Н. В. Волкова Подготовка ребенка к школе Вопросы Ответы Диагностика учебное пособие



страница1/5
Дата06.03.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5
Б.С. Волков, Н.В. Волкова

Подготовка ребенка к школе

Вопросы Ответы Диагностика

учебное пособие

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор М.В.Гамезо

доктор психологических наук, профессор А.Ф.Ануфриев

профессор В.Г.Степанов

Научный редактор Б.С.Волков

2-ое изд. испр. и дополн. М.: Тривола, 1998. 65 с.

В учебном пособии рассматриваются основные психологические особенности подготовки ребенка к школе. Даются методы диагностической оценки готовности к школе.
Учебные задачи и упражнения помогут на практике применять полученные знания.
Предназначается работникам дошкольных учреждений заведующим и воспитателям, а также родителям и студентам педагогических учебных заведений.

Пособие может использоваться в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования.

Волков Б.С., Волкова Н.В.

ВВЕДЕНИЕ

От того как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействиях с товарищами.

Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально волевая.

Личностная и социально психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками: наличие качеств, необходимых для установления контактов со сверстниками (доброжелательности, отзывчивости, умения считаться с мнением другого, обосновывать свое мнение, умение сотрудничать, уступать, договариваться). Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний ; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Хотя и доступны детям шестилетнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений . Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности , обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто не доступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же ни за одним из этих трудных слов у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Допускают ошибки при написании букв Р, Я, b. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи . Сюда входят звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребенок произносит вместо слова РЫБА ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.

У ребенка должна быть развита и разговорная речь . Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. Важно, чтобы ребенок желал узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни .

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например написание элементов буквы.

Развитие восприятия, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребенку рассуждать и делать выводы.

Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические; сформированные эмоциональные свойства личности умение сочувствовать, сопереживать и др.

Умение управлять своими чувствами, сдержанно выражать эмоции, проявлять эмоциональность по отношению к людям и событиям.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

К шести годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов. Исходя из этого взрослый должен: а ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении; б направлять, помогать в достижении цели; в приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их; г воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформирована организованность. Умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Как вы себе представляете готовность ребенка к школе? Перечислите основные компоненты готовности ребенка к школе.

Оформите компоненты готовности ребенка к школе в виде схематической таблицы.

2. Раскройте особенности поведения детей 6 7-летнего возраста, рано пришедших в школу и запаздывающих с приходом из детского сада учиться.

3. Если начинать обучение в 6 лет, будет ли ребенок школьником, отличающимся по психическому развитию от дошкольника?

4. В последнее время родители стараются как можно раньше начать обучение ребенка в школе. Чаще всего их интересует вопрос возраста.

Когда начинать систематическое обучение ребенка? Каковы должны быть этому предпосылки?

5. Мнения ученых разделились относительно обучения детей 6-ти лет в школе или в детском саду.

Выскажите свое мнение относительно обучения детей 6-ти лет, обосновывая ответ.

6. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании идти в школу, о положительном в целом отношении.

А относится ли ваш ребенок к этому большинству? Побеседуйте с ребенком относительно его отношения к школе.

Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает? Почему так важно беседовать с ребенком на тему Школа ? 7. Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.

Выясните:

а) как ребенок относится к школе;

б) как ребенок относится к учебной деятельности;

в) как ребенок относится к учителям;

г) как ребенок относится к самому себе.

Предложите ребенку нарисовать какой ему представляется школа, учительница.

Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями.

Задавайте косвенные вопросы типа: Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? и т.п.

8. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. И по другим показателям мама считает, что ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

С чем связано такое рассогласование? Будет ли успешно сын учиться в школе? Что необходимо предпринять?

9. Обычно взрослый является притягательным образцом для дошкольника. Ребенок ориентируется главным образом на профессиональный образец взрослого и стремится стать школьником вследствие понимания важности учения для приобщения к профессиональной жизни взрослого.

В беседе с ребенком выясните каким образом он осознает ценность труда взрослых.

10. В беседе с ребенком выясните осознание им позиции школьника, чем он занимается. Есть ли желание ходить в школу, быть школьником. Престижно или нет. Что необходимо ребенку, чтобы он пошел учиться в школу?

11. Проанализируйте нижеприведенные высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам. В школе двойки будут ставить , Играть будет некогда , В школе программа трудная .

12. Известно, что трудно чему-либо научить ребенка, если он сам этого не хочет, нет потребности.

Что влияет на потребность учиться у ребенка?

13. Иногда родители обеспокоены отсутствием желания у своих детей учиться.

Как возникает, развивается потребность ребенка учиться? Какова роль при этом взрослых?

14. Иногда можно услышать, как нелестно родители отзываются о школе, ее учителях, с которыми вступили в конфликтные отношения по поводу учебы или своей, или старших детей.

Отразится ли и как такое отношение на ребенке, который только что собирается учиться в школе?

15. Мама Сережи (6 лет) услышала от сына, что он не хочет идти в школу. Маму это очень встревожило. И она решила провести свое домашнее исследование, чтобы выявить причины такого положения.

Какое домашнее исследование должна провести мама? И что ей предпринять для изменения установки сына по поводу его отношения к школе?

16. Мама Коли (6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе.

Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношения ребенка к школе.

17. Охарактеризуйте особенности физического развития ребенка 6 лет, начинающего обучение в школе.

Расскажите о важности развития двигательной сферы ребенка для обучения в школе.

Дайте совет родителям по наблюдению за двигательной активностью ребенка, поступающего в школу.

18. Охарактеризуйте направленность развития познавательных процессов у детей, начинающих обучение в школе.

19. Разговор двух мам в метро: Послушай, я обратила внимание, что моя Алена (6 лет) только и говорит хочу да хочу , а ведь ей в этом году идти в школу, где одного хочу уже мало .

Обоснованы ли опасения мамы? Как должна изменяться мотивация поведения ребенка данного возраста?

20. На конкретных примерах покажите особенности формирования произвольного поведения старшего дошкольника. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.

21. Приведите примеры импульсивного поведения ребенка 6 лет. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

22. Сережа (6 лет) делал коробочку в подарок маме. Работал увлеченно, с большим старанием, но поделка получилась у него не очень красивой, кривой.

Когда его брат Коля (10 лет) увидел поделку, то сказал, что она очень кривая, на что Сережа возразил: Ну и что, все равно я сделал .

Объясните, почему дети более активны в оценке результатов деятельности, нежели самого поведения?

23. Приведите примеры разных видов самооценок, высказанных детьми 6 лет.

24. Света (6 лет 2 мес.) посещает первый класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала? Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше .

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношение Светы с учительницей.

В чем различие взаимоотношений в системе ребенок педагог в детском саду и в школе? Что не учел педагог в работе со Светой?

25. Как изменится система отношений ( ребенок учитель ; ребенок одноклассник ; ребенок родители ) детей 6 лет, начинающих обучение в школе?

26. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в 1 классе. Он сообщает маме: Саша теперь у нас не главный .

А когда он был главным? удивляется мама.

В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать, падать, когда мы играли.

А теперь он не умеет этого делать? Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное! А что же теперь главное? Теперь главное, как ты учишься! Как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование.

Раскройте особенности общения детей друг с другом в школе.

27. Обучение в школе требует не только особых отношений с учителем, но и специфических отношений с другими детьми. Ведь учебная деятельность по сути своей деятельность коллективная.

Каковы особенности общения ребенка со сверстниками? Каким образом ребенок должен готовиться к общению со сверстниками?

28. ЗАДАНИЕ: Предложите своему ребенку рассматривать игрушки и начните читать сказку. Прервав ее чтение на самом интересном месте, спросите ребенка, что ему сейчас больше всего хочется поиграть с игрушками или дослушать сказку.

Сделайте вывод о личностной готовности ребенка к обучению в школе.

29. Миша (6 лет) заявляет, что его рисунки: "Самые, самые хорошие." Что можно предположить относительно самооценки Миши и его личностной готовности к школе?

30. В школе необходимо выполнять определенные конкретные требования, задаваемые учителем при работе по образцу. Для выполнения заданий у ребенка должна быть развита произвольность действий.

Какими методами можно проверить развитость у ребенка сферы произвольности? 31. Ребенку на уроках необходимо будет уметь сравнивать объекты, их обобщать, классифицировать, выделяя существенные признаки; определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Какими методами можно проверить сформированность психических процессов ребенка?

32. Петя, ученик 1-го класса, отличается детской непосредственностью. На уроке руки не поднимает, начинает делиться своими впечатлениями по поводу грибов, если решается задача про грибы. Бывает и перебивает отвечающего ученика, считая, что его мысли самые важные.

Какие могут быть основные причины такого поведения Пети?

33. Володя, ученик 1-го класса, с очень высоким уровнем речевого развития. Хорошо владеет сложными грамматическими конструкциями, имеет богатый словарный запас. Хорошая память.

Родители считали его "вундеркиндом" и, естественно, надеялись на его отличные успехи в школе.

Но первые же успехи Володи в школе не обрадовали родителей. Учительница отмечает, что он плохо решает задачи, где требуется размышление, даже несмотря на предоставляемый наглядный материал.

С чем связана может быть учебная неуспешность Володи?

34. К Коле, ученику 1-го класса, учительница часто обращается персонально по поводу его внимания на уроке. Он часто нарушает дисциплину, отвлекаясь от предмета изучения.

На замечания же учительницы он очень обижается. Дома говорит маме, что уроки не интересные, а учительница злая.

Дайте психологическое обоснование данной ситуации.

Какая вероятная самооценка Коли?

35. Виктор, ученик 1-го класса, имеет очень хорошо развитую память и способность общаться с учителем и сверстниками.

Родители считали, что он будет учиться в школе хорошо, но их надежды не оправдались.

С чем могут быть связаны неуспехи Виктора?

36. Мама Миши (1 класс) очень беспокоилась об успехах сына, и поэтому всегда давала ему указания, как выполнять домашнее задание, и была недовольна, если сын не следовал ее указаниям.

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Какие последствия могут иметь место в развитии личности Миши?

37. Саша, ученик 1-го класса, учился достаточно успешно, но родители предъявляли к нему все большие и большие требования. Они считали, что Саша может учиться значительно лучше. Стали жестко регламентировать и контролировать учебную работу в школе и дома.

Через некоторое время родители с сожалением констатировали снижение учебных успехов Саши.

Дайте психологическую оценку данной ситуации.

Чем чреваты излишние ожидания родителей?

38. Митя в семье был младшим братом. В дошкольном возрасте он испытывал недостаток внимания родителей, и поэтому чувствовал себя заброшенным, одиноким.

Учиться в школе стал средне. Со стороны учителя и родителей какого-либо одобрения своих успехов не вызывал.

Учительница обратила внимание на какую-то нарочитость, манерность его поведения, как бы нарочно не слушает, когда все ученики во внимании, или совершит какое-то агрессивное действие по отношению к другому ученику.

С чем связано такое изменившееся поведение Мити?

39. Петя рос в семье, где ему оказывалось достаточное внимание. Но оно его все равно не удовлетворяло. Ему хотелось все больше и больше эмоциональных контактов.

Родители уделяли ему очень много внимания. Он пошел в школу избалованным в семье ребенком.

Учиться он стал прилично, как большинство его сверстников. Но его поведение отличалось какой-то театрализованностью, словно он хотел обратить на себя особое внимание.

Дайте психологический анализ поведения Пети.

В чем причина такого поведения?

40. Вова, ученик 1-го класса, ничем не выделялся. Стремился к сроку выполнить все требования учителя. На уроке он дисциплины не нарушал, учителю работать не мешал. Но на вопросы учителя часто отвечал невпопад. По образному выражению учителя, он часто "витает в облаках".

Почему трудно складывается учебная деятельность Вовы? Что необходимо предпринять учителю?

41. Из разговора родителей первоклассников: "Я вся в тревоге за свою дочку, за ее учебу. У нас есть причины, и мы их стараемся устранить." А другая мама говорит: "А у моей все в порядке. Учится на "4", послушная, правда, устает. Но это пройдет. Сейчас все в школе устают." Какая из позиций мам заслуживает большего внимания, почему? Что можно посоветовать?

42. Перечислите показатели личностной готовности, не сформированность которых приведет к слабой успеваемости в школе.

43. Вова, ученик 1-го класса, может в середине урока встать и ходить по классу или затеять игру с соседом по парте.

Письменные работы выполняет с ошибками, считая, что с ними даже лучше. Обычно не реагирует на замечания учителя. На его настойчивые требования обижается.

Предпочтение отдает играм.

Укажите на возможные причины такого поведения Вовы, не анализируя действия учителя.

44. Митя, ученик 1-го класса, к выполнению задания приступает только после персонального обращения учителя. Как только учитель перестает обращать на него внимание работу прекращает. Зато всеми способами привлекает к себе внимание: может перебить вопросом не по теме (интереса к содержанию учебы еще нет), может раскапризничаться, наябедничать на сверстника, напрашиваясь на жалость и одобрение. Дружбы с другими детьми не складывается, да он и не нуждается в ней. Зато, если учитель не замечает его попыток выделиться, поведение становится вызывающим, реакции негативными.

С чем связан кризис поведения Мити? Как ему помочь?

45. Первоклассник Шурик ученик "идеальный". У него аккуратные тетради, он ничего не забывает, все указания учителя выполняет: сколько букв написать, сколько клеточек отступить и т.п. Но он всегда ждет подсказки и не пытается решать задачу сам. В общем он способен хорошо подражать, но не умеет самостоятельно думать.

В чем причина такого формализованного отношения к учебе?

46. Таня (6 лет 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: Как называется эта буква...? Девочка молчит.

Ну что, ничего не знаешь! На, учи сама! И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет! Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать! Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой.

Как построить общение с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

47. Учительница, которая ранее работала с подростками, начала обучать шестилеток. Она поделилась своими переживаниями с опытной учительницей начальных классов: Моим шестилеткам только бы играть да играть. В это время они активны, радостны и умненькие. А как только я говорю, что на уроке надо учиться, а не играть, так они становятся какими то другими .

Почему так происходит? Какое объяснение дала опытная учительница в данной ситуации? Раскройте особенности противоречия между игрой и учебной деятельностью. Каковы способы разрешения?

48. Раскройте противоречие между преобладанием у старшего дошкольника образных форм познания (воображение и образное мышление) и необходимостью овладеть логическими формами мышления. Приведите примеры.

49. Раскройте противоречие между направленностью на результат деятельности и вниманием к способу достижения этого результата, необходимостью выполнения учебных заданий. Приведите примеры.

50. Проанализируйте те противоречия, которые возникают при смене ребенком коллектива сверстников. Приведите примеры.

51. Некоторые родители считают, что в первом классе учиться трудно, потому следует готовить ребенка к учебе в школе, т.е. учить его читать и считать. Приведем отрывок из письма одной мамы: Помогите мне, посоветуйте, как заставить моего сына научиться читать и считать? Что я только не делала, ничего у меня не получается. Как будто бы и начал складывать слова, но кажущийся успех оказался кратковременным. Как же мой сын будет учиться в школе? Оправданы ли волнения матери? В чем заключается подготовка детей к обучению в школе?

52. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице 1-го класса: Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов .

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?

53. Воспитатель на родительском собрании подготовительной к школе группы детского сада рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница