Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста



Скачать 185.06 Kb.
Дата10.02.2016
Размер185.06 Kb.


Исследовательская работа на тему:


Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста

(на примере Сибирского института - филиала РАНХиГС)

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп: это социально-экономические, социально-психологические, психологические и психофизиологические факторы.

Проблема объективных и осознанных мотивов выбора будущей специальности и дальнейшее качественное обучение будущего специалиста – это характеристика, относящаяся одновременно к факторам выбора вуза потенциальными абитуриентами и к аккредитационным показателям. Последние дают профессиональную оценку деятельности вуза, а она зафиксирована документально и проявляется, как в оценке качества подготовки выпускников, так и их востребованности на рынке труда.

Все вышесказанное доказывает важность и актуальность изучения мотивов выбора абитуриентами специальности и вуза как общественной проблемы. Это связано с необходимостью преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим, главное назначение системы профориентации - влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов и, выбор жизненного пути молодежью.

Целью исследования было – проанализировать мотивы выбора вуза и специальности студентами первого курса как основу для профориентационной работы в школе и вузе и повышения успешности обучения; и разработать предложения по профориентационной работе с будущими абитуриентами и студентами вуза.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблемам исследования

2. Выявить мотивы выбора специальности и вуза студентами первого курса.

3. Оценить степень успешности обучения студентов специальности управление персоналом по итогам первого семестра в соответствие с мотивами выбора специальности (сентябрь- декабрь 2011-2012 учебного года)

4. По итогам 2 семестра оценить зависимость степени успешности обучения от мотивов выбора специальности (январь-май 2012 года).

5. Разработать рекомендации для профориентационной работы с выпускниками школ и студентами вуза.

Объект исследования – профориентационная работа как основа формирования мотивов выбора вуза и специальности абитуриентами.

Предмет исследования – мотивы выбора студентами 1 курса вуза и специальности.

Гипотеза исследования: в ситуации отсутствия профориентационной работы в школе и информированности выпускников школ, вероятно, невозможно ожидать объективного выбора специальности по мотивам стремления к творческой работе, интереса к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия, можно предполагать также невысокий процент успешности обучения и отсутствие стабильного интереса к будущей профессии.

Методы исследования: анализ документов, наблюдение, анкетирование.

Для изучения проблемы профориентационной работы автором исследования были изучены научные источники по проблемам исследования. Так, в социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации. В своей работе автор опирается на следующее определение:

А.Е. Голомшток определяет профориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии.1

И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека».2

Определение профориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».3

Сегодня, в условиях недостатка финансирования со стороны государства, образовательные учреждения сами должны искать новые концепции своей деятельности, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы и постоянно доказывать свою необходимость.

К основным базовым функциям образовательного учреждения добавляется ряд дополнительных, к числу которых относится формирование портфеля заказов вуза.

Вузы и их крупные филиалы перешли от режима выживания к активному поведению на рынке образовательных услуг, выявляя свои преимущества и выстраивая на них стратегии развития. Из структур, живших по законам административно-командной экономики, вузы превратились в активных игроков этого рынка, образовательные (реже научно-образовательные) корпорации с достаточно развитой структурой дополнительных образовательных услуг, менеджмента, маркетинга, связей с общественностью, с партнерами (работодателями, региональными властями, научными организациями, отечественными и зарубежными вузами и колледжами).

В этих условиях руководству вузов очень важны налаженные коммуникации и с абитуриентами; необходимо понимать, как абитуриенты совершают выбор вуза и специальности, какие специальности популярны, какие критерии принимаются во внимание при выборе вуза, кто принимает решение о выборе вуза и специальности. Другими словами, каждый вуз, выставляя достаточно обширный перечень образовательных услуг, старается привлечь наибольшее количество потребителей. В свою очередь, абитуриенты, выбирая вуз, решают для себя, насколько качественно эти услуги оказываются вузом.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, одним из главных становится конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда.

Конкурентоспособность и востребованность выпускника на рынке труда – это качественная характеристика, относящаяся одновременно к факторам выбора вуза абитуриентами и к аккредитационным показателям вуза.

Факторы, раскрывающие конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда делятся на 3 группы:

1. Внешние по отношению к вузу. Это социально-экономическая значимость данной профессии в обществе, профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижность.

2. Внутренние. Они непосредственно связаны с организацией учебного процесса, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, как следствие – определяют качество образования, напрямую влияющего на востребованность выпускника на рынке труда.

3. Личностная направленность обучающегося, его заинтересованности в получении знаний, умений и навыков в рамках выбранной специализации.

Таким образом, на основе анализа литературы, можно сделать вывод, что профориентационная работа в школе, на этапе выбора профессии – главное условие формирования устойчивых мотивов выбора профессии и вуза выпускниками, но участниками этой деятельности должны быть и вузы в том числе, занимая активную позицию привлечения выпускников.

С целью изучения мотивов выбора профессии первокурсниками автором было проведено исследование, в котором исследовании участвовали респонденты – студенты первокурсники Сибирской академии государственной службы, выборка по специальностям составила - 60 человек. Приняли участие в исследовании студенты всех специальностей вуза и факультетов

Респондентам была представлена разработанная автором анкета, в которой нужно было выбрать соответствующие мотивы выбора СибАГС из 13 возможных вариантов ответов. Выбрать можно было сразу несколько ответов.


Таблица 1. Факторы выбора вуза студентами-первокурсниками СибАГС на момент поступления в 2011 г., %

Мотивы выбора

Процент выбора

Престижность вуза

60, 3

Организация учебного и внеучебного процесса

59,8

Наличие интересующей специальности

59,8

Мнения близких людей, к которым прислушиваетесь

58,3

Перечень вступительных экзаменов

55,3

Конкурентоспособность выпускника на рынке труда

49,2

Невысокий уровень сложности обучения

48,5

Удобство расположения вуза

44,6

Квалифицированный кадровый состав

42,7

Советы родителей

30,8

Наличие общежитий

15,7

Наличие бюджетных мест

15,2

Низкая стоимость обучения

10,1

На основе анализа результатов таблицы – вывод : студенты не воспринимают конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда в качестве ведущего фактора выбора вуза.

Так, в числе значимых факторов студентами-первокурсниками СибАГС были названы внешние факторы, а также факторы, носящие личностный характер, а именно: наличие интересующей абитуриента специальности, престижность вуза, перечень вступительных экзаменов, мнения близких людей.

Представлена следующая таблица, где показаны мотивация студентов-первокурсников относительно выбора специальности в 2011 г.. Респондентам была представлена анкета, в которой нужно было выбрать их мотивы выбора специальности из 9 возможных вариантов ответов. Выбрать можно было сразу несколько ответов.


Таблица 2. Мотивация студентов-первокурсников относительно выбора специальности в 2011 г., %

Мотив выбора

Процент выбора

Интерес к специальности

69,7

Советы близких людей

42,5

Материальное благополучие, связанное со специальностью

37,3

Желание родителей

32,1

Конкурентоспособность специалиста на рынке труда

29,4

Именно к ней есть способности

21,5

Такая специальность у моих родителей

3,4

Низкая стоимость обучения

2,7

Другое

1,8

Относительное большинство первокурсников при выборе специальности ориентировались на «интерес к специальности» (69,7 %), советы близких людей и родителей (42,5 %), «конкурентоспособность специалиста на рынке труда» (29,4 %) и, как следствие, – связанное с ней «материальное благополучие» (37,3 %). Первые три критерия составляют основные требования, предъявляемые абитуриентами к специальности. Остальные критерии по уровню значимости существенно уступают первым. Таким образом, по мнению респондентов, получаемая профессия должна быть не только интересной, но и хорошо оплачиваемой.

Вывод: очевидно, что ориентация потенциальных абитуриентов исключительно на внешние факторы выбора вуза и/или на факторы, не связанные с выбором образовательной/профессиональной траектории, приводит к потерям на уровнях личности, социального института и общества в целом.

На личностном уровне это ведет к «профессиональному разочарованию», потерянным времени и финансам. На уровне конкретного социального института (вуза) оборачивается потерей вузом «своего» абитуриента, возможным снижением престижа конкретного вуза и высшего образования в целом. На уровне общества речь идет о бесполезном использовании государством денег, безработице, нехватке квалифицированных кадров.

На втором этапе исследования, на примере студентов первого курса специальности управления персоналом, автором был проведен мониторинг успешности обучения по модульно-рейтинговой системе для дальнейшего наблюдения за первокурсниками всех специальностей.

Цель исследования - проанализировать мотивы выбора специальности управление персоналом студентами и выявить взаимосвязь мотивов выбора с успешностью обучения.

В данном исследовании участвовали респонденты – две группы студентов первокурсников СибАГС специальности управление персоналом в количестве - 44 человек, это 91% выборки.

Респондентам была представлена анкета, в которой нужно было выбрать их мотивы выбора специальности управление персоналом из возможных вариантов ответов.


Табл. 3. Факторы выбора студентами специальности управление персоналом, в %.

Мотивы выбора профессии

Процент выбора

Преобладает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия

44,0

Преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний

36,9


Привлекает материальное благополучие, желание заработать

19,1

Вывод по анализу результатов: мотивы выбора специальности управление персоналом, в целом, подтверждает картину, сложившуюся в СибАГС в выборе специальности первокурсниками всех специальностей. Первокурсники при выборе специальности были ориентированы на внешние и личностные факторы. Личностные факторы преобладают. А именно: желание приносить пользу людям, возможность проявить самостоятельность в работе и стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

Респондентам предлагалось также ответить на вопросы о среднем балле по итогам двух сессий, уровне успешности обучения, по их мнению, и интересу к специальности.

По результатам ответов удалось выяснить, что средний балл за две первые сессии равняется – 4,1.

И в среднем, уровень успешности своего обучения оценивается студентами как – хороший.

Интерес к специальности проявляет 68% респондентов.

Сменить специальность хотели бы 19% респондентов.

Автором был проведен анализ, направленный на выявление взаимосвязи достаточно объективного выбора специальности по мотивам стремления к творческой работе, интереса к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия, и высокого процента успешного обучения и стабильного интереса к будущей профессии.


Табл. 4. Взаимосвязь мотивов выбора специальности, преобладающих у респондентов, и их средним баллом по итогам двух сессий.

Мотивы выбора специальности

Средний балл

Преобладает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия

4,5

Преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний

4,0

Привлекает материальное благополучие, желание заработать

3,8

Вывод: взаимосвязь между объективно выбранной специальностью, интересом проявленным к специальности и стремлением к получению хороших отметок есть. Чем выше интерес студента к выбранной специальности – тем лучше он учится.

Автор продолжит исследование на выборке студентов всех специальностей и представит итоговые результаты на МНСК –2012 в апреле 2012 года.

На основе проведенного анализа автором сделаны предварительные выводы:



  1. Поскольку в выборке участвовали респонденты всех трех факультетов СибАГС, в равных долях, то мотивы выбора специальности перекликаются с мотивами выбора вуза, и как следствие, выводы по исследованию могут быть применены и к специальности, и к вузу в целом.

  2. В работе были использованы различные методы, а также несколько вариантов анкет, что дает более точный результат.

  3. В процессе исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена, т.е. при более объективном выборе специальности по мотивам стремления к творческой работе, интересу к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия, был выявлен высокий процент успешности обучения и присутствие стабильного интереса к будущей профессии.

Одновременно, исследование позволило выявить следующие недостатки:

  1. Проведенное исследование показало, что студенты при выборе специальности ориентированы, прежде всего, на суждения близких людей, перечень вступительных экзаменов, и престижность профессии.

  2. Профориентационная работа в школах и вузах если и ведется, то недостаточно системно и носит фрагментарный характер.

  3. Ориентация потенциальных абитуриентов исключительно на внешние факторы выбора вуза и/или на факторы, не связанные с выбором образовательной/профессиональной траектории, приводит к потерям на уровнях личности, социального института и общества в целом, на личностном уровне это ведет к «профессиональному разочарованию», потерянным времени и деньгам.

  4. На уровне конкретного социального института (вуза) оборачивается потерей вуза «своего» абитуриента, возможным снижением престижа конкретного вуза и высшего образования в целом.

  5. На уровне общества речь идет о бесполезном использовании государством денег, безработице, нехватке квалифицированных кадров.

Автором исследования разработаны следующие рекомендации:

Решить вышеназванные проблемы, может хотя бы частично целенаправленная профориентационная работа в первую очередь, в школах с будущими абитуриентами. Главной задачей школы становится выявление конкретного потребителя образовательных услуг, предоставляемых вузом для того, чтобы увеличить приток талантливых студентов, которые выбрали специальность исходя из личностной направленности, своих способностей и возможностей.

Автор дает рекомендации по решению проблем на трех уровнях – государства, на уровне вуза и школы:

1.На уровне государства необходимо:

а) организовать в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса, вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.

б) публиковать рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.

в) должна проводиться постоянная профориентационная работа центров занятости населения.

2. На уровне вуза необходимо:

а) организовывать профориентацию «на себя», это та работа, которая проводится вузом.

б) издавать в вузах справочную литературу: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории вуза, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте студентов.

в) создавать в вузах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов, которые формируют профессиональную направленность.

3. На уровне школы:

а) в старших классах — проводить вечера встреч со специалистами.

б) вести беседы о профессиях,

в) организовывать посещения школьниками предприятий и учреждений.

г) проводить занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - системе первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.

Профориентационная работа важна, потому как стране нужны талантливые специалисты, в том числе и в области управления персоналом. Именно от грамотной организации, правильного управления производством зависит успех любого предприятия. А успех — значит прибыль, расширение организации, и, как следствие, новые рабочие места. Государству, вузам, школам необходимо проводить профориентационную работу, для того, чтобы будущие абитуриенты знали, в чем именно они талантливы и подбирали специальность исходя из своих возможностей, интересов и способностей. Как следствие, правильно выбранная специальность ведет к высокому уровню успешности обучения студентов, а дальше – к формированию грамотного во всех отношениях специалиста, который принесет пользу экономике страны.
Список литературы


  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание , 1991.- 78 с.

  2. Голомшток А.Е. Карта интересов. - М.: Генезис, 1987, 95 с.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ, 2002 г. – 400 с.

  5. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 287 с.

  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Модэк, 1996. - 256 с.

  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: МПСИ, 2002 г. - 400 с.

  8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2005. - 208 с.

Приложение 1.

Анкета студента

Уважаемые студенты! С целью изучения мотивов выбора специальности Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Выберите, пожалуйста, из перечисленных мотивов те, которые больше других отвечают Вашей личной точке зрения; на листе ответов напротив цифры вопроса поставьте (+), если данный мотив значим, и (-), если не имеет значения. Анкета анонимна, данные будут использованы в обобщенном виде.

Прочтите внимательно вопросы анкеты и определите для себя насколько важны при выборе профессии:

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует твоим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделал, свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Меня привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, которая истребует длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

25. Ответьте, пожалуйста, нравится ли Вам выбранная специальность:

а) Нравится

б) Не нравится

в) Затрудняюсь ответить

26. Если Вам не нравится специальность, хотели бы Вы ее поменять:

а) Да

б) Нет


в) Затрудняюсь ответить

27. Как вы оцениваете уровень степень успешности своего обучения:

а) Отлично

б) Хорошо

в) Удовлетворительно

г) Неудовлетворительно

28. По итогам двух сессий укажите, пожалуйста, Ваш средний балл____

29. Пожалуйста, немного о себе:

Ваша специальность__________________________________________

Ваш пол:___М / Ж­­

Ваш возраст__ 16-17 18-19_________

Спасибо за участие!




1 Голомшток А.Е. Карта интересов. - М.: Генезис, 1987, с.21.

2 Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, с. 4.

3 Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2005, с.14.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница