На сегодняшний день проблема экологического воспитания актуальна



Скачать 484.5 Kb.
страница1/12
Дата09.07.2018
Размер484.5 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. На сегодняшний день проблема экологического воспитания актуальна. Всем понятно, что бесконтрольное разрушительное воздействие хозяйственной деятельности на среду обитания человечества может в короткие сроки превратить нашу планету в непригодную для жизни. Поэтому начинается новый этап во взаимодействии природы и общества.

Происходит осознание человечеством опасности и поиск новых путей выхода из сложной экологической ситуации. Будущее покажет, удастся ли изменить характер взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы, решить проблему разрушения природы Земли [13].

В России приоритетность экологического образования официально закреплена Конституцией Российской Федерации (1993), Национальной доктриной развития Российского государства, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002). В данных документах актуализируется проблема создания системы всеобщего непрерывного экологического образования и определяется политика в данной сфере.

Педагоги С.Д. Дерябо [11], Л.П. Молодова [27], С.Н. Николаева [30], Н.А. Рыжова [40] подчеркивали, что планету может спасти лишь деятельность человека, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, в сознании того, что человек - это всего лишь часть природы. И такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры.

Младший школьный возраст, по мнению психологов Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Е.В. Субботского, П.М. Якобсона, является возрастом формирования личности, у младшего школьника начинает формироваться система мотивов, рождаются этические инстанции [14]. Психологи и педагоги И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, Н.Д. Соколова и др. едины во мнении, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения [16].

Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном этапе и его практической реализации с учётом выявленных особенностей. Однако изучение состояния экологического воспитания в современной начальной школе выявило противоречие: с одной стороны – активная природа младшего школьника, его импульсивность, эмоциональность, интенсивность формирования у него наглядно-образной картины мира, с другой стороны – преобладание воздействия на интеллектуальную сферу личности ребёнка в практике экологического воспитания, что слабо влияет на воспитание отношения к природе как ценности. Кроме того, существует противоречие между продекларированным в школьных учебниках правилами экологически грамотного поведения и накоплением детьми негативного опыта собственного бездействия в ситуации обострения экологических проблем.

Данное противоречие рождает проблему, заключающуюся в вопросе: как воздействовать на эмоциональную и деятельностную сферу личности ребёнка для воспитания ценностного отношения к природе.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилие взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Наилучшим средством является проектная деятельность. Ведь участники проекта становятся и разработчиками и реализаторами новых условий, в которых изменяются сами.

Однако есть основания говорить, что недостаточно полно рассматривались возможности проектной деятельности в формировании экологического воспитания младших школьников. Решение данной проблемы представлено в данной дипломной работе.

Это обусловило выбор темы настоящего исследования: «Экологическое воспитание младших школьников средствами проектирования».





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница