На семинарских занятиях используются следующие виды деятельности: заслушивание докладов с последующим обсуждением, просмотр видеоматериалов и их анализ, тренинг



Скачать 33.17 Kb.
Дата04.06.2016
Размер33.17 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭТОЛОГИЯ


Факультет – биологический

Кафедра — зоологии и физиологии


ВВЕДЕНИЕ
Возникновение в ХХ веке этологии, изучающей биологические основы поведения животных, представляет собой научную революцию, оказавшую сильное воздействие как на биологию в целом, так и на психологию и другие гуманитарные отрасли знания (Гороховская, 2001). Изучение поведения животных, помимо самостоятельной научной ценности, важно для понимания их экологии, что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования. Кроме того, этологические знания совершенно необходимы для выявления биологических корней психики человека, проблемы ее возникновения и эволюции, соотношения врожденного и приобретенного в его поведении. Введение в программу обучения специалиста-биолога курса этологии не только в значительной степени обогащает его профессиональный багаж, способствует формированию биологического мировоззрения, но и дает возможность к более полному познанию человеком самого себя, повышает общекультурный и нравственный уровень личности.

В ходе изучения дисциплины применяются следующие формы работы студентов: лекции, семинары. На семинарских занятиях используются следующие виды деятельности: заслушивание докладов с последующим обсуждением, просмотр видеоматериалов и их анализ, тренинг.

Виды контроля: текущий (тестовые задания или контрольные работы на каждом семинаре, написание рефератов); итоговый (экзамен).
Критерии экзаменационных оценок

Оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора.

Оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение примерами, обнаружившим стабильный характер знаний, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.

Оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных теоретических вопросов при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы экзаменатора.

Оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных теоретических вопросов, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1. Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями).

1.2. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен

– получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами;

– знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль;

– иметь представление о структуре поведения;

– знать особенности становления поведения в онтогенезе;

– получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе;

– получить некоторые навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях.
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения этологии.

Зоология беспозвоночных (Поведение и экология основных групп беспозвоночных).

Зоология позвоночных (Поведение и экология основных групп позвоночных).

Физиология (Физиология высшей нервной деятельности).

Генетика (Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Изменчивость. Генетика популяций).

РАЗДЕЛ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ


Определение понятий «поведение», «психика», «психическая деятельность», их взаимоотношения. Основные аспекты проблемы поведения: психологический, физиологический, эволюционно-генетический. Науки о поведении: зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности, этология.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Проблема поведения как проблема соотношения врожденных (инстинктов) и приобретенных (научения) компонентов. Представления античных мыслителей: эпикурейцев, Аристотеля, стоиков.

Доэволюционные взгляды на поведение животных (XVIII – начало XIX века): работы

Ж. Ламеттри, Э. Кондильяка, Ж. Бюффона, Г. Реймаруса, Ф. Кювье.

Поведение с точки зрения эволюционистов (XIX век): взгляды Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, К. Рулье. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения классической этологии (конец XIX – начало ХХ века). Успехи физиологии: работы И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и др. Развитие психологических исследований Э. Вебера, В. Вундта, З. Фрейда и др. Классическая зоопсихология как направление, изучающее проблемы научения и интеллекта у животных. Экспериментальная или сравнительная психология (исследования Э. Торндайка). Канон Ллойда-Моргана (или принцип Моргана). Становление бихевиоризма и его основные положения (Дж. Уотсон). Гештальтпсихология. Основные методы зоопсихологических исследований



Классическая этология как направление, изучающее проблемы инстинктивного поведения. Непосредственные предшественники классической этологии (вклад Д. Сполдинга, Ж. Фабра, Ч. Уитмена, О. Хейнрота У. Крэга, К. Ллойд-Моргана, Я. Юкскюлля, У. Мак-Дугалла и др.).

Основоположники классической этологии К. Лоренц и Н. Тинберген. Особенности этологического подхода к изучению поведения. Основные методы классической этологии

Противоречия во взаимоотношениях между науками о поведении и их преодоление в наше время.

Основные направления развития современной этологии.

Развитие исследований поведения животных в России. Факторы, обусловившие преобладание психологического и физиологического направлений. Проблема инстинкта в трудах российских ученых.

История исследования способности животных к научению (работы Э. Торндайка, И. П. Павлова и их последователей).

Исследования рассудочной деятельности (работы В. Келера, Н.Н. Ладыгиной-Котс, О. Келера, Л.В. Крушинского и др.).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭТОЛОГИИ

Основные принципы этологии как науки, базирующейся на эволюционных идеях. Основные моменты анализа поведения животных (работа Н. Тинбергена « Задачи и методы этологии»). Важнейшие проблемы изучения поведения.

Центральное понятие классической этологии – фиксированный комплекс действий (ФКД), его основные характеристики. Знаковые стимулы (ЗС), их особенности. Разнообразие ЗС: настраивающие, направляющие, пусковые (релизеры), терминирующие. Сверхоптимальные стимулы. Понятие врожденного разрешающего механизма (ВРМ). Гидравлическая модель Лоренца и иерархическая модель Тинбергена: анализ с позиций современных представлений о поведении.

Структура инстинктивного акта с точки зрения классических этологов. Поисковая (аппетентная) и завершающая (консумматорная) фазы, их особенности. Роль и место ключевых понятий этологии в описании различных фаз поведенческого акта. Соотношение врожденных и приобретенных компонентов. Современные представления об инстинкте. Иерархическая организация поведения. Возможность применения основных принципов этологии к поведению человека. Этология человека и основные направления ее развития.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Классификация основных категорий поведения по Л.В. Крушинскому.

Врожденные формы поведения: классификация по Д. Дьюсбери. Роль ритмических процессов организма в реализации поведенческих актов. Генетически запрограммированные поведенческие реакции, их градация по степени сложности: кинезы. Таксисы, простые безусловные рефлексы, ФКД.

Научение. Классификация форм научения. Простые формы научения: габитуация (привыкание), сенситизация, ассоциативное научение (лассические и инструментальные условные рефлексы, их общие свойства и различия). Теория положительного подкрепления, ее значение для формирования желательного поведения животных и человека. Высшие формы научения: латентное и инсайт. Импринтинг как особая форма раннего научения.

Элементарная рассудочная деятельность. Интеллектуальные способности животных (способность к формированию представлений, к экстренному решению новых задач, к обобщению, абстрагированию, символизации) методы их изучения. Элементы сознания у животных. Сравнительная характеристика элементарной рассудочной деятельности у разных групп животных.

РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ



Развитие поведения в эмбриональный период. Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей беспозвоночных (кольчецы, моллюски, членистоногие), его особенности. Поведение эмбрионов анамний. Принцип Когхилла. Влияние внешних и внутренних факторов на двигательные реакции зародышей. Соотношение эмбрионального созревания и эмбрионального научения. Эмбриональное поведение птиц: усложнение движений в сравнении с эмбрионами анамний. Концепция эмбриональной тренировки Ц. Куо и ее критический анализ. Поведение эмбрионов млекопитающих: сложности изучения. Причины несоблюдения принципа Когхилла. Поведение эмбрионов амниот как результат взаимодействия внешних и внутренних факторов: влияние сенсорной стимуляции на двигательную активность. Влияние родительских особей на развитие поведения зародышей птиц и млекопитающих.

Развитие поведения в ранний постнатальный период: разнообразие вариантов становления «взрослого» (адультного) поведения в зависимости от жизненных циклов. Влияние степени зрелорождения на развитие поведения детенышей позвоночных. Инстинктивные действия, врожденное узнавание. Ранний опыт: облигатное и факультативное научение. Импринтинг, его типы и адаптивное значение. Соотношение врожденного и приобретенного в формировании реакций млекопитающих Влияние родителей на поведение детенышей.

Игра у животных. Сложность определения понятия «игра». Разнообразие подходов к игровой деятельности. Концепции К. Грооса, Ф. Бэйтэндайка, М. Мейер-Хольцапфель, У. Торпа и др. Игра как процесс становления адультного поведения (по К.Э. Фабри). Отличия игровых движений от адультных двигательных актов. Элементы сходства игрового поведения с другими формами активности. Игровая сигнализация. Классификация игр животных: локомоционные и манипуляционные игры, их характеристика. Социальные игры. Распространение игрового поведения у различных групп животных. Влияние видовых экологических особенностей на игры детенышей. Функции игры. Высшая форма игровой деятельности  манипуляционные игры с биологически нейтральными предметами, их адаптивное значение. Сходство и отличия игр у детенышей животных и человека.

ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Понятие конфликта в этологии. Типы конфликтов. Стресс. Физиологические основы умеренного и хронического стресса. Варианты поведения в конфликтных ситуациях: реакция замирания, подавление всех реакций кроме одной, движения намерения (интенционные), чередование, амбивалентное поведение, компромиссное поведение, смещенная активность, переадресованная активность, половая инверсия, регрессия.

Территориальные конфликты. Определение территории. Варианты взаимодействий при установлении границ: «чистые» нападение и бегство, демонстрации угрозы. Позы угрозы и их амбивалентность. Угроза как сигнал. Демонстрации умиротворения. Принцип антитезы. Адаптивное значение территориального поведения.

Конфликты ухаживания. Демонстрация ухаживания: амбивалентность поз. Функции ухаживания и его эволюционное значение.

Ритуализация. Источники ритуальных действий. Особенности ритуальных движений. Концепции типической интенсивности и эмансипации ритуализованных действий. Эволюционное значение ритуализации. Агонистическое поведение. Агрессия. Два основных взгляда на природу агрессии и возможные способы ее контроля. Агрессия как форма поведения, вызываемая внешними стимулами. Теории агрессии. Агрессия как наследуемая спонтанная активность: взгляды К. Лоренца. Классификация форм проявления агрессии (по Мойеру), их механизмы. Адаптивное значение внутривидовой агрессии.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Ч. Дарвин об эволюции инстинктов. Разработка проблем эволюции поведения в классической этологии. Сравнительный анализ признаков поведения: адаптивная радиация, конвергенция, оценка роли средовых факторов. Типологическая и биологическая концепции вида.

Социобиология как один из наиболее известных подходов к выявлению эволюционных механизмов формирования биосоциальности. Основные понятия и концепции социобиологии.

Анализ проявления альтруизма и кооперации в сообществах животных с социобиологических позиций. Филогенетический подход и его необходимость для исследования эволюции общественных отношений у животных.

РЕПРОДУКТИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Пол и его детерминанты. Эволюционное значение раздельнополости (теория В.А. Геодакяна). Половые циклы. Полодиморфическое поведение. Структура полового поведения, ее особенности у самцов и самок. Внутри- и межполовой отбор.

Социобиологический подход к изучению репродуктивного поведения. Понятие половых стратегий. Стратегии самца и самки, их взаимодействие и влияние на социальную организацию. Системы размножения и социальная структура.

Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека.

Социобиология родительского поведения: варианты взаимоотношений между родителями и детенышами.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Преимущества жизни в группе. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Доминирование и иерархия. Варианты иерархических структур. Детерминация иерархического ранга. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах. Ролевая иерархия и «разделение труда» в социальных группах животных. Влияние уровня развития рассудочной деятельности на социальную организацию.

Происхождение и эволюция социальности на примере общественных перепончатокрылых (гипотезы гаплодиплоидии, мутуализма, материнского репродуктивного контроля). Признаки эусоциальности. Изоморфизм социальных структур. Эусоциальность у млекопитающих.

Особенности социальной организации у общественных перепончатокрылых. Доминирование и иерархия. Полиэтизм, его виды. Принципы организации коллективной деятельности. Структура сообществ.

Организация сообществ у приматов. Факторы, определяющие общественные отношения. Особенности социальной организации у лесных видов и приматов открытых пространств.

Биологическое обоснование социальных отношений в человеческом обществе.

Коммуникации у животных. Примеры прямой расшифровки языка животных. Ключевые свойства языка по Хоккету. Сходство языка человека и естественных языков животных. Обучение языкам-посредникам человекообразных обезьян и других животных. Проявление ключевых свойств языка при использовании гоминидами языков- посредников.


РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Литература

Основная:



  1. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособ. для вузов. М.: Академия, 2008, 2009. – 544 с.

  2. Ступина С. Б., Филипьечев А. О. Зоопсихология: краткий курс лекций М.: Юрайт, 2011. – 175 с.

  3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 383 с., 1999. – 383 с.

Дополнительная:

  1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. – 320 с.

  2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. – М.: Мир, 1988. – 520 с.

  3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов вузов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 464 с.

3.2. Интернет-ресурсы:

Сайт по этологии и смежным дисциплинам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www. ethology.ru. – Загл. с экрана



Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница