На правах рукописи



Скачать 297.27 Kb.
Дата20.05.2016
Размер297.27 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи


Мосягина Галина Петровна
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

(на примере педагогического колледжа)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань – 2008

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет»



Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Гуров Валерий Николаевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Волынкин Валерий Иванович

кандидат педагогических наук, доцент



Ковтун Татьяна Владимировна
Ведущая организация: Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Оброзования «Южный федеральный университет»

Защита состоится 1 ноября 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414016, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Автореферат выставлен на сайте Астраханского государственного университета: www.aspu.ru.


Автореферат разослан 30 сентября 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Попова И.О.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблемы в социальной и экономической жизни общества сегодня непосредственно сказываются и на подрастающем поколении. По данным социологических исследований, в последнее время все чаще у многих выпускников учебных заведений наблюдается отсутствие навыков социального взаимодействия, будущие специалисты не имеют опыта сотрудничества в группе, не умеют находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях и социальная компетенция у них практически не сформирована.

Социуму, работодателю, производству, нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от полученных в стенах учебного заведения компетенций, т.е. новых качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены в процессе учения. Компетенция показывает связь между формированием знаний и профессиональной деятельностью и связана с деятельностным результатом.

Формирование социальной компетенции студентов в учебном процессе педагогического колледжа соотносится, с одной стороны, с глобальной целью образовательной системы – развитием личности обучающего, его интеллектуальных, эмоционально-волевых и таких личностных качеств, как целенаправленность, ответственность, гуманность, толерантность, гражданственность и др. С другой стороны, для будущего педагога имеет принципиальное значение умение формировать социальную компетенцию у своих учеников и воспитанников.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года социальная компетенция характеризуется многофункциональностью, непрерывностью, междисциплинарностью, она требует значительного интеллектуального развития, саморефлексии, определение собственной позиции, самооценки, критического мышления.

По мнению И.А. Зимней (2003), социальная компетенция является ключевой, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в социуме и является целостным результатом профессионального образования. Социальная компетенция включает в себя следующие компетенции: здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, потребности в общении, информационную компетентность.

В рамках научных представлений о профессиональной компетентности сформировались несколько направлений в определении ее сущности, структуры и функций. Основными из них являются личностно-профессиографическое и профессионально-деятельностное направления. Оба они основаны на психологической теории деятельности, созданной отечественными психологами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).

В создании общетеоретического фундамента изучения проблемы профессиональной компетентности большую роль сыграли труды А.Г. Асмолова, И.В. Бестужева-Лады, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, М.Д. Ильязовой, В.А. Кан-Калика, Л.Н. Когана, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, А.К. Марковой и др.

В ряде публикаций (И.Г. Агапов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Дж. Равен, В.Д. Симоненко, С.Е. Шишов и др.) проведен анализ понятий «ключевые квалификации» и «ключевые компетенции», показаны их взаимосвязь и такие свойства, как многофукциональность, надпредметность и междисциплинарность.

Фундаментальные исследования, в которых разработаны сущность, направ­ления, средства и условия профессионально-личностного саморазвития педагоги­ческих кадров, выполнены И.Ф. Исаевым, П.Е. Решетниковым, В.А. Сластениным и др.

В ряде работ (Е.М. Бабосов, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, В.М. Бочаров, Б.З. Вульфов, И.А. Зимняя и др.) авторы делают акцент на необходимость усиления внимания к формированию социальной компетенции, поскольку она представляет собой обобщенное качество личности, способствующее успешному выполнению ею определенных социальных ролей.

Присоединение России к Болонскому соглашению и ориентация на включение системы среднего профессионального образования в интеграционные процессы, определенные Копенгагенской декларацией по профессиональному образованию и обучению, в значительной степени обусловили активное внедрение компетентностного подхода, что нашло свое отражение в макете Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (январь 2008 г.), Проекте «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики».

Однако, как показывает проведенный нами анализ теоретических источников и практики работы педагогических ссузов, целостного, основанного на современных подходах, представления о системе формирования социальной компетенции будущих учителей и воспитателей в условиях педагогического колледжа с учетом современных реалий, не разработано, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий между:

- имеющимися теоретическими разработками в области компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании и отсутствием интегрированных целевых образовательных программ, определяющих содержание процесса формирования социальной компетенции будущих педагогов в педагогическом колледже;

- существующей объективной необходимостью формирования социальной компетенции студентов в педагогическом колледже и нацеленностью традиционной педагогической практики на знаниево-ориентированные технологии и методики обучения;

- необходимостью комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социальной компетенции будущих педагогов и неразработанностью социально-психолого-педагогических условия такого в педагогическом колледже;

- потребностью в изменении функционально-ролевой позиции преподавателей и классных руководителей, реализующих образовательные программы, способствующие формированию социальной компетенции у студентов, и несформированностью кадровых условий подготовки в колледже социально компетентных педагогов.

Обозначенные противоречия определяют проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования социальной компетенции будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом колледже? Указанная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование социальной компетенции будущих педагогов (на примере педагогического колледжа)».

Объект исследования: формирование социальной компетенции будущих педагогов в ходе их подготовки в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования: организационно-содержательные условия формирования социальной компетенции будущих педагогов в условиях педагогического колледжа.

Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать организационно-содержательные условия формирования социальной компетенции будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования: формирование социальной компетенции будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки в условиях педагогического колледжа будет эффективным, если:

- формирование социальной компетенции педагога рассматривается в едином контексте формирования его профессиональной компетентности, с учетом методологических ориентаций, обусловленных реализацией компетентностного подхода в образовании, особенностей функционирования отечественной системы среднего профессионального образования, требованиями к педагогической профессии;

- разработаны интегрированные целевые образовательные программы, определяющие содержание процесса формирования социальной компетенции будущих педагогов;

- реализованы социально-психолого-педагогические условия комплексного сопровождения формирования социальной компетенции студентов, активизации деятельности студентов через студенческое самоуправление, работу студенческого научного общества в педагогическом колледже;

- изменены функционально-ролевые позиции классного руководителя на основе создания кадровых условий.

Задачи исследования:


  1. Раскрыть специфику формирования социальной компетенции будущих педагогов в ходе их подготовки в условиях учреждения среднего профессионального образования.

  2. Разработать комплекс целевых программ формирования социальной компетенции будущих педагогов в условиях колледжа.

  3. Выявить условия эффективности формирования социальной компетенции студентов в педагогическом колледже.

  4. Определить основные показатели сформированности социальной компетенции будущих педагогов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, В.А. и А.В. Петровские, С.Л. Рубинштейн и др.), теория самоорганизующихся систем и ее реализация в педагогическом процессе (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславский, Т.М. Давыденко, С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин и др.), идеи о механизмах персонализации и самореализации личности (Л.Н. Коган, Л.В. Сохань, А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл), об освоении деятельности в ее субъекте (Л.С. Выготский, А.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина), теории общения и социальных отношений личности, ее социализации и социальной адаптации (А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, В.А. Кан-Калик, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др.), теории компетентностного подхода в образовании, теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «компетенции» (И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова, Дж. Равен, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.); теория профессионального образования (Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Т.И.Шамова, В.А. Шаповалов и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого явления. Комплекс методов включал в себя:

- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;

- эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности), эксперимент;

- статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.



Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом этапе.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Буденновский педагогический колледж».

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет (2002-2008 гг.) и включало три этапа.

Первый этап (2002–2003 гг.) – поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, определялся научный аппарат исследования, разрабатывалась методика эксперимента.

Второй этап (2003–2006 гг.) – опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом, разработкой и апробацией программы формирования социальной компетенции педагогов в процессе их профессиональной подготовки, выявлением комплекса условий, способствующих повышению эффективности формирования социальной компетенции.

Третий этап (2006–2008 гг.) – обобщающий. Осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлена опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования; комплексным анализом проблемы на междисциплинарном уровне; применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала; использованием методик, адекватных изучаемой проблеме, целям работы; достаточной для решения поставленных задач продолжительностью экспериментального исследования и получением положительных результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые конкретизированы сущность и содержание социальной компетенции будущих педагогов в новых социальных реалиях; выявлены условия организации и содержания формирования социальной компетенции будущих педагогов в педагогическом колледже; в исследовании доказано, что существует соотнесенность процессов формирования социальной компетенции, формирования социальных ролей и формирования социальных идентичностей студентов.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что уточнены понятия «ключевые компетенции», «социальная компетенция», введены и обоснованы понятия «ключевые компетенции педагога», «социальная компетенция педагога»; определен комплекс организационно-педагогических (организационно-содержательных, социально-психолого-педагогических и кадровых) условий, способствующих формированию социальной компетенции педагогов; теоретически обоснованы показатели сформированности социальной компетенции будущих педагогов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных программ, учебных планов, технологических средств, способствующих формированию социальной компетенции педагогов в условиях педагогического колледжа. Разработанные автором дидактические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в системе среднего профессионального образования, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке управленческих и педагогических кадров ссузов.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Социальная компетенция будущего педагога является обязательной частью его общепрофессиональной компетентности и включает в себя совокупность социально-педагогических и социально-психологических знаний, умений, навыков, способов деятельности необходимых для качественной продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Основными компонентами социальной компетенции будущих педагогов являются: социально-перцептивный (знание и понимание людей, наблюдательность и проницательность); социально-психологический (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив; работа в команде, деятельность в коллективе); ауто-психологический (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); коммуникативный (владение различными стратегиями и методами эффективного общения); психолого-педагогический (осуществление влияния).

2. Формирование социальной компетенции будущих педагогов обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий:

- учет обусловленных реализацией компетентностного подхода в образовании методологических ориентаций и особенностей функционирования отечественной системы среднего профессионального образования, требованиями к педагогической профессии при моделировании образовательного процесса в педагогическом колледже;

- интеграция разработанных целевых образовательных программ, определяющая содержание процесса формирования социальной компетенции будущих педагогов;

- социально-психолого-педагогические условия, реализующиеся в комплексном сопровождении формирования социальной компетенции студентов, активизации деятельности студентов через студенческое самоуправление, организацию студенческого научного общества;

- кадровые условия, связанные с изменением функционально-ролевой позиции классного руководителя.

3. Образовательные программы, ориентированные на формирование социальной компетенции у будущих педагогов, строятся на основе принципов дополнительности, создания ситуации успеха, социальной интеграции личности, методов регуляции эмоционального настроя, формирования межгруппового сотрудничества, принятия групповых решений, методик формирования надежно­сти группы, формиро­вания способности к гибкой групповой идентификации лично­сти.

4. Успешное освоение будущими педагогами социальных ролей посредством формирования позитивных социальных идентичностей способствует эффективному формированию их социальной компетенции. Наибольшее значение в формировании социальной компетенции играют такие социальные роли, как гражданская, межкультурная и семейная.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в работе конференций различного уровня: Всероссийской (Тверь, 2007), университетской (Ставрополь, 2007), городской педагогической конференции (Ставрополь, 2007), выступлений на заседаниях кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета.

По проблеме диссертационного исследования опубликовано 8 работ, в том числе 1 статья в журнале из перечня, рекомендованного ВАК.



Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (248 наименований).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект и предмет, сформулированы цель и задачи, представлена гипотеза, охарактеризованы методологическая основа и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования социальной компетенции будущих педагогов» представлен ретроспективный анализ развития идей по формированию социальной компетенции, раскрываются современные научно-педагогические подходы к организации и содержанию процесса формирования социальной компетенции будущих педагогов, обоснованы принципы и направления проектирования формирования социальной компетенции будущих педагогов в педагогическом колледже.

Профессиональное образование сегодня призвано формировать у будущих специалистов (А.В. Коржуев, В.А. Попков и др.) целый ряд непрофессиональных компонентов знаниевого и процессуалъно-деятельностного характера. При этом важное значение имеет сформированность у будущих педагогов такой ключевой компетенции, как социальная (И.А. Зимняя, 2003).

Социальная компетенция – одна из пяти, которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества.

Эффективное решение проблемы формирования социальной компетенции будущих педагогов в условиях педагогического колледжа в значительной степени может обеспечить реализация в образовательном процессе компетентностного подхода.

На основе проведенного анализа теоретической литературы под ключевой компетенцией мы понимаем такую совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Соответственно, ключевые компетенции педагога – это такой органический комплекс общепрофессиональных (связанных с педагогической деятельностью вообще) и специальных (отражающих специфику образовательной системы в целом и образовательного учреждения в частности, меняющиеся социальные реалии и сам социум образовательного учреждения, в условиях которого функционирует педагог) знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих эффективность реализации педагогических функций по формированию современной личности.

Социальная компетенция в современной научной литературе определяется качеством личности, сформированным в процессе ее социализации, представляет определенный уровень интегрированных знаний, опыта деятельности человека, обеспечивающих эффективное выполнение заданных социальных ролей, и определяет направленность личности и ее готовность к эффективному взаимодействию со средой.

В своем исследовании мы определяем социальную компетенцию как социально обусловленное обобщенное качественное новообразование личности, способствующее успешному выполнению ею социальных ролей, характерных для эффективной жизнедеятельности в условиях данного общества, социума.

В соответствии с данным пониманием социальной компетенции мы определяем социальную компетенцию педагога как совокупность социально-педагогических и социально-психологических знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, мы рассматриваем социальную компетенцию педагога как обязательную часть его общепрофессиональной компетентности.

Принципиальные положения теоретического исследования развития идей формирования социальной компетенции нами сформулированы следующим образом.



Во-первых, социальная компетенция – сложный феномен, рассматривающийся на стыке комплекса социальных и психолого-педагогических наук. Она является частью компетенции личности в целом, базисом ее успешности.

Во-вторых, цель формирования социальной компетенции в широком смысле – развитие отношений человека к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к самому себе, то есть формирование жизненной позиции – своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение – категория избирательная, поэтому в процессе формирования социальной компетенции человек ставится в ситуацию выбора политических, экономических, нравственных, эстетических ценностей, в позицию активного субъекта процесса воспитывающей деятельности и саморазвития.

В-третьих, для рассмотрения оптимального процесса формирования социальной компетенции необходимо изучение следующих факторов: социокультурной среды, семьи, коллектива, неформальных объединений. При изучении социокультурной среды важным является ее педагогический потенциал; при изучении семьи – нравственно-психологический климат; при изучении коллектива – психологический климат, социальный статус в группе, открытость коллектива; при изучении неформальных объединений – социальная активность, позитивная социальная направленность, положительное отношение к сложившимся в коллективе традициям.

В-четвертых, важнейшими условиями, способствующими формированию социальной компетенции в условиях образовательного учреждения, являются его превращение в открытую социально-педагогическую систему, высокий профессиональный уровень педагогов, благоприятный психологический климат в учебном заведении.

В-пятых, при изучении собственно социальной компетенции важное значение имеет исследование значимых составляющих: здоровье (показатели физического развития, овладение культурой здоровья); обучение (уровень освоения ключевых компетенций, уровень мотивации к учению, уровень самоорганизации учебной деятельности и др.); развитие (характеристика жизненных ценностей, открытость, коммуникабельность, толерантность, самооценка, реализация внутреннего потенциала, гражданские качества, нравственные качества, представления о жизненных целях, представления о возможном выборе профессии и др.); воспитание (уровень развития самоорганизации и самодисциплины, ориентация на социально одобряемые нормы поведения и др.); социальная устойчивость (уровень социальной адаптации и социализации, социальная мобильность и активность).

Для определения стратегии формирования социальной компетенции будущих педагогов в условиях педагогического колледжа в нашем исследовании применялись различные педагогические подходы. Проведенный нами анализ педагогической теории и передовой практики формирования социальной компетенции в условиях образовательного учреждения, осуществляющего профессиональную подготовку будущего педагога, позволил выделить в качестве ведущих применительно к рассматриваемой проблеме синергетический, системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. При этом именно компетентностный подход наиболее точно соответствует рассматриваемому нами феномену социальной компетенции, отражает требования к содержанию образовательного процесса, направленного на формирование социальной компетенции в педагогическом колледже.

Основные положения компетентностного подхода обозначе­ны в Концепции модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года, где в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятель­ной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетен­ций, определяющих современное качество образования. Кон­цепция модернизации определяет ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Переход к компетентностному подходу в системе профессионального образования объективно ставит проблему рассмотрения на этой основе содержания и результата профессиональной подготовки педагогических кадров современной школы, в частности, такого ее аспекта, как формирование ключевых общеобразовательных компетенций во взаимосвязи с развитием специальных компетенций педагогов (психолого-педагогической, предметной, методической).

Применение системного подхода на практике позволяет вскрыть факторы и условия, детерминирующие формирование социальной компетенции будущего педагога, а, следовательно, определяющие наиболее актуальные и значимые составляющие процесса проектирования формирования социальной компетенции будущих педагогов в педагогическом колледже.

Наш подход к выделению и обоснованию факторов и условий формирования социальной компетенции будущего педагога в образовательном процессе педагогического колледжа основывается на следующих теоретических положениях.

1. Динамика процесса формирования социальной компетенции обусловлена переходом возможного в действительное. В каждой личности в любой момент ее развития сосредоточено несколько уровней действительного и возможного. Во-первых, это прежние возможности личности, переросшие в действительность и отражающие «Я-настоящее»; во-вторых, настоящие возможности, готовые к актуализации и отражающие «Я-желаемое»; в-третьих, будущие возможности, зарождающиеся в настоящем и связанные с «Я-идеальным». В зависимости от характера закономерностей, лежащих в основе активизации возможностей личности, различаются абстрактные и реальные возможности. Абстрактная возможность противостоит невозможности и вместе с тем не может непосредственно превратиться в действительность. Для ее актуализации требуется создание специальных условий.

2. Процесс формирования социальной компетенции личности обучающегося осуществляется через последовательную смену определенных ее состояний и их взаимосвязь: осознание студентами своих потенциальных способностей; адекватное их проявление в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности; активное овладение способами и средствами саморазвития.



Во второй главе «Организационно-педагогические условия формирования социальной компетенции будущих педагогов» рассмотрено формирование социальной компетенции в социально-значимых видах деятельности студентов на основе модернизации образовательных программ, формирование различных социальных ролей будущих педагогов в контексте развития их социальной компетенции. Также в главе представлены результаты проведенного эксперимента.

Одним из элементов программы эксперимента являлись целевые образовательные программы и подпрограммы (например, программы «Школа общения», «Ученье – труд студента», «Профессия», «Здоровье – основа жизни человека», «Общение и культура», «Досуг», программа в форме супермарафона «Один за всех, все за одного»). При их разработке мы исходили из того, что социальная компетенция представлена рядом психологических (толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность), содержательных (знание), процессуальных (умение), аксиологических (нравственные ценности и установки) критериев.

Каждая из разрабатываемых целевых программ была рассчитана на формирование компонентов социальной компетенции. В ходе реализации программ мы ориентировались на плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, увеличение степени свобод субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностную направленность образования, культивирование личной ответственности, оптимизацию процессов социализации и индивидуализации, поликультурный характер образования и др.

Среди основных направлений программ можно выделить следующие: организация центра мониторинга проблем студенческой жизни при психологической службе, организация научно-исследовательской деятельности студентов, социально-психологическая помощь социально незащищенным студентам, содействие деятельности студенческого самоуправления, организация поддержки творческой инициативы студентов, организация культурно-массовых мероприятий, досуговой деятельности, работа по формированию здорового образа жизни, по профилактике вредных привычек, организация студенческих отрядов по различным видам деятельности, развитие системы информационного обеспечения воспитательной работы, взаимодействие со всеми структурными подразделениями в части воспитательной работы, взаимодействие с общественными структурами вне колледжа по вопросам воспитательной работы.

Также в рамках эксперимента была организована серия тренингов: тренинг социально-психологической адаптации «Я управляю стрессом»; тренинг для студентов, готовящихся к практике в летнем лагере; тренинг профессиональной ориентации для студентов 1-го курса; тренинг по итогам преддипломной практики «Мои проблемы мне решать»; тренинг по развитию профессиональных педагогических умений; тренинг социальной компетентности.

В ходе экспериментальной деятельности была доказана эффективность использования в качестве средства формирования социальной компетенции студентов проекта «Миротворец». Являясь одним из механизмов решения спорных вопросов, возникающих между всеми участниками образовательного процесса, проект в организационном плане предусматривал создание студенческого отряда волонтеров, организацию молодёжной линии телефона доверия, создание подготовленных команд конфликт-менеджеров из числа педагогов и студентов.

В содержательном плане проект включал обучение (в ходе серии семинаров и тренингов) представителей команд посредников-миротворцев из числа студентов и педагогов: 1) навыкам эффективного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов, 2) умениям работать в команде, 3) решать проблемы студенческой жизни по совместно созданным проектам.

Также для педагогов и общественности города проводились научно-практические конференции по проблемам интолерантных отношений в образовательных учреждениях, на которых был представлен опыт конструктивного решения выделенных проблем.

При разработке программы экспериментальной деятельности мы исходили из того, что социальная компетенция наполняется социальными ролями, которые формируются на основе жизненного опыта, которым обладает человек на определенном жизненном этапе. В формировании социальных ролей мы опирались на психосоциальную концепцию американского психолога Э.Эриксона, который отмечал, что главной задачей развития в юношеском возрасте является формирование адекватной личной и групповой идентичности. Это положение легло в основу деятельности колледжа по формированию «Я – концепции» студентов, их личной и социальной (гражданской, этнической семейной и пр.) идентичности. Содержание этого направления реализовывалось через целевые программы «Образ жизни», «Дебаты», «Мой край родной», проект «Гражданин», спецкурсы «Учимся толерантности», «Духовно-нравственное воспитание студентов на основе отечественных традиций», православный кружок «Благовест», студенческий политклуб «Планета».

В качестве отдельного направления в ходе эксперимента нами были выделено создание кадровых условий. Работа с педагогическими кадрами строилась по следующим направлениям: работа педагогического совета, работа предметно-цикловых комиссий, деятельность методического совета, работа с молодыми специалистами, повышение квалификации преподавателей, их самообразование, организация и проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, обобщение педагогического опыта. Кроме этого в рамках эксперимента работали: «Школа молодого преподавателя», «Школа совершенствования педагогического мастерства», проводились тренинги личностного роста для преподавателей.

Проведенное нами исследование позволило также заключить, что формирование социальной компетенции будущих педагогов проходит успешно, если позиция педагога колледжа, классного руководителя меняется с экспертной на помогающую, поддерживающую процесс формирования нового когнитивного социального опыта студентов, их социальную компетенцию, позицию фасилитатора. В ходе исследования нами была предложена серия семинаров для классных руководителей и педагогов, направленная на овладение ими эффективными техниками общения (например, овладение такой техникой как «Вербальное проявление позитивности» и пр.).

Эффективность реализованной программы эксперимента, направленной на формирование социальной компетенции будущих педагогов, подтверждается полученными результатами (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей социальной компетенции будущих педагогов


№ п/п

Показатели

Результаты эксперимента

Констатирующий этап

Обобщающий этап

1.

Поведенческая и эмоциональная мобильность (%)

76,7

87,5

2.

Уровень субъективного контроля (макс. 4 балла)

2,5

2,93

3.

Уровни толерантности-интолерантнтсти (%)

Высокий уровень толерантности

Невысокий уровень толерантности

Невысокий уровень интолерантности

Высокий уровень интолерантности

17,9


67,9

10,1


4,2

26,8


64,3

5,4


2,4

4.

Уровень социализированности (макс. 20 баллов)

14,3

15,43

5.

Уровень воспитанности (макс. балл 4)

3,3

3,4

Результаты, представленные в таблице, позволяют заключить, что в ходе эксперимента у студентов значимо повысились поведенческая и эмоциональная мобильность, уровень субъективного контроля, уровни толерантности, социализированности и воспитанности, потребность в достижениях, уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, уровень удовлетворенности своим обучением в колледже.

Таким образом, проведенный анализ результатов диагностики, осуществляемой в рамках экспериментальной деятельности педагогического колледжа по созданию педагогических условий, направленных на формирование социальной компетенции студентов, позволил заключить, что разработанная и реализованная программа эксперимента является эффективной.

В заключении излагаются результаты и общие выводы проведенного исследования, определяются проблемы, требующие дальнейшего изучения.



Приложение содержит диагностические методики, использовавшиеся в ходе эксперимента, а также авторские методические разработки по проблеме исследования.


ВЫВОДЫ

    1. Социальная компетенция – это социально обусловленное обобщенное качественное новообразование личности, способствующее успешному выполнению ею социальных ролей, необходимых для эффективной жизнедеятельности в условиях данного общества, социума. В соответствии с этим социальную компетенцию будущего педагога необходимо понимать как совокупность социально-педагогических и социально-психологических знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, мы рассматриваем социальную компетенцию будущего педагога как обязательную часть его общепрофессиональной компетенции, а компетентностный подход – как методологическую основу формирования образовательных программ педагогического колледжа.

  1. Основными составляющими социальной компетенции будущего педагога мы считаем следующие компоненты: социально-перцептивный (знание и понимание людей, наблюдательность и проницательность); социально-психологический (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив; работа в команде, деятельность в коллективе); ауто-психологический (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); коммуникативный (владение различными стратегиями и методами эффективного общения); психолого-педагогический (осуществление влияния).

3. Определяя социальную компетенцию как основу успешной самореализации личности будущего педагога, в ходе экспериментальной деятельности нами были выявлены организационно-содержательные условия ее формирования. Важным, как показали результаты исследования, в решении данной проблемы являлась интеграция разработанных целевых программ на основе принципов дополнительности, создания ситуации успеха; социальной интеграции личности; методов регуляции эмоционального настроя, формирования межгруппового сотрудничества; принятия групповых решений; методик формирования надежно­сти группы, формиро­вания способности к гибкой групповой идентификации лично­сти. Обозначенные принципы, методы и методики способствовали обогащению содержания программ, комплексности воспитательного воздействия на будущих педагогов с целью формирования у них социальной компетенции.

4. Экспериментальная деятельность позволила определить наиболее эффективные формы и средства формирования социальной компетенции у будущих педагогов в условиях колледжа. Среди них: социально-психолого-педагогическое сопровождение (работа психологической службы, центра мониторинга и диагностики проблем студенческой жизни); студенческое самоуправление (программа «Миротворец», включающая создание отрядов волонтеров, студенческого телефона доверия и команд конфликт-менеджеров из студентов и педагогов научно-исследовательская деятельность студентов (создание студенческого научного общества).

5. Важнейшим условием эффективного решения проблемы формирования социальной компетенции студентов является изменение ролевой функции классных руководителей: от традиционной роли эксперта, к роли фасилитатора. Она выражается в учете и признании права каждого студента на своеобразие; в принятии его мнения и позиции; в готовности к диалоговому общению; в сотрудничестве, предполагающем не только совместную деятельность, но и обсуждение жизненно важных проблем колледжа; в определении форм совместно жизнедеятельности, в наибольшей степени отвечающих потребностям и интересам преподавателей и студентов; в деятельности по укрепления и развитию традиций и внесению инноваций.

6. Результаты экспериментальной деятельности позволяют заключить, что важными элементами социальной компетенции являются социальные роли, строящиеся на социальной идентичности личности и определяющие ее успешное функционирование в обществе. Анализ научной литературы и наше исследование позволяет заключить, что наибольшее значение в формировании социальной компетенции играют такие социальные роли, как гражданская, межкультурная и семейная.

7. Исследование показало, что будущие педагоги эффективно овладевают гражданской, межкультурной, семейной ролями в процессе участия в различных формах социально-значимой деятельности, организованной в ходе целевых программ («Образ жизни», «Мой край родной» и др.), проектов («Гражданин», «Мы – граждане России» и др.), спецкурсов («Учимся толерантности», «Этика и психология семейной жизни» и др.).

Выделенные на основе теоретического анализа показатели и динамика их изменения подтвердили выдвинутые гипотезы исследования. В ходе эксперимента у будущих педагогов значимо повысился уровень развития коммуникативных склонностей, уровень ответственности, инициативности, предпочтения в важном деле или в сложной ситуации принимать самостоятельные решения, стремление к достижениям, уровень социальной активности, воспитанности, толерантности, уровень поведенческой и эмоциональной мобильности, гибкости.

Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение проблемы ввиду ее сложности и многоаспектности. Полученные результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования условий и направлений модернизации среднего профессионального педагогического образования в контексте реализации компетентностного подхода. Вместе с тем оно ставит и ряд новых проблем, требующих дальнейшего теоретического исследования.

Список публикаций по теме диссертации

1. Мосягина Г.П. Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности будущих педагогов (на примере педагогического колледжа г. Буденновска). Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.П. Мосягина. – Ставрополь: Литера, 2006. – 29 с.

2. Мосягина Г.П. Факторы и условия формирования социальной компетенции у будущих педагогов в процессе их обучения в педагогическом колледже // Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – Вып. 49. – С. 94–97.

3. Мосягина Г.П. К проблеме формирования социальной компетенции будущих педагогов в процессе их обучения в педагогическом колледже // Инновации в системе высшего и среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 52-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: СГУ, 2007. – С. 102–105.

4. Мосягина Г.П. Развитие социально-значимых видов деятельности студентов на основе модернизации образовательных программ // Актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров: Матер. Всерос. научно-практ. конф., 28 сентября 2007 г. – Тверь: ТГТУ, 2007. – С. 76–80.

5. Мосягина Г.П. Социальная компетенция будущего педагога: современные теоретические подходы и сущность // Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе. Межвуз. сб. науч. статей. – Ставрополь: Литера, 2007. – Вып. 2. – С. 46–49.

6. Мосягина Г.П. Развитие социально-значимых видов деятельности студентов колледжа на основе совершенствования образовательных программ как средство формирования социальной компетенции // Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе. Межвуз. сб. науч. статей. – Ставрополь: Литера, 2007. – Вып. 2. – С. 49–52.

7. Мосягина Г.П. Формирование различных социальных ролей будущих педагогов в контексте развития их социальных компетенций // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 88–91.



8. Мосягина Г.П. Система оценки сформированности социальной компетенции будущих педагогов в условиях колледжа // Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе. Межвуз. сб. науч. ст. – Ставрополь: Литера, 2008. – Вып. 3. – С. 53–61.


Каталог: images -> File -> ilil
ilil -> Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования
ilil -> Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа
ilil -> Программа «технология и методика обучения биологии»
ilil -> Материалы всероссийской научной конференции
ilil -> Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения (на материале учебного предмета «химия») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
ilil -> Проблемы развития высшей школы в условиях перехода к инновационному развитию
ilil -> Ректор А. П. Лунёв «3» октября 2011 г
ilil -> Уроках биологии раздела
ilil -> Памятка для преподавателей по проведению занятий
ilil -> Программа курса повышения квалификации «индивидуальное психологическое консультирование» Астрахань-2008


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница