Использование наблюдения в психологической диагностике: понятие, виды, особенности, условия проведения
Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Виды:
В зависимости от объекта наблюдения противопоставляют друг другу два вида:
интроспекцию (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь), т.е. самонаблюдение. В современной психологии это, скорее, способ познания личностью себя, стратегия самоанализа внутреннего мира, чем полноценный метод научного исследования. Дело в том, что подобные процедуры отличаются чрезмерным субъективизмом. Кроме того, само осознание актов интроспекции уже приводит к искажению естественного течения эмоциональных реакций, познавательных процессов и иных аспектов психической жизни;
внешнее наблюдение, т.е. за другими объектами. Оно бывает прямое и косвенное. Последнее относится к случаям, когда изучается не само поведение, а его последствия. Например, пыль на книгах рассматривается как показатель частоты их использования, содержимое мусорного ведра указывает на особенности питания семьи и т.д.
По времени исследования различают наблюдение:
однократное, единичное, производимое только один раз;
периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
лонгитюдное (от англ. longitude — долговременный), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
По характеру восприятия наблюдение может быть:
сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;
выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (например, частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.п.).
По специфике регистрации данных различают наблюдение:
констатирующее, где задача исследователя заключается в четкой фиксации наличия и характеристик значимых форм поведения, сборе фактов;
оценивающее, где исследователь сравнивает факты "о степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:
свободное, или поисковое, которое хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;
структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.
По условиям организации различают наблюдение:
полевое, которое проводится в условиях, являющихся обычными для изучаемых объектов. При этом исследователь не должен каким-либо образом пытаться инициировать ожидаемые феномены или влиять на их естественное течение;
лабораторное, которое происходит в искусственно организованной ситуации, где созданы предпосылки для проявлений изучаемого феномена во всей полноте;
спровоцированное в естественных условиях, которое предполагает, что исследователь сам создает нужную ситуацию, но в дальнейшем не вмешивается в обычный ход событий.