Моу гимназия №1 Рожкова Елена Алексеевна



Скачать 98,17 Kb.
Дата14.02.2016
Размер98,17 Kb.
МОУ гимназия №1

Рожкова Елена Алексеевна

Начальная школа.

Родительское собрание.

Внимание и невнимательность младших школьников.

Родительский лекторий.

Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с методами и приёмами развития внимания.

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;

Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Показать родителям важность и значимость проблемы развития внимания. Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.

Компьютер, интерактивная доска, диск с презентацией.
План проведения родительского собрания.


  1. Внимание, его виды и свойства.

  2. Признаки дефицита внимания, их причины.

  3. Рекомендации по подготовке домашних заданий ребёнком с дефицитом внимания.

  4. Упражнения для тренировки различных видов внимания.

  5. Рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

  6. Приложение (памятки для родителей).


Ход собрания:

1.«Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так». (слайд – 1)

Из окружающего мира на нас воздействует большое количество информации. Усвоить всю – невозможно, да и не надо. Но выделить значимую, важную – необходимо. Эту функцию психической деятельности выполняет внимание.

Что же такое внимание? (слайд – 2)



Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. (слайд -3 )

Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. (слайд – 4 )

Послепроизвольное, в нём смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью,

а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения. (слайд – 5)

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. (слайд – 6)

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у младших школьников невелика, ее важно развивать. (слайд – 7)

Если хорошо развито это свойство внимания, то ребёнок наблюдателен, организован. Плохо развито – рассеян, не собран.

На развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.
Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью. (слайд – 8)

При хорошо развитом объёме внимания, ребёнок легко совершает операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. При плохом развитии ученику трудно увидеть, осознать необходимые признаки вещей, явлений.


Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Устойчивость внимания показывает, как долго ребёнок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. (слайд – 9)

Позволяет ребёнку долго работать не отвлекаясь.


Если дошкольники могут играть в одну и ту же игру от одного до полутора часов, то – у младших школьников длительность игры возрастает до двух часов.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки. (слайд – 10)

Позволяет делать несколько дел одновременно.


Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. (слайд – 11)

Даёт возможность ребёнку быстро переходить от одного занятия к другому, легко начинать новое дело.

2. Одной из главных проблем детей младшего школьного возраста является недостаточное развитие внимания. Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – это приводит к несформированности внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Причины невнимательности.

Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.

Отвлекаемость ( отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость может быть внутренней и внешней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.

Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться: а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Рассеянность – неспособность ребёнка сосредоточиться на чём-либо определённом в течение длительного времени. Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:


  • Общее ослабление нервной системы (неврастения);

  • Ухудшение состояния здоровья;

  • Физическое и умственное переутомление;

  • Наличие тяжелых переживаний, травм;

  • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений ( положительных и отрицательных);

  • Недостатки воспитания ( например, в условиях гиперопеки ребенок, получавший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);

  • Нарушения режима занятий и отдыха;

  • Нарушения дыхания ( хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);

  • Чрезмерная подвижность.

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

3. При организации помощи ребенку с дефицитом внимания в выполнении домашнего задания необходимо следующее:

Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности.

Привычные условия для выполнения уроков. Если ребенок выполняет уроки в постоянном месте, в определенное время, если необходимые предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

Возникновение косвенных интересов ( мотивов) при выполнении уроков – стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него можно вызвать интерес к результату деятельности. Поэтому придумывайте всякие поощрения даже за малые достижения и успехи, хвалите своего маленького ученика.

Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей ( шума, неприятных запахов и т.д.) Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже усиливают его.

Тренировка произвольного внимания ( путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Сам ребёнок это делать не может, ему нужно помочь. К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения.

4. Упражнения для тренировки внимания.

1) Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2) Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Ребёнку предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
     ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
     ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
     КЛАТИМОР

3) Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.



4) Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.


Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом):
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

5)  Упражнение «Наблюдательность» .

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.



Уважаемые родители! Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему и тренируйте внимание.

  1. Памятка для родителей по развитию внимания:



  • Развивая внимание, учитывайте круг увлечений ребёнка.

  • Чем интереснее и разнообразнее будут игры, тем больше шансов развить внимание ребёнка.

  • Стимулируйте интерес развития внимания собственным примером. Постоянно тренируйте внимание ребёнка. Используйте для этого прогулки, поездки, походы.

  • Развивая внимание, не фиксируйте неудачи. Больше внимания обращайте на успехи.

  • Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию внимания.

  • Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.

  • Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».

  • Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.



  1. Памятка для родителей по выполнению домашних заданий ребенком с дефицитом внимания (гиперактивные, гипоактивные, тревожные).

  • Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности;

  • Привычные условия при выполнении уроков;

  • Возникновение косвенных интересов(мотивов) при выполнении уроков – стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз;

  • Создание благоприятных условий для выполнения уроков, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей ( шума, неприятных запахов и пр; легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, а даже усиливают его;

  • Тренировка произвольного внимания(путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

Каталог: vospit -> kopil
vospit -> Программа летних тематических площадок на базе мбоу сош №101
vospit -> Вопросы «свободного воспитания» в зарубежной и отечественной педагогике
vospit -> Семинар для социальных педагогов областных государственных образовательных учреждений Иркутской области
vospit -> 1 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
vospit -> Педагогическая диагностика воспитанности как неотъемлемая часть образовательного процесса в вузе
vospit -> Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный барабанщик» Направление «Художественно эстетическое»
kopil -> 1. моу гимназия №1 Мязина Ольга Ивановна, заместитель директора гимназии 5-11 классы «Неугасима память поколения…»
kopil -> «Поговорим о культуре речи»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница