Н. И. Дереклеева



страница1/17
Дата22.02.2016
Размер1,56 Mb.
#10814
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Н. И. ДЕРЕКЛЕЕВА
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ 5-11 КЛАССЫ

«ВАКО» МОСКВА 2004

Семья — один из шедевров природы.

Д. Сантаяна
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но тем не менее, когда становится невмоготу и родители приходят к учителю, бывает уже очень поздно.

Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Оно должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? — это уродливое воспитание».

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Огромна роль классного руководителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Задача данного пособия — помочь классному руководителю стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.

Ребенок в семье
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей
Счастье мыслящего человека состоит не в том,

чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том,

чтобы вносить как можно больше света и теплоты

в существование всех окружающих людей.



Д. И. Писарев

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется ..



Януш Корчак
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Какая она, семья 21-го века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации — в этом и во многом другом хотелось бы разобраться.

Отзвучал вальс Мендельсона, и молодым людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: что такое семья для вас?

Каждый из супругов, отвечавших на вопрос, говорил самостоятельно, без помощи друг друга.

В опросе участвовали 32 семейные пары. 10 пар отметили, что семья для них — это любовь друг к другу;

12 пар отметили, что главным и значимым критерием существования их семьи станет взаимопонимание;

8 пар определили для себя, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу;

2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.

Молодым супругам было предложено ответить на вопрос: предполагают ли они иметь детей? Из 32 пар утвердительно ответили 28, оставшиеся молодые пары воздержались от ответа.

Семейным парам, которые не мыслят свою жизнь без ребенка, было предложено ответить на следующие вопросы: кого можно назвать «идеальной матерью», «идеальным отцом»?

Результаты опроса получились достаточно интересными.

Идеальная мама

Идеальная мама в представлении молодых людей, вступивших в брак, — это женщина, которая:

• в течение всей своей жизни остается нужной своим детям и мужу;

• всегда проявляет дружеское расположение и считает подарком в ее судьбе собственную семью;

• формирует традиции существования своей семьи;

• находит время для общения со своими подругами и приятельницами;

• материально не зависит от собственного мужа, стремится достичь хороших результатов профессионально, чтобы дети могли ею гордиться;

• много общается с собственными детьми, интересуется их жизнью и мнением об окружающем мире;

• искренне радуется успехам и огорчается неудачам своих детей и мужа;

• делит с мужем все беды и несчастья, ничего при этом от него не скрывая.



Идеальный отец

Идеальный отец, по мнению молодоженов, — это человек, который:

• максимально заботится о собственной семье;

• не находится «под каблуком у жены», имеет на все свое мнение;

• всегда знает обо всем происходящем в его семье не в последнюю очередь;

• много общается со своими детьми, учит их жить в мире людей;

• профессионально состоятелен;

• поддерживает авторитет матери в семье, воспитывает на собственном примере умение любить и быть любимым.

Молодые люди, отвечавшие на поставленные им вопросы, в своих.ответах обратили внимание нате проблемы, которые их более всего волнуют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких жизненных ситуаций, с которыми они уже сталкивались достаточно часто в родительских семьях.

На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша только что образовавшаяся семья была чем-то похожа на семью, в которой вы выросли?» — лишь 8 молодых пар утвердительно ответили: «да». Это говорит о том, что многие молодые люди вступают в брак с надеждой, что проблемы и трудности родительских отношений станут примером того, как не нужно строить семейный очаг.

Следующий вопрос: «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» — был адресован родителям учащихся разных классов.

Идеальный ребенок

Идеальный ребенок — это ребенок, который:

• слушается во всем своих родителей;

• выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;

• помогает старшим братьям и сестрам, взрослым, не обижает младших;

• умеет отвечать за свои поступки;

• самостоятелен и активен;

• имеет друзей и дорожит ими;

• в любой ситуации всегда говорит правду;

• дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;

• имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;

• знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;

• умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей личности идеального ребенка, с удовольствием подбирали качества, которые могут охарактеризовать такого ребенка, а затем отметили, что эта работа помогла задуматься над вопросом: а что от портрета идеального ребенка есть в моем собственном? Что еще не поздно сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с воспитанием собственного ребенка?

Помимо родителей, на поставленные вопросы отвечали и учащиеся. Вот ответы учащихся-девятиклассников. В опросе участвовали 220 ребят.

Идеальные родители

• понимают своих детей — так ответили 190 учащихся;

• любят своих детей — так ответили 210 учащихся;

• помогают решать проблемы — так ответили 180 учащихся;

• не кричат на своих детей — так ответили 219 учащихся;

• готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей — такой ответ дали 183 ученика;

• не читают нотации — такой пункт поставили на первое место 210 учеников;

• не пьют — такой пункт посчитали значимым в существовании семьи и поставили на первое место 118 учащихся.

Учащимся-восьмиклассникам было предложено следующее задание — ответить на вопрос: какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой? В опросе участвовали 68 восьмиклассников.

Вот как ответили ребята:

• не курить— 40 учащихся;

• не приходить поздно — 32 ученика;

• не звонить постоянно по телефону друзьям — 48 учащихся;

• не приводить друзей домой — 39 учащихся;

• не ночевать у друзей — 41 ученик;

• не болтаться праздно по дому - 50 учащихся;

• не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям — 54 ученика;

• не грубить взрослым — 26 учащихся.

Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании самого ребенка. Все это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания.

Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании, — это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали.

Родителям наших сегодняшних учеников и тем, кто только собирается стать родителем, необходимо знать, что, по мнению психологов, счастливые и несчастные семейные союзы имеют между собой десять основных различий.

В несчастливых семьях муж и жена:

1. Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.

2. Плохо понимают чувства другого человека.

3. Говорят слова, которые раздражают другого человека.

4. Часто ощущают на себе нелюбовь другого человека.

5. Не обращают внимания на того, кто рядом идет по жизни, иногда спохватываясь только тогда, когда человека рядом нет.

6. Чувствуют постоянную потребность в доверии, которого им не хватает.

7. Постоянно ощущают потребность в человеке, с которым можно поделиться самым сокровенным и выговориться.

8. Редко делают комплименты друг другу, почти не вспоминают значимые даты в жизни другого человека.

9. Не считаются с мнением другого человека, не дорожат им.

10. Мечтают о большей любви, даже пытаются ее искать.

Как сделать так, чтобы как можно большее число семей было счастливо, чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехами своего ребенка и гордилась им?



Для этого достаточно всем членам семьи выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи.

1. Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.

2. Не пытаться никого переделывать на свой лад, особенно если другой человек не осознает необходимость собственного самосовершенствования.

3. Не увлекаться критикой; маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.

4. Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности.

5. Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

6. Быть вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, нередко возникающие при общении.

Приведенные выше правила общения детей и взрослых, которые необходимо неукоснительно выполнять, как бы трудно это ни было, рано или поздно принесут свои плоды.

Общаясь с учащимися разных возрастов, можно сделать один вывод:

прежде чем предъявлять требования к своему ребенку, родители должны-предъявить требования к себе, чтобы стать истинным и непреложным примером для своих детей.
Учащиеся — выпускники школы, предложили свой вариант Кодекса истинного родителя:

• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

• Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

• Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

• Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

• Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.
Стили семейного воспитания
Посейте поступок — пожнете привычку,

посейте привычку — пожнете характер,

посейте характер — пожнете судьбу.

У, Теккерей
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

• тип темперамента родителей, их совместимость;

• традиции, на которых воспитывались сами родители;

• научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

• нравственные устои семьи.


Попустительский стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат деятельности — отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает происходить в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется в старшем школьном возрасте. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимание на реакцию взрослых. В характере этихде-тей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может развиться на последующих ступенях обучения.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку.

Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им иными глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.


Классный руководитель таких учащихся должен:

• сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;

. • обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;

• давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе.



Состязательный стиль семейного воспитания
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести — к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности ребенка.

Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети приучаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения.



Педагог должен помогать родителям таких учащихся видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.

Учащиеся такого типа могут уже начиная с первого класса учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству.

В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.

Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.



Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница