Национальное агентство развития квалификаций



страница1/5
Дата14.02.2016
Размер0.77 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ



РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ РАБОТНИКОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Москва

2010

Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, П.Н. Новиков, О.Д. Прянишникова – М.: Национальное агентство развития квалификаций, 2010.- 61 с.


В Рекомендациях предложены основные подходы и алгоритмы действия при использовании профессиональных стандартов в процессе разработке программ профессионального образования.

Рекомендации рассчитаны на разработчиков образовательных программ высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, а также на широкий круг специалистов, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих кадров.


Содержание





Введение ……………………………………………………………….

4

Основные понятия и определения ……………………………………

6

Перечень сокращений и обозначений ………………………………..

12

Перечень основных документов, используемых при составлении Рекомендаций …………………………………………………………..

13


1. Общие положения …………………………………………………..

15

1.1. Нормативное закрепление возможностей учета требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ …..

15


1.2. Основные источники информации о требованиях к профессиональным квалификациям …………………………………..

17


1.2.1 Квалификационные справочники ……………………………….

17

1.2.2. Профессиональные стандарты ………………………………….

19

1.2.3 Опросы работодателей …………………………………………..

22

1.3. Проблемы, связанные с учетом требований работодателей, и возможные пути их преодоления ……………………………………..

25


2. Использование профессиональных стандартов при формировании программ профессионального образования ………..

34


2.1. Использование профессиональных стандартов при разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения ………………………………………………………………

36


2.2. Возможности использования профессиональных стандартов при формировании основных образовательных программ высшего профессионального образования ……………………………………..

46


2.3. Возможности использования профессиональных стандартов при формировании основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования.

50


2.4. Возможности использования профессиональных стандартов при формировании программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки ……………………….

55


Приложение 1 ………………………………………………………….

58

Приложение 2 ………………………………………………………….

60


Введение

Проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. В последние годы в нашей стране реализован ряд мер, направленных на «сближение» производства и профессионального образования. Работодатели получили реальную возможность участвовать в формировании и осуществлении государственной политики в области профессионального образования. И сегодня стоит задача создания и отработки конструктивных механизмов, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров. Одним из направлений деятельности на этом пути является обеспечение «сопряжения» нормативных документов, регулирующих вопросы квалификаций в сфере труда (квалификационные справочники, профессиональные стандарты и др.) и в сфере образования (федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, основные образовательные программы высшего профессионального образования, основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и др.).

Цель настоящих рекомендаций – предложить общие подходы и некоторые конкретные механизмы использования профессиональных стандартов при формировании программ профессионального образования/подготовки.

Рекомендации состоят из двух разделов и двух приложений.

Первый раздел содержит: положения основных нормативных документов, регулирующих вопросы (определяющих возможность) учета требований работодателей при формировании федеральных государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования; краткую характеристику основных источников информации о требованиях работодателей к профессиональным квалификациям работников. В нем также рассмотрены основные проблемы, связанные с учетом требований работодателей, и пути их преодоления.

Во втором разделе изложены основные подходы и алгоритмы действий при использовании профессиональных стандартов в процессе разработки программ профессионального образования.

В приложении 1 представлена информация, содержащаяся в профессиональных стандартах, и источники ее получения, а в приложении 2 - общие правила определения основных видов профессиональной деятельности/профессиональных модулей.

Рекомендации рассчитаны на разработчиков образовательных программ высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, а также на широкий круг специалистов, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих кадров.



Основные понятия и определения1





Вид профессиональной деятельности


1) Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования
2) Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовленности, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда





Профессия (специальность)



Общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Термины «профессия» и «специальность» традиционно используются в русском языке как синонимы, если функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессиональной деятельности человека. Однако термин «специальность» может использоваться и в более узком значении – «вид занятий в рамках одной профессии» (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт)








Объект (предмет) профессиональной деятельности


Явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности.
Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т.п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.





Область профессиональной деятельности

Совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения






Трудовая функция



Набор взаимосвязанных трудовых действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда
В разных источниках можно встретить другие определения термина «трудовая функция». В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с понятием профессиональной компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, т.к. действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять.






Квалификация (работника)



1) Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности








Национальная система квалификаций Российской Федерации

Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.






Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

(НРК РФ)



Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.
В международной практике - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Как правило, различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.






Дескриптор (квалификационного уровня)


Обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК РФ. Требования дифференцируются по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся при ее выполнении.





Квалификационный уровень



Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся при ее выполнении.





Уровень квалификации (работника)


Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Чем выше уровень профессионального образования работника (НПО, СПО, ВПО), тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций.






Разряд (аналоги: категория, класс)


Порядковое место в тарифно-квалификационной системе России, определяющее уровень квалификации работника.






Профессиональный стандарт (ПС)



Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.






Компетенция


Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.






Общая компетенция


Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».






Профессиональная компетенция



Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности






Компетентность



Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.






Федеральный государственный образовательный стандарт


Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.





Результаты профессионального обучения (подготовки)


1) Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.








Профессиональное образование


1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).







Профессиональное обучение


Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.






Профессиональная подготовка



1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования

2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).








Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа)



1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности.
2) Комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.
Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.




Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

(в высшем профессиональном образовании синоним – основная образовательная программа)





1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.
2) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»)
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ "Об образовании").






Примерная основная профессиональная образовательная программа


Документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.
Примерная основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессии/специальности и соответствует заданной в нем структуре ОПОП.
Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (Ст. 14 закона РФ "Об образовании").
Составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Это документы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру; на их основе разрабатываются соответствующие программы образовательного учреждения профессионального образования.






Профессиональный модуль (НПО, СПО)



Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.






Программа профессионального модуля


Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.





Раздел профессионального модуля

Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

- из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

- из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).








Междисциплинарный курс


Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций в рамках профессионального модуля.




Практика (производственная)



Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.
В зависимости от профессиональной направленности производственная практика называется педагогической, сестринской и т.п.

Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т.п.



И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).





Каталог: attachments
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
attachments -> Педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технология
attachments -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
attachments -> Методические рекомендации по информированию родителей
attachments -> Адреса распространения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница