Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа



Скачать 174,79 Kb.
Дата14.02.2016
Размер174,79 Kb.
ТипРабочая программа
Утверждаю
____________________

Директор Высшей школы перевода (факультета)

Н.К. Гарбовский
«___»_________________ 2015 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)
1. Код и наименование дисциплины (модуля): История и философия науки.
2. Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.
3. Направление подготовки: гуманитарные науки и науки об обществе

Направленность программы: Все специальности.


4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: обязательная часть ООП, обязателен для освоения на первом году обучения.
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

(заполняется в соответствии с картами компетенций)


Формируемые компетенции

(код компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

УК-2

Код З1(УК-2) ЗНАТЬ:

методы научно-исследовательской деятельности


Код З2(УК-2) ЗНАТЬ:

Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира


Код У1(УК-2) УМЕТЬ:

использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений


Код В1(УК-2) ВЛАДЕТЬ:

навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития


Код В2(УК-2) ВЛАДЕТЬ:

технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований



6. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:



Объем дисциплины (модуля) составляет __4____ зачетных единицы, всего 144 часов, из которых 96 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (60 часов занятия лекционного типа, 36 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 2 часа групповые консультации, 0 часов индивидуальные консультации, 0 часов мероприятия текущего контроля успеваемости, 0 мероприятия промежуточной аттестации), 46 часов составляет самостоятельная работа аспиранта.
7. Входные требования для освоения дисциплины, предварительные условия.
ЗНАТЬ: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

УМЕТЬ: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

ВЛАДЕТЬ: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
8. Формат обучения: очная форма обучения.
9. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий



Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),
форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них


Самостоятельная работа обучающегося, часы

из них


Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*

Всего

Выполне-ние домашних заданий

Подготов-ка рефератов и т.п.

Всего

Тема 1: Предмет истории и философии науки. Раздел представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии

8

4

2










6

2




2

Тема 2: История науки. Основные периоды развития науки. Преднаука Древнего Востока. Наука в Древней Греции. Наука средневековой Европы и Востока. Наука в период Возрождения. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.). Социогуманитарные науки в Новое время (17-18вв.). Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки. Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже 19-20 вв. Социально-гуманитарные науки в 19-20 вв. Развитие науки в России..

46

28

12










40

6




6

Тема 3: Место науки в культуре. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия. Наука и нравственность. Этика науки. Наука как социальный институт. Функции науки. Синергетический подход в современном познании. Экологическая этика и ее философские основания. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки. Научная рациональность и проблема взаимодействия культур.

8

4

2










6

2




2

Тема 4: Структура научного знания. Сциентизм и антисциентизм. Проблема рациональности. Типы научной рациональности. Проблема субъекта и объекта познания. Научное и вненаучное знание. Знание и вера. Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности. Философские основания науки. Структура эмпирического знания. Проблема факта. Структура теоретического знания. Функции научной теории. Методы научного познания и их классификация. Ценности и их роль в познании. Проблема истины в познании. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм. Философско-методологические основания теории принятия решений. Аргументация в системе получения и обоснования научного знания.

16

8

4










12

4




4

Тема 5: Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание. Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание. Понятие жизни и его место в становлении антинатуралистической  исследовательской программы. Жизнь, природа, культура. Принцип историзма в социально-гуманитарном познании. Принцип деятельности в социально-гуманитарном познании.

12

4

4










8

4




4

Тема 6: Основные концепции современной философии науки. Проблема развития науки: основные подходы. Марксистский подход к исследованию социальной реальности. Натуралистический подход в социально-гуманитарном познании. Эволюция концепции науки в позитивизме. Концепция научного знания в неокантианстве. Феноменологическая программа исследования науки. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании. Структурализм: принципы и тенденция эволюции. Научные революции и их роль в динамике научного знания. Концепция научных революций Т. Куна. Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория. Концепция личностного знания М. Полани. Проблема роста научного знания у К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. «Социология знания» (К. Манхейм, М. Малкей). Наука как коммуникативная деятельность. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса. Образ науки в постмодернизме.

30

12

12










24

6




6

Тема 7: Подготовка и защита реферата по истории и философии конкретной научной дисциплины.

24




3

2

5










19

19

Промежуточная аттестация: (указывается форма проведения)**













Итого

144

60

39

2







101

24

19

43

10. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине (модулю).


Конспекты или аудиозаписи лекций, литература из списка литературы, см. 12.
11. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю).


  • Описание шкал оценивания

Оценка результатов обучения производится в двух формах:



  1. Экзамен в форме индивидуального собеседования. Принимается комиссией. Оценивается по пятибалльной шкале.

  2. Практические контрольные задания: написание реферата по истории и философии науки. Оценивается «зачет-незачет».




  • Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций.




РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю) и

ШКАЛА оценивания

(критерии берутся из соответствующих карт компетенций, шкала оценивания (4 или более шагов) устанавливается в зависимости от того, какая система оценивания (традиционная или балльно-рейтинговая) применяется организацией)


ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ*




1

2

3

4

5




Код З1(УК-2)

Отсутствие знаний

Фрагментарные представления о методах научно-исследовательской деятельности

Неполные представления о методах научно-исследовательской деятельности

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о методах научно-исследовательской деятельности

Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности

Экзамен в форме индивидуального собеседования, принимается комиссией

Код З2(УК-2)

Отсутствие знаний

Фрагментарные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

Неполные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

Сформированные систематические представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

Экзамен в форме индивидуального собеседования, принимается комиссией

Код У1(УК-2)

Отсутствие умений

Фрагментарное

использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений



В целом успешное, но не систематическое использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы использование положений и категорий философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений

Сформированное умение использовать положения и категории философии науки для оценивания и анализа различных фактов и явлений

Практические контрольные задания: Написание реферата по истории и философии науки

Код В1(УК-2)

Отсутствие навыков

Фрагментарное применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития

В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития

Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития

Практические контрольные задания: Написание реферата по истории и философии науки

Код В2(УК-2)

Отсутствие навыков

Фрагментарное применение технологий планирования в профессиональной деятельности

В целом успешное, но не систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий планирования в профессиональной деятельности

Успешное и систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности

Практические контрольные задания: Написание реферата по истории и философии науки

Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»

I. Предмет философии науки.

2. Преднаука Древнего Востока.

3. Наука в Древней Греции.

4. Наука средневековой Европы и Востока.

5. Наука в период Возрождения.

6. Научная революция 17 века. Предпосылки. Результаты.

7. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.). Взаимоотношение философии и науки.

Проблема метода. Проблема идеала знания.

8.Социогуманитарные науки в Новое время (17-18вв.).

9. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.

10. Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже 19-20 вв.

11. Социально-гуманитарные науки в 19-20 вв.

12. Синергетический подход в современном познании.

13. Экологическая этика и ее философские основания.

14. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки.

15. Развитие науки в России.

16. Наука и философия.

17. Наука и искусство.

18. Наука и религия.

19. Наука и нравственность. Этика науки,

20. Наука как социальный институт. Функции науки.

21. Сциентизм и антисциентизм.

22. Наука как коммуникативная деятельность. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.

23. Проблема рациональности. Типы научной рациональности.

24. Научная рациональность и проблема взаимодействия культур.

25. Проблема субъекта и объекта познания.

26. Научное и вненаучное знание. Знание и вера.

27. Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы

рациональности.

28. Философские основания науки.

29. Структура эмпирического знания. Проблема факта.

30. Структура теоретического знания. Функции научной теории.

31. Методы научного познания и их классификация.

32. Ценности и их роль в познании.

33. Проблема истины в познании.

34. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм.

35. Проблема развития науки: основные подходы.

36. Научные революции и их роль в динамике научного знания. Концепция научных

революций Т. Куна.

37. Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория.

38. Концепция личностного знания М. Полани.

39. Проблема роста научного знания у К. Поппера.

40. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

41. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

42. «Социология знания» (К. Манхейм, М. Малкей).

43. Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание.

44. Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание.

45. Понятие жизни и его место в становлении антинатуралистической  исследовательской программы. Жизнь, природа, культура.

46. Принцип историзма в социально-гуманитарном познании.

47. Принцип деятельности в социально-гуманитарном познании.

48. Концепция социальной рациональности М. Вебера.

49. Натуралистический подход в социально-гуманитарном познании.

50. Эволюция концепции науки в позитивизме.

51. Концепция научного знания в неокантианстве.

52. Феноменологическая программа исследования науки.

53. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании.

54. Структурализм: принципы и тенденция эволюции.

55. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.

56. Образ науки в постмодернизме.

57. Философско-методологические основания теории принятия решений.

58. Аргументация в системе получения и обоснования научного знания.



Темы рефератов:
Реферат должен касаться вопросов истории разработки темы диссертационного исследования. Название реферата должно начинаться словами "История развития представлений о ..." или "История исследования понятия..." или "Развитие представлений о ..." или "Эволюция концепции..." и так далее. Реферат должен рассматривать только историю развития проблематики диссертационного исследования, а не саму проблематику исследования.
Примерные темы рефератов (на примере факультета психологии):


  1. Развитие представлений о метакогнитивных качествах личности в отечественной психологии XX-XXI веков.

  2. История исследования понятия «историческая память» в психологии.

  3. История развития психологических представлений о стрессоустойчивости в психологии XX века.

  4. Эволюция понятия "эмпатия" в психологии.

  5. Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения.

Типы практических контрольных заданий (примеры):
Обсуждение фрагментов работы И. Лакатоса « Методология исследовательских программ».

Обсуждение фрагментов работы М. Полани « Личностное знание».

Обсуждение фрагментов работы К. Поппера « Логика и рост научного знания».
12. Ресурсное обеспечение:


  1. Обязательная литература

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: В 7 тт. Т. 5. М., 199б

Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического

познания // Избранные произведения. М., 1990.

Гадамер Г.Х. Истина и метод. М.,1988

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

феноменология // Гyccepль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Лакатос И. Методология исследовательских программ // И. Лакатос. М., 2003.

Полани М. Личностное знание. М. 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1999.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1999

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Предисловия к трем изданиям // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1996.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992.

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. № 5, 1995.

Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Альфред Шюц. Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.



  1. Обязательная учебная литература

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Под ред. В.В. Миронова. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006

Степин B.C. Философия науки. М. 2006

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. Под ред. А.А. Печенкина. М., 1994

Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

Философия и методология науки. Под. Ред. В.И.Купцова. М., 1996

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М, 1998

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003

Философия науки. Хрестоматия. (отв. сост. - Л.А. Микешина). М., 2005


  1. Дополнительная литература

Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация. Образы. М. 2006.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постклассической науки. М.. 1999.

Введение в историю и философию науки. Под. ред. С.С. Лебедева. М. 2005

Возможности и границы познания. Под ред. Г.Г. Кириленко. М., МГУ, 1995.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой., 2000.

Кезин А. В. Наука в зеркале философии. М. 1990.

Кириленко Г.Г. Познание: возможности и границы // Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М.,2004.

Кохановский В. П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону. 1999

Коршунов A.M. Познание. Социальное познание // Философия. Курс лекций. М., Теис, 2001

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М. 1991

Моисеев Н. Современный рационализм. М.. 1995.

Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М.. 1997.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988

Очерки по истории и философии науки. Под общ. ред. А.В. Соколова, Л.Е. Яковлевой. М., 2009

Русские философы о науке и рациональном познании. Хрестоматия. МГУ, 1996

Философия науки. Общий курс. Под ред. С.А. Лебедева. М., 2005

Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. М.2004

Бернал Д. Наука в истории общества. M., 1958.

Дильтей В. Жизнь // Вопросы философии, 1995, № 10

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Малкей М. Наука и социология знания. М. 1983.

Хрестоматия по зарубежной философии конца 19 – начала 20 вв. Под общ. Ред. А.В. Соколова. М., 1995




  • Перечень используемых информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая программное обеспечение, информационные справочные системы (при необходимости).

Основной способ представления материала дисциплины – лекционный. В рамках лекций важное место занимает визуальная демонстрация преподавателем актуального фактического материала (таблиц, рисунков, схем, графиков, диаграмм и пр.). Она осуществляется с помощью подготовленных преподавателем презентаций в формате Power Point, которые демонстрируются на экране с помощью компьютера и проекционного оборудования.




  • Описание материально-технической базы.

Аудитория, оснащенная проекционным оборудованием (проектор, экран или интерактивная доска, связанная с компьютером преподавателя) и компьютером (ноутбуком) с возможностью выхода в интернет.


13. Язык преподавания.

русский
14. Преподаватель (преподаватели):



Преподаватели кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова
Программа утверждена на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов 25 июня 2015 года.
Зав. кафедрой философии гуманитарных факультетов, профессор А.П. Алексеев
Каталог: netcat files -> userfiles -> Files
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»
userfiles -> Кодекс Азербайджанской Республики Утвержден Законом Азербайджанской Республики
userfiles -> Закон Республики Казахстан «О браке и семье»
Files -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница