Можно ли использовать теории развития коллектива А. С. Макаренко в современной образовательной организации?



Скачать 36,41 Kb.
Дата31.07.2022
Размер36,41 Kb.
#174021

Можно ли использовать теории развития коллектива А.С. Макаренко в современной образовательной организации?
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников. Особое внимание педагог уделял дисциплине в коллективе. Дисциплину он определял, как «форму нашего политического и нравственного благополучия»1
А. Макаренко отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив – главная задача воспитательной работы».
К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.
Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А. Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:
Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.
Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.
Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.
Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А. Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная. По разным источникам исследований только 20-30% выпускников детских домов находят свое место в обществе, остальные погрязают в преступности, алкоголизме и наркомании.
Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»
Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?
В поселке Рефтинский существует СПТУ-1 закрытого типа, где живут и обучаются малолетние преступники, которые в силу своего возраста не попали в детские воспитательные колонии. До недавнего времени, директор спец. училища Хуторной Владимир Николаевич (кстати, награжденный за педагогический труд медалью Макаренко) на протяжении 27 лет, пока руководил училищем, изучал и достаточно успешно воплощал в жизнь теорию и методы А. Макаренко.
При чем Владимир Николаевич использовал как педагогические методы воспитания Макаренко, так и методы управления достаточно большим коллективом «трудных» подростков. Например, в училище существовал отрядный метод формирования коллектива по производственному принципу, существовали органы самоуправления отрядами, на основе жесткой дисциплины были свои традиции и правила. Воспитанники училища наряду с производственным обучением в рамках программы, занимались строительством и благоустройством самого училища и летнего лагеря, естественно под присмотром и руководством опытных мастеров и воспитателей.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при должном подходе теорию менеджмента А. Макаренко можно внедрять в наше время. Несомненно, опираясь на современные принципы гуманизма.

В статье использовались источники:



  1. Беляев В.И., Педагогика А.С. Макаренко и современность // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №3

  2. А.С. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса // http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm

  3. Сборник педагогических статей, размышлений и рекомендаций Хуторного В.Н. Составитель Е.Л. Бузмакова, старший методист Рефтинского спец. ПТУ/ - Рефтинское СПТУ закрытого типа №1. Методическая служба, 2012

Материалы с сайтов:


https://i-рp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Pedagogicheskaya%20sistema%20A.S.%20Makarenko.php

http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm


https://works.doklad.ru/view/ETRfh733Kck.html


1 А.С. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса // URL - http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm

Каталог: sites -> default -> files -> krug stol
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
krug stol -> Характеристика основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики

Скачать 36,41 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница