Морозова С,А. О некоторых особенностях формирования профессиональной компетентности музыканта в среднем профессиональном образовании



Скачать 78,41 Kb.
Дата13.02.2016
Размер78,41 Kb.
#1570
Морозова С,А.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТА В

СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе реформирования российского образования перед профессиональным образованием в целом и музыкально-педагогическим образованием, в частности, остро стоит задача повышения его качества, предполагающая высокий уровень профессиональной культуры выпускников, соответствие их профессиональных качеств требованиям общества. Однако, на сегодняшний день качество преподавания в сфере музыкального образования не всегда соответствует требованиям государства, ценностным запросам социума и уровню инновационно-образовательных разработок, поэтому проблема профессионализма и определения компетентности педагога-музыканта остается весьма актуальной.

В научной литературе принято различать понятия «компетентность» и «компетенция». А.В. Хуторской, применительно к общему образованию, трактует эти понятия так: «Компетенция - социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере» [6,115].

По мнению Н.М. Борытко, компетенция - это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; а компетентность — это степень соответствия этому требованию, уровень освоения компетенции, характеристика личности человека. Следовательно, подвергается диагностике компетентность, а нормативной моделью для диагностирования является система компетенций [1, 65].

В педагогике музыкального образования проблема компетентностного подхода остается не до конца изученной. Это обусловлено тем, что структура компетентности музыканта определяется спецификой профессиональной деятельности, которая во всех ее проявлениях — исполнительской или музыкально-педагогической - является, прежде всего, творческой деятельностью, и характеризуется многоаспектностью, неповторимостью по способу осуществления и результату, оригинальностью и индивидуальной уникальностью.

Исходя из специфики музыкально-творческой деятельности, основу


профессиональной компетентности, по мнению Е.Р. Сизовой, составляют
музыкально-слуховая, музыкально-грамматическая, музыкально-

исполнительская, музыкально-педагогическая компетентности [5]. Каждая из них, в свою очередь, состоит из компонентов: личностный, когнитивный, музыкально-деятельностный, социально-коммуникативный.

Формирование профессиональной компетентности музыканта имеет ряд трудностей. Во-первых, подготовка музыканта - это многоступенчатый процесс постепенного продвижения к необходимому уровню мастерства. «Каждый следующий уровень исполнительского мастерства подразумевает не только постоянное совершенствование, но и повышение интенсивности подготовки,

137движение от простого к все более сложному репертуару. Если этого совершенствования нет, то начинается регресс, остановить который гораздо труднее, чем предотвратить», - пишет О. В. Грибкова [2]. Все, чего может достигнуть музыкант в области профессиональной деятельности, базируется на строго логичном следовании по пути усложнения задач (слуховых, эмоциональных, композиционных, логико-аналитических и др.).

Во-вторых, это личностный характер передачи мастерства - «из рук в руки», при котором имеют значение индивидуальные специальные способности обучаемого и педагогические качества преподавателя. Индивидуальные специальные способности или талант - явление сложное и многокомпонентное, подразумевающее особые свойства мышления, особый стиль -деятельности и целый комплекс личностных качеств неинтеллектуального происхождения: мотивы и потребности, особенности и склонности души, а также интересы и ценности. Д. К. Кирнарская выделяет в музыкальных способностях три группы компонентов: интеллектуальную (способности и !<}), творческую (близкая креативности), эмоциональную (мотивация, особенности души) [3, 22]. Наличие и скорость развития этих способностей определяют обучаемость ученика, темп его продвижения в освоении знаний и формировании умений (отсутствие напряжения и утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Данные положения являются константами, сохраняющими свое значение на протяжении всего периода существования профессии музыканта, они определяют форму индивидуального обучения, как наиболее продуктивную в подготовке специалистов. Таким образом, для реализации компетентностного подхода в подготовке высококвалифицированного специалиста-музыканта методологической основой является личностно-ориентированный подход не только для индивидуальных уроков, но и в условиях групповых занятий музыкально-теоретического цикла. Именно в процессе освоения их содержания происходит активное формирование музыкально-слуховой и музыкально-грамматической компетентностей.

Красноярский краевой колледж культуры и искусства г.Минусинска готовит
различных специалистов музыкантов-исполнителей, музыкантов-

преподавателей, руководителей и участников творческих коллективов. Автор статьи ведет занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам: «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ», «Музыкальная литература и народное творчество». Проблема, с которой мы столкнулись, различный уровень начальной музыкальной подготовки поступающих в колледж (от 2-3 классов музыкальной школы до полного курса детской школы искусств). И если на интенсивных индивидуальных занятиях со студентом все же возможно его продвижение к необходимому уровню мастерства, то в условиях групповых занятий восполнение у него пробелов в обучении и активное развитие музыкального слуха, как важнейшей составляющей специальных профессиональных способностей музыканта, существенно затрудняется.

Решением данной проблемы явилось моделирование и внедрение в преподавание теоретических дисциплин индивидуальной образовательной траектории студентов. Мы рассматриваем данное понятие как проявление

138


индивидуальной формы и содержания учебной деятельности каждого обучающегося, зависящих от его возможностей (способностей и первоначального уровня подготовки), мотивации и способности к обучению. Моделирование и реализация индивидуальной образовательной траектории осуществляется в сотрудничестве педагога и студентов на основании результатов диагностирования их личностных учебных возможностей, после чего внутри группы формируются подгруппы, и моделируется образовательная траектория сначала для каждой подгруппы (индивидуализированные задания, адекватные потенциальным возможностям обучаемых), затем - для каждого студента.

Например, на занятиях «Сольфеджио» при написании мелодического диктанта, подгруппы могут быть ориентированы на фиксацию интонационной или метро-ритмической основы звучащего музыкального фрагмента. В процессе обучения каждый студент на основании промежуточных результатов, демонстрирующих темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, может переходить в подгруппу с более высоким или более низким уровнем обученное™, или в подгруппу, формирующую другие навыки. СР.Сакаева, с которой мы солидарны, подчеркивает, что осуществление индивидуального подхода в групповых занятиях позволит:

а) определить стартовые возможности каждого студента с целью
дальнейшего планирования объема содержания, посильного для каждого
обучающегося, при этом, не замедляя темпа развития сильных студентов;

б) у каждого обучающегося выявить формы работы, вызывающие


затруднения, и, соответственно, создать комплекс заданий, формирующих
необходимую профессиональную компетенцию;

в) со временем нивелировать разницу между образовательными уровнями


студентов |"4]

Таким образом, внедрение индивидуальной образовательной траектории позволит реализовать принцип личностной ориентации через создание условий, способствующих достижению студентами с разными образовательными возможностями профессиональной компетентности.



Литература:

  1. Борытко. Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ.
    высш. учеб, заведений / Н.М. Борытко / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -
    М: Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.

  2. Грибкова, О.В. Роль компетентностного подхода в становлении
    профессиональной культуры педагога-музыканта / О.В. Грибкова // Среднее
    профессиональное образование — 2010. — № 8.-С. 14-15.

  3. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные
    способности / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с.

  4. Сакаева. С.Р. Индивидуальный подход к учащемуся в условиях групповых
    занятий. На материале курса сольфеджио: автореф. дис. .. .канд. пед. наук / С.Р. Сакаева. -
    Москва. 2005.-25 с.

  5. Сизова, Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта:
    структура, содержание, методы развития / Е.Р. Сизова // Высш. образование сегодня -
    2007.-Х» П.-С. 36-39.

  6. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской //
    Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 107-114.

139
Каталог: images -> stories -> Document
Document -> Основы психолингвистики и теории коммуникации
Document -> Права и обязанности родителей
Document -> Программа вступительных испытаний творческой профессиональной направленности
Document -> Информация по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при получении подарков лицами, замещающими муниципальные должности и муниципальными служащими
Document -> Язык и культура
Document -> В. Вилюнас Психология развития мотивации

Скачать 78,41 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница