Н. С. Пряжников теория и практика профессионального самоопределения. Москва, 1999 Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие



страница1/10
Дата14.02.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Московский городской психолого-педагогический институт


Н.С. Пряжников


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО


САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Москва, 1999

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.

В пособии раскрываются основные понятия современной профориентации. В проблемном плане излагаются как традиционные представления о профессиональном самоопределении, так и новые подходы. Данное пособие является первой, теоретической частью по курсу «Профессиональное самоопределение», вторая часть – «Активные методы профессионального и личностного самоопределения» больше направлена на знакомство с организацией и планированием конкретной практической помощи самоопределяющимся клиентам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и т.п.

ОГЛАВЛЕНИЕ:


  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.




6

    1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.

6


1.2. Развитие профориентации в России и СССР.

6

    1. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.

10


    1. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.

11








  1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




13

    1. Соотношение понятий: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, профессиональный выбор и карьера.

13


2..2 Концептуальные уровни помощи человеку в

профессиональном и личностном самоопределении.



15

    1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

16


    1. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.

20


    1. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.




23

    1. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях


24


  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.





28


    1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.

28

    1. Различные типологии профессионального и личностного

самоопределения.

29


    1. Различные варианты планирования профессионального

развития.

30


    1. Типы и уровни самоопределения человека.

31







4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

ТРУДА.




34


    1. Понятие «оптант» (по Е.А.Климову).




34

    1. Помощь в профессиональном самоопределении различным

образовательно-возрастным группам населения.

35


    1. Психологические проблемы профессионального образования

и переподготовки кадров.

35








5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.






40

    1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый

характер субъекта профессионального самоопределения.

Парадоксы «субъектности» в профессиональном

самоопределении.

40


    1. Активность и активизация в профессиональном

самоопределении.

41


    1. Главная (идеальная) цель и основные задачи

профессионального самоопределения.

42








  1. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




44

    1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии.

44


    1. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики.

47


    1. Основные группы профориентационных методов.

48

    1. Проблема методических предпочтений («методических мод») в отечественной профориентации.

51


    1. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

54


6.6. Типы профконсультаций.

56

6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи.

58







  1. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.




63

    1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).

63

    1. «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора (по Е.М.Ивановой).

67








  1. ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ




ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В

70

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ




САМООПРЕДЕЛЕНИИ.




    1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта.

70

    1. Основные концептуальные установки профконсультанта.




73

    1. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.

75


    1. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.



77


  1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




83

    1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.

83


    1. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.

86


    1. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».




88


Темы курсовых и дипломных работ по курсу «Теория и практика профессионального самоопределения»

95




  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.


    1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы

профессионального самоопределения.
Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей… Но все это причины скорее социально-экономические… Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации? Что изменилось в сознании людей? - …

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).
1.2. Развитие профориентации в России и СССР.
Можно посмотреть, как срабатывает критерий «свободы выбора», т.е. как уровень свободы в данном обществе коррелирует с уровнем развития профориентации. Рассмотрим это на примере родной России.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус). Фактически, это была еще не профориентация, а трудоустройство.

В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, выделялись четыре типичные варианта выбора: согласно семейным традициям (было распространено в тогдашней России); случайно, необдуманно; по призванию; по расчету… Уже до революции в России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных: «Студенческий альманах», «Адрес-календарь»…

Еще до официального открытия профориентационных служб в С.-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете…, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии…

В целом, в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…) – профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались…

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в др. местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии… Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская.

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи… В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась (что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно, если сравнивать молодую советскую Россию со многими другими тогдашними «цивилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пускали в «приличные» места и т.д.).

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора…). В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательсткий институт трудового обучения и профониетациии при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель – А.М.Голомшток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране – явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны… В итоге ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

Правда уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:



  • создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах – множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически, и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают…);

  • на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!);

  • в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (заметим, что это также был один из первых психологических курсов в школе!).

  • наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но опыт быстро приобретался).

  • в итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования;

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся «революцией с лицом Ростраповича» в августе 1991 года. За этот замечательный период также было сделано немало:



  • в 1992 г. вышел «Закон об образовании РФ» и сразу же резко сократилось финансирования школы и особенно профориентации (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи, более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением…);

  • в 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры…);

  • к сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался (денег хватало только на загранкомандировки для начальства), а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);

  • к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, т.е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;

  • к счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководителей не раз наказывали, но видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась…);

  • один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии и модного тогда «экономического образования» (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!…); Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;

- как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г.Мюнстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией… В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь «обследуемый с помощью тестов»)… Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают…

В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. – бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») – экономическими (почти не финансируют)… Все это позволяет нам убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества… А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять. в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться…



1.3. Общая логика развития профориентации в странах с

высокой психологической культурой.
Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации – этапы смены основных акцентов в работе (по И.В.Михайлову): в 20-е годы акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40-50 гг. – определение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х годов – преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор»… Интересно, что уже в 60-70 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали даже появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на вопросы тестов и, в итоге, более выгодно представать перед работодателями…

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой «процветает тестирование» (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации).

Анализируя американскую профориентацию и «психологию карьеры», Ю.В.Укке отмечает, что если уже к концу 70-х годов на теоретическом уровне давно наметился отход от массированной психодиагностики, то на практике в основном все продолжают заниматься тестированием учащихся…

Правда, уже в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию… Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты – это и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А.Г.Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни бы передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с «классическими» методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого – свойствами так называемого «адаптивного тестирования»), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с «классическими» методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более, чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или «карандашно-бумажных» методик».

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более, что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п.1

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальниками и больше времени, талантов и сил уделять творческому подходу к своей работе…







    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница