Институт IV. Учиться читать и учиться, читая
Ведущие: Н.А. Борисенко, С.В. Ушакова
Секцию открыла Н.А. Борисенко (Москва), представившая в своем докладе психолого-дидактическую типологию текстовых заданий в учебниках русского языка. В качестве критериев данной классификации выступают не лингвистические характеристики текста, а психические процессы и феномены, на формирование которых направлен текст (мышление, воссоздающее воображение, понимание и др.).
Продолжая тему учебников, студентка МГПУ Н.О. Хидирова (Москва), рассматривая учебник как поликодовый текст, отметила, что чтение такого текста отличается от чтения традиционного языкового. Были представлены экспериментальные данные об особенностях чтения поликодовых текстов дошкольниками разных уровней развития. Присутствующие отметили серьезность и глубину сообщения молодого исследователя.
Е.Н. Овчинникова (Москва) рассказала о реализации в России европейского проекта «BaCuLit», цель которого – разработать долговременную (до 2020 г.) систему подготовки учителя на основе трех межпредметных принципов: метакогнитивности, интерактивности и включенности.
Ряд докладов был посвящен проблемам обучения чтению на иностранном языке. Н.Н. Сметанникова (Москва) проанализировала особенности программы и методики обучения чтению на английском языке в зависимости от возрастных и гендерных особенностей старшеклассников и студентов. Развив тезис «Что мы читаем не менее важно, чем то, каким образом учимся читать», она дала обзор современных англоязычных произведений, рекомендуемых для фронтального и индивидуального чтения. Большой интерес у слушателей вызвали особенности чтения мальчиков-юношей и методики читательских лифтов и параллельного чтения, малознакомые педагогам.
С.В. Ушакова продемонстрировала ряд эффективных стратегий обучения старшеклассников написанию рассказа на английском языке, сочетающих два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий, и апробацию предложенного подхода в Лингвистической гимназии № 1531.
Практические вопросы продвижения чтения в образовательных учреждениях были затронуты С.В. Сурдуковской (Пермь) – сообщение «Фестиваль как читателенаправляющая практика в гимназии» (совместно с И.В. Груздевой), Н.В. Струговой (Сургут) – «Формирование читательской компетентности посредством реализации проекта «Успешное чтение» и Е.В. Сулимовой, рассказавшей об опыте работы МБОУ СОШ № 108 г. Трехгорного Челябинской области.
В ходе обсуждения докладов и выступлений работа секции была признана плодотворной, а прослушанные доклады глубокими, информативными и востребованными практикой.
Поделитесь с Вашими друзьями: |