files -> File
File -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
File -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
File -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
File -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
File -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
File -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
File -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
File -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница