Н. М. Коркунов писал: Русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать. Да к тому же мы можем пожаловаться разве только на малое число людей, посвятивших себя



Скачать 24,43 Kb.
страница1/3
Дата08.06.2022
Размер24,43 Kb.
#185700
  1   2   3
Связанные:
история ю.н.6


1. Становление юридической науки в России
Н. М. Коркунов писал: "Русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать. Да к тому же мы можем пожаловаться разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество".
Начало становления науки о праве в России, а точнее – ее теоретической части, относят к XVIII в. и связывают с именем Петра Первого. Однако основы естественно-правовых взглядов в России были заложены ранее. Отдельные их положения содержатся в летописях, эпосе, устном народном творчестве, памятниках права и литературы.
Следует отметить "Слово о законе и благодати" Илариона – первого митрополита из русских (XI в.).
Общественной мысли Древней Руси были хорошо известны труды античных поэтов и философов. Вместе с христианством (988 г.) Русь восприняла и идеи античности.
Источники упоминают митрополита Климента Смолятича (начало XII в. – после 1164 г.) – "книжника и философа", равного которому трудно было найти кого-либо на Руси.
Исходные положения доктрины естественного права были восприняты Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736), Василием Никитичем Татищевым (1686–1750), Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711–1765).
Интенсивное развитие естественно-правовых идеей в России начинается с XVIII в. Петр Первый, узнав, что книга Самуила Пуфендорфа "Об обязанностях гражданина и человека" служит руководством при обучении правоведению во многих иностранных академиях, велел перевести ее на русский язык.
Первоначально российская юридическая наука основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты. Первый русский профессор права Семен Ефимович Десницкий (1740–1789) впервые стал читать лекции на русском языке (преподавал римское право и российское законоведение в Московском университете). Он принимал тезис просветителей о естественных неотчуждаемых правах человека, но при этом отвергал схоластические построения школы естественного права: государство, по его мнению, возникло не в результате общественного договора, а как результат появления частной собственности и разделения людей на богатых и бедных.
История развития юридической науки в России неотделима от истории развития российских университетов. При слабом развитии издательского дела в этот период основным источником познания права становились лекции, прочитанные профессорами университетов. Основы русского правоведения были заложены отечественными университетами.
В 1725 г. была основана Академия наук, а при ней – первый в истории русского государства университет, где среди прочих предметов стали преподавать политику, этику и "Право натуры". Профессорами академического университета в Санкт-Петербурге являлись в основном иностранцы, читавшие курс права в соответствии с постулатами западноевропейской (а более точно, немецкой) юриспруденции (Бекенштейн, Гросс).
В 1755 г. был издан указ об учреждении Московского университета. Как заметил Н. М. Коркунов, "Московский университет – бесспорно русский университет. В нем профессора-иноземцы живо сменяются русскими, московскими же студентами".
В Университете преподавали Филипп-Генрих Дильтей, Семен Ефимович Десницкий, Иван Андреевич Третьяков.
С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков – первые русские профессора правоведения. После окончания Московского университета получили образование в Шотландии.
Современником С. Е. Десницкого и приверженцем естественно-правовых взглядов был Владимир Трофимович Золотницкий (1741 – после 1797 г.). Его работа "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества", написанная в 1764 г., может быть названа первенцем русской юридической литературы. Он писал о том, что естественное право служит своего рода мерилом действий людей и законов, создаваемых государством. В. Т. Золотницкий учился в Киевской академии и Московском университете на философском факультете.
Идеи С. Е. Десницкого о праве были восприняты и другим видным представителем русского правоведения – Захарием Аникеевичем Горюшкиным (1748–1821). В 1811 – 1816 гг. им был подготовлен оригинальный труд "Руководство к познанию Российского законоискусства".
В первые же годы XIX столетия происходит дальнейшее оживление в становлении правовой науки. Прежде всего это связано с именем видного русского юриста Александра Петровича Куницына, преподававшего естественное право в Петербургском университете. В 1818 г. вышла в свет книга А. П. Куницына "Право естественное", которая вызвала отрицательную реакцию со стороны правительственных органов. Автор книги был изгнан из Университета и лицея.
Таким образом, вопреки утверждениям буржуазных юристов о "слабости юридических традиций в России" русская правовая наука того периода не только успешно воспринимала передовые идеи западноевропейских мыслителей, но и вносила свою лепту в их развитие.
2. Понятие «юриспруденция» в России в 18-19 веках обозначалось терминами «законоведение», «законоискусство», «правоведение», «правомудрие». Процесс становления отечественной юриспруденции проходил весьма сложно, непредсказуемо длительностью более века. Ее развитие происходило под воздействием наиболее насущных потребностей для общества, способствовало развитию великой державы - Российской империи. Главная роль в ее становлении принадлежит императору Петру I, который, в свою очередь, дал толчок к формированию основ светского юробразования, в тот исторический период имевший большую практическую значимость для Российской империи. Существенный вклад в становление отечественной системы высшего юробразования внес М.В. Ломоносов, отец-основатель МГУ, заложивший фундамент системы университетского юробразования. К концу XVIII в. российская система этого образования состояла из следующих частей: работа юридического факультета МГУ; преподавание различных правовых дисциплин в учебных заведениях; изучение основ правоведения с будущими чиновниками в спецшколах непосредственно на службе в госорганах управления. Только благодаря усиленной учебно-научной деятельности профессоров МГУ в тот период заложили необходимые, прочные фундаментальные основы отечественной системы правоведения, была сформирована концепция, а также структура юробразования в МГУ, появилась профессура из «природных россиян» (С. Е. Десницкий и И.А.Третьяков), был создан первый труд по отечественному праву (Ф.Г. Дильтей «Начальные основания вексельного права, а особливо русского купно со шведским». М., 1768). В первой половине XIX в. процессы, образованные в предшествующие периоды, получили дальнейшее развитие: продолжает развиваться система юробразования Российской империи. С XIX в. влияние западной модели юридического образования, уже носит опосредованный характер, главным образом, через формирование доктринального мировоззрении у юристов из России, отправлявшихся за границу с целью написания диссертаций. Изменения, происходившие в политической системе страны в первой половине XIX в., формирование процедуры издания законов, обрели свое логическое продолжение в кодификации законодательства, завершившейся изданием Полного собрания (1830г.) и Свода законов (1832г.) Российской империи. Затем кодифицировали в рамках Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1845г.) уголовные законы. Главным центром юридического образования стали юрфакультеты императорских университетов (к примеру, Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского и др.). Кроме этих учебных заведений, основы юробразования преподавались в военных академиях, офицерских школах, военных училищах, военных гимназиях. В 1857 г. в двенадцати учебных заведениях России можно было изучить юридические науки. Молодежь – мужчины, а с 50-х гг. XIX в. и женщины – стремилась получить высшее образование, в т.ч. и юридическое, за рубежом. Условия получения юробразования значительно ухудшились: цензура, гонения на профессоров и преподавателей, наличие разного рода правил, инструкций. Уже за 2 года до принятия Устава прекратилось преподавание естественного права. Согласно Уставу обязательными предметами для всех факультетов стали богословие, церковная история и действующее русское право, точнее законоведение. Реформы 60-х гг. XIX в. не привели к открытию новых юридических учебных заведений, хотя потребность государства в юристах увеличилась, а вот качество юридического образования улучшилось. Проведение реформ повлекло расширенную и углубленную подготовку юристов по отраслям права. Таким образом, XIX век в истории развития юробразования — время поступательного развития теоретической и практической юриспруденции в России. Данный период закрепил в себе два основных направления: а) увеличение престижности юридической профессии; б) развитием российской юридической науки (увеличилось и число учебных заведений, где обучали юриспруденции, и качество образования). В XIX веке в России сложилась отчетливая система подготовки юристов в университетах и в ведомственных учебных заведениях. Во второй половине XIX в. выросло новое поколение юристов, ставшее гордостью не только российской, но и мировой юридической науки (например, преподаватели-юристы, затрагивающие вопросы конституционного устройства России: П.Г. Редким, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.И. Каченовский). Несмотря на определенные трудности, которые появились в жизни университетов с принятием нового университетского Устава 1884г., изменения в сфере юридического образования были неоспоримы. Знание истории становления отечественного юридического юриспруденции, его организации, подходов к пониманию практической юриспруденции могут быть полезны и в сегодняшней РФ. Популярность и престижность этой профессии в РФ диктует необходимость выработать наиболее эффективную систему подготовки юристов. Слепо заимствуя западные образовательные технологии и системы в разработке доктрины собственного юробразования не сможет решить данную проблему и более того, усугубит ее. Однако некоторые положительные черты западного юридического образования могут быть применены при реформировании отечественной системы подготовки юристов.
3.

Скачать 24,43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница