Начальное образование



Скачать 119,26 Kb.
страница1/9
Дата06.03.2023
Размер119,26 Kb.
#205473
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Связанные:
курсовая 3 курс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
(Филиала ОмГПУ в г. Таре)
Факультет педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании

Формирование культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности


Курсовая работа
По направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) «Начальное образование»

Выполнила: студентка 32 группы очной формы обучения Шаханина Анастасия Владимировна


__________________
Научный руководитель:
Берестовская Людмила Петровна
к.п.н., доцент
__________________ Оценка____________________ «____»__________________2019 г. ____________________________

Тара – 2019


Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры поведения младших школьников………………………………………………………………………8

    1. Понятие культуры поведения и её компоненты …………………………8

    2. Методы и средства формирования культуры поведения младших школьников ……………………………………………………………….12

Выводы к главе 1 ………………………………………………………………16
Глава 2. Методические основы формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………17
2.1. Способы формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………………17
2.2. Описание диагностических методик по уровню сформированности культуры поведения младших школьников …………………………………23
2.3. Описание результатов проведения методик…………………………….27
Выводы к главе 2 ……………………………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
Введение
Формирование культуры поведения младших школьников всегда было и есть важной проблемой в педагогике. Из уст в уста люди искали и передавали самые верные и рациональные способы действий в определенных жизненных ситуациях. Это, если так можно выразиться «месторождение человеческого опыта».
История человечества представляет собой поочередную смену социальных и экономических формаций и здесь сохраняются некоторые, единые для всех исторических периодов, условия жизни и формы поведения человека.
Это в большей степени касается условий и правил, которые связанны с элементарными конфигурациями отношений между людьми: не брать чужое, оказывать помощь другим, не убивать, не лгать и т.п. Во все эпохи было неподобающим в поведении человека жестокость, подлость, алчность, трусость, клевету. Но уважали честность и отвагу, доброжелательность, ответственность, самоконтроль, благородство и скромность.
На сегодняшний день в нашем обществе наблюдается резкий спад культуры поведения школьников. Пробиваются негативные проявления такие как: детская жестокость, лень, неуважение к другим, ложь, хамство и т.п. Можно задать вопрос «Откуда берется весь этот негатив в детях? Сейчас дети могут с легкостью солгать взрослым и учителям, мальчик может ударить девочку, дети нецензурно высказываются как в школе, так и за ее пределами, обзывают своих товарищей, некорректно ведут себя в общественных местах – это всё указывает на то, что главной педагогической задачей считается увеличение уровня культуры поведения обучающихся.
И потому вопрос о формировании культуры поведения младших школьников значителен в наши дни, когда замечается понижение общего уровня культуры поведения общества.
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) устанавливает на первый план воспитание у учеников универсальных учебных действий (УУД), которые обуславливаются как способности детей к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного нового опыта. Важная роль здесь отводится личностным УУД, которые обеспечивают ценностную и смысловую ориентацию детей (умение сопоставлять события и поступки с принятыми принципами этики, это умение обозначать нравственный аспект поведения, это знание моральных норм) и ориентир в социальных ролях и межличностных взаимоотношениях [10].
Учитель должен научить детей осознанно рассчитывать свои действия на основе первичных ценностных представлений, управлять и адекватно оценивать свое поведение, соблюдать элементарные принятые в обществе правила и нормы поведения.
Также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что под внеурочной деятельностью школьников понимается такая деятельность, которая обладает великим потенциалом для создания развивающей и воспитывающей среды в образовательном учреждении, формирования созидательных способностей, удовлетворения своих познавательных потребностей и формирования различных сфер личности ребенка. Из этого следует, что в большей степени сформировать культуру поведения детей можно во внеурочной деятельности.
Изучением проблемы сформированности культуры поведения у младших школьников занимались многие ученые: например, Дереклеева Н.И. в своей книге «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» говорит о том, что правильно подобранные и интересные формы проведения работы с учащимися помогут раскрыть им свои способности и развить коммуникативную культуру.
В книге «Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры» Н.А. Купина/Н.Е. Богуславская говорится о воспитании культуры поведения младших школьников с использованием игры, что позволяет детям раскрыться, развивается культура общения.
Подласый И.П. в своей книге «Педагогика начальной школы» рассматривал возрастные особенности детей, позволяющие формировать культуру поведения, принципы и правила обучения младших школьников, виды и формы обучения и воспитания [33].
По мнению А.И. Шемшуриной, в книге «Основы светской этики», этическая культура человека - это образ жизни, который ориентирует его сознание, поведение и поступки, чувства на моральные ценности, которые были выработаны опытом всех поколений. Это, прежде всего, общечеловеческая мораль, простые нормы этики, главным содержанием которых является их гуманистическая направленность. Неверные представления о дружбе и доброте, правдивости и справедливости считаются фактором частых разногласий между детьми. По этой причине учитель обязан, в первую очередь, узнать, что знают и понимают сами дети об этике взаимоотношений среди людей, какое именно содержание они понимают под понятиями «добро», «честность» и «справедливость», как понимают они проявления бессердечности, лживости и эгоизма [36, с. 24-25].
Поэтому следует знакомить школьников с правилами поведения. Развивать у них умения культурного поведения в школе и за ее пределами, формировать культуру этикета, формировать любовь и галантное отношение ко всему окружающему. Также необходимо знакомить родителей и педагогов с составляющими культурного поведения, т.к. именно в семье выполнение главных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома [3, с. 69].
Атмосфера, в которой проживает ребенок может являться средством формирования культурного поведения. Атмосфера может быть наполнена любовью и заботой, доброжелательностью, гуманностью или жестокостью, несправедливостью или безнравственностью. Вся атмосфера, которая окружает ребенка может стать средством формирования культуры поведения, представлений и чувств, т.е. она активизирует все устройство морального воспитания и оказывает влияние на формирование определенных черт личности у ребёнка.
В формировании культуры поведения младшего школьника перед учителем стоит главная задача: развитие сознательности и активности обучающихся, чтобы навыки культурного поведения закрепились в характере ребенка, а не просто добиться механического выполнения требований и условий поведения. Знания у детей должны перейти в убеждения, чтобы они глубоко осознавали то, что культурное поведение есть красиво.
Вопрос о формировании культурного поведения младших школьников актуален в настоящее время, потому что важную роль в жизни играет коммуникация людей друг с другом. Если ребенок научится манерам культурного поведения и общения с близкими, с его знакомыми и друзьями, то он будет так же общаться совсем с незнакомыми ему людьми. Прививая детям навыки культурного поведения, мы привносим вклад в развитие общества.

Скачать 119,26 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница