Мотивация и организация учебно исследовательской деятельности



Скачать 65.71 Kb.
Дата01.06.2016
Размер65.71 Kb.
Кузнецов В.Ф., преподаватель МАОУ МУК

МОТИВАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Мотивация

1.Немотивированные к труду учащиеся выполняют свои обязанности в минимальном объеме – в результате страдает качество обучения. Один из секретов состоит в том, чтобы стимулировать учеников на нужное трудовое поведение и вселить в них энтузиазм.

2.Мотив – совокупность внутренних побуждений к активности, основанных на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях и др.

3. Задача преподавателя сводится к тому, чтобы привести стимулирование учащихся


Стимулирование представляет трудности для преподавателей, поскольку система охватывает всех учащихся, но учащиеся отличаются друг от друга по своим многочисленным личностным характеристикам и человеческим качествам, являются живыми, т. е. постоянно изменяющимися системами, живущими в непостоянной среде.

Отношение к труду – можно судить по объективным и субъективным показателям.

К объективным относятся: степень ответственности, добросовестности, инициативы, дисциплинированности, которые можно определить по количеству и качеству выполняемой работы.

Субъективным показателем отношения к труду обычно выступает степень удовлетворенности работой и такими факторами, как оценка, организация, условия труда, взаимоотношения с учителем и одноклассниками.

Высшая степень удовлетворенности – гордость за свой труд.

2. Организация и содержание труда как фактор мотивации

Организация (проектирование) труда – это использование теорий мотивации, которое приводит к повышению производительности и удовлетворенности учащихся.

Упрощение труда – это повышение эффективности (экономия затрат) за счет сокращения числа заданий, которые должен выполнять ученик. Планируемые задания должны быть простыми, повторяющимися и стандартизированными.

Расширение труда предполагает соединение ряда заданий в одно новое и более объемное. Это позволяет устранить неудовлетворенность трудом из-за излишней простоты труда. Вместо одного учащемуся поручаются три или четыре задания и предоставляется больше времени на их выполнение. Расширение труда обеспечивает разнообразие работы, повышает ее интерес и сложность в глазах сотрудника.

Обогащение труда предполагает не изменение количества и частоты смены заданий, а привнесение в работу мотиваторов высокого уровня, включая ответственность, признание, возможности роста, обучения и достижений.
3. Учебно-исследовательская деятельность

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика.

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Перед тем, как начинать с учениками исследования, необходимо четко поставить цели и задачи.

Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления.

С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность учащихся – это относительно самостоятельное изучение, как бы учащийся ни старался изучать, исследовать проблему самостоятельно, его всегда будет курировать учитель, направлять в нужное русло, подсказывать, но не решать за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором.

Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

- контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Учебные исследования можно разделить на три группы:

1.Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету.

2.Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей.

3.Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей.
2.   Форма организации учебно-исследовательской работы обучающихся

Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п..

Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

1) Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

2) Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учеников.

3) Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях.

4) Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта.

Далее индивидуальную работу с учениками необходимо разделить на этапы:

1) Организационное собрание, на котором рассказывается об учебно-исследовательской деятельности.

2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы.

3) Занятия по специальному курсу «Электротехнические работы».

4) Окончательное согласование «руководитель-ученик-исследователь»; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования.

5) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального курса.

6) Продолжение занятий специального курса «Электротехнические работы» и параллельная работа над учебно-исследовательской работой.

7) Апробация работ – обсуждение результатов учебно-исследовательских работ на занятиях специального курса.

8) Защита учебно-исследовательских работ.

9) Итоговая конференция по результатам работы.

Заключение

Роль и значение учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения технологии состоит в том, что с их помощью в значительной мере решаются проблемы формирования общественного сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися технологических процессов и явлений.



Поставленные нами цель и задачи: определить понятие, сущность, виды; рассмотреть формы и опыт организации учебно-исследовательской работы учащихся на уроках технологии были достигнуты в полной мере.

Учащиеся убеждаются в том, что: для выработки собственной позиции по актуальным общественным, проблемам важно обладать широкой и разносторонней информацией, знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной проблеме точки зрения; собирать информацию помогает использование научных методов исследования в технологии (наблюдение, прогнозирование, статистика, моделирование и так далее); необходимо так же правильно интерпретировать полученные данные и делать выводы.
Каталог: muk -> news
muk -> Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения»
muk -> Внимание, его виды и свойства
muk -> Режим, его значение в жизни ребенка. Особенности организации режима в разных возрастных группах
muk -> Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Понятия «эстетическое воспитание» И«эстетическое развитие»
muk -> 1. Методы исследования в социальной работе
muk -> Саморегуляция эмоционального состояния
muk -> Лекция №4,5 Теории происхождения человека (тпч) план: История представлений о возникновении жизни
muk -> 1 Сущность и функции делового общения 2 Способы эффективного взаимодействия при ведении деловых переговоров, решении групповых задач в конфликтной ситуации
muk -> Уважаемая Марина Борисовна! Во исполнение Приказа №303 от 27. 04. 2012 г. «Об участии в городской антинаркотической акции «Мы выбираем будущее» предоставляем Вам отчет
news -> Педагогика сотрудничества как главный способ саморазвития, самовоспитания, самореализации обучающихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница