Мой крестный отец Александр Предисловие



страница1/4
Дата16.02.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4
Галина Преображенская,

член Союза журналистов России


Мой крестный отец Александр
Предисловие
Господи, благослови!

Об отце Александре писать всегда было ответственно, сложно, но интересно. Общаясь с ним, человек всегда чему-то учился - по крупицам приобретал бесценные духовные дары.

Его неординарная личность никогда не умещалась в какие-либо привычные рамки. Очень хорошо о батюшке сказал на панихиде протоиерей Василий Буглаков:

- У отца Александра очень много заслуг и достоинств. Это драгоценный камень: как ни поверни его - сияет талант, данный Богом... Он оставил после себя незабываемые плоды своих трудов.

Вторит ему протоиерей Николай Бурдин:

- Отец Александр – это целая эпоха, это биография церкви. Это настоящий священник.

Он для всех стал всем. Однако при всей своей внешней доступности, простоте и доброжелательности, батюшка так полностью перед нами и не раскрылся, и в потайные уголки своей прекрасной души никого не пустил.

Известно главное: он занимался тем, что нужнее всего было человеку – вера в Бога. Не размышляя о своем выживании, батюшка всю свою жизнь боролся с гонениями на христиан, с безбожием. Отец Александр, как сказал протоиерей Николай Бурдин, работал за сотню священников.

Еще при жизни отца Александра автором этих строк (в силу определенных обстоятельств) было дано до безумия дерзкое обещание батюшке написать о нем после его смерти «лучше, чем прежде» (о чем он никогда не просил и в чем не нуждался).

Сегодня жесткие уроки жизни уже получены, выводы делаются. Стоило только автору этого обещания попытаться приступить к работе, начались

всякие искушения. Наступило уныние, пришли слезы, затем окаменение и неспособность думать.

Помог добрый пастырь молитвой, советами: читать канон по отцу Александру, обращаться к Царице Небесной и к самому батюшке за помощью. Так работа тронулась с места. Однако лукавый не дремал, только и выискивал слабые звенья, чтобы уловить. Люди, безусловно любящие отца Александра, отказывались сотрудничать, высказывая разные причины. Затем выкрали часть работы, что просто выбило из строя.

Самый важный урок: смирением, постом и молитвой можно побеждать все лукавство мира сего.

За отца Александра говорят прихожане, которых он привел к Богу, и его дела: построенные храмы, возведенные часовни, открытые духовные семинарии, подготовленные им священнослужители.

Сегодня, изучая жизнь и деятельность отца Александра, мы пытаемся переосмыслить и свою жизнь в надежде, что посеянные батюшкой семена дадут добрые всходы.

Господь через дорогого нам батюшку преподал нам уроки жизни, уроки веры, уроки любви. Вся жизнь его - это завещание нам, знавшим его, любившим и любящим его и ныне, и до нашего скончания, потому что настоящая «любовь никогда не перестает», ибо эта любовь - во Христе.

Представленный здесь материал - это попытка осмыслить и обобщить воспоминания множества людей (в основном, новокузнечан) о батюшке.

Об отце Александре сегодня говорят его проповеди и беседы, а евангельские тексты, приведенные здесь, подтверждают верность его жизни Господу.

Автор выражает сердечную благодарность всем, кто принял участие в создании этого сборника воспоминаний о дорогом батюшке Александре на вечную память - нам, в назидание - потомкам.



Глава 1
«Я не умер, я живой»

12 мая 2006 г. православный Новокузнецк осиротел. По дороге из Кемерово в Новокузнецк в крупной автокатастрофе погиб мой крестный отец протоиерей Александр Иванович Пивоваров.

Из проповеди 2006 года протоиерея Александра Пивоварова:

- Как верно то, что мы все должны умереть…

Не только умирать трудно – жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит умирать изо дня в день. Умереть разом порой легче.

Вот так разом и ушел от нас батюшка. А вскоре он приснился одному из духовных чад и сказал:



- Я не умер, я живой.

Для нас он всегда живой – не может душа праведника уйти в небытие.


Первая неделя мая была очень холодной и даже шел снег. 5 мая батюшка принимал участие в освящении новой часовни в честь святого великомученика Георгия Победоносца в районе цирка. Приехали губернатор А.Г. Тулеев, Владыка Софроний, собралось много народу. Отец Александр совершал служение на улице, застудил руку, и она начала сильно болеть. Гости долго говорили, поздравляли горожан с этим торжественным событием.

6 мая – престольный праздник в храме святого великомученика Георгия при Второй городской больнице. Отец Александр служил там Литургию и произнес одну из последних своих проповедей о гонителе христиан Диоклетиане и святом великомученике Георгии, побеждающем своей верой врагов. В конце проповеди батюшка добавил: «Поскольку вы любители читать, все остальное прочтете». Это завет нам. Видеокамера запечатлела отца Александра в последний раз. Он необычайно серьезен, как никогда. Напряжен. Выражение лица уже неземное.

7 мая батюшка отслужил последнюю в своей земной жизни Божественную Литургию в любимом им последнем своем уделе – в Спасо-Преображенском соборе. Подробностей последнего служения никто не помнит. Эту Литургию батюшка служил для Господа и для себя. Вечером того же дня я позвонила отцу Александру домой – у меня умер папа. Он подсказал, что мне надо делать и через паузу добавил:

- Не надо плакать. Для умиротворения души читай Псалтирь.

Сегодня это воспринимается как завещание.

9 мая отец Александр в последний раз посетил могилки своих родителей в Новосибирске, пропел «вечную память» и простился с ними. Торопился исполнить все земные дела. Попрощался с близкими ему людьми. «Он предчувствовал встречу с Господом» – сказал Владыка Софроний.

12 мая батюшку вызвали в Епархиальное управление. Боль в застуженной и воспаленной руке все усиливалась, и на нее была наложена гипсовая повязка. Отец Александр, боясь осложнений, оделся тепло – в куртку, вязаную шапочку и поехал в свой последний путь. Этот день стоял очень жаркий, горела трава. Завеса дыма покрыла тайну его восхождения.

Отец Александр стал «нашим», «своим», «моим» для сотен и сотен людей. И вот ушел. Ушел туда, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Мне кажется, что рано ушел – еще жить бы и жить. Но Господь, как совершенный Садовник, сорвал зрелый плод в лучшем состоянии. У Бога нет ничего случайного. Отец Александр выполнил свою земную миссию и вошел в жизнь вечную, «в радость Господа своего». Десница Божия взяла его для вечности.

Нам бы вглядеться – мы бы увидели: и он нуждался в нашей помощи. Силы человеческие его ослабевали, он много болел, но мы упорно этого не замечали. Как сказал владыка Софроний, отец Александр ничего не взял с собой, даже бренное тело свое не оставил, но душу бессмертную сохранил.

Там, в Кемерово, отец Александр зашел в собор, и ему навстречу вышел из алтаря диакон с кадилом. Батюшка, улыбаясь ему, говорит:

- А-а, вот он идёт меня отпевать.

- Что вы говорите, отец Александр, я иду по своим делам, - сказал, смутившись, диакон.

- Не-ет, ты идешь меня отпева-а-ать.

Отец Александр, как праведник и исповедник, несомненно, предощущал свою кончину. Прощаясь с кемеровчанами, он был особо ласков. На складе, получая товары для собора, сказал: «Ну, я уж последний раз вас беспокою».

-«Да что Вы, батюшка, какое беспокойство».
На занятиях по изучению Священного Писания и службах батюшка не раз повторял строки из Послания к евреям:

- Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Эти слова в равной мере могут быть отнесены к дорогому нашему батюшке Александру.

Преподобный Ефрем Сирин говорил:



- Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь

В восприятии многих он был праведник, подвижник и исповедник. Он всю свою жизнь горел любовью к Богу и людям, горел, как свеча, и много страдал. Инокине Александре он сказал, что жизнь его закончится «на огненной колеснице». Тогда это было непонятно, позже, после его кончины, слова батюшки стали реальностью.

Многие думают: почему отцу Александру, который две основные евангельские заповеди (любовь к Богу и любовь к ближнему) всегда стремился исполнять, была предназначена такая жестокая смерть? Господь определил ему такое избавление. Серебро и золото очищаются только огнём.

«Блаженны званые на брачную вечерю Агнца». Веруем: услыхав призыв Божественного Христа, батюшка пришел на «брачную вечерю Агнца» и вот вечеряет с Ним. Душа его блаженная, наполнившись светом и любовью, в огне преобразилась.

Протоиерей Василий Буглаков (из слова на панихиде):

- У отца Александра было очень много заслуг и достоинств. И вот такой светильник - и так погибает! Быть может, ему не хватало лишь мученического завершения жизни.

Протоиерей Николай Бурдин подтверждает:



- Отец Александр – это несомненно мученик, исповедник.

Велик сонм святых, мученически окончивших свою земную жизнь за Христа. Среди них мой крестный отец Александр. Господь предупреждал: будете ненавидимы и гонимы за имя Мое! Отец Александр был ненавидим, был гоним, и вот Спаситель избавил его от всех скорбей.

Татьяна Ивановна Реморова, сестра отца Александра:

- Сегодня за батюшку можно только радоваться, что закончились все его земные печали, и я верю – Господь сподобил его жизни вечной в селениях праведных.

Надеемся и веруем и мы, знавшие, любившие и любящие отца Александра, что Всевышний, призвавший его к Себе через мученическую кончину, соделает его участником вечной Пасхи во Царствии Своем.

Следствие установило: в задымленной от горящей травы местности одновременно загорелись три машины. Повалил черный дым так, что далеко вокруг ничего не было видно. Все убежали в поле. На тот момент никто не знал, что в горящих машинах кто-то остался – так гласят свидетельские показания.

Сегодня мы скорбим об утрате отца Александра, хотя Владыка Софроний предупреждает нас:

- Смерть - это переход в другую жизнь, и протестовать христианам против этого грешно. Надо молиться Богу о душе новопреставленного человека, а не роптать на Божию волю.

Молимся, Владыка, и все же скорбим, потому что мы осиротели.


На месте кончины отца Александра горит неугасимая лампада, а батюшка предстоит ныне у Престола Всевышнего и, взирая на нас с небес, молится за множество своих духовных чад и Богом хранимый град, ибо через отца Александра в Новокузнецке многие пришли к познанию Истины.
Глава 2
«Впереди тебя шел Христос с крестом»




«Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых».
(Откр. 2, 19)

Русь Свята – по множеству угодников Божиих, воссиявших в Земле Русской. Святые всегда были наиболее ярким выражением устремлений народа. Бесчисленный сонм новых мучеников засвидетельствовал свою верность Христу своей подвижнической жизнью. Русский народ, с несказанным терпением переносящий все свои страдания, дал неисчислимое множество подтверждений стойкости в вере.

Одним из ярких представителей славного Христова воинства, несомненно, является протоиерей Александр Пивоваров.
* * *
Как прожил свои без малого 67 лет наш батюшка? Он торопился жить, спешил созидать, так как знал: «Времени уже не будет» (Откр. 10,6). Он всю свою жизнь горел верой, как первые христиане.

Об отце Александре не раз я писала, множество бесед с ним провела. Раз в неделю я имела «гарантированную» встречу с ним во время съемок ТВ-передач. Но даже в течение почти десятка лет, которые я счастливо (теперь я это знаю!) провела, общаясь с ним, он так до конца и не раскрылся.

Сегодня, пытаясь осознать прошедшее, я перечитываю написанную им автобиографию, читаю его проповеди, беседы, смотрю фильмы с его участием и плачу: мы потеряли бесценное сокровище, чистейший бриллиант небесный.

Что же необычного в биографии нашего батюшки? Вчитываюсь. Родился 8 июня 1939 года на Алтае, в городе Бийске, в благочестивой семье. Вера в Господа была плотью и кровью этой семьи.

Протоиерей Николай Бурдин:

- Алтайская духовная миссия переродила Бийск. В этом маленьком городке в самые сложные годы гонений на веру было подготовлено около 20 священников. В их числе и протоиерей Александр Пивоваров.

С малых лет Александр приобщается святых Христовых Таин, поёт в церковном хоре и живёт в единении с Богом. В семье ежедневно читаются утренние и вечерние молитвы, жития святых - творение святителя Дмитрия Ростовского. Как пишет батюшка: «Мы выросли на традициях духовной литературы, она нас воспитала». После успешного окончания школы, он едет поступать в семинарию, но его не принимают, т.к. нет 18 лет. Из-за преследования за веру местными властями, в Бийск он не возвращается, а живёт в г. Золотоноше. Трудится псаломщиком в Никольском соборе Красногорского монастыря. Он убежден, что ему тогда было легче, чем его семье. Когда исполнилось 18 лет, Александр поступает в Одесскую духовную семинарию. Подрабатывает в семинарской библиотеке, оказывает помощь родителям деньгами, шлет посылки с фруктами и вещами. В 1960 году оканчивает семинарию по первому разряду и направляется в распоряжение Архиепископа Новосибирского и Барнаульского. У него единственное желание – служить Богу. Испытав притеснения от властей за веру в родительской семье, думает о монашестве, чтобы его семья не испытывала такие притеснения. Но Владыка Донат не благословляет его на монашеский подвиг. Он должен жениться, чтобы принять сан священника. Симпатию вызывает дочь белоэмигрантов из верующей семьи. Александр просит её руки – и получает отказ. Шаткость положения священнослужителя в обществе не позволяет ей принять его предложение.

Тогда родитель его, Иван Григорьевич Пивоваров, предлагает Александру познакомиться с племянницей отца Романа, который служит в Успенском храме г. Бийска. Очень хороший батюшка. Так Нина Погребкова становится его супругой. Венчали их после Петрова дня в Успенском храме Бийска. Посмотреть на красивую пару собралось очень много народу – семья Пивоваровых была известна в городе. Господь дал отцу Александру хорошую спутницу жизни, которая не побоялась во времена гонения на Церковь разделить все тяготы жизни семьи священника. Она с молодых лет пела в хоре Вознесенского собора г. Новосибирска, а потом и во всех храмах, где он служил. Они вместе помогали своим родителям воспитывать младших сестёр. В Красноярске с ними жила его сестра Татьяна, а в Томске - её сестра Любовь. В тяжелые годы гонений на батюшку на ней полностью лежала ответственность за воспитание детей и их образование.

17 июля в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска Архиепископ Донат рукополагает Александра во диакона, а через неделю – в день памяти святой княгини Ольги – во священника. Исполнилось его желание – он стал пастырем. До конца дней своих он особо чтил память княгини Ольги. Так с 1960 года начинается пастырское служение одного из самых ярких представителей священства Сибири – протоиерея Александра Пивоварова.

Начинает он священствовать в Покровском храме (с 1960 по 1962гг.), а позже в Троицком храме (с 1962 по 1965гг.) г. Красноярска.

В Красноярске родилась дочь Ангелина, а в Томске – сын Владимир.

- в Томске - с 1965 по 1975 гг., в Петропавловском храме подготовил около 40 кандидатов в священнослужители и построил крестильный храм; (протоиерей, благочинный Томского округа);

В 1968 году отец Александр успешно заканчивает Московскую Духовную Академию (заочно) со степенью кандидата богословия, и продолжает самозабвенно служить Богу, служить людям;

- в Новокузнецке - в 1975 г. при его настоятельстве возвели кирпичные стены Михайло-Архангельского храма;

- в Новосибирске - с 1975 по 1978 гг. он – секретарь епархиального управления;

- в Прокопьевске - с 1978 по 1979 гг. - строил Покровскую церковь;

- в Ачинске - в 1980 г. – при нем укрепили фундамент старого Казанского собора и построили крестильное помещение; (награждается орденом св. кн. Владимира III степени);

- в Новосибирске - с 1980 по 1982 гг. он вновь епархиальный секретарь;

(Заботится обеспечить приходы церковными календарями, Евангелиями и молитвословами – за это возбуждается уголовное дело);

- в Енисейске - с 1982 по 1983 гг. служит в Спасо-Преображенском соборе, ведётся ремонт храма; (взят под стражу);

- 1983 - 1986 - годы заключения, из них девять месяцев «опасный преступник» находится в тюрьме;

- в 1986 г. освобожден; начинает служить в пос. Колывань Новосибирской области, где начинает строительство храма;

- в Тобольске - с 1986 по 1992 гг. – восстанавливает Петропавловский храм и открывает с начала в нём, а потом в здании полуразрушенной тюрьмы Духовную семинарию; (награждается орденом св.кн. Владимира II степени и митрой);

- в Омске - с 1992 по 1993 гг. служит в Никольском храме;

- в Новокузнецке – с 1993 года восстанавливает Спасо-Преображенский собор (награждается правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш»).
* * *
Юный Александр мечтал быть пастырем и стал им. В нём живёт любовь к Богу и к людям, чтобы каждый плачущий утешился. Он уже знает: «никто и ничто не отлучит его от любви Божией: ни скорби, ни гонения, ни болезни, ни жизнь, ни смерть, …ибо во всем у него - Христос». До самой смерти отец Александр будет занят единым на потребу – служением Богу.

Все годы служения в советский период идет постоянная борьба за веру, за паству. Молодой священник имеет горячее желание служить Богу и людям, отдавая все свои силы укреплению Православия. В марте 1983 года благочинный православных церквей Томской области пишет председателю Совета по делам религий при Совете министров СССР Куроедову В.А. (см. Приложения):

- Началась проверка и допросы тех, кто зарегистрирован в книге записей и крестил своих детей.

Так председатели райисполкомов и уполномоченные по делам религий приходят в храмы сами или их доверенные лица и, стоя около регистратора, наблюдают и записывают, с чем приходят люди и как оформляются требы.

В Государственном архиве Томской области сохранились уникальные документы, подтверждающие исповедническое служение многих священников тех лет и, конечно же, протоиерея Александра Пивоварова (см. Приложения).

- Приходят в крестильное помещение, где мы крестим детей, или рядом с ним, когда люди ожидают крещения, проводят беседы: почему они пришли крестить, все ли здесь родители…

Без письменного согласия обоих родителей крестить ребенка не разрешалось. В противном случае наказывался священник – вплоть до запрета служить.

Нередко, как рассказывал отец Александр, умышленно подсылали провокаторов, которые, придя в храм, умоляли окрестить без росписи родителей. И когда священник соглашался – вскоре появлялся уполномоченный. Так батюшку не раз переводили на другой приход, как он говорил, «на перевоспитание», чтобы избавиться от активного священника.

Так «промывались мозги», так действовала атеистическая пропаганда.

Не случайно в своих проповедях отец Александр много говорит о Любви, о милосердном Боге, бесконечно любящем каждого, Который дает человеку все для его спасения, «только бы нам самим по неразумию своему не сопротивляться Его благой и премудрой воле». И всю свою жизнь батюшка ищет «заблудшую овцу», научая искать духовных чад своих райское блаженство в любви Христовой, в Царстве Небесном, которое «внутрь нас есть».

По словам владыки Софрония, в Томске тогда был уполномоченным по делам религий Добрынин Г.Н. - «очень тяжелый, бесчувственный человек, который говорил, что церкви нельзя строить и не будем строить. Только тогда можно будет, когда на моей ладони вырастут волосы». Его опричники ловили каждое слово отца Александра, записывали и доносили, куда следует.

Из проповеди протоиерея Александра Пивоварова:

- Господь дает необходимый набор скорбей, болезней и трудностей. И нам не надо суетиться, а надо в этом жить и оставаться верными Богу… и прославлять Бога всей своей жизнью.

Вот он, девиз батюшки: прославлять Бога всей своей жизнью. Ему это удалось. Прославлять Бога и строить храмы.

В 1974 году Добрынин направляет отчет о религиозной обстановке в Томской области в Совет Министров, председателю Совета по делам религий Куроедову В.А., копию секретарю Томского обкома КПСС Слезко П.Я.:

- Наиболее активными остаются объединения православных верующих…, которые ведут активную религиозную пропаганду и миссионерскую работу среди местного населения, используя законные и незаконные формы деятельности.

Гонители христиан, сами того не ведая, дали высокую оценку служению многих православных священников, в том числе и деятельности отца Александра Пивоварова.

Отец Александр всеми путями стремился привести людей к Богу. Когда люди не могли прийти в храм, он сам приходил к ним домой. Но бывало и так. Как только священник появлялся со своим чемоданчиком для треб у болящего, тут же приезжала милиция и забирала его на допрос. На каждый выезд необходимо было получить санкцию.

Уполномоченный добивался перевода деятельного священника в другое место. Так отец Александр, отличившийся в Томске особой активностью, был переведен в 1975 году в Михайло-Архангельскую церковь г. Новокузнецка.

Батюшка всегда говорил, что Михайловский храм построил отец Василий Буглаков или «Церковь Бог строит». Но справедливости ради надо сказать, что стены храма св. Архистратига Михаила возведены при отце Александре. Об этом рассказывают сами строители, староста храма Елохин Михаил Александпрович.

Протоиерей Николай Бурдин свидетельствует: «При строительстве Михайло-Архангельской церкви в г. Новокузнецке отец Александр сам с женщинами рыл вручную чуть ли не с километр траншею для укладки труб и подачи тепла». А за ночь вычерпывали всю скопившуюся там воду.

Чтобы возвести в центре города храм, батюшка проявляет неимоверные способности и смекалку, а верующие – необыкновенный энтузиазм. Власти не разрешают строить. Тогда принимается решение: для начала выстроить ограду. Все время доказывается необходимость построек.

Затем строится глубокий подвал (ныне нижний храм), затем подводится фундамент и поднимаются кирпичные стены. Мешают комсомольские кордоны, милиция не пропускает машины со стройматериалами. Людей – строителей церкви, власти вынуждают увольнять с работы за помощь храму…

Но верующий народ победить невозможно. Люди строят для себя. Наконец, добившись разрешения на строительство, возводятся четырехметровые стены – больше не разрешается. Тогда по ночам батюшка и в основном женщины обсыпают землей фундамент и по 20-30 сантиметров поднимают храм все выше и выше. Только успевает отец Александр накрыть храм крышей – его вновь потребовали срочно убрать с прихода. Владыка Гедеон назначает его секретарём епархии, чтобы «самому заняться его воспитанием».

По промыслу Божьему в октябре месяце 1993 года протоиерей Александр Пивоваров вновь прибывает в Новокузнецк и по благословению владыки Софрония начинает восстанавливать Спасо-Преображенский собор. Отец Александр становится настоятелем собора и благочинным.

Вскоре к батюшке приезжают дочь Ангелина (регент хора), супруг её Сергей Борисович Толстокулаков (церковный композитор) и сын отца Александра - иерей Владимир с семьёй. Матушка Нина остается в Новосибирске – ухаживает за старенькой мамой. В Новосибирске живут и все родные отца Александра. Они все всегда отличались, по слову Владыки Софрония, благочестием и бескорыстным служением церкви. В Академгородке служит брат - протоиерей Борис Пивоваров, магистр богословия. В Вознесенском кафедральном соборе - сестра Елена – (монахиня Мария) ведёт занятия по Богослужебному Уставу; вторая сестра - Татьяна – регент Архиерейского хора и супруг её протоиерей Александр – ректор Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института. А здесь, в Новокузнецке, трудится на ниве Христовой митрофорный протоиерей Александр Пивоваров со своими детьми и внуками.

Как живется батюшке в эти отведенные Богом почти 13 лет в нашем городе? Наверняка трудно. Окружен всегда множеством людей, но, по-моему, он очень одинок. Всегда улыбчив, всегда доброжелателен, никогда и ни на что не жалуется, хотя очень болят ноги, часто температурит. Спрашиваю:

- Как вы чувствуете себя, батюшка?

- У-до-вле-тво-ри-тель-но, - отвечает обычно по слогам.

- Можете сниматься?

- Могу-у-у!

- Может, заменить вас кем-нибудь, что-то вид у вас не очень здоровый?

- Не надо. Некому. Все заняты.

И приезжает на ТВ-съемки нередко с температурой.

Не только сейчас, по смерти, но еще при жизни окружающие батюшку люди сердечно любили его и тянулись к нему. Всегда в вагончике к нему стоит очередь. Многие попросту выискивают причину, лишь бы подойти к нему, побыть рядом. Мы сердимся, ворчим, недобро переглядываемся друг с другом и – ревнуем, что «ходят тут некоторые, которым делать нечего, по пустякам беспокоят нашего батюшку, время отнимают. Наши то дела – во-о-он какие важные». Так битый, мятый, страждущий люд отогревается рядом с батюшкой. В его сердце никому не тесно, оно вмещает всех.

Из проповеди протоиерея Александра Пивоварова:

- Кто любит Бога, тот и ближнего любит. Он всегда ощущает желание души любить, как вопль великий и непрестанный к Богу.

Вот она, тайна желания батюшкиной души - любить всех, как вопль любви к Богу.

Что говорят, как отзываются о батюшке еще при его жизни? Многие сердечно его любят, но немало и тех, кто завидует. А чего завидовать? Принцип «делай, как я» никто не запрещал. И даже лучше. Не можете? Отдельные травят. Местная «передовая печать» систематически льет грязь на батюшку. Так, во время строительства собора, когда вокруг храма рыли траншеи, было обнаружено множество человеческих костей, черепов. Что тут началось! Городская «интеллигенция» начинает сбор подписей, обличая «вандалов»… Оказывается, исторический слой разрушили. Хотя семь десятков лет никому не было дела до истории, до разрушенного и поруганного собора, и никто и никому не мешал вести исследования. Музей-то находится через дорожку. Сидят семь десятков лет, тупо наблюдают, как бомжи роются в развалинах и, лениво поглядывая в окна на останки храма, давят мух на стекле.

У отдельных людей неистребимо желание писать кляузы Владыке. Отца Александра проверяют, перепроверяют… Духовно он всегда готов к нападению, только плечи опускаются все ниже. Но самое печальное то, что «свои» травят. Он, конечно же, страдает, пытается отшучиваться. Уже перед самой смертью на отца Александра выливают грязную печатную «продукцию» - пасквиль. Он ошеломлен, кажется, раздавлен. С сердечной болью вопрошает: «Почему обо мне он неправду пишет?!» - и показывает паспорт. А при встрече с этим человеком отец Александр лишь улыбается, отвечая на его лобызание, и ни в чем его не упрекает. Ситуация евангельская. Богу все известно. Что здесь можно сказать?



- Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. (Тит. 1, 15-16).

К радости нашей есть то подавляющее большинство, кто искренне любит, поддерживает батюшку и благодарит Бога, что Он послал новокузнечанам такого духовника, собеседника и молитвенника, каких на белом свете (теперь я точно знаю) единицы.

Удивительно и поразительно, но отцу Александру всегда удавалось сохранять беззлобие, самообладание, дружелюбие.

Из проповеди протоиерея Александра Пивоварова:



- Благодатное состояние души достигается большим трудом, слезами и самоотвержением.

Мы никогда не видели слез обиды и боли отца Александра. Но они может быть и были, невидимые миру слезы.

Сегодня я безмерно рада, что еще при его земной жизни мы успели высказать батюшке со страниц газет слова благодарности его духовных чад. Тогда были и такие, кто высказывал недовольство по этому поводу. Для духовных чад он был, есть и остается истинным пастырем. Многие уже с первых встреч воспринимали его как особенного – так сильно он отличался от других.

Вот что говорят люди, которые были рядом с отцом Александром много лет:

- Он внес в мою жизнь столько добра, света, любви!

- Я счастлив уже тем, что отец Александр был, и была возможность быть рядом с ним, сотрудничать - это подарок жизни.

- В нем все было прекрасно: и в человеке, и в священнике, и в отце.

- Он никогда и никого не унизил, никогда и никого не высмеял. Он брал чужие грехи на себя, вымаливая у Господа человека.

- Столько он осушил слез, стольким помог не только словами, но и делами.

- Всем, всегда и во всем помогал. Всех просто любил. Как?

К примеру. Прихожу как-то к батюшке, ною:

- Батюшка, болею, а обследование так дорого стоит, очереди...

- Так, садись в машину, поехали, - отвечает тут же.

Он живет «здесь» и «сейчас». Помогает не потом, не через неделю, не завтра, а «здесь» и «сейчас».

Приезжаем в больницу, заходим в отделение диагностики - и так от дверей он начинает:

- Здра-авствуйте, миленькие мои. Кто-о тут главный?

Подходит к женщине издалека с раскрытыми объятиями - и ну ее обнимать, ну лобызать ее голову.

- Родненькая моя, как бы нам помочь этой женщине, она нужна нам живая. Я заплачу.

В изумлении, ошеломленная и поверженная этим морем любви «главная» назначает обследование бесплатно... А мог батюшка обратиться и к главному врачу больницы с просьбой подлечить болящего. Ему не отказывали.

Как он умел любить человека! Все было всегда предельно сердечно и искренне.

Бывший учащийся Новокузнецкого Православного Духовного Училища, ныне служащий в нашей области, на мой вопрос: «Есть ли равный отцу Александру по масштабам деятельности, по человеческим качествам в епархии?», - однозначно ответил: «Нет».

Его сердце вмещало всех. Как сказал один из священников, это был новокузнецкий папа, мимо которого нельзя было пройти.

- Это Пастырь с большой буквы, - говорят на приходе.

- Он нам послан Богом. Я благодарен Господу, что выпало счастье служить вместе с ним.

- Он великолепный дипломат и мог найти общий язык с любой аудиторией, потому что говорил сердцем.

- Он, как здоровье: оно есть – будто так и должно быть; его нет – потеряно все.

- Душа рядом с ним оживает и отогревается.

Это как, к примеру, в холодный, пасмурно-дождливый день из-за гнетущих облаков вдруг выплывает теплое, ласковое солнышко и все разом преображается, и уже теплый, легкий ветерок, стряхивая последние слезинки дождя, сушит листву. Легко дышится. А душу грешного человека охватывает лучистая радость – благодать.

Придет человек к отцу Александру чернее тучи, а уходит уже умиротворенный, с просветленной душой. И уже беда – не беда, а так, Божие наставление. Вспоминаю юношу, отчисленного из Духовного училища. Его вызвали на педсовет «для проработки», все гневно клеймили - заслужил. Отец Александр слушал молча, лишь изредка вставляя вопросы - реплики. Однако в итоге он вынужден был подписать приказ об отчислении провинившегося учащегося. Человек был не готов к учебе в Духовном училище. Каково же было мое удивление, когда я увидела, как этот юноша, уходя из училища, со слезами на глазах, встав на колени, просил прощение у батюшки. Уходил с любовью к батюшке.

Отец Александр никогда и никого не унижал, был «равным» с любым и всегда человека жалел. Запомнился случай, как однажды мне один из священников что-то грубо выговаривал в присутствии батюшки. Батюшка стал смотреть на меня так, что мне стало ясно: он меня жалел. Жалел сердечно – он умел это выразить взглядом.

Вот всё улыбается батюшка, улыбается, целует, милует грешного человека, а своя-то жизнь была – «не сахар». Горькая, а порой, по-моему, почти невыносимая. Чем же он жил все эти годы гонений, годы страданий, окруженный людьми, но в одиночестве – как монах? Церковь стала ему Матерью, а Бог - Отцом. Он не помнит себя. Как ему это удается?

Из проповеди протоиерея Александра Пивоварова:

- Отвергни себя. Так полюби, чтобы не помнить себя, чтобы можно было жить, глядя на другого.

По всей своей жизни безропотно несет батюшка свой крест и все слагает к подножию Креста Христова. Владыка Софроний сумел очень точно выразить смысл и суть жизни отца Александра: «…впереди тебя шел Христос с Крестом, а ты за ним безропотно».

Обычные человеческие потребности типа: пойти погулять, сходить в кино, допустим, съездить на рыбалку – для отца Александра невозможны и бессмысленны. У него нет выходных, нет «отпусков» как таковых. Он всегда в храме, с утра и до вечера. Как говорит протоиерей Николай Бурдин, он мог бы и 48 часов в сутки служить Богу. Он делал невозможное. Уезжает или по делам церковным, или на лечение, когда становится совсем невыносимо. Однажды сотрудница храма попросила выходной, батюшка ей отвечает миролюбиво:

- Какой выходной в храме? Работать надо. Богу и людям служить.

А выходной дал.

Служить для отца Александра – значит – дышать, и дышать, как служить.

Службы отца Александра отличались от других. Чем? Сказать сразу сложно. Они были более торжественные, очень сердечные и искренние. На Литургии отца Александра возникало такое ощущение, будто он явно, зримо предстоит пред очами Божьими. Его одухотворенные возгласы исходили из сердца.

Священник Преображенского собора о. Максим Матвеев рассказывал, как однажды, перед причастием священников в алтаре, во время чтения молитвы «Верую, Господи…», отец Александр (это был день его Ангела) вдруг остановился и заплакал горькими слезами… Так велика была сила его веры в Спасителя.

А когда батюшка выходил на середину храма, он начинал петь так искренне, так душевно, обводя глазами людей и слегка потряхивая головой, что люди невольно начинали ему подпевать. Если во время службы у него выпадала «свободная минутка», он нередко выходил к певчим и начинал вместе с ними петь красивым сильным голосом, диапазон которого был весьма широк. И это при его больных ногах, когда он всю службу стоял. Он очень тонко ощущал молитвенное состояние прихожан и всегда благодарил за соучастие в Литургии. Иногда мог сказать:

- Сегодня вы плохо молились, много думали о своем…

Даже после службы еще ощущалось его духовно-эмоциональное потрясение от Литургии – он весь был действительно «под властью сияющей личности Христа».

Когда после службы он выходил из алтаря, люди подтягивались к нему, не давая ему пройти. Он их выслушивал, обнимал, целовал, благословлял, но сердцем он словно еще находился в алтаре.

Проповеди отца Александра были яркими, метафоричными, шли от сердца, они никогда не были нудными и скучными. Он приковывал внимание человека и верующего, и неверующего, невольно заставляя слушать. Проповедь батюшка произносил всей душой. Он так проникался ею, будто ощущал всем своим сердцем боль, и тогда батюшкины глаза наполнялись слезами – плакала батюшкина душа. Приходилось видеть это не раз.

Из отчета уполномоченного по делам религий (см. Приложения):

- Проповедническая деятельность духовенства направлена на всемерное укрепление и вовлечение новых лиц в лоно церкви. Произнесение проповедей является системой, отступлений от которой не бывает. Но разные священники по-разному относятся к проповедничеству. Благочинный А.И.Пивоваров считается среди духовенства Новосибирской епархии «златоустом», произносит проповеди без текста, выразительно и эмоционально. Тематика их разнообразна.

Так, к примеру, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1973 году отец Александр скажет (см. Приложения):

-У людей среднего и старшего возраста часто уже не бывает родителей на земле, так как они отошли в вечность. Зато вторая наша мать – Пресвятая Богородица – всегда с нами.

Святой Андрей, юродивый Христа ради, в своих видениях рассказывает, что он, бывая на небе, подолгу не видел там Божию Мать. Она в это время находилась на земле, среди нас, помогая тем, кто в этом нуждался.

Батюшка часто вовлекал в диалог слушателей, задавая вопросы, заставляя размышлять, часто шутил, но в его шутках никогда не было пошлости и двусмысленности. На него нельзя было обидеться.

- Вот мы и встретили праздник. Сегодня можно и разговляться, и рюмочку можно пропустить – люблю я это дело...

Едва ли батюшка «это дело» любил. Мог поднять, пригубить, мог и выпить свои граммы, не более – здоровье не позволяло.

Домашний «быт» у батюшки всегда был аскетический. Он считал: «Пустое все это, суета. Неизвестно, где будем завтра».

В Новокузнецке, к примеру, батюшка имел двухкомнатную хрущевку на четвертом этаже, где было только самое необходимое, много книг и икон. Дома он только спит. Все сознательное время проводит в храме. О еде не помнит, никогда не просит. Что дадут – то и ладно.

Жил батюшка, болея чужой болью, радуясь чужой радостью, забывая себя. Он доступен для всех людей более, чем для своих родных. Не раз приходилось видеть, как его дочь Ангелина Александровна стояла в вагончике, дожидаясь своей очереди к отцу.

Не так уж трудно понять матушку Нину, которой, как и всем женщинам, хотелось бы иметь налаженный быт, внимание и помощь мужа. Увы, в жизни отца Александра не остается времени на обустройство своего дома, на семью и даже на своих детей. Он все, что может, слагает к подножию Креста, всю жизнь – за Христа.

- Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф.16,24).

Батюшка вынужден переезжать с одного прихода на другой около 15 раз. Вдумаемся: 15 раз! Каждый переезд, как известно, приравнивается к двум пожарам. Так всю свою жизнь по всей Сибири батюшка строит, обновляет, украшает храмы. Собирает людей в храме и учит их соблюдать все, что повелел Господь. И не шепотом, но твердо и уверенно утверждает, что Творец мира существует; что от вечности и от своей души человеку не уйти даже после смерти.

Не сломают отца Александра ни воевавший с ним «атеизм», ни чиновники - богоборцы, гонители «темного царства», в приемных которых он сидит в советские годы часами, творя Иисусову молитву, ни тюрьма, которую он переживет в 1983-1986 годы.


Каталог: uploads -> documents
documents -> Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других
documents -> Наука об отрезвлении общества
documents -> Я. А. Маюров наркотики. Враги в образе друга учебное пособие
documents -> Общероссийское движение «трезвая россия» международная славянская академия союз борьбы за народную трезвость
documents -> Мбоудод дом детского творчества Основные разработчики Программы
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница