«Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.»



Скачать 125.98 Kb.
Дата22.04.2016
Размер125.98 Kb.
ТипУрок
Тема урока: «Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.»

Задачи урока:

Предметные:

- познакомить со звуком щ’; буквами Щ, щ.

-формировать умение выделять изученный звук, характеризовать его, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; соотносить изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

-определять учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.



Познавательные:

- овладевать навыками рефлексии способов и условий действия

- учиться контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

-слушать собеседника и вести диалог,

-обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные:

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.



Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук щ’ обозначается буквами Щ,щ, научиться читать слова с изученными буквами.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, карточки с домиками, карточки для групповой работы, карточки для дифференцированной работы, буквы.


Этапы урока


Цель этапа урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



ФУУД

(формирование универсальных учебных действий)



Самоопределение к деятельности.

Психологический настрой.

Артикуляционная гимнастика

Постановка учебной цели.

.

Физкультминутка



Восприятие нового материала

Формирование умений и навыков, творческой деятельности

Физминутка.

Закрепление знаний, умений и навыков. Отработка чтения.

Итог урока

Рефлексия


Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы

Цель- отработка

артикуляционных мышц



Цель — учить формулировать тему и цели урока

Цель – Знакомство с новым звуком [ Щ ], буквами Щ.щ

Цель – научить читать слова и предложения с изученными буквами

Цель- научить выразительно читать и анализировать тексты

Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

- Ребята! У нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть на вас, какие вы стали большие, как вы учитесь. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.

Здравствуйте- ты скажешь человеку. Здравствуй – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет!

- Теперь садимся на свои места и начинаем урок. Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У нас сегодня необычный урок, мы отправимся в гости. А вот куда, вы узнаете, разгадав ребус.



Ребус(работа в парах).

У вас на столах лежат две карточки.

Зачеркните одинаковые буквы, а из остальных составьте слова.

(ЛБЕБСБНБАЯ МШМКМОЛМА)

- Вы узнали, куда мы отправляемся? В Лесную школу.(слайд 1)

- А кто учится в лесной школе? Они попросили, чтобы мы им помогли на уроке,т.к. они многого ещё не знают. Поможем им?

2.Начнём с повторения.

На какие две группы делятся все звуки?

- А какие это гласные звуки?

-На - -А какие согласные?

-Посмотрите на доску. В этих домиках живут звуки.

– Но почему домики разного цвета?

Давайте попробуем это объяснить нашим лесным жителям.

-Так в какие же домики мы поместим наши буквы?

А.У,О.Ж.Ч,Ш,Ц,Й

– Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках?



1.Упражнение “Вкусное варенье”

Языком слижем варенье с верхней губы и с нижней.

ОХ, И ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ!

ЖАЛЬ, ОСТАЛОСЬ НА ГУБЕ.

ЯЗЫЧОК ПРИПОДНИМУ

И ОСТАТОК ОБЛИЖУ.



2“Щётка»
Губы сомкнуты, перемещаем язык как зубную щётку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения по нижнему ряду.
3. Упражнения на дыхание.

Теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:

Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),

3.Фонетическая зарядка.

А теперь поиграем в эхо.

Я читаю строчку, а вы за мной повторяете, так как вы моё эхо.

Ща – ща – ща – мы несём домой леща.

Ащ – ащ ащ – мы надели плащ.

Щу – щу – щу – я его не отпущу.

Ще- ще –ще - мечтает котик о леще.

(Слайд2)

- А какую ещё рыбу можно нести с речки, в названии которой есть звук Щ?(слайд3)

Постановка темы и цели урока.

- Ребята, а вы заметили, какой звук чаще всего встречался в этой чистоговорке?

- А как вы думаете , какая же тема нашего урока? (слайд4)

(Звук [щ] и буква , которая его обозначает)

- Чему же мы будем учиться на уроке? (будем учиться читать слоги и слова с буквой щ, давать хар-ку звука)

кот


4. Ф

Смотрим прямо,

Дышим ровно, глубоко

Смотрим влево, смотрим вправо

Спинка ровная у нас,

А осанка-высший класс.



5.Работа по учебнику.

- Что нарисовано?

Давайте посмотрим на схему и определим, на какой звук нам нужно обратить внимание.

- А теперь мы должны определить Что?( какой это звук : гласный или согласный). Т.е. дать хар-ку звука. Для этого мы поработаем в группах.

-Будем работать по алгоритму.

I гр. – определить гласный или согласный это звук.

(Произнесите звук.

Встречает он преграду или нет.

Сделайте вывод.)

II гр. – определите звонкий или глухой.

IIIгр. – твёрдый или мягкий.

Ответы детей.

- Дайте полную хар-ку звука.

- В какой домик мы поместим звук [щ]?



IV. Знакомство с буквой.

Знакомство с новыми буквами Щ, щ

- На экране картинка

-Что изображено на картинке?

- Почему изображена щётка?

Какой буквой наш звук обозначается на письме?

-Сравните заглавную и строчную буквы Щ щ. Что можете сказать?

-Кто знает стихотворение о букве Щ?

-Кто покажет эту букву в алфавите?

-Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

-На что похожа буква ?

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну и что же!

-Давайте сконструируем букву Щ из палочек. Кто быстрее?

Работа по учебнику

1)Чтение слогов с буквой Щ. (Слайд)

- Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

-Как читается буква щ с разными гласными?

-Какие гласные не образуют слоги?

Чтение правила.(Слайд)

-Как называется очень темный густой, непроходимый лес?

-Напечатайте это слово в тетрадь.

-О чем нужно помнить при написании слова?

-Что мы можем сказать о слоге ЩА?

-Какое еще правило изучили о правописании Ч с гласными?


2). Чтение слов с буквой Щ.

- Читаем «по цепочке» слова на странице 63 учебника.

- Что общего у всех слов?

- Найдите и прочитайте слова, обозначающие названия животных.

.Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»

-Что вы знаете о щуках?


Щука-хищная рыба с удлиненным (иногда до1,5м) телом,большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. И зубы у щуки страшные, острейшие-вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе. Щука – хищная рыба. Ее называют еще и санитаром рек и озер. Чем больше щук в водоеме, тем чище он.
Раз, два, три, четыре, пять,

Все мы встали поиграть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей.

Ветер дует сильный, сильный

И качается сосна.

Нам зарядка помогает

Быть здоровыми всегда.

3. Работа с текстом

Самостоятельная работа .Прочитайте текст на странице 63

- Повторное выразительное чтение вслух (2-3 учащихся)

б)Анализ текста:

- О ком прочитали стихотворение?

-Щука какая рыба?



Дифференцированная работа.

Слова рассыпались

УЩКА (щука) КОЩЕН (щенок) ЁТКАЩ (щётка)



Из букв данного слова соберите новые слова:

ЩУПАЛЬЦЫ (пальцы, щуп, пыль, пыльца, лупа, лапы, упал)



Замени первую букву, чтобы получилось новое слово:

пенки - … (щенки) мука - … (щука)

репка - … (щепка) мель - … (щель)

река - … (щека) тётка - … (щётка)

кит - … (щит)

2). Чтение и проговаривание скороговорки, стр. 62

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу

.- Прочитайте скороговорку шепотом.

- А теперь не очень громко (громче, громко)

- Читаем скороговорку медленно (чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро)


Ну вот, наш урок подошел к концу.

- Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?

- С каким звуком мы познакомились на уроке?

- Какой буквой обозначается этот звук? Алгоритм



-Понравился вам урок?

- Продолжите одно из предложений:

Мне понравилось…

Я узнал…

Я научился…

У меня не получилось…

-Отметьте, как вы занимались на уроке, оцените себя..

Красный кружок – всё отлично,

жёлтый– чуть-чуть не получилось, синий – пока не получилось.

- А

(

Вы



.

А
У в




Проверяет готовность уч-ся к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Показывает упражнение.

Задаёт вопросы.

Задаёт вопросы.

Просит сконструировать букву.

Контролирует выполнение.


Контролирует выполнение.


Организует самостоятельную работу.

Создаёт эмоциональный настрой на прослушивание стихотворения.

Контролирует выполнение работы.

Организует беседу, связывая

результаты урока с его целями.



Проверяют готовность к уроку.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют действия

по заданному плану

Выполняют действия


Выполняют действия

по заданному плану

Отвечают на вопросы:


Озвучивают цель и задачи урока.

Произносят слово, выделяют слоги, звуки

Дают характеристику звукам

Называют слова с новым звуком.

Читают стихотворения

Конструируют букву.

Читают слоги.

Читают правило

Читают слова, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют за учителем.

Самостоятельное чтение

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы.

.
.


Регулятивные Обеспечение

учащимся организации их учебной

деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Коммуникативные

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.



Познавательные

Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)

Актуализация опорных знаний

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

Умение объяснять свои действия

Вступать в диалог



Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук.

Выделение существенных признаков,
Личностные: осознание алгоритма своего действия

Коммуникативные:

Умение объяснять свои действия



Познавательные

Смысловое чтение

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем


Коммуникативные:

Умение объяснять свои действия


Сотрудничество с учителем и детьми,

Познавательные

Смысловое чтение

Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем



Коммуникативные:

Умение объяснять свои действия


Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения


Личностные

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница