«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»



Скачать 40,55 Kb.
Дата05.11.2021
Размер40,55 Kb.
#174578
ТипУрок
Связанные:
Мотивация учебной деятельности учеников на уроках математики



«Мотивация учебной деятельности учащихся

на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, поэтому на уроках используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.



Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:

  1. Апелляция к жизненному опыту детей.

- При повторении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» известен старинный прием с «долгом» (отрицательные числа) и «налом» (положительные числа).

- При повторении темы «Проценты» можно взять такую задачу: Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет или «Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?»



  1. Создание проблемной ситуации.

В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы.

- Пример: 2 х 2 = 5.

Доказательство:

Имеем числовое тождество 4:4=5:5.

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1).

Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…

- Задача о треугольнике.

Дан прямоугольный треугольник 13×5 клеток, составленный из 4 частей. После перестановки частей при визуальном сохранении изначальных пропорций появляется дополнительная, не занятая ни одной частью, клетка.



Разгадка простая: первый треугольник немного "вогнут", а второй - слегка выпуклый.



  1. Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Для развития сообразительности можно проводить упражнения со спичками, заполнения магического квадрата, уместны задачи на «разрезание» и «склеивание».

- Задание 20 ЕГЭ по математике базовый уровень.

На палке от­ме­че­ны по­пе­реч­ные линии крас­но­го, жёлтого и зелёного цвета. Если рас­пи­лить палку по крас­ным ли­ни­ям, по­лу­чит­ся 15 кус­ков, если по жёлтым — 5 кус­ков, а если по зелёным — 7 кус­ков. Сколь­ко кус­ков по­лу­чит­ся, если рас­пи­лить палку по ли­ни­ям всех трёх цве­тов?



  1. Элементы занимательности

- Например, при решении линейных уравнений используется прием «разведчика»: при переходе границы («=») необходимо сменить форму (знак) на чужую.

- Метод бабочки для сложения и вычитания обыкновенных дробей.





- Интересные истории о математике:

В 12 классе при изучении темы «Объемы тел вращения» предлагается задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
«Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.

- Ассоциации вместо правил. Например, Тригонометрия на ладони в 8 классе.



  1. Кроссворды, сканворды, ребусы и т.п.



Перечисленные приёмы и методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы ученияэмоций и интереса.

Какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе».



  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.


Скачать 40,55 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница