Мотивация как средство повышения познавательной деятельности школьников в рамках учебного процесса



Дата02.06.2016
Размер35 Kb.
МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Бессонова Р.С. - молодой учитель,

член Совета Ассоциации молодых учителей г.Липецка,

МОУ СОШ №20

Одной из главных задач общеобразовательного учреждения на современном этапе развития общества является пере­ход от образования, где знания выступают только лишь как средство достижения материального благополучия, к инновационному типу образования, цель которого заключается в создании для школьника всех необходимых условий, в которых его личность могла бы развивать свои потенциальные возможности. Современного компетентного специалиста характеризуют как высокий интеллектуаль­ный уровень, так и развитые на высоком уровне творческие способности. Что касается интеллектуальных возможностей, то они во многом определяются приблизительно в равной степени как генотипом, так и фенотипом, а творческий потенциал в основном формируется в процессе обучения.

Творчество - это состояние личности, при котором она способна к выхо­ду за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной дея­тельности [ 1 ]. Основу творчества всегда составляет противоречие между уровнем развития личности учащегося и его активным позна­вательным интересом. Главной задачей компетентного, квалифицированного педагога по развитию творческих способностей учащихся является активизация познава­тельных интересов и формирование внутренней мотивации ребенка.

Одним из основных способов раскрытия творческих возможностей учащихся является стиму­лирование "художника", который всегда живет в каждом ребенке. Задача каждого учителя заключается в том, чтобы направить «художественное» творчество в нужное русло, и тем самым активизировать рост творческого потенциала каждого учащегося, т.е. мотивировать ребенка на выполнение акта познания.

Для того чтобы достичь более высоких результатов развития личности, т.е. сформировать у ученика направленность на достижение успехов, как в учебной деятельности, так и в любом важном для человека деле, требуется внесение изменений в образовательный процесс. Особенно важной является направленность всех вводимых инноваций на реализацию общей идеи общеобразовательного учреждения.

При выборе содержания инновационных изменений с целью повышения уровня мотивации школьников следует тщательно руководствоваться основными принципами организации учебно-воспитательного процесса в ОУ [ 2 ]:




  1. Принцип дифференциации содержания школьного обра­зования. Она касается не только содер­жания образования, но и уровня усвоения знаний. Дифференцированными должны быть и требования, предъявляемые к учащимся, предоставляющие им возможность усваивать на допустимом уровне обобщенные способы ориентаций и действий в некотором классе задач, принадлежащих определенной области знаний, с целью достижения ситуации успеха каждым школьником в процессе обучения.

  2. Принцип развития самостоятельности и ответственности школьников за свои успехи и неудачи. Постоянное стремление к самосто­ятельности и личной ответственности является признаком человека с развитой потребностью в достижениях. Чем больше поощряется их самостоятель­ность, тем более успешными в жизни становятся учащиеся.

  3. Принцип поощрения усилий, направленных на улучшение результатов в учебной деятельности. Таким образом, формируется положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Принцип поощрения также препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как по­будительной причины учения и любой другой деятельности.

  4. Принцип форми­рования самостоятельной оценочной деятельности школьника при отсутствии жесткого авторитарного контроля учителя с системе оценивания знаний, умений, навыков. Данный принцип позволяет сформировать устойчивую и объективную самооценку своих действий; предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха неудачи и бо­язни ошибиться, комплекса неполноценности.

  5. Принцип привлекательности для школьника прогресса учебной и др. деятельности. Данный принцип должен гарантировать достижение каждым учащимся более высоких результатов в учебной деятельности, т.к. результаты обучения тесным об­разом связаны с включенностью школьника в процесс обучения, поэтому важно, чтобы последний был интересен и сам являлся основным мотивационным фактором, позволяющим усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности школьников в учебную деятель­ность и таким образом повысить ее результаты.

  6. Принцип развития во всех учащихся волевых качеств путем включения в по­сильную, но достаточно трудную деятельность. В рамках этого принципа должны быть созданы реальные условия, способствующие активному протеканию процессов самоактуализации и самореализации личности учащихся путем решения посильных трудностей, при этом он должен избавлять учащихся от психической и физиологической перегрузок [ 3 ]. Неумение преодолевать препятствия мешает достижению успеха и понижает желания продолжать учебную деятельность. Для создания ситуации успешности, каждый учащийся должен быть готов ко всему, к преодолению для достижения целей самых разных трудностей.

  7. Принцип ориентации преподавателей на высокие научные и профессиональные достижения. Научная актуальность заключается в том, чтобы содержание ведущих тем учебных курсов адекватно отражало современные достижения в соответствующих отраслях науки, при этом следует обращать внимание всегда на тот факт, что слова о достижениях в устах учителя-неудачника или равнодушного к профессиональным ус­пехам человека звучат неискренне. Учитель, должен быть сам всегда ориентирован на до­стижения, являться примером для учащихся и доказательством со­стоятельности всех методов его работы.

Становится очевидным, для поднятия мотивации достижений учащихся в рамках учебной деятельности необходима перестройка всего учебного про­цесса, т.е. требуется перевод обучения на постоянную деятельностную основу, где учитель является орга­низатором самостоятельной деятельности учащихся, а учащиеся сами учатся и затем, с помощью полученных знаний, творчески могут подходить к решению проблемных ситуаций, связанных с областью применения современных научных знаний.



Литература:


  1. Прохоров А.А., Крипулевич А.Ю. Стимулирование творчества будущего специалиста. - Формирование профессиональной культуры специалистов ХХI века в техническом университете. Труды 7-й Международной научно – практической конференции – СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2007. – С. 200 – 201.

  2. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.

  3. Бессонов Р.В., Околелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс. // Педагогика. - № 7, 2006. – С. 23-29.

Каталог: amu
amu -> Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности
amu -> Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума
amu -> Занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»
amu -> Е. А. Тарлаков I. Общие положения
amu -> Ю. Б. Рюриков мед и яд любви
amu -> Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики
amu -> Академия молодой семьи 1 группа – молодые семьи с детьми
amu -> Виталий Амутных Всю жизнь в травести, не с кем время провести… Трагедия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница