Н. И. Пирогов, Вопросы жизни (1857)



Дата22.04.2016
Размер83.3 Kb.
Введение
К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.

Быть человеком", – отвечал я.

Разве вы не знаете, – сказал спрашивающий, – людей собственно нет на свете; это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Н. И. Пирогов, Вопросы жизни (1857).

Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер. Его основные этапы приходятся на обучение в школе (Концепция профессионального самоопределения, 1993):

1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;

5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности;

8-9 – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

10-11 – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.

Если на всех этапах профессионального самоопределения последовательно и успешно решаются жизненные задачи, соответствующие возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план.

Что же мешает этому? Рассмотрим основные трудности, возникающие у школьников в процессе профессионального самоопределения:




Типичные трудности

Решаемые задачи

Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора.

Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию.

Слабое знание требований рынка труда и конкретных профессий.


Развитие способности к анализу рынка труда и профессий.

Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).

Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.


Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний.

Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Низкая трудовая мотивация.


Развитие способности к самопознанию.

Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.

Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.


Социальная незрелость.

Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка.



Активизация социальной позиции.

Воспитание жизненных ценностей высшего порядка.



Несформированность навыков самостоятельной работы, принятия решения, планирования карьеры.

Выработка навыков принятия решения: выбора профессии и пути ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.

(по кн. Анисимова Н. П., Кузнецова И. В., Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ЯЦПО, 2000).

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке своих профессиональных планов и интересов на основе самопознания, возможно только при условии эффективного психолого-педагогического сопровождения, основанном на взаимодействии и взаимопонимании всех участников образовательного процесса.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения выбора профессии должны соответствовать следующим требованиям, предъявляемым к методическому инструментарию:


  1. воспитывающий и развивающий характер;

  2. простота и доступность в использовании;

  3. учет возрастных особенностей подростков.

Задачи профессионального самоопределения решаемы в рамках аксиологического подхода, который рассматривает человека как высшую цель и ценность общественного развития. Программы профессионального самоопределения, основанные на данном подходе, способствуют профессиональному и личностному развитию подростка. Они частично заполняют воспитательный вакуум, помогая молодым людям найти ответы на ключевые вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», «иметь или быть», «быть или казаться», «для чего люди работают», «что для меня главное в жизни».

Внеклассная работа является наименее разработанной формой профильной ориентации школьников при том, что никто так не знает своих учеников, никто так не заинтересован в решении их проблем, как хороший классный руководитель. По мнению Е. А. Климова, «учитель наиболее непосредственно и действенно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального самоопределения школьника» (Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Знание, сер. Педагогика и психология, 1983).

Для того, чтобы восполнить этот пробел, разработаны «Беседы о самоопределении» – система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленная на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

Чем раньше мы начинаем целенаправленную работу по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Система занятий выстроена таким образом, что в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением:



  • формирование реалистичной самооценки;

  • направленность личности;

  • развитие эмоциональной сферы;

  • диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности;

  • уточнение профессиональных интересов и склонностей;

  • знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.




5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс




I. Самооценка и уровень притязаний

Кто я?

Образ «Я» и самооценка



Какой Я? Самооценка и уровень притязаний

Успех и уровень притязаний

Формула успеха

Я – реальный, я – идеальный

II. Направленность личности

Что такое хорошо и что такое плохо

Мои недостатки и достоинства

Свобода и ответственность

Бизнес и мораль

Мотивы выбора профессии

III. Эмоционально-волевая сфера

Я чувствую, значит, существую

Укрощение эмоций

Поведение в конфликтах

Эмоциональный интеллект

Стиль общения

IV. Познавательные способности

Память и внимание

Тип мышления

Интеллектуальный потенциал

Интеллектуальная гибкость

Учимся сдавать экзамены

V. Профессиональные интересы и склонности

Интерес к профессии

Профессиональные склонности

Определение типа будущей профессии

Определение профессиональных интересов

Профессиональный тип личности

VI. Способности и профессиональная пригодность

Задатки и склонности

Мыслитель или художник?

Технические способности

Человеческий фактор

Профессия и здоровье

VII. Профессия и карьера

Что я знаю о профессиях

Формула профессии

Признаки профессии

«Идеальная» профессия

Современный рынок труда

VIII. Стратегия выбора профессии

Азы правильного выбора

Ошибки в выборе профессии

Планирование профессионального будущего

Слагаемые профессионального успеха

Пути получения профессии

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница