На примере работы цпмпк тверской области



Скачать 193,01 Kb.
Дата06.02.2018
Размер193,01 Kb.
#62666
Связанные:
Проблемы в деятельности ЦПМПК(1)


Проблемы в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в условиях внедрения Федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья

(на примере работы ЦПМПК Тверской области)

Кузина О.К.

председатель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии,

учитель-дефектолог высшей категории.
В статье анализируется деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в современной образовательной ситуации на примере центральной ПМПК Тверской области. Поднимаются проблемы, с которыми сталкиваются специалисты на этапе формирования (разработки) заключений ПМПК. Представлен алгоритм определения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в том числе с ТМНР, и приведены примеры заключений ПМПК.
Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с интеллектуальными нарушениями, индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида, ребенок (обучающийся) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР), заключение ПМПК, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (АООП НОО ОВЗ), специальная индивидуальная программа развития (СИПР), специальные образовательные условия.
The article analyzes the activities of psychological, medical and pedagogical commissions in the modern educational situation by the example central PMPC of the Tver region. Deals with the problems faced by exsperts of PMPC at the stage of forming the collegial conclusions PMPC. The algorithm for determine special educational needs and special educational conditions of a child with disabilities, including children with severe and multiple disabilities, and examples the collegial conclusions of psychological, medical and pedagogical commission.
Keywords: psychological, medical and pedagogical commission (PMPC), Federal state educational standard of primary education of students with special needs, Federal state educational standard of education of students with intellectual disabilities, the individual program of rehabilitation or habilitation (IPRH) of a disabled child, the child (student) with disabilities, children with severe and multiple disabilities, conclusions of psychological, medical and pedagogical commission, adapted mainstream primary education program students with special needs, special individual development program (CIDP), special educational conditions.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия является структурным подразделением ГКУ «Тверской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». ЦПМПК обслуживает детей и подростков от 0 до 18 лет, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и проживающих на территории Тверской области.

В составе комиссии восемь педагогов, один врач и секретарь. Все педагоги имеют высшее профессиональное образование соответствующего профиля и высшую квалификационную категорию.

Комплекское психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится двумя бригадами в форме экспресс-диагностики как в помещениях комиссии, так за ее пределами: в образовательных организациях и других организациях, занимающихся обучением, воспитанием и развитием детей, в городе, области, а также на дому при необходимости по согласованию с родителями (законными представителями). В особых случаях назначается дополнительное обследование ребенка.

В связи с изменениями, которые происходят в образовательной сфере Российской Федерации в последнее время, значительно возрастает нагрузка на членов психолого-медико-педагогической комиссии в количественном отношении (рис. 1). В первом полугодии 2016 года специалистами центральной ПМПК было обследовано 1335 детей, что на 13 % больше, чем количество обследованных детей за весь 2015 год. Увеличение количества приемов отмечается и при анализе деятельности территориальных ПМПК области.



Рис. 1. Количество обследованных ЦПМПК детей.


Кроме того, в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО (ИН), принятия ряда важных нормативных и правовых документов, регламентирующих организацию обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, возрастает мера ответственности специалистов ПМПК за выбор образовательного маршрута для каждого ребенка из данных категорий. Представленная диаграмма (рис. 2) отражает многообразие образовательных вариантов, рекомендованных специалистами центральной ПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с ОВЗ, а также основные причины обращения в ПМПК. Так, помимо необходимости определения образовательного маршрута для ребенка с теми или иными проблемами (90,5 %) , 9 % обследованных обращались в ЦПМПК за рекомендациями специальных условий организации и проведения государственной итоговой аттестации. Пол-процента от количества обследованных составили лица, поступающие на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

Рис. 2. Варианты рекомендаций ЦПМПК.


ЦПМПК функционирует в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. № 1082. Основные направления ее деятельности можно представить в виде 3-х блоков:

  • диагностическое обследование с оформлением обоснованных заключений и рекомендаций, т.е. установление наличия ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) и потребности в специальных образовательных условиях (СОУ), консультирование родителей (разъяснения по рекомендованному варианту индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);

  • координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных ПМПК и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций (ПМПк ОО);

  • проведение мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК, а также аналитико-статистическая обработка данных.

Первый блок является наиболее значимым в деятельности ПМПК, тем более в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН). Кроме того, в последние полгода особую актуальность приобретает одно из направлений этого блока - «оказание федеральным учреждениям МСЭ содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида» (Положение о ПМПК, 2013 г.).

В связи с принятием «Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида, выдаваемых ФГУ МСЭ, и их форм», утвержденного Приказом Минтруда России от 31.07.2015 г. № 528н, в рамках заключенного соглашения о межведомственном взаимодействии между Министерством образования Тверской области и Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, ЦПМПК активно участвует в разработке реабилитационных мероприятий для лиц, признанных инвалидами с целью обеспечения последовательности, комплексности и непрерывности в их осуществлении, а также динамического наблюдения и контроля за эффективностью проводимых мероприятий.

Специалисты ЦПМПК приняли участие в разработке Министерством образования Тверской области формы и методических рекомендаций для заполнения выписки из ИПРА ребенка-инвалида в части «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида» (рис. 3).

Также в течение периода с января по июнь 2016 года с участием наших специалистов были обработаны и направлены для исполнения в образовательные и другие организации 979 выписок из ИПРА детей-инвалидов, проживающих на территории Тверской области.





Рис. 3. Выписка из ИПРА ребенка-инвалида (форма для заполнения)

Тем не менее, формирование заключений комиссии в настоящее время является достаточно сложной процедурой.

Как уже было сказано ранее, основной задачей ПМПК является установление наличия у ребенка ограниченных возможностей здоровья (статуса «обучающийся с ОВЗ»). Обучающимися с ОВЗ могут являться как дети-инвалиды, так и дети, которые не соответствуют критериям инвалидности, а также лица с инвалидностью старше восемнадцати лет, получающие образование, в том числе профессиональное.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка формируется основной документ ПМПК - заключение, которое содержит выводы и рекомендации по обучению ребенка с ОВЗ, т.е. по организации специальных образовательных условий (СОУ).

Хотелось бы акцентировать внимание на этих двух моментах: установление наличия ОВЗ и потребности в СОУ при организации обучения (воспитания) ребенка, так как в основном при их определении возникают вопросы при формировании заключений ПМПК.

Детям, поступающим на обучение с 1 сентября 2016 года, в соответствии с Приказами Минобрауки № 1598 «О введении ФГОС НОО ОВЗ» и № 1599 «О введении ФГОС О УО (ИН), специалисты ЦПМПК рекомендуют один из вариантов программы, соответствующей нарушению ребенка. В Письме Минобрнауки «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 указывается на необходимость использования шифра при формировании заключений ПМПК, например, АООП НОО 1.1 или АООП О Пр. №1599, вар.1 и т.д.

Для обучающихся в текущем учебном году рекомендации могут быть следующие:



  • Обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного (начального или основного или среднего) общего образования (ООП ДО (НОО или ООО или СОО) с учетом психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка, в том числе с составлением индивидуального учебного плана (ИУП);

  • Обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АОП), разработанной с ориентировкой на содержание адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного (начального или основного или среднего) общего образования (АООП ДО (НОО или ООО или СОО) обучающихся с ... (указывается вид нарушения) (с составлением ИУП) с учетом … (см. выше);

  • Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного (начального или основного или среднего) общего образования (АООП ДО (НОО или ООО или СОО) для обучающихся с... (указывается вид нарушения) с учетом … (см. выше);

  • Обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), составленной на основе АООП НОО (ООО или СОО) для обучающихся с ...(указывается вид нарушения) с учетом … (см. выше).

Одно из новых и сложных для реализации направлений в деятельности ПМПК - формирование рекомендаций для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР). В соответствии с современным законодательством в сфере образования РФ необучаемых детей нет, поэтому все воспитанники детских домов-интернатов (ДДИ), включая самых тяжелых, лежачих детей, находящихся на зондовом вскармливании, должны иметь заключение ПМПК с указанными в них специальными условиями для получения образования и должны получать общее образование с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

При формировании заключений специалисты ЦПМПК с особой тщательностью подходят к изучению всех документов на ребенка, предъявленных в ПМПК: медицинских выписок и заключений, психолого-педагогических характеристик, выписок из ИПРА ребенка-инвалида, в частности, учитывают степени ограничения основных категорий жизнедеятельности. Тем самым реализуется принцип комплексности в работе специалистов ПМПК. Такой подход позволяет понять всю «социальную ситуацию развития» ребенка и определить его реабилитационный, в том числе образовательный потенциал. В качестве примера ниже приведены извлечения в части рекомендаций из двух заключений ЦПМПК для детей с ТМНР.



1 вариант рекомендаций для ребенка с ТМНР.

Диагноз: Тотальное недоразвитие психических процессов. Системное недоразвитие речи средней степени у ребенка с умеренной УО, ТМНР.

Таблица 2.

Выписка из ИПРА ребенка-инвалида с умеренной УО, ТМНР



Категория жизнедеятельности

Степень ограничения

Способность к самообслуживанию

Третья

Способность к самостоятельному передвижению

Третья

Способность к ориентации

Вторая

Способность к общению

Вторая

Способность контролировать свое поведение

Вторая

Способность к обучению

Третья

В данном случае у ребенка отмечаются стойкие умеренные и стойкие выраженные нарушения функций. Специальные образовательные условия определяются тем комплексом нарушений, которые имеются у ребенка. Акцент делается на создание средовых условий, реабилитационных мероприятий, формирование социально-значимых умений и навыков.

Наличие стойких выраженных нарушений:



  • способности к самообслуживанию определяет необходимость рекомендации использования метода совместно-разделенных действий в обучении, учета темпа деятельности;

  • способности к самостоятельному передвижению - рекомендации по созданию безбарьерной среды и сопровождению ассистентом;

  • способности к обучению - рекомендации по формированию продуктивного взаимодействия с взрослым.

Наличие умеренных нарушений способности к ориентировке, способности к общению, способности контролировать свое поведение составляют реабилитационный потенциал ребенка и определяют необходимость рекомендаций по формированию значимых умений и навыков, необходимых для ориентировки в социальной среде.

С целью расширения социальных контактов ребенка и стимулирования познавательного интереса к окружающему миру рекомендовано рассмотрение вопроса об обучении в системе дополнительного образования.

Таким образом, в данном случае, рекомендации для ребенка-инвалида с ТМНР будут следующими:

Обучение по АООП О Пр. № 1599, вар.2 с учетом психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.

Форма обучения – очная. Режим обучения – на усмотрение ПМПк ОО.

Охранительный режим. Дозированные нагрузки. Учет темпа деятельности. Использование метода совместно-разделенных действий в обучении.

Создание безбарьерной среды, включая ассистивные технологии и устройства. Сопровождение ассистентом.

Наблюдение и лечение у профильных врачей. Реабилитационные мероприятия в системе здравоохранения и соцзащиты.

Коррекционно-развивающие занятия со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, направленные на формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для ориентировки в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях, продуктивного взаимодействия с взрослым – индивидуальные, в мини-группе (по мере адаптации).

Комплексная реабилитация и социокультурная адаптация в системе дополнительного образования.

Повторный прием на ПМПК – по запросу ПМПк ОО.

2 вариант рекомендаций для ребенка с ТМНР:

Диагноз: Тотальное недоразвитие психических процессов. ДЦП. Спастическая тетраплегия. Системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка с глубокой УО, ТМНР.

Таблица 3

Выписка из ИПРА ребенка-инвалида с глубокой УО, ТМНР



Категория жизнедеятельности

Степень ограничения

Способность к самообслуживанию

Третья

Способность к самостоятельному передвижению

Третья

Способность к ориентации

Третья

Способность к общению

Третья

Способность контролировать свое поведение

Третья

Способность к обучению

Третья

В данном случае у ребенка отмечаются выраженные нарушения по всем категориям жизнедеятельности. Это тяжелый, лежачий ребенок, находящийся на зондовом вскармливании.

При формировании заключения ПМПК акцент делается на создание максимально щадящего режима обучения, направленного на формирование основных групп жизненных умений, насколько это возможно в данной ситуации развития ребенка.

Следовательно, рекомендации будут следующие:

Обучение по СИПР, разработанной на основе АООП О Пр. № 1599, вар 2, с учетом функционального состояния ребенка. Акцент на формирование основных групп жизненных умений (в обиходно-бытовых ситуациях). Учет рекомендаций лечащих врачей при разработке СИПР. Возможно использование методов базальной стимуляции и сенсорной интеграции в режиме жизнедеятельности ребенка.

Форма обучения – очная. Режим обучения – неполный день, возможно предоставление дополнительного выходного дня.

Охранительный режим. Строго дозированные (минимальные) нагрузки. Умеренно эмоциональная дозированная речь взрослого. Позитивное подкрепление на основе допустимых приятных стимуляций.

Ежедневная упорядоченная смена положения и обстановки с использованием ассистивных средств. Необходимость сопровождения ассистентом.

Наблюдение и лечение у профильных врачей.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами службы сопровождения, направленные на создание условий для пассивного переживания опыта взаимодействия с окружающими через тактильные ощущения, обеспечение спокойного отношения к прикосновениям.

Возможно использование сетевых форм реализации программы коррекционной работы, в том числе специалистами организаций, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности.

Отслеживание динамики развития не реже 4-х раз в год с внесением корректив в СИПР. Повторный осмотр ПМПК в случае стабильно положительной или стабильно отрицательной динамики (по запросу ПМПк ОО).

Если семья, воспитывающая ребенка с ТМНР, проживает в Твери, то специалисты ЦПМПК проводят обследование на дому. В случае удаленности места жительства семьи от областного центра, обследование может быть проведено (по согласованию с родителями и местной администрацией) на базе ближайшей образовательной организации (ОО), в которой специалисты проводят выездное заседание комиссии, либо заочно (на основании предъявленных документов). Как правило, в каждом случае специалисты договариваются с родителями и/или педагогами ОО, которые будут реализовывать рекомендации ЦПМПК, о методической поддержке: высылают по электронной почте программы, методическую литературу, дают ссылки на сайты, где можно найти необходимую информацию или пообщаться с другими родителями, а также отвечают на вопросы, связанные с обучением детей.

Еще один пример формирования заключения ЦПМПК, который демонстрирует реализацию на практике принципов комплексности и командности в деятельности специалистов комиссии.

При обследовании глухого ребенка после кохлеарной имплантации с тяжелым нарушением зрения:



  • Сурдопедагог, в первую очередь, оценивает эффективность медицинской технической коррекции слуха, уровень развития слухового восприятия и уровень речевого развития (понимания речи и собственной речи ребенка, его коммуникативные возможности);

  • Тифлопедагог оценивает умение ребенка пользоваться остаточным зрением и возможности работы сохранных анализаторов (исключая слух);

  • Педагог-психолог оценивает психическое развитие;

  • Социальный педагог – социопсихологическую адаптированность.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования делается вывод: «Специфическая задержка развития (при нарушениях слуха и зрения)» и определяются необходимые СОУ с учетом степени выраженности психофизических особенностей и индивидуальных возможностей, а также состояния здоровья.

Данный ребенок уже получает начальное общее образование, поэтому ему может быть рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной с ориентировкой на содержание АООП 2.2 и АООП 3.2. Также должны быть рекомендованы сопровождение ассистентом (для оказания технической помощи) и тьютором (для оказания помощи в овладении программным материалом). Охранительный педагогический режим. Возможно рассмотрение вопроса о сокращении учебной нагрузки по времени и предоставлении дополнительного выходного дня. Соблюдение режима дня. Использование здоровьесберегающих технологий. Занятия адаптивной физической культурой с учетом медицинских показаний и противопоказаний. Учет темпа освоения навыков. Индивидуально-ориентированное оценивание. Основными специалистами службы психолого-педагогического сопровождения в данном случае будут являться: сурдопедагог, тифлопедагог, психолог и социальный педагог (возможно в рамках сетевого взаимодействия). Кроме того, рекомендуется разработать программу сопровождения семьи.



Следует отметить, что при формировании заключений ПМПК некоторые вопросы возникают из-за неопределенности и размытости формулировок и определений, представленных в документах, регламентирующих деятельность ПМПК и процесс организации обучения (воспитания) детей с ОВЗ:

  • При определении вида образовательной программы для обучающихся, получающих основное общее образование встает вопрос, каким образом следует отражать сложность рекомендуемой адаптированной образовательной программы и указывать код примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в рекомендациях ПМПК обучающимся 5-9-х классов, если для уровня основного общего образования не выделены варианты, как для уровня начального общего образования;

  • Не представляется возможным установить статус «обучающийся с ОВЗ» ребенку-инвалиду с хроническим соматическим заболеванием, следуя той логике, что отсутствует адаптированная основная общеобразовательная программа, которая бы подходила под клиническую сущность имеющихся у него нарушений. Следовательно, нельзя рекомендовать ему специальные образовательные условия при наличии проблем в обучении, связанных с течением болезни и снижением качества жизни (выраженная астеническая симптоматика, патологическое формирование личности, проблемы межличностного общения, др.). Согласно имеющимся в настоящее время методическим рекомендациям для ПМПК, ребенок-инвалид с хроническим соматическим заболеванием нуждается в организации специальных образовательных условий только на период прохождения ГИА.

В то же время, специалисты бюро МСЭ при направлении выписок из ИПРА детей-инвалидов в ПМПК для разработки перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации и абилитации отмечают нуждаемость/не нуждаемость ребенка в определенных видах реабилитации, ориентируясь на рекомендации своего ведомства. Например, при многих хронических соматических заболеваниях рекомендуется получение общего образования в ОО по общеобразовательным программам в очной форме, соответствие режима занятий классу обучения. Допускается возможность снижения объема изучаемого материала на 5-10 % за счет исключения некоторых действий, связанных с физической активностью на уроках труда, физкультуры. Рекомендуется проведение психолого-педагогической коррекции по формированию мотивации к обучению, образовательных и социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания, взаимоотношений в детском коллективе, коррекции ЭВС и др., а также проведение профориентационной работы с учетом состояния здоровья.

  • Сложности возникают при формировании заключений с рекомендациями ПМПК по организации экзамена на дому.

В Письме Рособрнадзора от 25.12.2015 № 01-311/10-01 «О направлении уточненных редакций методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2016 году» указывается, что для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК, экзамен организуется на дому (или в медицинском учреждении). В Письме Минобрнауки РФ от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ» рекомендуется ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Предполагается, что такое решение принимается в особых случаях, когда обучающийся не может физически прийти на ППЭ (пункт приема экзамена) и справедливо в отношении:



  • детей, находящихся на оперативном, стационарном лечении;

  • детей, имеющих онкологические заболевания, заболевания крови, тяжелые эндокринные заболевания, заболевания иммунной системы и др.

Для получения данной рекомендации необходимо наличие соответствующих медицинских документов, а именно заключения врачебной комиссии (ВК) о необходимости организации экзамена на дому по медицинским показаниям.

Однако врачи не всегда дают подобные заключения, мотивируя отказ отсутствием соответствующих документов, тем самым снимая с себя и перекладывая на специалистов ПМПК ответственность за принятие решения.

Определенные трудности возникают при формировании заключений для поступающих на обучение по образовательным программам среднего (или высшего) профессионального образования (СПО или ВПО), так как


  • обучающиеся в ряде случаях уже достигли совершеннолетия;

  • в составе ПМПК отсутствуют врачи-специалисты, которые могут дать заключение о профессиональной пригодности обучающегося с ОВЗ выбранной специальности;

  • образовательные организации СПО и ВПО, в которые поступают обратившиеся за рекомендациями, находятся не только в Тверской области, но и за ее пределами, а единая форма заключения ПМПК отсутствует.

Конечно, это не все проблемы, возникающие в процессе деятельности специалистов ПМПК, но наиболее значительные.

Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости разработки законодательных документов, четко регламентирующих деятельность ПМПК, механизм взаимодействия специалистов ПМПК со специалистами учреждений здравоохранения и бюро МСЭ, разделение их полномочий; а также стандартизации деятельности специалистов по формированию рекомендаций обучающимся с ОВЗ в различных ситуациях образования и самой процедуры формирования заключения ПМПК.



Литература:

  1. Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие/ под ред. В.Г. Помникова, Г.О. Пениной, О.Н. Владимировой. - Спб: СпбИУВЭК Минтруда России, 2014.

  2. Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Приложение 11 к Письму Рособрнадзора от 25.12.2015 № 01-311/10-01 «О направлении уточненных редакций методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2016 году».

  3. О введении Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 г. № 1598.

  4. О введении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО (ИН). Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 г. № 1599.

  5. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015. Приказ Минобрнауки РФ от 17.07.2015 г. № 734.

  6. О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов. Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07.

  7. О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07.

  8. Об организации обучения детей-инвалидов с выраженными нарушениями, умственной отсталостью, которые проживают в детских домах - интернатах системы социальной защиты (во исполнение Протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24.01.2014 г. № 7, п. 5).

  9. Об организации обучения воспитанников ДДИ. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4.09.2015 г. №  ВК-2166/07.

  10. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. № 1082.

  11. Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 г. № 528н.

  12. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования/ Под общ. ред. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.


УДК 376
Скачать 193,01 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница