Муниципальная система дополнительного образования проблемы и перспективы ее развития в условиях малых городов



Дата25.04.2016
Размер81.5 Kb.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ


Михина Л. М.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ужурский районный центр дополнительного образования детей»
Муниципальная система дополнительного образования детей возникла в Ужуре в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого, в нем появляются совершенно новые черты и обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования:

-личностная ориентация образования;

-профильность;

-практическая направленность;

-мобильность;

-многофункциональность;

-разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;

-индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся.[5] Муниципальная система дополнительного образования детей состоит из:

-сети учреждений дополнительного образования (набор учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей);

-кадров (педагоги дополнительного образования и систему их подготовки и переподготовки);

-содержания деятельности, состоящей из типовых (модифицированных) и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях (город, район, учреждение).

Качество дополнительного образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным и культурным уровнем, творческим потенциалом. Анализ кадровой ситуации в муниципальных учреждениях: низкий приток выпускников педагогических вузов; увеличение среднего и старшего возраста педагогов, а профессиональное становление педагога в условиях малых городов имеет свои особенности [3]. В них нет специальных учреждений, призванных осуществлять научно-методическую работу, в частности нет институтов образования учителей, а районный методический центр и выездные курсы решают проблемы подготовки педагогов лишь частично [2].

Одним из важнейших направлений развития системы является постоянное обновление содержания дополнительного образования детей на основе разработки программ нового поколения и их экспериментальной проверки. Изменения, произошедшие в социально- экономическом развитии страны способствовали разработке программ дополнительного образования нового поколения, направленных на получение практических навыков, а также способствующих успеху в жизненном самоопределении обучающихся (автодело, информатика, экология окружающей среды и др.). Качество реализации новых программ напрямую зависит от материально-технической базы, условий, в которых проходят занятия с детьми и дополнительного финансирования. В реальной действительности в учреждениях идут подчас не от интереса ребенка, а от возможности учреждения: 60 % зданий учреждений дополнительного образования - это приспособленные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте, реализация программ без соответствующего финансирования [4]. Обеспеченность учреждений дополнительного образования компьютерной техникой и средствами обучения в большей степени зависит от муниципальной образовательной политики, чем от уровня финансового благополучия муниципалитета. Материально-техническое оснащение явно не удовлетворяет современным требованиям к системе дополнительного образования детей [1].

Доступность дополнительного образования в городе значительно выше в связи с наличием более развитой инфраструктуры. Однако в сельской местности отсутствие учреждений дополнительного образования частично компенсируется кружковой работой в школе, дистанционными формами обучения, выездными интенсивными школами. При этом необходимо отметить, что уровень социально-экономического развития района оказывает определяющее воздействие на доступность дополнительного образования, в то время как структура населения (доля сельского населения) влияет на этот показатель значительно меньше [1].



В целях дальнейшего развития муниципальной системы дополнительного образования детей необходимо:

  1. Координация деятельности школ и учреждений дополнительного образования в рамках единой муниципальной образовательной системы, мобилизации всех ресурсов (кадровых, материально-технических) для ее развития и обеспечение их рационального использования и доступности этой сферы для детей различных групп и категорий.

  2. Обоснованное и стабильное финансирование образовательных программ.

  3. Формирование и реализация муниципальной кадровой политики.

  4. Разработка единой межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей.

  5. Информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу.

  6. Организация программно-методической службы, а в лучшем случае научное сопровождение муниципальной системы дополнительного образования.

Библиографический список

  1. Агранович М. Л., Кожевникова О. Н. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад. 2005. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 140 c.

  2. Азариашшвили С.Г. О некоторых аспектах профессионального становления учителя в условиях малых городов//Народное образование -2008.-№2 (электронная версия журнала)

  3. Рыбкина С., Пасько Л. Проектирование кадровой концепции в общеобразовательной школе// Народное образование -2008.-№1- с.132-140

  4. Сентюрин Ю.П. Основные направления государственной политики в сфере дополнительного образования детей и перспективы развития системы дополнительного образования детей в РФ//Внешкольник. – 2008. -№4. –с.6-13.

  5. Современная система дополнительного образования и перспективы её развития.www.educom.ru/ru/publications/press/system/modern.php




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница