Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха



Скачать 41,55 Kb.
страница1/2
Дата02.07.2022
Размер41,55 Kb.
#154840
  1   2

Короткова В.А., педагог-психолог
МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска



Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха


«Мотивация к достижению успеха вырабатывается под воздействием преимуществ и поощрений. Мотивация к избеганию неудач вырабатывается под воздействием наказаний»
(Дэвид Макклелланд, американский психолог)


В психологии создана и детально разработана теория мотивации в различных видах деятельности.
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и избегания неудачи, различается следующим образом. Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Они малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.
Руководствуясь в своём поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело. Здесь работает принцип «не думайте о белой обезьяне»: вы вынуждены о ней думать, чтобы о ней не думать. Парадоксально? Но факт.
Наконец, концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось. Убегать-то от чего — это понятно, но вот — к чему?.. Забывая поставить себе цель, человек сам бежит, не зная куда. Как говорится, «нам никто не может помешать идти к нашей цели, потому что мы сами не знаем, куда идём». А без чётких целей — куда бы человек ни пришёл — он вряд ли останется довольным. Убегая от тигра, можно, не заметно для себя, оказаться в яме или в глухом лесу, еще более опасном, чем сам тигр.
Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, - падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу - избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращается. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

Существует много фраз, которые позволяют не только выразить свою любовь к детям, но и мотивировать их на успех! Хвалите ребёнка обязательно! Хвалите ребёнка разными словами. По мнению психологов, фраза, которую часто (именно часто!) повторяют родители, бабушки и дедушки, становится обезличенной и обесценивается. Ребёнок интуитивно, подсознанием понимает, что это сказано не от сердца, а практически автоматически получается не похвала, а что-то сказанное между делом.





  1. Ты у меня молодчина!

  2. Это как раз то, что тебе нужно.

  3. Не отступай!

  4. Ещё один рывок - и все получится!

  5. Я счастлива, что у меня есть ты!

  6. Бывают в жизни неприятности, но я с тобой!

  7. Поздравляю с победой!

  8. Отлично!

  9. Я тобой горжусь!

  10. Ты самый лучший!

  11. Всё просто замечательно.

  12. Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.

  13. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.

  14. Это тебе по силам!

  15. У тебя впереди блестящее будущее!

  16. Ты такой внимательный.

  17. Помни, родной, я всегда с тобой рядом!

  18. Ты - лучшее, что есть во мне.

  19. У тебя всё получится! Я в тебя верю!

  20. Спи, мой сладкий! Завтра будет новый хороший день!




Каталог: media -> sub
sub -> Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
sub -> Образовательная программа для детей с овз ( вариант 1) Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью
sub -> Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе viii вида
sub -> Использование опорных сигналов на уроках в начальной школе
sub -> Рабочая программа курса «Занимательная математика»
sub -> Программа повышения квалификации педагогов
sub -> Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство» 4 класс Выпускник научится

Скачать 41,55 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница