Моу сош №2 «Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории и обществознания в среднем звене»



Скачать 242.45 Kb.
Дата02.06.2016
Размер242.45 Kb.
Управление образования муниципального образования администрации

город Горячий Ключ

МУ Центр развития образования

МОУ СОШ № 2



«Использование технологий

проектной деятельности

в преподавании истории и обществознания в среднем звене»

Автор опыта: Севрюкова Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания

Горячий Ключ 2009


Содержание:



  1. Информационная карта ППО 3 - 6

  2. Целостное описание опыта 6 - 13

  3. Результативность опыта 14 - 16

  4. Библиографический список 17

  5. Рецензия на опыт работы 18

  6. Приложение к опыту 19


ОПИСАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких методов являются проектные технологии.

Как было сказано выше, современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Я согласна с мнением Александра Ильича Савинкова, что используя различные варианты включения в собственную исследовательскую деятельность или проектирование школьник сам научиться тому, как вести исследовательский поиск, специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда.

Для всех живых существ исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта (что очень важно в современных условиях). У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора» (Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001 г. с. 121.).

Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка. Я согласна с мнением некоторых авторов, что это ведущий вид деятельности подростка, в ходе которого и благодаря которому происходит его наиболее интенсивное развитие. Я считаю, что именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свои Я-концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Социальное проектирование – это



  • социально-значимая, имеющая эффект деятельность;

  • деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение, и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

  • деятельность, задуманную, продуманную и осуществляемую подростком;

  • деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

  • деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь с другими её видами и пронизывая их. В ходе учебной деятельности социальное проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как методический прием организации учения. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба - вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков, во-первых, и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:



  • социальные явления («социальные негативы» - курение, сквернословие, алкоголизм);

  • социальные отношения (отношение к старикам, молодежи; отношение к клиенту, потребителю, заказчику и др.);

  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

  • социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Социальные проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным – практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и самым сложным проект. С другой стороны, освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, необходимо в ходе социальной пробы получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться с её видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать как и как самостоятельные, конечные, завершенные в зависимости от целей и содержания деятельности.

Социальное проектирование и проектная деятельность в целом – цельное комплексное явление, и её элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии. Качественные характеристики которых являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, с одной стороны, с другой – базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения. В 5 классе (с учетом возрастных особенностей учащихся) на начальном этапе работы предлагается построение «Дерева идей», которое позволяет в доступной форме разрабатывать тему проекта, основываясь на ассоциациях. (Приложение № 1). Также в оформлении работ различны требования к учащимся 5-7 и 8-9 классов, что позволяет переходить на новый качественный уровень в проектной деятельности. (Приложение № 2, № 3).

Учитель в социальном проектировании.

Важным вопросом является роль и позиция учителя в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Большое значение имеет готовность (и способность) учителя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, так как основная задача взрослого в ходе проектирования – это оказание организационной и консультативной помощи подростку. Педагог выступает буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера – не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка «розовые очки», приукрашая её, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой – психологическую, в первую очередь. Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных операций над проектом указанна в приложении № 4.

Выбор темы. Принципом выбора объекта социальной пробы является его близость (территориальная и содержательная) к подростку, досягаемость, доступность и актуальность. Подростку должно быть интересно то явление, которое выносится в тему социальной пробы.

Так как социальная проба является первым шагом социального проектирования и предполагает часто весьма незначительный социальный опыт подростка, то выбор темы может осуществляться:



  • по прямой рекомендации взрослого;

  • Из набора возможных тем, перечень которых составляется либо самим учителем, либо инициативной группой подростков;

  • В ходе группового обсуждения по итогам урока «Мой выбор»;

  • В процессе анализа жизненных ситуаций – обобщение житейского опыта;

  • Под влиянием значимого события, произошедшего в классе;

  • Через определение общегруппового интереса или выделение групп интересов.

Определение цели: (формулирование цели работы группы может осуществляться по-разному):

    1. это изучение содержания социального объекта;

    2. изучение функционирования объекта;

    3. изучение причин возникновения данного социального объекта;

Важно помочь подросткам конкретно сформулировать цель своей социальной пробы, избегая обобщенных формулировок, так как слишком широкая объемная цель может привести к выходу учащихся за рамки социальной пробы.

Также следует обращать внимание на то, что на этапе социальной пробы главной задачей является познание, а не преобразование социальной действительности, поэтому в качестве цели социального проектирования не выступают какие-то преобразования, изменения, исправления негативов социума.

План действий. При разработке плана действий особенно важно реализовать принцип самостоятельности и продуктивности социального проектирования: подросток обязательно САМ должен придумать, ЧТО он будет делать, и обязательно в результате его деятельности должно ЧТО-ТО получиться, что может быть оформлено, рассмотрено, показано.

Так как предметом деятельности на этапе пробы является информация, то продуктом может быть действие по применению этой информации (круглый стол, пресс-конференция), материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, Web- страничка) (Приложение № 6). План действий, таким образом, описывает шаги по получению информации, которая может быть преобразована в «продукт». Также в план действий включаются те мероприятия, которые учащиеся предполагают осуществить на этапе анализа полученной информации (пресс-конференция, круглый стол и т.п.)

Формирование групп. Основанием для распределения ребят по разным группам можно считать направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные социальные навыки, которыми он владеет. При этом совсем необязательно, чтобы интерес подкреплялся навыком. Мы считаем, что приоритетным в данном тандеме является именно интерес подростка, за счет которого и будет сформирована мотивация того социального действия, навык которой у данного ученика оставляет желать лучшего. Однако нельзя допускать ситуацию формирования группы, все члены которой не имеют необходимого умения. В таком случае, как нам представляется, необходимо пойти на прямую рекомендацию группе, но быть готовым к тому, что вашу рекомендацию не примут. Способы группового взаимодействия бывают различны, я отдаю предпочтение таким видам как «Пирамида», «Весы», «Звезда». (Приложение № 7).

Этап действий. Это те реальные, конкретные шаги, которые предпринимают подростки, собирая и анализируя информацию. Такими формами организации этапа практических действий могут быть:



  • экскурсия (Например, экскурсионный проект. Более характерна данная форма для учащихся 5-6 классов. Каждая экскурсия – проект детально планируется. Перед ребятами ставятся конкретные вопросы, итоги обязательно обсуждаются. Цель – поиск ответа на один конкретный вопрос: Как проводятся выборы в школьные советы? Почему построили Иверскую часовню в Дантовом ущелье? и т.п.);

  • интервью (Кто такой Сергей Ковалев? (в результате проведения интервью был реализован проект, посвященный войне в Афганистане и войнам-афганцам, выпускникам нашей школы);

  • встреча с компетентным представителем;

  • анкетирование;

  • пресс-конференция, круглый стол (в основном данная форма используется по результатам проведенной работы);

  • наблюдение (проект – наблюдение. Наблюдения за природой можно связать с историей города, края, страны. Например, зима – «стихийное бедствие с интересным результатом». Никто не говорит «летушко – лето», но часто мы слышим - «зимушка-зима». А почему? В чем красота зимы для современного человека? Что говорит о зиме русский фольклор? Зимние праздники, игры в древности и современности, что общего? Таким образом, создается достаточно интересный и многогранный проект);

  • социологическое исследование или исследование исторической направленности.

Важно, чтобы придуманы они были сами подростками, какими бы примитивными, простыми и, наоборот, нереальными, чрезмерно усложненными ни казались вам их предложения. Например, у учащихся вызвал большой интерес уже ранее озвученное мнение, что минеральная вода – вода из-под крана. Было принято решение более подробно познакомиться с производством минеральной воды. Была организована экскурсия на предприятие (ОАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской»), посещены лаборатории, при ребятах был проведен анализ минеральной воды (образец предоставили сами ребята). В ходе общения с работниками завода (интервью) учащимися были сделаны определенные выводы, которые впоследствии были оформлены в виде стенгазеты, и обсуждение данного исследование было на «круглом столе», посвященном недели «Качества».(Приложение № 8).

Групповое обсуждение – это этап групповой рефлексии своей деятельности в рамках социальной пробы. В это время предметом обсуждения становится не содержание социального объекта (темы) социальной пробы, а способы действий подростков, их эффективность, проблемы осуществления пробы, отношение к совершенным шагам и полученным результатам.

Также необходимо обязательно проведение обсуждения по итогам работы в группе. Для этого учащиеся следуют правилам групповой работы и общения (Приложение № 9):


  1. Правило «здесь и теперь». Главное в группе, в групповом общении не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Не нужно выносить свои эмоции за рамки происходящего, припоминать старые обиды, например.

  2. Правило открытости. Это отнюдь не означает, что каждый обязан выкладывать свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает что-то, то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства так, чтобы они стали помощью в групповой работе.

  3. Правило искренности. Говорить надо именно о том чувстве по отношению к другому человеку, которое есть, а не о том, которое его бы не обидело, поддержало, успокоило, доставило ему удовольствие. Но нужно выбирать максимально вежливую форму.

  4. Правило «антисоветизма». Хорошо бы стараться не давать друг другу советов. Совет, даже самый лучший и правильный, обычно трудновыполним.

  5. Правило запрета на ярлыки и диагнозы. В обычной жизни люди часто вслух оценивают других людей. Это нормально. Но в группе такие оценки и ярлыки могут привести к нежелательным последствиям.

Что особенного удалось нашей группе?

Что в выступлениях других групп показалось нам наиболее ценным?

«Белые пятна» (информация, которой нам не хватило)

Корзина (информация, которая для нас оказалась избыточной)










Социальная проба должна дать подростку опыт социальной самостоятельности. С этой точки зрения, казалось бы, взрослый должен отойти в сторону и предоставить подростку возможность, совершая практические шаги, учиться на собственных ошибках и удачах. Возможно, в каких-то случаях такой подход и окажется оправданным, но авторам представляется подобная позиция чрезмерно жесткой.

Степень, уровень участия учителя в социальной пробе определяется уровнем социальной зрелости и характером коммуникативных навыков конкретного подростка и конкретной группы подростков. Чем ниже этот уровень – тем большее участие в социальном действе принимает взрослый. Важно осознавать и контролировать грань между позицией поддержки и позицией обучения, на которые может становиться взрослый.

Позиция обучения – предметом взаимодействия учителя с подростком становится содержание понятия «социальная проба» и содержание деятельности в рамках социальной пробы. Способы группового взаимодействия.

Если дети совершенно беспомощны в социальном проектировании, то вам не избежать чисто обучающих моментов: как выбрать тему, что это за тема, как и что можно делать, образцы возможных действий, алгоритм работы, как анализировать и обрабатывать информацию, что такое рефлексия и многое другое. Если вы впервые приступаете к социальному проектированию, то мы считаем целесообразным проведение вводного занятия, посвященного как раз этим вопросам. При вполне зрелой группе (если ваши дети могут организовать и провести коллективное дело, имеют опыт групповых дискуссий и самостоятельного общения с «внешней средой») такого вводного занятия будет вполне достаточно. Если же ваши учащиеся не имеют подобных навыков, возможно, обучающие элементы должны включаться и в последующие занятия.

Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (именно различать, но ещё не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 7-9 классов позволяют отрабатывать технологии и способы деятельности в отрыве от конкретного содержания. Поэтому набор модулей для учащихся разных возрастов отличается. То есть в некоторых случаях учащимися более старшего возраста нужно освоить базовые для работы над проектами способы деятельности, причем они сразу могут сделать это на более высоком (по сравнению с младшими школьниками) уровне. (Приложение № 10).

Позиция поддержки в рамках социальной пробы выражается в готовности и способности учителя к обсуждению действий подростка в рамках социальной пробы. Целью этого обсуждения является не оценивание деятельности по критериям «правильно – неправильно», а выражения мнения учителя о шагах подростка, совместное определение его эффективности, выявления проблемных. Трудных вопросов, определения перспектив. Проведение экспертизы деятельности подростов на различных этапах социальной пробы является одной из форм осуществления взрослым поддержки. Помимо позиции поддержки-обучения, учитель в ходе социальной пробы стоит на позициях организатора и внешнего координатора.

Примером социальной пробы может служить работа учащихся, например, по таким направлениям – «Убивает ли капля никотина лошадь?» (по проблеме подросткового курения, «Детское адвокатское бюро» (права детей). (Приложение № 11). Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

На разных этапах проектной деятельности учитель может выступать с разных позиций: обучения, поддержки, экспертизы, внешнего координатора, организатора. Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащегося. Однако эффективность и конечная результативность деятельности (не сточки зрения материального продукта, а сточки зрения личностного развития учащегося) в значительной степени определяется способностью учителя предоставить подростку именно тот уровень самостоятельности, к которому он готов в данный момент, но не ниже определенного минимума. Подросток, абсолютно неспособный самостоятельно инициировать, организовывать и осуществлять свою проектную деятельность, просто не готов к социальному проекту. Данный вид социального проектирования является наиболее сложным для подростка именно потому, что не допускает участия педагога в совместной деятельности как старшего, принимающего решения, дающего указания. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначимости его участников – как взрослых, так и подростков. Учитель обязан быть готов принимать самостоятельность подростка и передавать ему ответственность за его поступки. Проект – это не набор мероприятий, также не является простым набором мероприятий и план действий (хоты таковым и выглядит, особенно по форме). Отличительная черта заключается в наличии жесткого алгоритма действий и в отсутствии жесткого перечня шагов: инвариантность, взаимозаменяемость, дублируемость различных способов перехода к следующему проектному шагу – обязательная характеристика проектной деятельности в целом и плана действий в частности. Это не означает, что подросток будет совершать несколько дублирующих друг друга этапов работы. Инвариативность необходима, во-первых, для создания ситуации поиска различных путей и реализации самостоятельности для всех участников проекта (даже в микрогруппе будет присутствовать разделение общего задания на индивидуальные), во – вторых, несколько снимает остроту взаимодействия с внешним социальным окружением (при невозможности вступить в продуктивный контакт в одном месте подросток имеет возможность попробовать другой путь).

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) – проблематизация информации – преобразование социального объекта.

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. На мой взгляд, одна из обязательных отличительных черт – исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием имеющихся школьных знаний и поиском необходимо новых. На конкретных примерах механизм работы над проектом можно представить следующим образом: на начало учебного года ребятам предлагаются различные проектные темы, в течение месяца создаются группы. Обычно в состав проектной группы входит от 6-7 учеников до 15-17. Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия. Группа обсуждает возможный ход работы, планируемый результат, форму презентаций, распределяют роли. Так, в проекте «Пифагор – философ и ученый» «Архимед и развитие науки в Древней Греции», «Директора школы № 2», «Письмо солдата» ключевой идеей была идея поиска взаимосвязей, связанных с различными направлениями. Вся информация была размещена на сайте школы, проведена презентация для учащихся 11-х классов. (Приложение № 12).

В принципе проектная деятельность начинается на уроках истории в 5 классе. Здесь используется технология А.И. Савенкова, с учетом возрастных особенностей ребят. Обучение проходит по определенной схеме (Приложение № 10). Так, например, в начале ребятам предлагается знакомство с видами тем исследований. Все возможные темы можно условно разделить на три группы:



- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах, явлениях;

- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. (Например, кто построил пирамиды ?Какая была Земля в представлении людей древности? и т.п.) (Приложение № 13).

Результатам этой деятельности также становиться презентация работы перед учащимися. По этому же принципу строится и работа в группах.

В среднем звене (5-8 классы) проектная деятельность постепенно усложняется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изначально тематика проектов, учебно-исследовательских работ формулируется максимально широко, по сути, определяется информационное поле, сужение и конкретизация которого происходит уже при непосредственном участии ребят.

Еще один важный момент, касающийся презентации. Ребята имеют право самостоятельно выбрать форму представления проекта. Это может быть текст, презентация, сайт, плакат и т.д. – то, что адекватно самому материалу и в чем ученик чувствует себя наиболее уверенно и успешно.

Проекты на базе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) являются интегрированными и ведутся совместно с учителем информатики. Такая форма работы наиболее продуктивна для учащихся старших классов (9-11 кл.) Учащиеся имеют возможность выбрать конкретное содержание в рамках целостной темы, на базе которого должно проходить освоение информационных технологий. Ребята сами могут выбрать предметную область (история, обществознание). Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией. В качестве примеров можно привести следующие проекты: «Горячий Ключ – жемчужина Кубани», «Путешествие по Древнему Риму», «Музей памяти» и др. (Приложение № 14).



В результате можно вывести что должен учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов:

  1. Создать мотивацию;

  2. Создать образовательную среду;

  3. Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

  4. Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений, событий;

  5. Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

  6. Организовать работу (в группах и индивидуально);

  7. Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.д.;

  8. Консультировать;

  9. Иметь критерии объективной оценки.

Опыт преподавания с использованием проектных технологий на уроках в течение ряда лет, сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах, где преподавание велось с применением традиционной методики, показало, что этот вид обучения имеет преимущества. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Как подтверждение можно представить следующие результаты: сдача итоговой аттестации по истории на «отлично», ежегодное участие и победы в школьных, городских и зональных олимпиадах. Призовые места на городской научно-практической конференции «Открытие» и участие в краевой научно-практической конференции «Эврика». (Приложение № 15). Участие во Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век». Учащиеся стали лауреатами краевого этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России» (школьные, социальные проекты). (Примечание № 16).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Позитивной динамики учебных достижений обучающихся

за последние три года.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.

Уровень обученности учащихся по годовым отметкам:




2005/2006

2006/2007

2007/2008

8 а – 10 а класс

100 %

100 %

100 %

6 а - 8 а класс

100 %

100%

100 %

Уровень обученности учащихся по экзаменационным отметкам по экспериментальной итоговой аттестации в 9 классе:




2005/2006

2006/2007

2007/2008

9 класс

100 %

100%



За последние три учебных года отмечена положительная динамика «качества знаний» по годовым отметкам у учащихся Севрюковой Е.В.:




2005/2006

2006/2007

2007/2008

6 а – 8 а

96%

96.5 %

96.6%

8 а – 10 а

95.1 %

97.2 %

97.5 %

Учащиеся Севрюковой Е.В. ежегодно принимают активное участие в различных творческих конкурсах. Достижения учащихся за последние три учебных года можно выразить следующим образом:




2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

Учащиеся – победители научно-практических конференций, творческих конкурсов муниципального уровня и участников краевого уровня.




Севрюков С. – лауреат конкурсного проекта «Мой город – моя судьба»

Севрюков С., Мишурина В. – победители научно – практической конференции «Эврика»

Севрюков С., Мишурина В. – победители научно – практической конференции «Эврика»

Енгибарян Л. – победитель муниципального этапа Всероссийской акции «Я -гражданин России»

Учащиеся – победители и призеры научно-практических конференций, творческих конкурсов краевого и участников более высокого уровня

Кондратьева А, Есич А., Голянок К. – участники Всероссийского конкурса работ учащихся «Права человека глазами ребенка»

Агошкова Д. – финалист Всероссийского конкурса работ учащихся «Права человека глазами ребенка» ан региональном уровне

Рыльская А., Мишурина В. – участники Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век»


Кулешов Д. – победитель в олимпиаде по экономике, проводимой в Институте экономике, права и гуманитарных специальностей г.Краснодара


Енгибарян Л. –лауреат краевого этапа Всероссийской акции «Я -гражданин России»

В течение последних трех лет Севрюкова Е.В. принимала участие в муниципальных семинарах по темам: «Управление качеством образования в МОУ СОШ № 2 путем целенаправленной организации ВШК», «Комплексная система сетевого управления качеством образования», «Работа МОУ СОШ № 2 по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», для молодых специалистов (выступление по теме: «Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания»), «Инновационные педагогические технологии на уроках экономики в рамках профильного обучения». Также в круглом столе городского МО учителей истории и обществознания - выступление по теме исследовательской работы – «Использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности на уроках кубановедения». Елена Викторовна имеет публикации на школьном сайте. Также Севрюкова Е.В. принимала в 2007 году участие в краевой научно-практической конференции «Изучение и распространение опыта инновационно-творческой деятельности учителя как ресурс развития муниципальной системы образования» в г.Геленджике.

Севрюкова Е.В. имеет публикации на сайте Общероссийского педагогического экспертного Интернет – сообщества входит в состав экспертной группы данного сообщества.

В течение последних трех лет педагогический опыт Севрюковой Е.В. изучался:

на муниципальном уровне:

В течение последних трех лет опыт обобщался на семинарах по темам: «Управление качеством образования в МОУ СОШ № 2 путем целенаправленной организации ВШК», «Комплексная система сетевого управления качеством образования», для молодых специалистов (выступление по теме: «Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания»), «Инновационные педагогические технологии на уроках экономики в рамках профильного обучения». Также в круглом столе городского МО учителей истории и обществознания - выступление по теме исследовательской работы – «Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории и обществознания в среднем звене».



на региональном уровне

- в 2007 году во время участия в краевой научно-практической конференции «Изучение и распространение опыта инновационно-творческой деятельности учителя как ресурс развития муниципальной системы образования» в г.Геленджике. (подготовлена публикация по материалам выступления).

- Участие в краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск – 2008».

Круглый стол «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в условиях модернизации образования»

- -участие в краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск – 2009» по теме «Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории и обществознания в среднем звене».

- Кафедра общественных дисциплин – Голикова Н. Ю. – методист ККИДППО



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной деятельности. / школьные технологии, 1999 г.

    2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2002 г.

    3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 206 г.

    4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 8 - 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.

    5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара, 2006 г.

    6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Самара, 2006 г.

    7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 5 – 7 класс. Самара., 2006 г.

    8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Коммуникативный практикум 5 – 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.

    9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 8 - 9 класс. Самара., 2006 г.

    10. Журнал «Преподавание истории в школе» за 2000-2008 гг.

    11. Историческое образование в современной России. М., «Русское слово», 2002 г.

    12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994 г.

    13. Романовская Метод проектов в образовательном процессе. М., 2006 г.

    14. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005 г.

    15. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004 г.

    16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2000 г.

    17. Хуторской А.В. Формы эвристического обучения./ школьные технологии, 1999 г.


Приложение
1. Приложение № 1 – «Дерево идей»

2. Приложение № 2 – образец оформления проекта для учащихся 5-7 кл.

3. Приложение № 3 – образец оформления проекта для учащихся 8-9 кл.

4. Приложение № 4 степень самостоятельности учащегося при выполнении различных операций в работе над проектом.

5. Приложение № 5 – «Почему я выбрал эту тему?»

6. Приложение № 6 – «Проведение презентации»

7. Приложение № 7 – «Способы группового взаимодействия»

8. Приложение № 8 - «Завод минеральных вод «Горячеключевской»

9. Приложение № 9 - правила групповой работы и общения

10. Приложение № 10 - способы деятельности

11. Приложение № 11 - Детское адвокатское бюро».

12. Приложение № 12 - «Пифагор – философ и ученый» «Архимед и развитие науки в Древней Греции», «Директора школы № 2», «Война с двух сторон»

13. Приложение № 14 - «Мой город – моя судьба».

14. Приложение № 15 - «Путешествие по Древнему Риму», «Музей памяти» и др



15. Приложение № 16 - Научно-исследовательская работа «Предыстория поселения г.Горячий Ключ»

16. Приложение № 17. Грамоты


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница