Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
С.В. Сидоренко
Ю.Е. Францева
И.М. Швец
Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания»
Учебно-методическое пособие
Нижний Новгород
2014
УДК 50(075.8)
ББК Бя73
С34
С34 С.В. Сидоренко, Ю.Е. Францева, И.М. Швец. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСВОЗНАНИЯ»: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет. – 2014. – 223 с.
Рецензент: проф. К.Д. Дятлова
Курс «Концепции современного естествознания», выстроенный на основе системного подхода, имеет своей целью обосновать целостность окружающего мира, показать в нем место и значение биологических объектов, жизни как таковой, а также определить значение знаний о жизни и биоэтике в общей системе знаний об окружающем мире.
В курсе «Концепции современного естествознания» в большей степени будут привлекаться индивидуальные работы с текстами, позволяющие уточнять значение того или иного знания во внешней картине мира.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Биология», биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии биологического факультета ННГУ
д.п.н., проф. И.М. Швец
УДК 50(075.8)
ББК Бя73
© Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2014
© С.В. Сидоренко, Ю.Е. Францева, И.М. Швец
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
6
|
1.
|
Программа курса «Концепции современного естествознания»
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Разработка семинарских занятий дисциплины
|
11
|
|
1.
|
Естествознание как единая наука о природе.
|
11
|
|
|
Семинарское занятие № 1. «Введение» в естественнонаучный мир.
|
11
|
|
|
Приложение № 1
|
14
|
|
|
Приложение № 2
|
18
|
|
|
Приложение № 3
|
19
|
|
|
Приложение № 4
|
21
|
|
|
Приложение № 5
|
33
|
|
|
Приложение № 6
|
37
|
|
|
Приложение № 7
|
43
|
|
2.
|
Представление о материи.
|
56
|
|
|
Семинарское занятие № 2. Структурная организация материи. Системная организация материи. Микромир и квантовая механика.
|
57
|
|
|
Приложение № 8
|
59
|
|
|
Семинарское занятие № 3. Макромир и Биоразнообразие.
|
66
|
|
|
Приложение № 9
|
68
|
|
|
Приложение № 10
|
72
|
|
|
Приложение № 11
|
73
|
|
|
Семинарское занятие № 4. Мегамир.
|
88
|
|
|
Приложение № 12
|
89
|
|
|
Приложение № 13
|
95
|
|
|
Приложение № 14
|
96
|
|
|
Приложение № 15
|
97
|
|
|
Приложение № 16
|
98
|
|
|
Семинарское занятие № 5. Концепция пространства.
|
99
|
|
|
Приложение № 17
|
100
|
|
3.
|
Представление о взаимодействии.
|
111
|
|
|
Семинарское занятие № 6. Взаимодействие тел в физике.
|
112
|
|
|
Приложение № 18
|
113
|
|
|
Приложение № 19
|
121
|
|
|
Семинарское занятие № 7. Взаимодействие в веществе.
|
122
|
|
|
Приложение № 20
|
123
|
|
|
Приложение № 21
|
135
|
|
|
Семинарское занятие № 8. Взаимодействие в биосистемах.
|
137
|
|
|
Приложение № 22
|
138
|
|
|
Приложение № 23
|
155
|
|
|
Семинарское занятие № 9. Концепция времени.
|
156
|
|
|
Приложение № 24
|
157
|
|
4
|
Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности
|
172
|
|
|
Семинарское занятие № 10. Общее понятие симметрии.
|
173
|
|
|
Приложение № 25
|
174
|
|
|
Приложение № 26
|
176
|
|
|
Семинарское занятие № 11. Симметрия пространства и времени. Симметрия взаимодействий. Законы сохранения и симметрия.
|
199
|
|
|
Приложение № 27
|
200
|
|
5
|
Закономерности окружающего мира
|
206
|
|
|
Семинарское занятие № 12. Понятие о гомеостазе.
|
207
|
|
|
Приложение № 28
|
208
|
|
|
Семинарское занятие № 13. Основы эволюционной концепции.
|
224
|
|
|
Приложение № 29
|
225
|
|
|
Семинарское занятие № 14. Концепции происхождения и эволюции человека.
|
229
|
|
|
Приложение № 30
|
230
|
|
|
Семинарское занятие № 15. Принцип универсального эволюционизма.
|
232
|
|
|
Приложение № 31
|
234
|
|
6
|
Современное естествознание и будущее науки
|
243
|
|
|
Семинарское занятие № 16. Особенности современного этапа развития науки.
|
244
|
|
|
Приложение № 32
|
245
|
|
|
Семинарское занятие № 17. Современная естественнонаучная картина мира и Человек.
|
249
|
5.
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
250
|
|
|
Основная литература
|
250
|
|
|
Дополнительная литература
|
250
|
|
|
Интернет-ресурсы
|
251
|
6.
|
Вопросы для контроля
|
251
|
7.
|
Критерии оценок
|
253
|
Введение
Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) официально предусмотрен для всех естественнонаучных и гуманитарных факультетов университетов и педагогических Вузов. Содержание и объем дисциплин для тех или иных направлений и специальностей определяется Федеральным Государственным образовательным стандартом и Учебным планом.
Данная программа разработана для студентов естественнонаучных специальностей (в частности – для биологов).
Основной целью изучения дисциплины «КСЕ» является формирование у студентов целостного, системного взгляда на окружающий мир.
Содержание курса выстраивается в соответствии с системным подходом познания, предполагающим познание частей на основании целого и целостности, а не наоборот. Выделение научного знания об окружающем мире происходит в виде системы взаимосвязанных элементов (Швец И.М., Яблоков В.А.): 1-ый элемент: поэлементное описание состава объекта и его структуры как целостной иерархической системы; 2-ой элемент: выявление взаимодействий элементов целостной системы, что предполагает изучение процессов; 3-ий элемент: раскрытие системных свойств объектов, определяющее их основные качественные характеристики; 4-ый элемент: выделение законов и закономерностей, которым подчиняются взаимодействия элементов объекта в иерархической системе; 5-ый элемент: реализация системных знаний в познании. Согласно системному подходу выделены следующие блоки и темы занятий по курсу «КСЕ», ориентированные на студентов естественнонаучных специальностей: I. Естествознание как единая наука о природе (Характеристика естественнонаучного познания.Важнейшие этапы развития естествознания); II.Представление о материи (Структурная и системная организация материи. Микромир. Макромир. Мегамир. Биоразнообразие. Концепция пространства); III.Представление о взаимодействии (Взаимодействие в физике. Взаимодействие на уровне атомов и молекул. Взаимодействие в биосистемах. Концепция времени); IV. Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности; V. Закономерности окружающего мира; VI. Современное естествознание и будущее науки.
Для реализации на практике данной программы необходимо таким образом построить учебный процесс, чтобы побудить студентов к творческому участию в нем. Осуществить это можно с помощью активных методов обучения, которые создают необходимые условия для развития умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Кроме этого в результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания.
В качестве способа организации активного обучения в преподавании курса «КСЕ» предлагается технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП – базовая модель обучения (включает 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия) в совокупности с многообразием приемов и методов). Основные методы и приемы в первой части курса (I, II и III блоки) основаны на работе студентов с текстом (систематизация материала); чтение с пометками; чтение с остановками; поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы; продвинутая лекция; стратегия Знаю – Хочу знать – Узнал; стратегии Зигзаг 1, Зигзаг 2). Научившись работать с текстом, студентам будет намного легче овладеть и другими навыками и умениями. При рассмотрении IV, V и VI блоков основное внимание необходимо уделить следующим умениям студентов: умение задавать вопросы, умение аргументировано отстаивать свое мнение, а также умение вести дискуссию. В ходе таких занятий студенты будут учиться не только ставить и задавать вопросы, но и отвечать на них, они научатся вырабатывать свое собственное мнение.
Таким образом, системно организованный интегрированный курс «Концепции современного естествознания» позволит не только освоить содержание, но и будет способствовать выработке системного способа познания уже на первых курсах университета. Это поможет студентам на старших курсах более полно усваивать естественнонаучное знание, системного по своей природе.
1.Программа курса «Концепции современного естествознания»
Поделитесь с Вашими друзьями: |