Наименование



страница1/7
Дата29.02.2016
Размер1.15 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
Содержание

№ п/п

Наименование

Стр.




Введение

2

1.

Компоненты творческой деятельности человека и развитие форм сознания в процессе творческой деятельности человека

5

2.

Системный подход к формированию мотивов творческой активности личности на стадии обучения

10

3.

Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения студентов

13

4.

Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования

20

5.

Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения

23

6.

Сущность, функции, структура, содержание деятельности педагога профессиональной школы

25

7.

Проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения

29

8.

Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков профессионального обучения

33

9.

Содержание профессионального образования и обучения, его сущность и задачи специальной подготовки

35

10.

Проблемы развития личности инженера в процессе его образования

39

11.

Задачи развития творческой активности личности на этапе изучения специальных дисциплин в ВУЗе

44

12.

Применение личностно-ориентированного подхода к обучению студентов специальной дисциплине»


48

Приложение 1

Инновационные подходы к формированию условий для личностного развития в техническом вузе


53

ВВЕДЕНИЕ

Новые требования наукоемких производств привели и к новому определению квалификации специалиста. Это не только профессиональные знания, умения и навыки, но и качества личности, востребованные данным видом профессионального труда. Экономические, социальные и технологические преобразования вошли в противоречие с традиционной системой подготовки специалистов, что требует принципиально новых подходов к определению целей, задач и содержания образования, требуются новые формы, методы и средства обучения. Следовательно, можно утверждать: современное образование должно быть ориентировано на формирование личности, адекватной содержанию профессиональной деятельности.

Однако традиционные методики и технологии обучения не позволяют осуществлять подготовку специалиста в соответствии с современной моделью выпускника, развивать в нем личностные качества, соответствующие конкретной специальности.

Ежегодно преподавателей ВУЗовских кафедр интересует вопрос о том, насколько полно выпускаемые ими молодые специалисты подготовлены к творческой самостоятельной работе, насколько им в условиях перехода к рынку удалось каждого студента “провести” через такие программы и курсы, которые должны позволить лучше раскрыться личностям студентов и найти себя в качестве молодых специалистов на рынке труда.

Сегодня, несмотря на новую экономическую систему в стране, перед высшей школой по форме стоят традиционные задачи подготовки компетентных, высококвалифицированных, творчески активных специалистов.

Однако содержательный аспект подготовки специалистов, с учетом возможного ранее на предприятиях их доучивания, сегодня заменен типовым стандартом специалиста в условиях рыночных отношений.

Понятие “творческая деятельность молодого специалиста” объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования.

Еще Иммануил Кант (более 200 лет назад) заметил, что в науке ход и процесс открытия можно продемонстрировать лишь задним числом. При этом подобные демонстрации и отчет о них, как показала практика, не могут обучить других людей делать научные открытия. Истина всегда конкретна, и знание общих особенностей и теории творческого процесса в науке не может само по себе гарантировать плодотворную деятельность, так же как, например, знание формальной логики далеко недостаточно для того, чтобы мыслить логически.

Из сказанного вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.

Преподавателю должен быть передан в полном объеме также такой вид обучения, как руководство самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов.

В условиях перехода на платное обучение, когда рынок определяет приоритетные научные и производственные направления, возможна более качественная разработка преподавателями конкурентоспособных педагогических технологий, методик обучения, развивающих потенциальные возможности студентов, их стремление к знаниям, новаторству, творческой активности и профессионализму.

В представленном исследовании значительная часть посвящена разработке основ преподавания специальных дисциплин как фактору, развивающему содержательный аспект обучения, подъема творческого потенциала личности молодого специалиста.

Для целого ряда инженерных профессий в области машиностроительных производств, технологических процессов металлообработки таким основополагающим специальным курсом является курс материаловедения и технологии конструкционных материалов, а также новых и перспективных материалов, содержащий базовую информацию по применению и обработке материалов для различных отраслей авиационной промышленности.

В промышленном производстве необходимы, прежде всего, профессиональные общетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий и специальностей.

Общетехническая подготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т.д.

Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.

В связи с изложенным, программа курса может состоять из следующих тем (лекций):

1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения студентов вуза.

2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки инженеров в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование).

3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки.

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования.

5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (УМК, ТСО и др.).

6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура.

7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения.

8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов.

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю.

В круг разрабатываемых проблем включены также задачи анализа естественнонаучных основ и компонентов творческой деятельности человека, социально-психологического подхода к формированию мотивов творческой активности личности на стадии обучения, исследования технологических аспектов преподавания специальных дисциплин, влияния межличностных отношений между преподавателями и студентами на развитие творческой активности личности молодого специалиста.

В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В химико-технологических процессах часто возникают непредсказуемые ситуации, которые характеризуются большой степенью неопределенности. От современных работников требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Только личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел, принимать ответственность за выполняемую деятельность. Сформировать такую личность представляется возможным на основе личностно-ориентированного образования.

Прикладные аспекты личностно-ориентированного образования и теории личности сегодня разработаны недостаточно. В частности, в среднем профессиональном образовании сегодня отсутствуют методики обучения специальным дисциплинам, опирающиеся на личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов среднего звена.

Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере. Компетентностный подход предполагает формирование профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, однако, как уже отмечалось, методики, позволяющие формировать такие личностные качества, сегодня отсутствуют.

В педагогической практике вопрос о качестве подготовки специалиста сводится к текущей и итоговой оценке студентов по уровню знаний и умений. Считается, что если выпускник продемонстрировал отличные знания и умения, то его качество подготовки выше. В реальности же успеха в профессиональной деятельности добиваются выпускники, проявляющие активность, уверенность в своих силах, умеющие реализовать себя в различных видах деятельности.

Часто конкурентоспособность специалиста на производстве определяют его мотивационная готовность, эмоциональная устойчивость, умение управлять своими психическими состояниями и т.п. Однако эти параметры развития личности не входят в критерии оценки качества подготовки специалиста. В то же время работодатели обращают внимание именно на эти качества.

Таким образом, существуют противоречия между потребностью производства в специалистах, обладающих профессиональными личностными качествами и недостаточной разработанностью методик личностно-ориентированного обучения, позволяющих формировать данные качества; между требованиями государственных образовательных стандартов к подготовке компетентного специалиста авиационной отрасли и отсутствием адекватных методик.


Каталог: scientific work -> sci proj -> files
files -> Наименование
sci proj -> Реферат в работе рассмотрена задача формирования производственно-образовательной среды в специализированных классах средних образовательных школ (сош). Описаны т н. «школьные типы»
sci proj -> Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение"
sci proj -> Реферат Список исполнителей профессиональное самоопределение учащегося
sci proj -> Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
sci proj -> Реферат в работе обозначена проблема проведения мониторинга в образовательном процессе. Предложены основные тенденции и критерии мониторинга учащихся в школе
sci proj -> Научно-образовательные и научно-информационные материалы, обеспечивающие возможность повышения квалификации научно-педагогических работников и специалистов вуза в области предпринимательской деятельности
sci proj -> Рабочая программа дисциплины семейное право


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница