Наименование семинарских занятий Тема Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания



Скачать 20,04 Kb.
Дата14.02.2016
Размер20,04 Kb.
#5296
ТипСеминар
Семинарские занятия:



п/п

Наименование раздела и темы

Наименование семинарских занятий

1.

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания

Философия как форма духовного освоения мира

2.

Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития


1. Античная философия: основные школы, представители и проблемы

2. Средневековая философия

3. Философские поиски мыслителей возрождения, реформации, просвещения

4.Философия нового времени. Немецкая философия



5. История русской философии

3.

Тема 3. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия

Проблема бытия в философии

4.

Тема 4. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира

Учение о развитии


5.

Тема 5. Человек в системе социальных связей. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость

Философская антропология и круг ее основных проблем


6.

Тема 6. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Основные проблемы социальной философии

7.

Тема 7. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах

Аксиологическая функция философии


8.

Тема 8. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

Ценность как способ освоения мира человеком

9.

Тема 9. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность

Проблема сознания в философии

10.

Тема 10. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Основные проблемы гносеологии

11.

Тема 11. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Гносеологическая функция философии

12.

Тема 12. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника

Философия науки и техники

13.

Тема 13. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Проблемы и перспективы современной цивилизации



4.3. Содержание семинарских занятий:


темы лекции

Наименование семинарских занятий

Содержание и основные вопросы

1.

Философия как форма духовного освоения мира

1. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы.

2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Место и роль философии в культуре



2.

1.Античная философия: основные школы, представители и проблемы


1. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода.

2. Бытие, субстанция, материя в античной философии.

3. Идеалы человеческой жизни в философии Древней Греции.

4. Социально-философская проблематика у античных философов.

5. Проблема познания окружающего мира в воззрениях античных философов


2. Средневековая философия

1. Формирование средневековой христианской философии, особенности ее онтологии, гносеологии и антропологии.

2. От патристики – к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.

3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного


3.Философские поиски мыслителей возрождения, реформации, просвещения

1.Философия Ренессанса и Реформации как преодоление средневековой схоластики.

2. Анализ понимания Бога и религии в периоды Возрождения и Просвещения.

3. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения.

4. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения



4.Философия нового времени. Немецкая философия

1. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм.

2. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

3. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.

4. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследия и утверждение новых принципов.

5. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма.

6. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о сущности человека и культуры



5. История русской философии


1. Источники русской философии и ее специфика.

2. Особенности развития русской философской мысли в Х – ХVIII вв.

3. Развитие самостоятельной философской мысли в России ХIХ в.

4. Русская философия в ХХ в



3.

Проблема бытия в философии

1. Сущность философской проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях.


4.

Учение о развитии


1.Диалектика и метафизика – два подхода к развитию.

2. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.

3. Законы и категории материалистической диалектики


5.

Философская антропология и круг ее основных проблем


1. Философская антропология: исторический экскурс.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека.

4.Сущность и существование человека



6.

Основные проблемы социальной философии

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Философские модели социальной реальности.

3. Важнейшие подсистемы общества, их взаимодействие.

4. Формы общественного сознания.

5.Культура и цивилизация


7.

Аксиологическая функция философии

1. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция

ценностей (философский аспект).

2. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

3. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия

4.Проблема смысла человеческой жизни в философии.


8.

Ценность как способ освоения мира человеком

1. Природа как эстетическая ценность.

2. Философия творчества.

3. Проблема происхождения жизни на Земле.

4.Эстетика как наука о прекрасном.

5.Религия как мировоззрение и как явление культуры. Понятие духовного


9.

Проблема сознания в философии

1. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

3. Сознание и самосознание.

4. Язык и сознание



10.

Основные проблемы гносеологии

1. Субъект и объект познания. Познавательное отношение к миру.

2. Модели познавательного отношения.

3.

4. Научное познание, его особенности, уровни и методы



11.

Гносеологическая функция философии

1. Искусственные и естественные языки.

2. Знак и символ.

3. Роль заблуждений в познании.

4. Проблема истины.

5.Проблема моральной ответственности ученого (этика науки)


12.

Философия науки и техники

1. Техника как особая реальность.

2. Роль техники в развитии человеческой цивилизации.

3. Информационное общество: философский анализ процесса становления. Информационные революции.

4. Причины и характер научных революций.

5.Глобализм и антиглобализм: суть конфликта


13.

Проблемы и перспективы современной цивилизации

1. Проблема культуры и цивилизации.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Возможные сценарии развития цивилизации на Земле.

4. Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления. Ноосфера, философский аспект



Каталог: fulltext -> UMK -> %D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D0%9F%D0%9C -> %D0%91%D0%9C
UMK -> «сибирская государственная геодезическая академия»
UMK -> Лекция 7 Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
UMK -> Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при
UMK -> Регулятивную функцию
%D0%91%D0%9C -> Лекция методология и организация процесса разработки управленческого решения, целевая ориентация управленческих решений
%D0%91%D0%9C -> Лекция приемы разработки и выборов управленческих решений
%D0%91%D0%9C -> Примерный перечень тем дипломных (выпускных) работ по специальности 080507 «менеджмент организации» и направлению 080500 «менеджмент»
%D0%91%D0%9C -> Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента
%D0%91%D0%9C -> «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности»
%D0%91%D0%9C -> Контрольный тест

Скачать 20,04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница