Наблюдение



страница1/12
Дата09.01.2020
Размер76,5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ТЕМА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Использование наблюдения в психологической диагностике: понятие, виды, особенности, условия проведения

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Виды:


В зависимости от объекта наблюдения противопоставляют друг другу два вида:

  • интроспекцию (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь), т.е. самонаблюдение. В современной психо­логии это, скорее, способ познания личностью себя, страте­гия самоанализа внутреннего мира, чем полноценный метод научного исследования. Дело в том, что подобные проце­дуры отличаются чрезмерным субъективизмом. Кроме того, само осознание актов интроспекции уже приводит к иска­жению естественного течения эмоциональных реакций, познавательных процессов и иных аспектов психической жизни;

  • внешнее наблюдение, т.е. за другими объектами. Оно бывает прямое и косвенное. Последнее относится к случаям, когда изучается не само поведение, а его последствия. Например, пыль на книгах рассматривается как показатель частоты их использования, содержимое мусорного ведра указывает на особенности питания семьи и т.д.

По времени исследования различают наблюдение:

  • однократное, единичное, производимое только один раз;

  • периодическое, осуществляемое в течение опреде­ленных промежутков времени;

  • лонгитюдное (от англ. longitude — долговременный), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

  • сплошным, когда исследователь обращает свое вни­мание в равной степени на все доступные ему объекты;

  • выборочным, когда его интересуют лишь определен­ные параметры поведения или типы поведенческих реак­ций (например, частота проявлений агрессии, время взаи­модействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.п.).

По специфике регистрации данных различают наблюдение:

  • констатирующее, где задача исследователя заключа­ется в четкой фиксации наличия и характеристик значимых форм поведения, сборе фактов;

  • оценивающее, где исследователь сравнивает факты "о степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.

По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:

  • свободное, или поисковое, которое хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. В нем допустимо изменение предмета иссле­дования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;

  • структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отсту­плений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены едино­образные способы регистрации и анализа данных. Подоб­ное наблюдение обычно применяется там, где от исследо­вателя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, сужается поле наблюдения, но возрас­тает сопоставимость полученных результатов.

По условиям организации различают наблюдение:

  • полевое, которое проводится в условиях, являющихся обычными для изучаемых объектов. При этом исследова­тель не должен каким-либо образом пытаться иницииро­вать ожидаемые феномены или влиять на их естественное течение;

  • лабораторное, которое происходит в искусственно организованной ситуации, где созданы предпосылки для проявлений изучаемого феномена во всей полноте;

  • спровоцированное в естественных условиях, кото­рое предполагает, что исследователь сам создает нужную ситуацию, но в дальнейшем не вмешивается в обычный ход событий.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница