Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение



Pdf просмотр
страница1/28
Дата07.04.2021
Размер0,58 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»
«Использование современных игровых технологий в процессе формирования элементарных норм и правил поведения дошкольников»
Из опыта работы
ИГРОВОЙ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила воспитатель :Курдынко Е.М.
Март, 2016 года


2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка- дошкольника является развитие его познавательной активности.
Доказано, что развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного материала в ходе работы с занимательным материалом. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, помогает заинтересовать детей математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.
Все это подталкивает нас педагогов – дошкольников к мысли об использовании элементов занимательности в работе по развитию элементарных математических представлений детей, как одного из составляющих познавательного процесса.
В связи с этим я определила для себя цель работы с детьми:
Формирование у детей познавательного интереса к математике посредством использования занимательного материала.
Определила задачи:
• Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
• Формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.
• Развивать образное и элементы логического мышления.
• Способствовать проявлению у детей самостоятельной инициативы, активности.
Работа по данному направлению только начата. Но уже можно сказать о том, что использование игрового математического материала способствует развитию у детей творческого мышления, сообразительности, смекалки, творчества, конструктивных способностей .
Благодаря этому дети учатся свободно общаться с взрослыми и сверстниками по поводу игр и заданий, согласовывать и контролировать свои действия.
Еще раз можно убедиться, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Источник: Doshvosrast.ru \metodich\ konsultac.72.htm


3
«Математика выполняет порядок, симметрию и определенность.
А это важнейшие виды прекрасного.»
Аристотель
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования
(А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А.
Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания .
Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Г.И. Щукина отмечала, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер.
Однако многие исследователи подчеркивали, что важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.).
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования


4 занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.
Т.И. Ерофеева отмечала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность . Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
В ходе бесед с детьми было отмечено, что большинство детей (80%) любят занятия по математике, (70%) детей с удовольствием разгадывают загадки, ребусы, играют в математические игры. Детей привлекает разнообразный математический материал. Около 50% детей имеют дома математические игры, а также дошкольники играют дома с родителями.
Для работы с детьми по данному вопросу нужно планировать свою работу по следующим направлениям:
1.
Работа с детьми. Она включала в себя использование занимательного математического материала в деятельности детей.
2.
Работа с педагогами - помощь в организации игр и занятий.
3.
Работа с родителями - консультирование.
В группе необходимо организовать и регулярно пополнять уголок занимательной математики . В уголок помещают занимательные игры, разработанные А.А.
Столяром, различные головоломки, настольно-печатные игры, дидактические игры


5 и упражнения, а также игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и другие. Детям должен быть обеспечен свободный доступ к игровому материалу.
Наряду с пополнением уголка занимательной математики, организуют игру
«Танграм», направленную на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре детей увлекает цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включаются в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа. Помимо этой игры, также используются и другие игровые конструкторы, такие как «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» и др. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.
Элементы занимательного характера должны вводиться также в занятие по математике. Это способствует проявлению интереса у дошкольников, они с удовольствием включаются в поиск решения.
Специально для родителей, необходимо провести консультации на темы: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Занимательные игры - что это?».
Наблюдая за детьми, отмечено, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирают игры в уголке занимательной математики. У детей повышается интерес к математике, они становятся более активными не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Таким образом , следует отметить, что формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.


6

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница