Начальник военной кафедры кутузов а. К



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
ВОЕННАЯ КАФЕДРА



УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ

КУТУЗОВ А.К.

«____» _______________2015 г.




ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА



Тема № 12. «РОЛЬ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА В ОРГАНИЗАЦИИ Морально - психологическоГО обеспечениЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ»
Лекция


Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


Протокол № ______ от

«_____» ________________2015 г.


МОСКВА - 2015




Тема № 12. «РОЛЬ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА В ОРГАНИЗАЦИИ Морально - психологическоГО обеспечениЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ»

ЦЕЛЬ:

Ознакомить студентов с формами и методами морально-психологического обеспечения в подразделении.

МЕТОД:

Лекция.

ВРЕМЯ:

2 часа (90 минут).

МЕСТО:

Класс.

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ

1. «Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ВС РФ», - М: ГАВШ, 1994 г.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ




I.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

5 мин.

II.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

80 мин.




1.

Цель и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.

40 мин.





2.

Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.

40 мин.


III.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

5 мин.



ВВЕДЕНИЕ

Оборонительная военная доктрина России исходит из того, что современная война, если ее развяжут агрессоры, может быть как ядерной, так и с применением обычных средств. Ядерная война сразу же приобретет глобальный характер и будет иметь катастрофические последствия не только для воюющих сторон, но и для всего человечества.

Война с применением обычных современных средств поражения будет также иметь принципиально иные характеристики. Она охватит большую часть континентов, океаны, моря, околоземное воздушно-космическое пространство. Боевые действия будут вестись в более сложных условиях, сопровождаться потерями и разрушениями, многократно превышающими все то, что было в период второй мировой войны. Разрушенные атомные электростанции, химические предприятия, склады ядерных боеприпасов и химического оружия создадут обширные зоны радиационного и химического заражения. В любой момент начавшаяся война может перерасти в ядерную. При этом агрессия с применением как ядерных, так и обычных вооружений рассчитана на внезапность, неожиданность для жертвы. Следовательно, в этом варианте война будет отличаться от войн прошлого небывалыми психологическими особенностями.

Психологическим изучением особенностей войны и боя военные психологи занимаются давно. Много было сделано в послевоенный период на материалах Великой Отечественной войны, а также на основе военных учений, боевых действий в Афганистане, ликвидации последствий крупных аварий и катастроф.

В современной войне в небывалых размерах возрастет опасность. Влияние опасности будет распространяться не только на войска, находящиеся на переднем крае, но и в глубине своей территории. Опасности будет подвержено все гражданское население. Наряду с реальной опасностью значительно возрастет и распространится чувство опасности, которое охватит людей даже при отсутствии непосредственной угрозы.

Опасность воспринимается как переживание человеком угрозы для собственной жизни и жизни близких ему людей. Ее отражением в сознании являются тревога, беспокойство, страх. Длительное переживание опасности приводит к нервному и психическому истощению, психическому расстройству.

История войн свидетельствует о непрерывном росте так называемых психологических потерь по сравнению с физическими. Так, в первой мировой войне психологические потери армии США составили 100 000 человек, а во второй мировой войне — 1 млн. человек. При этом соотношение психологических и физических потерь составило 36 к 100. В арабо-израильской войне 1973 г. соотношение психологических и физических потерь составило в израильской армии 30 к 100. В войне Израиля против Ливана в 1982 г.—23 к 100. В ряде боевых частей Израиля соотношение психологических и физических потерь составило 86 к 100.

В современной войне с высокой интенсивностью и длительностью боевых действий, огромными физическими потерями как войск, так и гражданского населения значительно возрастут психологические потери. Как показывают исследования среди лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварий и катастроф, высокий уровень тревожности достигал 66-80% от общего числа.

Влияние опасности на человека неоднозначно. В одном человеке она вызывает возбуждение, азарт, стремление испытать себя, в другом — подавленность, апатию, безы­сходность, в третьем — страх, ужас.

Человеку в известной мере свойственно привыкание к опасности, что является следствием адаптации к обстановке и заключается в утрате реального отношения к опасности. Отсюда возникают проявления беспечности, неосмотрительности, благодушия. Еще в большей степени человеку свойственны преувеличение опасности, создание ее в своем воображении.

Психологической особенностью современной войны будет большой масштаб распространения внезапности. Она выступает как восприятие и переживание неожиданных для человека раздражителей, факторов и условий, к которым он в данный момент времени не готов. Психологическое воздействие внезапности может носить характер кратковременного шока, длительной дезорганизации психики, необратимых психических изменений.

Воздействие внезапности зависит: от степени психологической устойчивости военнослужащих, подвергшихся воздействию противника; от уровня профессиональной подготовленности к действиям в изменившейся ситуации, от величины ранее понесенного ущерба. При этом подвергшиеся нападению могут оценивать ситуацию как полностью, частично внезапную или ожидаемую. В зависимости от характера восприятия воздействия последствия могут быть различными: быстро ликвидированы, с попытками ликвидации последствий или с дезорганизацией действий.

Современные средства разведки и оповещения способны обеспечить вскрытие ударных группировок и средств нанесения удара. Однако события могут развернуться внезапно вследствие политических решений или бездействия. Динамизм боевых действий, наличие средств внезапного нападения и высокой точности, в свою очередь, способны обеспечить достижение оперативной и тактической внезапности.

Внезапность, как правило, в большей степени достигается нападающей стороной. По некоторым подсчетам, в 40% случаев. Как фактор успеха его использует и обороняющаяся сторона. И это удается в 10% случаев. Внезапность в 65% случаев является основным фактором достижения успеха.

Психологической особенностью современной войны является небывалое усложнение процесса управления войсками, частями, кораблями. Динамизм и маневренность боевых действий, противодействие противника в целях нарушения системы управления, маскировочные и дезинформационные мероприятия противника, большой пространственный размах создадут огромные трудности в управлении. Несравненно возрастет число управленческих решений, принимаемых в ограниченное время, при недостатке информации или полной неясности обстановки, автономно, без связи с другими частями, без достаточной уверенности в правильности и достижении ожидаемого результата. Следовательно, увеличится количество (возможно, вдвое) рискованных решений, не имеющих аналогов в по­вседневной мирной жизни.

Отмеченные сдвиги психологического характера потребуют от командиров и их заместителей значительно большего внимания к человеческому или психологическому фактору. Для принятия решения в обстановке современной войны и боя командирам необходимо будет более тщательно учитывать и оценивать психологическое состояние своих войск и войск противника.



1. Цель и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке

Боевая деятельность является ведущим видом воинской деятельности, подчиняющим себе все остальные. Она имеет место только в условиях войны, в бою. Существенным признаком ее выступает направленность на реального противника. Боевая деятельность осуществляется в форме противоборства с применением оружия и военной техники.



Бой - это двухсторонняя планируемая вооруженная борьба. При этом каждая из сторон преследует крайне решительные цели — уничтожить противоборствующую сторону или заставить ее прекратить сопротивление. Идет соперничество не на жизнь, а на смерть. В этом противоборстве есть люди мыслящие, чувствующие, целеустремленные, вдохновляемые своими убеждениями. Деятельность воинов в бою — это противоборство целей и мотивов, ума и воли, чувств и убеждений, навыков и умений, духовной и физической стойкости с противником, наделенным своими психологическими особенностями. Она осуществляется в виде конкретных действий по управлению боевой техникой и применению оружия по врагу в целях его разгрома, уничтожения, пленения или вытеснения с занимаемой территории.

Боевая деятельность представляет собой систему боевых действий против врага для достижения целей вооруженной борьбы путем использования оружия и боевой техники. Она может складываться из индивидуальных и коллективных (групповых) действий. По характеру боевые действия могут разворачиваться как наступление, оборона, боевые пуски, противовоздушный, воздушный бой, подводный и надводный морской бой. Особой разновидностью боевой деятельности является применение оружия массового поражения.

В боевой деятельности наиболее полно проявляются все компоненты индивидуальной и коллективной психологии, степень выучки, дисциплина, уровень руководства и личность руководителя.

Боевая деятельность существенно отличается от всех других видов воинской и общечеловеческой деятельности. Это обусловлено спецификой ее предмета, средств, условий и результатов. Первая особенность боевой деятельности состоит в том, что ее предметом является реальный противник. Он выступает как совокупность объектов: живая сила, оружие и военная техника, военные объекты и сооружения, территория дислокации. Главная действующая сила противника – личный состав. Хорошо вооруженные современным оружием и боевой техникой солдаты, сержанты и офицеры противника, независимо от личных качеств, становятся врагами в войне и в бою.

Непосредственное восприятие врага должно быть адекватным. Иначе боевого успеха не достигнуть. Примитивное его восприятие (такой же человек, только одетый в другую форму) может вызвать при первом столкновении замешательство в действиях. Цена ему — жизнь. Надо учитывать, что нашему человеку, выросшему в атмосфере гуманизма, уважения человеческой личности, бывает трудно увидеть за внешними признаками человека коварного, жестокого и неумолимого врага. Поэтому в процессе социализации молодого воина на это должно быть обращено особое внимание.

Благодаря совершенной системе подготовки иностранных армий удалось сформировать современный тип наемника-профессионала для ведения захватнических войн. Его характеризуют высокое про­фессиональное мастерство, жестокость к противнику, моральная раскованность и такие черты, как предприимчивость, эгоизм, индивидуализм, практицизм, авантюризм. Эти черты закрепляет и умножает казарма. Но они противоречат естеству человека. Поэтому моральный дух солдат иностранных армий, в случае затяжной или неудачной войны, становится фактором неустойчивости и неопределенности.

Каждому воину Российской Армии необходимо четко представлять, что ему противостоит умный, коварный, жестокий, бескомпромиссный враг. Только еще более высокие интеллектуальные и волевые качества, профессиональное мастерство и, главное, духовный настрой позволят его уничтожить или принудить к прекращению сопротивления, к сдаче в плен.

Всем командирам (в т.ч. и сержантам) необходимо средствами агитации и пропаганды показывать каждому воину подлинные возможности и моральное существо противника. При этом важно раскрывать, что враг не абстрактный, а конкретный солдат, сержант, офицер, с которым надо вести борьбу на поле боя.

Особенностью боевой деятельности является то обстоятельство, что средства воинской деятельности (оружие и боевая техника) применяются непосредственно по противнику. На вооружении как противника, так и наших войск, находятся самая современная военная техника и оружие. Их характеризуют высокая точность, маневренность, быстродействие, огромная поражающая мощь. Боевое применение таких средств оказывает сильное психологическое воздействие на воинов одной стороны, это вызывает чувство уверенности в собственной силе и неуязвимости. С другой стороны, оценивая возможности, тех результатов, которые повлечет за собой применение данных средств, воин начинает сомневаться, проявляет неуверенность, нерешительность. Данные обстоятельства могут породить психологические трудности в боевом использовании оружия и военной техники в начальный период боевых действий, например, задержку с применением оружия и боевой техники, использование не всех возможностей оружия и техники. Предупреждение подобных трудностей в начальный период боевой дея­тельности - одна из важнейших задач политико-воспитательной работы, которую проводит командир.

Применение оружия и военной техники выступает основным аргументом в борьбе с противником. Внезапность, массированность, своевременность, высокая точность, нанесение наибольшего ущерба противнику позволяют достигать цели боевой деятельности. Именно к такому способу использования оружия и военной техники должна быть направлена организаторская деятельность командира, и именно такая установка должна вырабатываться у личного состава, ибо это главное психологическое преимущество перед врагом.

Боевая деятельность осуществляется в крайне неблагоприятных для человека условиях. Степень ее влияния на воина зависит от тех впечатлений, которые он получит в процессе непосредственного восприятия обстановки боя. В общевойсковом бою воин будет обстреливаться оружием разных калибров (от 5,56-мм до 12,7-мм пулеметов и 40-мм станковых гранатометов). Противник применит гранатометы, орудия, управляемые противотанковые системы залпового огня, крылатые и тактические ракеты. Названные боевые средства могут использовать разнообразные заряды: осколочно-фугасные, напалмовые, объемного взрыва, шариковые, а также химические, бактериологические, ядерные. Их наведение будет осуществляться как обычными способами, так и с использованием лазеров, инфракрасных, акустических, телевизионных и других средств наведения. Все это увеличивает угрозу физического уничтожения. Резко возрастает психологическая нагрузка на солдата, сержанта, офицера.

Опасность воспринимается воином как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, угрожающих жизни и здоровью людей. При этом она может быть реальной и мнимой. В известном изречении утверждается: трус умирает всю жизнь, герой — один раз. Восприятие опасности зависит от индивидуальных особенностей воина. Одни склонны преувеличивать степень опасности, другие — недооценивать. И то, и другое вредно в боевой деятельности.

Необходимо воспитывать у воинов стойкость в оценке реальной опасности, осмотрительность при внешне безобидной боевой ситуации. В бою опасность всегда реальна. Главное—не допустить, чтобы опасная ситуация застала врасплох или вызвала чувство страха. Опыт Великой Отечественной войны подтверждает, что опасность не предопределяет поведение и политико-моральное состояние воинов. У подготовленного в морально-психологическом отношении воина опасность вызывает состояние боевого возбуждения, боевого азарта, полную мобилизованность мышления, памяти, воображения, знаний, навыков и умений, физических сил.

Следует иметь в виду, что с ростом мощности средств поражения, готовности их применения на поле боя и точности наведения опасность возрастает. Так, отдельные артиллерийские разрывы и редкая стрельба из стрелкового оружия оказывают слабое психологическое воздействие. Плотный автоматический огонь противника, раз­рывы снарядов в расположении подразделений, разрушения инженерных сооружений, очаги пожаров, появление раненых и убитых значительно усиливают психологическое воздействие. Оно проявляется в возникновении значительной психологической напряженности. Массированный артиллерийский и бомбовый удар, большие разрушения, повсеместные очаги пожаров, большое число раненых и убитых вызывают крайне высокое психологическое напряжение.

Напряжение изматывает людей, вызывает беспокойство, страх. Сильное угнетающее воздействие в бою оказывают потери — гибель, ранения товарищей, командиров. Статистикой установлено, что войска в среднем теряют способность к сопротивлению, дезорганизуются, когда их потери составляют более 50% первоначальной численности. Однако опыт Великой Отечественной войны показал, что психологически стойкие бойцы не теряли боеспособности и при больших потерях. В этом случае, у оставшихся в живых, обострялось чувство ответственности, повышался боевой азарт, зна­чительно возрастало стремление отомстить врагу за гибель друзей, во что бы то ни стало выполнить задачу. Деморализующее влияние потерь сказывается на недостаточно подготовленных в морально-психологическом отношении воинах, особенно при неудачно складывающихся боевых действиях.

Большие психологические трудности возникают при боевой деятельности ночью. Картина боя ночью выглядит особенно устрашающей. Восприятие обстановки со зрительной переносится на слуховую, резко меняется пространственное восприятие, источники звука и света кажутся ближе, чем днем, нарушается зрительная связь с товарищами, с командирами, усиливается подверженность влиянию мнимых опасностей. Чаще возникает вероятность ослепления адаптированного к темноте зрения из-за необычной яркости вспышек ракет, разрывов, выстрелов. Меняются ночью и слуховые восприятия. Нередко бой с обилием и разнообразием звуковых раздражителей оглушает воина. Отсутствие зрительных и слуховых восприятий отражается на общем психическом состоянии, может породить неуверенность, растерянность, страх у отдельных воинов. Неоднозначность слухового восприятия нередко приводит к ошибочным действиям, вплоть до открытия огня по своим подразделениям. Безусловно, трудности ночного боя свойственны и противнику.

Для хорошо подготовленных воинов ночь служит союзницей. Она облегчает скрытность маневра, внезапность действий, скрывает истинные силы и намерения нападающей стороны. Ночной бой требует высокой профессиональной подготовленности воинов, самостоятельности и инициативы каждого.

Особые трудности психологического плана могут возникнуть в условиях взаимного применения оружия массового поражения, в частности ядерного. Новизна оружия, его исключительная мощь способны вызвать необычные психические переживания как по силе, так и по форме проявления. В результате применения ядерного оружия резко меняется окружающий привычный фон; сильные звуковые и световые раздражители нарушают слуховые и зрительные восприятия, вызывают потерю самоконтроля, временное расстройство всей психики. Возможно возгорание строений, военной техники, обмундирования. Пожар, как известно, особенно угнетающе действует на психику. Радиоактивное облучение вызывает лучевую болезнь, сопровождающуюся общей слабостью, утратой активности, работоспособности. Вероятность радиоактивного облучения может вызвать тревожное ожидание появления симптомов лучевой болезни, неизбежной смерти от нее. Следовательно, условия боевой деятельности могут создавать такие нагрузки на воина и на подразделение, которые превосходят их возможности. Боевая деятельность осуществляется при крайней интенсивности функционирования психики, необычайно высоком напряжении всех сил. Поэтому в отдельных ситуациях боевой деятельности возможны нежелательные изменения: смещение или потеря цели; нарушение соотношения между главными и второстепенными действиями, утрата психической устойчивости, возникновение различных психических изменений, вплоть до серьезных расстройств, колебание эффективности, понижение точности движений и действий, нарушение их последовательности, ослабление боевой активности, появление срывов в управлении боевой техникой и в применении оружия.

В предвидении боевых действий перед любым командиром стоит задача усиливать воспитательную работу и психологическую подготовку воинов. Большое значение приобретает совершенствование руководства личным составом. От командира это требуется для воспитания у воинов мужества, способности энергично, самоотверженно, самостоятельно, инициативно действовать в самых сложных условиях. Также важны: овладение средствами управления психическим состоянием подчиненных в крайне неблагоприятных условиях современного боя, проявление личной примерности, мужества, стойкости. Результаты боевой деятельности совершенно необычны. В обобщенном виде результатом являются победа, боевой успех, выполнение задачи, поражение противника (в конкретном бою, в большом сражении, в войне в целом).

Каково предметное содержание победы? Во-первых, это прекративший сопротивление или уничтоженный физически противник. В начале боевой деятельности восприятие убитого врага может переживаться как гибель другого человека. В последующем вид уничтоженного противника ассоциируется с выполненной задачей. Но подобная ожесточенность к противнику не должна переноситься на сдавшихся или взятых в плен. Важно воспитывать моральную стойкость воинов, с тем, чтобы в атмосфере ожесточенной борьбы не разрушились нравственные принципы человека, борца со злом, угнетением и несправедливостью.

Во-вторых, победа означает прекращение борьбы с врагом, конец той атмосферы опасности, разрушений и гибели, которая враждебна человеку как живому, социальному организму. Победа означает возвращение к привычному, близкому, к тому, что было до войны, к миру.

В-третьих, победой может быть и выполнение поставленной боевой задачи: остановить противника на заданном рубеже, достигнуть назначенного рубежа, вынудить противника отказаться от намеченного плана, поставить противника в невыгодное положение, нанести ему невосполнимые потери.

Достижение результатов боевой деятельности, соответствующих целям, вызывает чувство исполненного долга, удовлетворенности, радости, энтузиазма. Одновременно это может повлечь за собой снижение готовности, бдительности, наблюдательности. Поэтому необходимо пресекать проявления самоуспокоенности, пренебрежения опас­ностью, беспечности.

Командирам надо использовать психологическую ситуацию боевого успеха для дальнейшей мобилизации сил воинов на последующие активные действия. Результаты боевой деятельности могут не совпадать с целями, с поставленными задачами. В бою возможны поражение, частичное выполнение задачи, большие потери. Неудачи в бою по-разному влияют на воинов. Одни сохраняют высокую активность и стремятся снова в бой, другие пребывают во власти отрицательного боевого впечатления. Переживание неудачи усугубляется тем, что она воспринимается на фоне затраченных усилий, опасной обстановки и понесенных потерь.

Преодоление отрицательных последствий неудачного исхода боя предполагает для командира: разъяснение воинам причин неудач, путей и средств восстановления боеспособности; активную подготовку воинов к новым боям; обострение чувства ненависти к врагу; активизацию идейных мотивов, уверенности в победе.

Таким образом, боевая деятельность требует от каждого воина, в том числе и сержантского состава, всесторонней подготовленности, максимальной мобилизованности, предельного напряжения всех сил. Психологически обеспечить поведение и действия воинов в соответствии с поставленной задачей и добиться положительного результата боевой деятельности — основная цель командира.

Военная психология выделила психологический аспект такого сложного общественного явления, как война, и связанных с ней явлений. Складываются целостная военно-психологическая теория и система рекомендаций по научно обоснованному учету духовного фактора в практике подготовки и руководства войсками в войне, в конкретном бою. Каждый командир, осознавая всю сложность предстоящих испытаний и меру ответственности за результаты своей деятельности, должен не только глубоко усвоить достижения военно-психологической науки, но и вести постоянный творческий поиск разрешения возникающих вопросов психологического обеспечения достижения по­беды в конкретном бою и в войне, в целом.

Данные военной науки и военной доктрины о классовой сущности, политическом, социальном характере войн в современную эпоху, решающей роли человека позволяют правильно оценить возможные психологические трудности в боевой деятельности личного состава. Они дают возможность командиру эффективно использовать весь арсенал методов работы и психологической подготовки для мобилизации личного состава на активные действия в современной войне.

Наиболее трудным в психологическом отношении является начальный период войны. Он связан со значительной психологической перестройкой, вызванной коренным изменением международной обстановки, возможным применением противником ракетно-ядерного оружия, решительными целями войны, участием в войне огромных масс людей и боевой техники, невиданными по своим масштабам человеческими жертвами, разрушениями, а также другими факторами. Начальный период войны связан с перестройкой мыслей, чувств, мотивов, жизненных установок и подчинением их всецело новым требованиям, решению новых задач.

Динамика мыслей и чувств, действий и стремлений, интенсивность и длительность переживания людей будут различны в зависимости от особенностей начала войны (агрес­сор, как известно, делает ставку на внезапное нападение); основных средств ее ведения (в ядерном или безъядерном варианте); удаления от приграничных районов; вида вооруженных сил и рода войск, политико-морального состояния и уровня боевой готовности личного состава; способности командного состава мобилизовать людей на активные и решительные боевые действия.

Внезапно начавшаяся война, исключительная ожесточенность, динамичность и высокая маневренность боевых действий, отсутствие полной информации о положении своих войск и действий противника, необходимость преодолевать огромные зоны радиоактивного заражения, разрушений, пожаров, затоплений будут влиять крайне угнетающе на психику воинов, потребуют быстрой перестройки их сознания, мирных установок и настроений на военный лад.

Психическое состояние личного состава с началом войны будет различно в зависимости от удаления воинской части от государственной границы и особенностей воздействия противника. Рассмотрим эти особенности.

У частей и соединений приграничного округа с началом войны не будет необходимого времени для постепенного перехода от мирных условий к боевым. Поднятые по боевой тревоге, они уже в первые часы и даже минуты должны будут включиться в боевую обстановку, вступить в активные боевые действия, проявить высокие морально-политические и психологические качества, эффективно использовать вверенное им оружие и боевую технику для нанесения максимального урона врагу. Все необходимые предпосылки такой перестройки формируются еще в мирное время, в процессе целеустремленной морально-политической и психологической подготовки.

Дислоцируемые вблизи государственной границы воинские части сразу же встретятся с реальной опасностью, картинами разрушений и потерь. Недостаток времени для адаптации к новым условиям может породить обострение у некоторых воинов стремления к самосохранению, нарушить взаимодействие командиров и подчиненных, вызвать несогласованность. Известно, как начал свои боевые действия в первые часы фашистского нападения гарнизон Брестской крепости. В 4 часа утра 22 июня был открыт ураганный огонь по казармам, по выходам из казарм в центральной части крепости, по входным воротам крепости и домам начсостава. Этот налет вызвал замешательство среди красноармейского состава; комсостав, подвергшийся нападению в своих квартирах, был частично уничтожен. Уцелевшая часть комсостава не могла проникнуть в казармы из-за сильного заградительного огня. В результате красноармейцы и младший комсостав, лишенные руководства и управления, одетые и раздетые, группами и поодиночке самостоятельно выходили из крепости. Потери учесть было невозможно, так как личный состав 6-й дивизии смешался с личным составом 42-й дивизии. На условное место сбора многие не смогли попасть, так как немцы вели по нему сосредоточенный артиллерийский огонь. К этому следует добавить, что перед артиллерийским налетом начала активно действовать «пятая колонна». В городе и крепости внезапно погас свет. Телефонная связь прервалась.

Приведенный пример показывает значительную психическую напряженностъ, возникшую у личного состава с началом боевых действий. В современной войне личный состав встретится с еще более мощным, опасным и непривычным воздействием поражающих факторов современного оружия. На боевую активность воинов будут влиять различные внешние и внутренние факторы. Ими являются: осознание справедливых целей войны; понимание значимости выполняемых боевых задач; мобилизующее воздействие коллектива, пример поведения командиров, своевременная информация об успешных ударах по противнику; индивидуальные особенности воинов, их личные качества, сформированные в ходе боевой и психологической подготовки в мирное время. Это активизирует социально значимые мотивы, укрепит боевой настрой, вызовет устойчивую способность быстро оценивать обстановку, предвидеть возможные ее изменения, контролировать свои чувства, направлять волю на преодоление физических и психологических трудностей, повысит веру в себя, своих командиров и товарищей.

Однако, при отсутствии благоприятного содержания перечисленных факторов могут возникнуть отрицательные реакции: усилится стремление к самосохранению, возникнет чувство неизбежной гибели; ослабится самоконтроль; появится общее смятение, произойдет переоценка опасности, и результатом станет утрата боеспособности. Даже отдельные случаи проявления страха, потери контроля над своими мыслями, чувствами и действиями недопустимы, так как они могут передаваться другим людям. Умение управлять пси­хическим состоянием людей на поле боя - это высокое искусство. Этим искусством в полной мере командир должен овладеть в мирное время.

При резком переходе от мирной жизни к войне и активном включении в боевые действия, перестройка и приспособление психики личного состава к новым условиям также должны осуществляться быстрыми темпами. Человек быстрее адаптируется к новым, неожиданным и даже смертельно опасным условиям тогда, когда он меньше думает о своих помыслах и чувствах, а сосредоточивает свое внимание всецело на выполнении поставленной боевой задачи. Этот перевод психики будет осуществляться более быстрыми темпами у воинов, подготовленных в мирное время в морально-политическом, психологическом, профессиональном и физическом отношении.

Для ускорения адаптации воинов к боевой действительности им необходимо в полной мере видеть, воспринимать активную деятельность командиров, чувствовать их внимание, требовательный контроль, необходимо стимулирование инициативных действий. Когда солдат понимает, что командир способен правильно разобраться в сложной обстановке, умело влиять на ход боевых действий, убедить в важности, значимости выполняемых действий, вселить веру в себя и в победу, то и у него появляется уверенность в своих силах и возможностях, притупляются реакции самосохранения и связанные с ними переживания.

Иначе боевая адаптация происходит у личного состава части, дислоцирующейся на значительном удалении от границы. Для нее характерны: наличие некоторого времени для привыкания к новым условиям, для обдумывания и переживания изменившейся обстановки, значительная полярность психических реакций у военнослужащих и гражданского населения, вытекающая из различия уровней психологической готовности к суровым испытаниям войной.

Просматриваются несколько этапов, различающихся по особенностям адаптации личного состава. Кратко рассмотрим каждый из них.

Благодаря современной технике обнаружения, противнику трудно скрыть систему мероприятий по подготовке к войне. Поэтому наличие некоторого времени до начала войны даст возможность личному составу лучше, предметнее уяснить намерения, политическую сущность готовящегося нападения, его конкретные цели, а также провести необходимые мероприятия по мобилизации духовных сил, поддержанию бдительности и боевой готовности. С другой стороны, рост политической активности населения и армии, активный обмен мнениями, переоценка позиций вызовут значительную интенсивность переживаний прежде, чем сформируется установка на определенное поведение.

Ожидаемая угроза нападения и недостаток информации о конкретных намерениях противника могут вызвать появление психической напряженности. При положительном ее влиянии у личного состава будут активизироваться деятельные устремления, обостряться классовое самосознание, чувства патриотизма, интернационализма и острой ненависти к агрессору. Инерция мирных настроений, неверие в то, что война станет реальностью, при возникновении реальной угрозы может породить у части воинов отрицательный эффект напряженности и пессимистические мысли и чувства.

Осознание того, что война может возникнуть, превращается в социально значимый мотив. Его формированию способствует во многом познавательная активность воинов. Стремление разобраться в сложившейся международной обстановке, понять намерения противника, убедиться в справедливости войны с нашей стороны позволяет каждому воину выработать определенное отношение к войне, оценить свои внутренние возможности по выполнению необходимых действий. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своей жизнью для блага своих братьев, поднимают дух солдат и заставляют переносить неслыханные тяжести. Это осознание массами целей и причин войны имеет громадное значение и обеспечивает победу.

Приближение войны заставляет каждого воина глубоко задуматься над смыслом жизни, обостряет эмоциональные реакции, чувство ответственности за судьбы людей, помогает полнее осознать свою роль защитника Родины. Эти чувства еще более усиливаются осознанием размеров опасности, риска для жизни, особенно при ожидании воздействия поражающих факторов оружия массового поражения. В таких условиях от каждого солдата и командира требуется проявление воли, решительности, целеустрем­ленности.

В современной войне полностью сохраняет свое значение ленинское указание о том, что военное сопротивление нельзя сломить иначе, как военными средствами. Поэтому необходимо организоваться для самозащиты, объединить все свои силы, напрячься для отпора врагам. От того, насколько воин понимает жизненную необходимость обеспечения надежной защиты своей Родины, во многом зависит его волевая решимость подчинить все свои мысли, чувства и действия священной обязанности — встать с оружием в руках на защиту своей Родины.

Значительный рост психической напряженности и своеобразная динамика адаптации психики будут наблюдаться в деятельности личного состава на следующем этапе — от момента получения известий о начале войны и до получения конкретной боевой задачи на вступление в боевые действия. Вместе с изменением степени боевой готовности войск изменяется и психическое состояние личного состава. Основными факторами, оказывающими влияние на него, будут: переход войсками противника государственной границы или применение массированного ядерного удара, недостаток информации о действиях и намерениях противника, широкий масштаб идеологических и психологических диверсий противника и др.

В процессе адаптации в рассматриваемый период, который может быть назван этапом предварительной мобилизации, активизируется вся психика, появляется внутренняя собранность, происходят мобилизация воли, актуализация моральных и психологических установок. Ожидание встречи с реальным противником будет протекать на фоне значительной психической напряженности. Как показал опыт начала Великой Отечественной войны, чаще всего эта обстановка будет порождать организованность, понимание значения высокой требовательности, дисциплинированности, нетерпимости ко всякой нерешительности, безответственности, недостаткам, бесхозяйственности, стремление четко и быстро выполнять свои функциональные обязанности, не считаясь с физическими затратами и временем.

Встреча с суровой действительностью, как правило, порождает большую социальную активность личности, активизирует психологические явления в воинском коллективе, особенно его общественное мнение. Интенсивность усилий по подготовке к предстоящим боевым действиям, взаимодействие и контакт командиров с личным составом, постоянный обмен мнениями и информацией по анализу правительственных сообщений вызовут высокую политическую активность. Это, в свою очередь, будет накладывать отпечаток на формирование таких социально значимых мотивов, как стремление приложить все силы для разгрома противника, показать все, на что способен.

Известия об успехах и временных неудачах в боевых действиях войск приграничных округов будут способствовать принятию воинами категорических установок типа: «Ни шагу назад!», «Победа или смерть!» и т п. Все это благоприятствует формированию психологической устойчивости личного состава к факторам войны и определяет их готовность к последующему выполнению боевых задач.

Однако следует иметь в виду, что первые столкновения с реальной опасностью, картинами разрушений и потерь могут вызвать у части людей растерянность, неуверенность, страх. В этом случае адаптация психики к переходу от мирных условий к боевым происходит более медленно, она сопряжена со значительной борьбой мотивов, сильными эмоциональными переживаниями, доминированием стремления к самосохранению и ослаблением волевого контроля за своими чувствами и высказываниями. Помочь воинам быстрее адаптироваться к новым условиям, сформировать состояние готовности и установку на активные действия по выполнению поставленной боевой задачи - это должно явиться ведущим содержанием деятельности командира на данном этапе.

С момента получения боевой задачи и до начала непосредственных боевых действий с противником происходит дальнейшая активизация психики воинов, появление у них боевого возбуждения. В психологическом плане данный этап в адаптации психики воинов к выполнению предстоящих боевых задач можно назвать этапом оптимальной мо­билизации. Для него характерна интеграция разрозненных ситуативных установок на конкретный вид боя, действий, так как у личного состава еще нет боевого опыта, а сформированное в ходе мирной боевой учебы воинское мастерство еще не закалено в реальном бою.

Подготовка к боевым действиям с реальным противником, как известно, протекает по приказу командира, на основе требований уставов, в обстановке железной дисциплины, беспрекословного повиновения и суровых законов военного времени. Солдат не волен в большинстве случаев в выборе целей и задач, но имеет определенную самостоятельность в выборе путей и способов их реализации. Такие жесткие и суровые рамки деятельности в целом способствуют преодолению воином многих психологических трудностей, возникающих при подготовке и в ходе боя. Они открывают вполне определенный путь для выхода творческой энергии. Высокая физическая и психологическая напряженность при подготовке к выполнению боевой задачи, личная и коллективная ответственность за ее проведение, повышенная требовательность к воинам разворачиваются как мобилизация духовных сил, внутренних возможностей для преодоления трудностей и препятствий.

При проведении воспитательных мероприятий с личным составом перед боем необходимо: формировать у всего личного состава оптимальную настроенность на ак­тивные боевые действия; разъяснять задачи и особенности предстоящей боевой деятельности; активизировать высокие чувства и волю в целях выполнения приказа командира; нацеливать на всестороннюю подготовку к боевым действиям и достижение победы в бою.

Осознание воинами значимости своих активных действий по выполнению поставленной задачи мобилизует силы, повышает психологическую решимость скорее вступить в бой, активизирует мышление и эмоционально-волевую сферу личности. Весь процесс подготовки к бою протекает на определенном «психологическом фоне», при предельном напряжении умственных и физических сил, дефиците времени, строго ограниченной информации, острых переживаниях, без достаточного отдыха, в состоянии утомления, а порой и изнурения. Однако, и в этих условиях все действия, поведение и принимаемые решения должны быть максимально психологически целесообразными.

Наиболее заметные изменения в психике происходят с момента вступления личного состава в первый бой и до полной адаптации к боевым условиям. Этот этап требует от воина активных и решительных действий, ибо связан со встречей с новым, неожиданным, необычным, так как в мирное время всего предвидеть невозможно. Кроме того, осуществляются коренные внутренние перестройки — переход от состояния готовности к состоянию активной деятельности. Условия физической опасности порождают различные психические реакции, в том числе испуг, растерянность и даже страх. Управление своими действиями, принятие решений будут происходить в условиях недостаточного понимания обстановки, часто без тесной связи с соседями, при нанесении противником внезапных и сильных ударов, а также под большим впечатлением от многочисленных потерь. Все это ставит необстрелянного воина в трудные условия, уси­ливает его переживания, оказывает влияние и на процесс его адаптации к факторам боя.

Предвидя все указанные особенности, командир должен заблаговременно продумать систему связи, межличностных контактов, что обеспечит взаимное мобилизующее влияние на воинов. Особая роль при этом принадлежит личному примеру командира, его умению вдохновить солдат, вселить в них уверенность в своих силах, в победе над противником.

С накоплением опыта действий в различных видах боя у большинства воинов происходит снижение остроты психических реакций на боевые раздражители. Однако этот период назовем периодом полной адаптации, где у каждого воина он может занимать различное время, длиться от нескольких дней до месяцев. У отлично подготовленных воинов полная адаптация происходит быстро, а у слабо подготовленных она идет значительно медленнее. На скорость боевой адаптации влияют интенсивность, нарастание боевого опыта. Полная боевая адаптация личного состава выражается в завершении перестройки психологической ориентации, выработке психологической устойчивости и готовности действовать в соответствии с характером выполняемых боевых задач.

Командиры также должны адаптироваться к новым условиям, и в их перестройку входят выработка способности понимать состояние личного состава, предвидеть изменения в нем. Адаптация проявляется в умелом выборе ими средств и способов воспитательной работы с личным составом, в усилении влияния на боевую ак­тивность солдат, что, в конечном итоге, сказывается на эффективности выполнения боевых задач.

Деятельность командира по мобилизации личного состава включает правильное понимание им тех трудностей, кото­рые сказываются на проявлении боевой активности личного состава. Знание этих трудностей позволяет своевременно найти узловые проблемы, которые необходимо решать немедленно на каждом этапе адаптации воинов в начальный период войны.

Так, при внезапном начале войны командир, в первую очередь, должен: по характеру психических реакций и действий оценить состояние личного состава, его способность трезво оценить сложившуюся обстановку, взять в свои руки руководство личным составом, активизировать его действия и организованно направить на выполнение боевой задачи; 2) лично активизировать деятель­ность солдат по нанесению максимального урона противнику уже в первые минуты боя; 3) проявлять личное спокойствие, уверенность в благополучном исходе боевых действий; 4) решительно направлять деятельность подчиненных на захват и удержание боевой инициативы, на то, чтобы навязать противнику боевые действия в невыгодных для него условиях; 5) решительно вести борьбу с проявлением панических настроений, распространением слухов, выявлять причины их возникновения.

Командир должен быстро, но тщательно разобраться в сложившейся обстановке, используя для этого самые достоверные источники, оценить ее влияние на воинов, предусмотреть возможные отрицательные реакции, наметить силы и средства для поддержания боевого настроя и устранения негативных психологических явлений среди личного состава. На основе анализа, сравнения, сопоставления и перепроверки данных об обстановке командир определяет наиболее напряженный в психологическом плане участок, фактор, момент в боевых действиях по отражению удара. Немаловажная роль в действиях командира подразделения должна отводиться доведению до личного состава самых основных выводов из анализа обстановки, задач их непосредственной боевой деятельности, характера целей и возможных действий противника.

На основе наблюдений за действиями личного состава, анализа боевых распоряжений, приказов, разговоров по средствам связи, командир должен разобраться, насколько умело осуществляется руководство подчиненными, каково влияние на ход боевой деятельности, насколько эффективно используются оружие и боевая техника. При необходимости должен помочь наладить взаимопонимание, устранить возникшие трудности и просчёты во взаимоотношениях с личным составом, т. е. постоянно влиять на стиль руководства личным составом в бою.

Для того, чтобы и в бою командир был лидером, он призван обеспечить спокойную и деловую обстановку в организации и ведении боевых действий. Своим личным примером должен постоянно вдохновлять людей, вселять в них уверенность в достижении боевого успеха. Он должен проявлять спокойствие в самой сложной обстановке, храбрость в опасных моментах, умение использовать создавшуюся ситуацию, сплотить своих подчиненных, мобилизовать их на выполнение стоящих боевых задач, умение внушить бойцам полнейшее доверие к своим действиям.

Одна из основных задач командира в бою - мобилизация личного состава на решительные боевые действия по уничтожению врага. Она осуществляется активизацией установки на нанесение максимально возможного урона врагу. Мобилизовать людей на проявление боевой активности - это значит: вселять в них уверенность в том, что врага можно успешно бить имеющимися средствами; указывать на слабые места в тактике противника и способах действия; раскрывать наиболее надежные приемы поражения противника, показывать результаты боевого воздействия на него; пропагандировать опыт отличившихся, чем вызывается стремление к подражанию; предъявлять постоянную и высокую требовательность к личному составу по проявлению боевой активности.

Оптимальная мобилизованность личного состава проявляется в боевой активности воинов, т. е. в стремлении оказать наиболее эффективное физическое и психологическое воздействие на противника, сковать его действия, навязать ему свою волю, принудить перейти к обороне. А для этого необходимы решительные действия командного состава по управлению огнем и подразделениями, непрерывное наблюдение за обстановкой и ее изменениями, нанесение смелых, дерзких ударов по противнику, не позволяющих ему восстановить силы, сковывающие его инициативы и нарушение связи между его органами управления и подразделениями.

Несколько своеобразными являются действия командиров, в/часть которых дислоцируется на значительном удалении от границы. В них более рельефно прослеживается этапность, учитывающая динамику развертывания событий и особенности адаптации психики воинов к факторам боевой обстановки.

Получив информацию о готовящейся войне, командирский состав при проведении воспитательной работы должен особое внимание уделить разъяснению личному составу сложившейся международной обстановки и военных приготовлений противника, причин скрытой мобилизации его войск или перевода их под видом учений в полную боевую готовность, вскрытию истинных целей и характера будущей войны. Полнота представлений о намерениях к действиям противника активизирует психику личного состава, позволяет воинам выработать твердые установки и мотивы на реши­тельный разгром врага.

В агитационно-массовой работе большое внимание должно быть уделено разъяснению несостоятельности различных слухов, вы­явлению причин их возникновения и распространения, публичному наказанию паникеров и диверсантов.

С началом войны морально-политическое и психологическое воздействие на личный состав должно еще более возрасти. В целях полной мобилизации личного состава от мирных установок, взглядов, настроений необходимо выдвижение наиболее ярких и западающих в душу лозунгов. Например, в годы минувшей войны были лозунги: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Необходимы откровенное разъяснение реально возникших трудностей и сложности предстоящей борьбы, самая активная пропаганда героического прошлого армии и флота, первых боевых успехов войск приграничных округов и эффективности ударов по войскам и объектам противника.

Командир должен предусмотреть применение и более энергичных мер воздействия на психику личного состава. К числу таких мер можно отнести:

- суровую и постоянную требовательность безусловного выполнения каждым воином своих обязанностей и боевых распоряжений;

- принятие категорических установок на решительные действия с первых минут боя (например, «выполнить приказ любой ценой», «стоять насмерть» и др.), объявление и разъяснение законов военного времени, указов об ответственности за их нарушение;

- тщательный, строгий и откровенный разбор действий личного состава с первого дня войны, неукоснительный контроль и требовательность в вопросах бдительности, сохранения военной тайны, несения караульной и дежурной служб;

- привлечение к суровой ответственности лиц, допустивших неточное или несвоевременное выполнение боевого приказа, проявивших трусость, с объявлением принятых мер всему личному составу, включение всех воинов в активные действия по всесторонней под­готовке к боевым действиям.




Каталог: chair -> voen -> methodology -> Documents
chair -> «Теория и методика культурно-досуговой деятельности»
chair -> Методические рекомендации для преподавателей дисциплина государственное управление внешнеэкономической деятельностью для специальности
chair -> Профессиональная деятельность учителя информатики и его роль в новой информационно-образовательной среде
chair -> Современная информационная образовательная среда вуза и методические аспекты её использования
chair -> Общая характеристика специальности 040104 – организация работы с молодежью
chair -> Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по программе магистратуры «Управление рисками в компании»
chair -> Планы семинарских занятий для студентов специальности «Социология» Часть 2 Петрозаводск 2008
Documents -> Методические рекомендации для подготовки к занятиям по дисциплине «Общественно-государственная подготовка»
Documents -> Лекция учебные вопросы: Понятие личности и структура ее психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница