Н. Ф. Басов доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения)



страница1/24
Дата20.04.2016
Размер1.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Социальная работа с инвалидами


Под редакцией

доктора педагогических наук,

профессора Н.Ф.Басова

Авторы:

Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения);

С.В. Бойцова – кандидат педагогических наук (глава 2,4),

О.Н. Веричева - кандидат педагогических наук, О.Б.Скрябина - кандидат педагогических наук (глава 3)

С.В. Бойцова - кандидат педагогических наук, Е.Ю.Смирнова (глава 5)

О.Н.Веричева - кандидат педагогических наук, Е.Н.Бобкова - кандидат педагогических наук (глава 6)

Ж.А.Захарова – доктор педагогических наук, Ю.В.Румянцев - кандидат педагогических наук (глава 7)

И.Н.Грушецкая - кандидат педагогических наук, О.А.Павлова - кандидат педагогических наук, М.С.Петрова - кандидат педагогических наук, А.И.Тимонин - доктор педагогических наук (глава 8)

В.М.Басова - доктор педагогических наук, А.Н.Смолонская - кандидат педагогических наук, О.С.Щербинина - кандидат педагогических наук

(глава 9)

Е.Е.Смирнова - кандидат педагогических наук (глава 10)

О.М.Забелина - кандидат педагогических наук (глава 11)

Н.Б. Топка - кандидат педагогических наук (глава 12)

А.В.Воронцова - кандидат педагогических наук (глава 13)



Аннотация
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с инвалидами. В нем рассматриваются направления и формы социальной защиты, помощи и поддержки инвалидов, особенности социального обслуживания этой категории населения.

Включает в себя основные темы курса, в каждой из них имеются вопросы для самоконтроля и списки рекомендуемой литературы.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр), а также практических работников.

Оглавление




Введение……………………………………………………………………….

6




Глава 1. Становление и развитие социальной защиты

и поддержки инвалидов в России…………………………………………

11


1.1.

Призрение немощных и увечных в IХ – перв. пол. ХVIII вв……………

11

1.2.

Развитие социальной помощи и призрения инвалидов в

России во второй половине ХVIII – нач. ХХ вв……………………


18





Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России ХХ – нач. ХХI вв………………...

29





Глава 2. Социальная политика в отношении инвалидов




2.1.

Сущность социальной государственной политики в отношении инвалидов ……………………………………………………………………..

55


2.2.

Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов……………………………………………………………………...

65





Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами




3.1.

Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения ………...

79

3.2.

Технология социального консультирования инвалидов……………...

98

3.3.

Социальная реабилитация инвалидов ………………………………….

109

3.4.

Технологии социальной адаптации инвалидов …………………….....

129

3.5.

Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами

136




Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов




4.1.

Положение инвалидов на рынке труда……………………………

148

4.2.

Социальная поддержка безработных инвалидов……………………

158




Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов




5.1.

Пенсионное обеспечение инвалидов…………………………………

177

5.2.

Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов ……………………………………………………………………

184





Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов




6.1.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях…………..

194

6.2.

Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов

201




Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов




7.1.

Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов…….

208

7.2.

Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида….

220




Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами




8.1.

Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России…………………………………………………………

233


8.2.

Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования…………………………………………

242


8.3.

Организация досуга молодых инвалидов…………………………….

253




Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов




9.1.

Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки…….

267

9. 2.

Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов ……..

283

9.3.

Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями ……………………………………………………………….

304





Глава 10.Гендерный аспекты социальной работы с инвалидами




10.1.

Гендерные особенности инвалидности……………………………………...

318

10.2.

Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью ……………………………………………………………...

326





Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях




11. 1.

Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении……………………………………………..….

339


11.2.

Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве РФ…………………………

343


11.3.

Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях………………………………………………

348





Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов




12.1.

Понятие и виды общественных объединений инвалидов………………….

361

12.2.

Содержание деятельности общественных объединений инвалидов.

367




Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами




13.1.

Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами……...

380

13.2.

Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностей…………………………..

387





Приложения ………………………………………………………………..

398


Введение

Отношение к инвалидам всегда являлось показателем экономической и нравственной зрелости любого общества. Понятие «инвалид» в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный». В период петровских реформ инвалидами называли военнослужащих, которые по причине заболевания, ранения или увечья не могли нести воинскую службу. Лишь после Второй мировой войны происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В настоящее время наиболее полное определение инвалидности содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ: инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.

В свою очередь ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать сове поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы.

Известно, что все инвалиды подразделяются на несколько групп: по возрасту; по происхождению инвалидности; по характеру заболевания; по степени трудоспособности (инвалиды I, II и III группы).

В основе возникновения инвалидности лежит множество причин: наследственно-обусловленные формы; формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. В свою очередь приобретенные формы инвалидности подразделяются на инвалидность вследствие общего заболевания; инвалидность, приобретенная в процессе трудовой деятельности (увечье или профессиональное заболевание); инвалидность вследствие военной травмы; инвалидность связанная с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (радиационные воздействиями, землетрясения и иные катастрофы).

Все причины инвалидности делятся на медико-биологические, социально-психологические (семейные, педагогические, бытовые и др.); экономико-правовые.

На протяжении исторического развития, особенно в течение последних двухсот лет отношение к инвалидам менялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставшими инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы общественные организации, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним. В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в полноценную жизнь общества, признание их потенциальных возможностей.

В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ – Конвенция ООН о правах инвалидов. Она призывает страны к решению задач безбарьерной среды – системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта.

Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество. В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20 - ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.

Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет около 10% населения страны. Доминирующее положение в качестве инвалидизации занимают болезни системы кровообращения и онкологические заболевания. На их долю приходится 70% от всего количества граждан, которые получают инвалидность. На третьем месте болезни костно-мышечной системы.

За последние годы проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты и поддержки инвалидов. Большое внимание уделяется повышению уровня доходов инвалидов и улучшению качества жизни. Продолжается реализация программы «Социальная поддержка инвалидов»; предоставляются государственные субсидии общественным организациям инвалидов. За несколько последних лет в стране выросла в два раза пенсия по инвалидности, созданы и функционируют более 220 реабилитационных центров для инвалидов и более 300 центров для детей с ограниченными возможностями. Указом Президента РФ от 17 декабря 2008г. был создан и функционирует Совет по делам инвалидов при главе государства.

Однако существует еще много серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов. Среди них выделяют неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов; их занятости и трудоустройства; несовершенство организационно-финансовых механизмов представления инвалидам технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения и многое другое.

Однако в целом, в настоящее время в России взят курс на переход от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми, обеспечение им прав на работу, на полноценное медицинское обслуживание, образование, участие в общественной жизни, воспитание уважительного отношения к инвалидам.

Естественно, что подготовка будущих социальных работников, особенно в условиях перехода на систему многоуровневого образования невозможна без полноценной серьезной перестройки содержания учебного процесса в вузах. Именно на это рассчитан новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр). Кроме всего он предусматривает профильную подготовку бакалавров. Один из них – социальная работа с различными группами населения, включая инвалидов. Поэтому очень важно, чтобы студенты были знакомы с историей становления и развития социальной защиты и поддержки инвалидов в России (глава I), современной социальной политикой в отношении их (глава II), особенностями технологий работы с инвалидами (глава 3), социально-бытовым обслуживанием этой группы населения (глава 5), спецификой работы с семьями инвалидов, их занятостью и трудоустройством (глава 4,7). В учебном пособии специально рассмотрено содержание помощи и поддержки молодых инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями (главы 8,9).

Большое внимание в книге уделено рассмотрению гендерных особенностей в работе с инвалидами (глава 10), специфики деятельности общественных объединений лиц с ограниченными возможностями (глава 12). Глава 13 раскрывает содержание этических требований к социальной работе с лицами, имеющими особые потребности.

Настоящее учебное пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ, будет способствовать успешному прохождению учебных и производственных практик будущих бакалавров социальной работы. Существенную помощь пособие окажет работникам социальной и социально-педагогической сферы в практической деятельности и повышении квалификации.

Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки будущих социальных работников к деятельности с инвалидами.



Глава 1. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России

1. 1. Призрение немощных и увечных в IХ- пер.пол.ХVIII вв.

Уже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы помощи, защиты и поддержки. Среди них особое место занимала круговая порука – «вервь». Она являлась системой взаимоподдержки общинников, предусматривающей заботу о слабых, менее защищенных, включая немощных стариков, увечных и т.д. К наиболее распространенным проявлением общинно-родовой помощи можно отнести кроме всего и кормление за счет общины убогих и больных сородичей.

Начиная с Х в. разрушение родоплеменных отношений требовало новых форм поддержки и защиты: складываются княжеские виды благотворительности и монастырско-церковное призрение.

Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему: «Возлюби ближнего своего как самого себя» - именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призрение» и «милование». И хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после Крещения Руси (988 г.).

Существенно и то, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи – подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню как форму благотворения.

Монастыри в рассматриваемый период становились основными рычагами призрения увечных, слепых, престарелых. К началу ХIIв. в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей. В начале

ХIII их было почти 70, а к концу ХIII в. – более 100. Монастыри содержали богадельные избы, больницы, скудельницы. Экономической основой такой деятельности являлась церковная десятина – десятая часть поступлений» с княжеских доходов, или десятая часть всякого суда, и с торгу десятая доля по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля» (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 30).

В церковном уставе, принятом в 996 г. определялось, что забота о немощных, больных, искалеченных и других нуждающихся вменялась в обязанность духовенству. Кроме «десятины» на нужды монастырей и церквей передавались пожертвования от частных лиц. Причем передавались не только денежные средства, но и земельные владения, дома и другое имущество.

Наиболее распространенными формами такой помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, устройство богаделен для искалеченных, открытие лечебниц для больных и нищих. Одной из первых богаделен считают особый дом, созданный в эпоху Киевской Руси монахом Киево-Печерского монастыря святым Феодосием. «… Створи двор близ монастыря своего и церковь возгради в нем святого первомученика Стефана; ту же повеле пребывати нищим и слепым, и хромым, и больным, и от монастыря подаше им же на потребу, и от всего сущего монастрырского десятую часть даяте им». (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 34). В монастырских лечебницах и госпиталях призревались калеки и немощные люди. Первые такие больницы на Руси были учреждены Переяславским епископом, который впоследствии стал Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г.

Церковная практика помощи нуждающимся развивалась и через приходы. Здесь получали помощь калеки, увечные, нищие. Уже со времен Древнего государства, «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми».

Помощью нуждающимся тогда занимались не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от Крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины ХIIв. – образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй период - со второй половины ХII в. по ХIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление убогих и нищих, раздача одежды, учреждение монастырских больниц, выкуп пленных, раздача милостыни и др. Уже в те же времена многие из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Святому Владимиру (980-1015 гг.) приписывают учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей, а также богаделен и странноприимных домов. Как известно, князь Владимир I позволял убогим и нищим приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. В «Повести временных лет» записано, что «повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» и раздавал им все необходимое». (Повесть временных лет. Кн. 2. – М., 1986. – С.534.).

Нищелюбством прославился Владимир Мономах (1113-1125). В его Поучении он призывал своих детей «прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра… Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 33).

В Лаврентьевской летописи ХIV века о милосердии князя Владимира Мономаха записано: «… милослив же был паче меры, поминая слова Господне, глаголющее: «блаженны милостливые, яко ти помилованы будут», и блажен (князь) думавший о нищих и убогих, …и не щадяще имения своего, раздавая требующим». (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 34).

Примеру Владимира Мономаха следовали князь Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княжна Василиса, Александр Ярославич Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню.

Александр Невский обращаясь к боярам говорил: « Будьте недремлющими стражами законов… Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы, он услышит их вздыхания: с меня и с вас взыщет он душевную скобрь…» (Антология социальной работы .- Т. 3. – М., 1995. – С. 13.).

По мнению одного из крупнейших дореволюционных исследователей истории призрения в России Е.Максимова «никогда впоследствии, в течение остальной нашей истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век, по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам для него, должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте». (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 38).

Особое значение для понимания эволюционного процесса призрения немощных и увечных в России имеет характеристика первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся.

В царствование великого князя Московского Ивана III (1498-1499 гг.) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам».

Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV Грозном (1547-1584). Еще в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича.

Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления династии Романовых. Первый царь из рода - Михаил Федорович (правил в 1613-1645 гг.) – учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (правил в 1645-1678 гг.) был создан специальный Приказ строения богаделен ( 1670 г.).

Одной из форм социальной поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде – предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярским детям других городов «жаловались» земельные поместья за тяжкие ранения 50 десятин и за легкие 25 десятин. Нижним чинам: городовым стрельцам и драгунам, солдатам и казакам выделялись земли размером 25 десятин.

Государственный подход к вопросам призрения, включая увечных и убогих был заметен и вовремя совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит факт принятия Указа от 30 ноября 1691 г., который был подтвержден новым указом через три года ( 14 марта 1694 г.).

Новый импульс процесса формирования государственного призрения был дан специальным указом царя Федора Алексеевича от 1682 г. В соответствии с указом предполагалось увечных и немощных из числа нищих помещать в особые госпиталя-богадельни. В Москве были построены два таких заведения: в Китай-городе и за Никитскими воротами.

Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I (1689-1725 гг.). В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал «в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны» (Полное собрание законов Российской Империи (далее ПСЗ). Собр.1. Т.4. – СПб., 1830. - № 1856. – С. 168).

Другим Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось « по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым…» (ПСЗ Собр. 1. Т.4. № 2447. С. 791.). В 1723 г. это требование было подтверждено очередным Указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни». (ПСЗ Собр. 1. Т.7. № 4335. С. 159).

Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. Еще в 1715 г. было велено отправлять в монастырские богадельни отставших и увечных солдат, не имевших средств на жизнь.

22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». Решено после рассмотрения их дела выдавать жалование на пропитание «по их смерти». Это же требование подтверждалось в Указе Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Указом от 31 января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут… расписать по монастырям». (ПСЗ Собр. 1. Т.5. № 3409. С. 726).

Кроме всего, сведения о ранениях заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т.д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристроить» так, чтобы они имели источник существования. С этой же целью офицеров, получивших ранения или отставку по старости направляли во внутренние гарнизоны или на гражданскую службу. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателями за исправностью дорог и мостов и т.д.

Примечательно, что в 1720 г. Морской устав был дополнен специальным пунктом о призрении военнослужащих: «Ежели кто изувечен будет в бою или иным случаем во время службы своей, что он к корабельной службе негоден будет, того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен будет, что никуда не годен будет, то такого в госпитале кормить до его смерти, а ежели в госпитале быть не хочет, то награжден будет годовым жалованием и дать паспорт. То же разумеется о старых.» ( Мельников В.П. , Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 160).

С целью улучшения финансирования лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат своим указом от 5 июля 1714 г. вдвое увеличил венечный сбор в церквях. Следует отметить, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области.

Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (правила 1741-1761 гг.) много внимания уделяла помощи немощным. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих (Указ от 13 января 1760 г.).

В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в поучениях апостолов и трудах отцов церкви, но и в государственных документах, в которых появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения немощных, увечных, инвалидов.


Каталог: library -> inclusive -> new
library -> Музейная педагогика
library -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
library -> Монолог… или диалог? (Закономерности развития и формирование побуждений детей в семье)
library -> Библиографический обзор Махачкала, 2013 Человек – творец, созидатель культуры
library -> Стандарты и управление проектами
inclusive -> Глоссарий для преподавателей угуэс по инклюзивному образованию
inclusive -> Инклюзивное образование в вузе (часть1)
new -> Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов
inclusive -> Программа курсов дистанционного обучения повышения квалификации социальных педагогов по теме: Актуальные проблемы социального воспитания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница