«Музыка в повседневной жизни детского сада»



Скачать 223.72 Kb.
Дата05.06.2016
Размер223.72 Kb.
МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

Педсовет на тему:

« Музыка в повседневной жизни детского сада»

Подготовила и провела

старший воспитатель

Воронцова Елена

Ивановна.

Р.п. Вахтан.

2013 год.


Цель: Определение роли и места музыки в повседневной жизни детского сада.
Задачи:

-Проанализировать формы работы, по включению музыки в повседневную жизнь детского сада.


- Способствовать расширению работы по организации совместной музыкальной деятельности педагогов и детей.
- Помочь педагогам осознать важность использования в работе с детьми фоновой музыки.


План проведения педсовета:
1.Вступление. Актуальность темы.
2.Аналитическая часть. Результаты тематической проверки «Создание условий для реализации образовательной области « Музыка»» (справка)
3 Практическая часть.
Обмен опытом : знакомство с опытом д/с общеразвивающего вида №5 «Колокольчик» г. Котельнич Кировской области по использованию в работе фоновой музыки.
4. Заключительная часть.

Проект решения педсовета.




1 Вступление:
« Влияние музыки на детей благотворно, чем раньше они начнут его испытывать, тем лучше для них» В. Г. Белинский.
Музыка- это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека особенно в дошкольном возрасте.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающий за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
        Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

        Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

        Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Актуальность темы использования музыки в повседневной жизни детского сада бесспорна.

Но проблема заключается в том , что данный вопрос недостаточно разработан в методической литературе. Но с другой стороны это дает возможности для творческого поиска путей решения этой проблемы.
2. Аналитическая часть.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

Работая над годовой задачей: «Приобщать детей к миру музыкального искусства посредством систематизации различных форм работы музыкально- эстетического направления», педагоги повысили уровень теоретических знаний.

Были проведены консультации : «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребенка» -(ст. воспитатель Воронцова Е.И), «Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей» -(музыкальный руководитель Русова Н.А.), «Формирование навыков ЗОЖ посредством музыкальных игр»- ( воспитатель Коржавина Л.М.).

Педагоги были обеспечены разработками музыкальных игр для всех возрастов, что облегчило планирование работы по совместной деятельности педагога с детьми и руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей.

В ДОУ проводилась тематическая проверка:«Создание условий для реализации образовательной области « Музыка»», в процессе которой использовались такие формы и методы, как:


  1. Посещение открытых занятий;

  2. Анализ диагностических карт : образовательная область « Музыка»

  3. Анализ развивающей среды

  4. Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.

  5. Анкетирование педагогов, родителей.

  6. Опрос детей подготовительной группы.

В ходе проверки установлено следующее:

Анализ диагностических карт 

Посещение открытых мероприятий.

Интеграция в системе НОД объединяет эти средства актуальна, так как:



  1. интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

  2. помогают грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

  3. развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

  4. воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественнотворческих и музыкальных способностей ребенка.

  5. Помогают сохранения физического и психического здоровья.

Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Была проведена интегрированная НОД с использованием музыки. Анализ НОД проводился по следующим критериям:

1.Выбор темы, уместность использования музыки.
2.Формы организации детей(коллективно всей группой, с подгруппами)
3. Приемы руководства с учетом возраста детей, их доступность, конкретность.
4. Речь педагога, ее эмоциональность.

7. Заинтересованность детей.

9. Эмоциональная реакция детей на музыку.

Рекомендации:
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:


  1. систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.

  2. увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.

  3. вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.

  4. подбор технического оснащения.

  5. систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми  и в работе с родителями по данной теме.

Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе.

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.


Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду; которая достаточно хорошо разработана в нашем учреждении.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, можно представить предметно-развивающую среду как музыкально-образовательную, которая состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой, независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки ( магнитофон, радиоприёмник и т. д. ), относится к предметному компоненту. В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса.

Таким образом, творческая среда характеризуется прежде всего творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.
При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.


  1. Качество содержания.Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности.

    Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности ( восприятие, воспроизведение, творчество ), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности ( восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность—пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств ( магнитофон ) и набора кассет к ним и других технических средств ( телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т. д. )

    Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

    В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

    Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определённой возрастной группы.

    Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.



  1. Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.



  1. Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:



  • Психологическая ( учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве—ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая ). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;

  • Эстетическая ( учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны ). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;

  • Педагогическая ( среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п. ) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.

Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.


Анализ календарных планов за март позволил сделать следующие выводы:

Под гр: Были поставлены задачи:Приобщать к музыкальной культуре ,воспитывать художественно-эстетический вкус .Обогащать музыкальные впечатления ,вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера .Совершенствовать певческий голос .развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой.

2 нед: -


3 нед:Совершенствовать певческий голос .Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен .Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений .

4 нед:Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений ,умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки . ( в календарном плане не отмечено форм работы направленных на решение этих задач)



Ср. гр:

Развивать интерес к музыке и желание её слушать.(Муз дид игра « чудесный мешичек»- инструменты на ощупь)

Формировать навыки культуры слушанья музыки, не отвлекаться, слушать произведение до конца. (Показ сказки « Теремок»)

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на самодельных музыкальных инструментах ( муз дид игра « Угадай на чем играю» 2 раза.) Совершенствовать танцевальные движения.( Музыкально- хороводная ига « Как на тоненький ледок»)

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения. (хоровод « Ходит Ваня»)

2 мл.гр: Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте октавы- септимы, замечать изменения звучания мелодии- громко- тихо..

Учить выразительному пению.(Попеть с детьми песенки о маме)

Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо) реагировать на начало звучания музыки и её окончание. (упражнять (имя…) в танцевальных движениях « Пружинка» « Ножка на пяточку»

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать грустную и веселую музыку.

Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог « баю- баю», и веселых мелодий на слог « ля». (хороводные игры, с-р игра « детский сад»)

Способствовать развитию навыков выразительной эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. ( П/ игра « Мышки»)

Формировать умение подыгрывать на детских музыкальных ударных инструментах.



1 мл. гр: Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку. (Игры со свистульками, деревянными ложками, дудочками, погремушками

Д/И-музо-знакомимся с народным инструментом-свистулькой

пение песни «Вот как мы умеем»

пение песни «Птичка»

Д/И- музо- «Что звучит?»

драматизация песни «Два веселых гуся»

прослушивание муз.пр. Гринвича, «Утро»

Хоровод-«огород»)



Рекомендации: Планировать формы работы по музыкальной деятельности регулярно в соответствии с циклограммой работы воспитателя.

Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению.

Чаще использовать слушанье музыки, творческие задания.

При планирования использовать картотеку музыкально- дидактических игр, подготовленную музыкальным руководителем.

Учитывать тему недели.

В рамках тематической проверки было проведено анкетирование педагогов и родителей по данной теме

По результатам анкетирования педагогов качество взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей высокое: воспитатели постоянно вступают во взаимодействие с музыкальным руководителем, чаще это происходит по инициативе музыкального руководителя. Чаще обсуждается форма совместной деятельности на занятиях, праздниках, развлечениях, содержание учебно- методического материала не обсуждается. Исходя из анализа анкеты видим , что есть необходимость в единых планах взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Все воспитатели отметили что результатом взаимодействия является удовлетворение интересов всех сторон, достижение поставленных целей и задач. Проблем при взаимодействии не возникает.

По анкетированию « Музыкальные потребности детей».

Музыкальные потребности проявляются в самостоятельной музыкальной деятельности, в одной анкете- в игре. Наши дети предпочитают слушанье, пение, музыкально ритмические движения. ( муз- дид игры и игру на музыкальных инструментах не отметили, эти виды не планируются нами, поэтому дети их тоже не предпочитают).

Творческие способности дети чаще проявляют в пении. Есть любимые песни, которые дети поют самостоятельно..

Дети высказываются о характере музыки, проводят аналогии между жизненными и музыкальными явлениями.



Был проведен опрос детей подготовительной группы.

Все дети любят музыкальные занятия. Интересно отвечали на вопрос , для чего нужна музыка в жизни: чтоб петь ,слушать, танцевать, чтоб было весело, музыка дает красоту, чтоб голоса работали…

Музыку любят слушать разную: народную, колыбельные, классическую, « Спокойной ночи»…

Все дети слушают музыку дома и в детском саду (отметили, что дома по компьютеру)

Половина из опрошенных детей сказали, что пробовали сочинять музыку.

Почти все дети сказали, что поют дома.( 2 ребенка ответили отрицательно).

Дети любят рисовать музыку (1 отрицательный ответ)

Все хотят научиться играть на музыкальных инструментах (барабан, гитара, фортепьяно)

На праздниках любят выступать все.

Дети любят больше исполнять музыкальные произведения (слушать-2, сочинять-0)

Все могут придумать движения под музыку.

На музыкальных занятиях отдают предпочтение пению( 4 ответа- танцевать)



3 Практическая часть.
Обмен опытом : знакомство с опытом д/с общеразвивающего вида №5 «Колокольчик» г. Котельнич Кировской области по использованию в работе фоновой музыки.

Обоснование значимости инновационного проекта

«Мир фоновой музыки».

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

В результате наблюдений отметили, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Это вызвано рядом причин не только объективного (недостаточная оснащенность звукопроигрывающим оборудованием), но и субъективного характера (трудоемкость процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений). Поэтому считаем использование нашей инновации особенно актуальной. Увлеченность идеей, осознание важности ее воплощения в жизнь детского сада стимулировали нас к поиску оригинальных педагогических идей.

Для осуществления данной идеи использовали метод проекта, так как он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.

Гипотеза: включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада, что позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Новизна идеи заключается в том, что образовательный процесс детского сада, направленный на развитие музыкальной культуры дошкольника, выходит за рамки отдельно взятого учреждения, привлекает к совместному сотрудничеству родительскую общественность.

Особенности проекта: музыка является системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.

2. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.

3. Повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности.

4. Создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня.

5. Пополнить материальную базу дошкольного учреждения музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.



Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

  1. Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности.

  2. Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса.

  3. Творческое применение фоновой музыки в разных видах детской деятельности.

Для воспитанников:

  1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

  2. Появление интереса к музыкальной культуре.

  3. Активизация эмоциональной отзывчивости детей в самостоятельной деятельности.

  4. Проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

  1. Повышение музыкальной культуры.

  2. Мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

  3. Рост статуса семейного воспитания.



Реализация проекта.

Разработаны 3 этапа реализации проекта:



  1. этап: Подготовительный;

  2. этап: Практический /реализация намеченных планов/;

  3. этап: Заключительный /подведение итогов и внесение поправок в случае нерешенных проблем/.

На подготовительном этапе определили участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.

Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер.

С помощью метода наблюдений, анкетирования, беседы выяснили, что педагогический коллектив готов к принятию нашей гипотезы и нуждается в теоретической и практической подготовке. Поэтому запланировали консультации на темы «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара» и т.д. Провели семинар-практикум «Фоновая музыка, как метод накопления музыкальных впечатлений». Надо признать, что проект вызвал большой интерес педагогов.

В результате анализа состояния развивающей среды педагоги предложили оформить групповые помещения в разные цветовые гаммы, приобрести наглядные пособия и магнитофоны, подобрать фонотеку для разных возрастных групп. Определяя функции каждого, обозначили свою роль в координации, планировании и организации деятельности по оптимальному использованию фоновой музыки в образовательном процессе.

Нашими предложениями заинтересовались родители, которые помогли оборудовать групповые всем необходимым, а самое главное включились в совместную работу по использованию музыки в повседневной жизни ребенка:

Подводя итог подготовительного этапа, сделали вывод, что использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

Более трудоемким, но и самым плодотворным, на наш взгляд, является второй этап - практический.

На этом этапе разработали рекомендации для педагогов:



  • Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

  • Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

  • Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.

  • Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.

  • Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Важным компонентом нашей инновационной идеи считаем подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбираем произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки «что-то» и восхититься им. «Мысли похожи на дождь»,- сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций…Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это мы считаем одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Важным моментом на данном этапе считаем заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музыки в повседневной жизни ребенка. Родителей увлекла эта работа, и мы обнаружили интересный опыт семейного воспитания, который был представлен на семейном клубе «Музыка в жизни детского сада». Оказалось, что кто-то отдает предпочтение классической музыке, кто-то современным ритмам, народным, но в каждой семье любят и слушают музыку.

Подводя итоги совместных мероприятий, сделали вывод: увеличилось количество родителей-участников; и дети, и родители были рады общению друг с другом; даже папы теперь не ссылаются на занятость, а с удовольствием принимают участие в мероприятиях детского сада.

На заключительном этапе проекта важно было оценить: какова же роль фоновой музыки? Насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она ожидаемые результаты?

Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль нашей инновационной идеи и пришли к выводу:



  • Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

  • Фоновая музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.

  • Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

Апробирование данного проекта подходит к завершению и мы видим его результаты:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствуют показатели диагностики выполнения программы детского сада. %

  2. Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка и в детском саду, и дома.

  3. В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и другие.

  4. В детском саду созданы условия для формирования чувства психологического комфорта детей и взрослых:

    • разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей,

    • подобрана фонотека классической и современной музыки,

    • приобретены музыкальный центр, DVD-проигрыватель, аудио аппаратура для каждой возрастной группы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыки.

    • цветовые гаммы оформления групповых помещений способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата.

  5. Фоновая музыка стала важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем дошкольном учреждении.

Проект решения педсовета:

  1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года


  1. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями.

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года


  1. Использовать в работе опыт д/с общеразвивающего вида №5 «Колокольчик» г. Котельнич Кировской области по использованию в работе фоновой музыки.

Ответственные: ст .воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели.

Дата: в течение года




  1. Пополнить фонотеки в группах. Подобрать музыкальные произведения для слушанья в различные режимные моменты (использовать рекомендации из опыта д/с общеразвивающего вида №5 «Колокольчик» г. Котельнич Кировской области в соответствии с условиями ДОУ))

Ответственные: ст .воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели.

Дата: до 1 сентября 2013 года.




  1. Контроль исполнения решения педагогического совета

Ответственные: Заведующая, ст. воспитатель.

Дата: в соответствии с годовым планом и планом оперативного контроля


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница