Модуль Социальная структура и духовная сфера жизни общества (8 класс)



Скачать 248.4 Kb.
Дата22.02.2016
Размер248.4 Kb.
Модуль 3. Социальная структура и духовная сфера жизни общества

(8 класс)

Теоретические занятия (30 часов)

1. Социальная структура общества и ее основные элементы. Социальная структура как совокупность относительно устойчивых общностей людей, их связь и взаимодействие, а также отношения, в которые вступают социальные группы по поводу условий их жизнедеятельности. Элементы социальной структуры: индивиды, социальные статусы и роли, социальные институты, социальная организация, социальный контроль. Социальные общности и их типы. Социальные взаимодействия. Социальные статусы и роли. Достигнутые и предписанные социальные статусы. Социальные отношения.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность. Равенство и социальная дифференциация. Социальное неравенство. Социальная стратификация как иерархически ранжированное социальное неравенство. Измерения социальной стратификации: престиж профессии, власть и могущество, доход и богатство, образование, религиозная принадлежность, родственные связи и этнические группы. Системы стратификации: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая. Социальная мобильность как изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Индивидуальная, групповая, горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая мобильность и ее причины и предпосылки. Социальные лифты. Маргинальность и маргинальная личность. Причины маргинальности. Лимпены и социальное дно.

3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль как механизм поддержания общественного порядка. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Санкции и социальные санкции. Позитивные, негативные, формальные и неформальные санкции. Основания классификации социальных санкций: по сфере применения, по содержанию, по форме закрепления. Социальные нормы. Виды социальных норм: обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы. Внутренний и внешний социальный контроль. Формальный социальный контроль. Самоконтроль. Девиации и девиантные группы. Первичные и вторичные девиации. Причины отклоняющегося (девиантного) поведения. Индивидуальные и коллективные девиации. Социальная аномия. Конформистское поведение как противоположность девиаций. Преступность. Преступление. Организованная преступность. Опасность, которую преступность представляет для личности, общества и государства. Международная преступность. Борьба с преступностью.

4. Социальные конфликты. Этнические группы и межэтнические отношения. Социальный конфликт как особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Стадии конфликта и их характеристики: предконфликтная, непосредственно конфликтная, послеконфликтная. Последствия социальных конфликтов. Этническая общность и ее характеристики. Этнос как исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры, языка, психики, а также сознанием своего единства, своего отличия от других этнических образований. Признаки этноса: общность происхождения, территория расселения, самосознание, самоназвание, особенности характера, этническая культура. Этническое меньшинство и его основные черты. Расовые различия. Расизм, этнические предрассудки, национализм, этноцентризм.

5. Семья как социальный институт и малая группа. Брак. Типы семейных структур (по характеру супружества, по особенностям родительства и родства). Нуклеарные семьи. Многообразие функций семьи. Семейная роль. Бытовые отношения и их динамика. Правовые основы семьи и брака. Основные характеристики и принципы семейного права. Семейная политика как направление социальной политики государства. Социальная политика и ее направленность. Основные направления социальной политики. Социальное законодательство. Молодежь и молодежная культура. Молодежные субкультуры. Проблемы молодежи России в условиях социальных перемен.

6. Социальная структура современного российского общества. Динамика социальных изменений в постсоветской России и особенности социальной мобильности этого периода. Основные факторы, предопределившие формирование и развитие структуры современного российского общества. Измерения дифференциации российского общества. Основные элементы структуры современного российского общества, перспективы и проблемы их развития.

7. Духовная культура общества. Понятие духовной жизни общества. Культура и многообразие ее определений. Материальная и духовная культура и их взаимосвязь. Массовая, элитарная, национальная, мировая культура. Массовая культура, предпосылки формирования, позитивное и негативное влияние на общество. Коммерцализация и проблемы современной культуры. Духовный мир индивида и продукты духовной деятельности общества. Достижения мировой культуры.

8. Религия в духовной жизни общества. Мировые религии. Религия как феномен культуры. Структура и функции религии. Церковь как социальный институт. Мифология и ранние религиозные ферования как исторически первая форма познания и формирования картины мира. Ранние формы религии и их особенности: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Исповедание ранних форм религии в современном обществе и его причины. Бытовые «следы» ранних форм религии в современном обществе. Политеизм и монотеизм. Крещение Руси. Мировые религии и их особенности. Национальные религии. Религия и мораль.

9. Образование и наука. Реформы в сфере образования. Наука как феномен культуры. Основные характеристики науки. Наука как самоорганизующаяся система и ее основные принципы. Естественные, общественные и технические дисциплины. Фундаментальные и прикладные науки. Особенности современной науки. Современная наука как непосредственная производительная сила. Научная картина мира. Достижения современной науки. Образование как социальный институт. Функции образования: экономическая, социальная и культурная. Характеристики современного образования – рост продолжительности, непрерывность, самообразования. Совершенствование современного образования. Образование в современной России. Ступени образования в России. Реформа системы образования в Российской Федерации.

10. Мораль в системе социальных норм. Мораль как социальный регулятор. Функции морали: воспитательная, регулятивная, мотивационная, познавательная, коммуникативная. Нормы морали и категории морали. Понятие добра, зла, добродетели, совести, чести, долга. Моральный и общественный долг. Совесть как личное глубокое сознание своего долга и ответственности, самоконтроль и самооценка человека. Нравственный закон и многообразие его формулировок. Мораль и религия.

11. Искусство: виды и функции. Искусство как вид духовного производства. Широкое и узкое понимание искусства. Добываемая искусством специфическая художественная информация как основной признак искусства. Особенности художественного отображения действительности. Характерные черты искусства: субъективность, образность, чувственное восприятие, творческий характер, коммуникативность, эмоциональность. Многообразие функций искусства. Художественное произведение как форма существования искусства. Виды искусства, их специфика и художественные произведения. Достижения мирового искусства.

12. Духовная культура современной России. Предпосылки, факторы и проблемы формирования и функционирования духовной культуры современной России. Исторические причины и современные социальные изменения, закладывающие основу и специфику современной российской духовной культуры. Общие и особенные проблемы и перспективы развития духовной сферы российского общества на современном этапе.

Практические занятия (6 часов)

4. Виды конфликтов: личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой. Их особенности. Какие конфликты можно считать социальными, а какие – нет? Последствия социальных конфликтов. Конфликты могут только разрушать, или все-таки могут иметь положительные функции. Этнические конфликты как особый вид конфликтов. Опасность этнических конфликтов. Почему необходимо бороться за мирное сотрудничество этносов. Расизм и национализм в истории – негативные стороны и последствия.

5. Типы семейных структур (по характеру супружества, по особенностям родительства и родства) и их распространение в мире. Нуклеарные семьи. Бытовые отношения и их динамика. Виды ролевых семейных конфликтов. Правовые основы семьи и брака. Семейная политика как направление социальной политики государства. Что Вы знаете о семейной политике в России. Социальная политика и ее направленность. Основные направления социальной политики. Какие молодежные субкультуры Вы знаете. Проблемы молодежи России в условиях социальных перемен.

12. В чем сильные и слабые стороны российской культуры. Как политические события XX века отразились на культуре нашей страны. Какие проблемы Российская духовная сфера испытывает сейчас. Какие великие достижения отечественной культуры Вы знаете? Какие негативные последствия может принести тотальная коммерциализация культуры и почему. Воспитывает ли современная российская культура?



Модуль 3. Социальная структура и духовная сфера жизни общества

(9 класс)

Теоретические занятия (30 часов)

1. Социальная структура общества и ее основные элементы. Структура как совокупность функционально-взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта (общества). Социальная структура как совокупность относительно устойчивых общностей людей, их связь и взаимодействие, а также отношения, в которые вступают социальные группы по поводу условий их жизнедеятельности. Элементы социальной структуры: индивиды, социальные статусы и роли, социальные институты, социальная организация, социальный контроль. Социальные общности и их типы. Социальные взаимодействия. Социальные статусы и роли. Достигнутые и предписанные социальные статусы. Социальные отношения. Структура социальных отношений. Социальные изменения.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность. Равенство и социальная дифференциация. Всеобщее разделение труда как причина социальной дифференциации. Социальное неравенство. Иерархия социальных признаков. Социальная стратификация как иерархически ранжированное социальное неравенство. Измерения социальной стратификации: престиж профессии, власть и могущество, доход и богатство, образование, религиозная принадлежность, родственные связи и этнические группы. Системы стратификации: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая. Социальная мобильность как изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Индивидуальная, групповая, горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая мобильность и ее причины и предпосылки. П. Сорокин о социальной мобильности. Сито и социальные лифты. Маргинальность и маргинальная личность. Причины маргинальности. Лимпены и социальное дно. Средний класс и стабильность общества.

3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль как механизм поддержания общественного порядка. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Санкции и социальные санкции. Позитивные, негативные, формальные и неформальные санкции. Основания классификации социальных санкций: по сфере применения, по содержанию, по форме закрепления. Социальные нормы. Виды социальных норм: обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы. Внутренний и внешний социальный контроль. Формальный социальный контроль. Самоконтроль. Девиации и девиантные группы. Первичные и вторичные девиации. Причины отклоняющегося (девиантного) поведения. Индивидуальные и коллективные девиации. Социальная аномия. Конформистское поведение как противоположность девиаций. Преступность. Преступление. Организованная преступность. Опасность, которую преступность представляет для личности, общества и государства. Международная преступность. Борьба с преступностью.

4. Социальные конфликты. Этнические группы и межэтнические отношения. Социальный конфликт как особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Виды конфликтов: личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой. Факторы развития социального конфликта: намерения участников, отношение к средствам насилия, уровень доверия сторон, адекватность оценки реального положения дел. Стадии конфликта и их характеристики: предконфликтная, непосредственно конфликтная, послеконфликтная. Последствия социальных конфликтов. Этническая общность и ее характеристики. Этнос как исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры, языка, психики, а также сознанием своего единства, своего отличия от других этнических образований. Признаки этноса: общность происхождения, территория расселения, самосознание, самоназвание, особенности характера, этническая культура. Развитие этнической общности: племя, народность, нация. Межнациональные отношения и этнические конфликты. Этническое меньшинство и его основные черты. Расовые различия. Расизм, этнические предрассудки, национализм, этноцентризм. Национальная политика.

5. Семья как социальный институт и малая группа. Брак. Типы семейных структур (по характеру супружества, по особенностям родительства и родства). Нуклеарные семьи. Многообразие функций семьи. Семейная роль. Бытовые отношения и их динамика. Ролевые отношения в семье. Ролевое согласие и ролевой конфликт. Виды ролевых семейных конфликтов. Правовые основы семьи и брака. Основные характеристики и принципы семейного права. Основные нормативные правовые акты в области семейного права. Семейная политика как направление социальной политики государства. Социальная политика и ее направленность. Основные направления социальной политики. Социальное законодательство. Молодежь и молодежная культура. Молодежные субкультуры. Проблемы молодежи России в условиях социальных перемен.

6. Социальная структура современного российского общества. Динамика социальных изменений в постсоветской России и особенности социальной мобильности этого периода. Основные факторы, предопределившие формирование и развитие структуры современного российского общества. Измерения дифференциации российского общества. Основные элементы структуры современного российского общества, перспективы и проблемы их развития.

7. Духовная культура общества. Понятие духовной жизни общества. Культура и многообразие ее определений. Материальная и духовная культура и их взаимосвязь. Массовая, элитарная, национальная, мировая культура. Массовая культура, предпосылки формирования, позитивное и негативное влияние на общество. Коммерцализация и проблемы современной культуры. Духовный мир индивида и продукты духовной деятельности общества. Достижения мировой культуры.

8. Религия в духовной жизни общества. Мировые религии. Религия как феномен культуры. Структура и функции религии. Церковь как социальный институт. Мифология и ранние религиозные ферования как исторически первая форма познания и формирования картины мира. Ранние формы религии и их особенности: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Исповедание ранних форм религии в современном обществе и его причины. Бытовые «следы» ранних форм религии в современном обществе. Политеизм и монотеизм. Крещение Руси. Мировые религии и их особенности. Национальные религии. Религия и мораль.

9. Образование и наука. Реформы в сфере образования. Наука как феномен культуры. Основные характеристики науки. Наука как самоорганизующаяся система и ее основные принципы. Естественные, общественные и технические дисциплины. Фундаментальные и прикладные науки. Особенности современной науки. Современная наука как непосредственная производительная сила. Научная картина мира. Достижения современной науки. Образование как социальный институт. Функции образования: экономическая, социальная и культурная. Характеристики современного образования – рост продолжительности, непрерывность, самообразования. Совершенствование современного образования. Образование в современной России. Ступени образования в России. Реформа системы образования в Российской Федерации.

10. Мораль в системе социальных норм. Мораль как социальный регулятор. Функции морали: воспитательная, регулятивная, мотивационная, познавательная, коммуникативная. Нормы морали и категории морали. Понятие добра, зла, добродетели, совести, чести, долга. Моральный и общественный долг. Совесть как личное глубокое сознание своего долга и ответственности, самоконтроль и самооценка человека. Нравственный закон и многообразие его формулировок. Мораль и религия.

11. Искусство: виды и функции. Искусство как вид духовного производства. Широкое и узкое понимание искусства. Добываемая искусством специфическая художественная информация как основной признак искусства. Особенности художественного отображения действительности. Характерные черты искусства: субъективность, образность, чувственное восприятие, творческий характер, коммуникативность, эмоциональность. Многообразие функций искусства. Художественное произведение как форма существования искусства. Виды искусства, их специфика и художественные произведения. Достижения мирового искусства.

12. Духовная культура современной России. Предпосылки, факторы и проблемы формирования и функционирования духовной культуры современной России. Исторические причины и современные социальные изменения, закладывающие основу и специфику современной российской духовной культуры. Общие и особенные проблемы и перспективы развития духовной сферы российского общества на современном этапе.

Практические занятия (6 часов)

4. Виды конфликтов: личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой. Их особенности. Какие конфликты можно считать социальными, а какие – нет? Последствия социальных конфликтов. Конфликты могут только разрушать, или все-таки могут иметь положительные функции. Этнические конфликты как особый вид конфликтов. О каких этнических конфликтах Вы знаете? Каковы их последствия?

5. Типы семейных структур (по характеру супружества, по особенностям родительства и родства) и их распространение в мире. Нуклеарные семьи. Бытовые отношения и их динамика. Виды ролевых семейных конфликтов. Правовые основы семьи и брака. Семейная политика как направление социальной политики государства. Что Вы знаете о семейной политике в России. Социальная политика и ее направленность. Основные направления социальной политики. Какие молодежные субкультуры Вы знаете. Проблемы молодежи России в условиях социальных перемен? Что вы знаете о государственной молодежной политике в России? Каковы ее основные направления. Какие государственные структуры реализуют ее в Краснодарском крае? Почему государству нужно заботиться о всестороннем развитии молодого покаления?

12. В чем сильные и слабые стороны российской культуры? Как политические события XX века отразились на культуре нашей страны. Как менялась роль государства в отечественной культуре на протяжении ХХ века? Какие проблемы Российская духовная сфера испытывает сейчас? Пытается ли современное российское государство влиять на эту ситуацию? Какие великие достижения отечественной культуры Вы знаете? Какие негативные последствия может принести тотальная коммерциализация культуры и почему. Воспитывает ли современная российская культура?



Модуль 4. Политико-правовая сфера жизни общества

(8 класс)

Теоретические занятия (32 часа)

1. Понятие власти. Признаки отношений власти. Причины и условия возникновения политической власти. Необходимые условия осуществления политической власти. Источники и ресурсы власти. Легитимность власти. Виды легитимности политической власти у М. Вебера и их характеристики. Разделение властей – понятие, принципы, сущность и основные подходы (Дж. Локк, И. Кант, Ш. Монтескье). Политика как особая сфера жизни общества, связанная с властными отношениями. Понятие политической системы общества. Структура политической системы и ее основные подсистемы (институциональная, нормативная, коммуникативная, культурно-идеологическая). Функции политической системы. Основные институты политической системы.

2. Государство как основной институт политической системы. Н. Макиавелли – автор термина «Государство». Теории возникновения государства (сакральная, договорная, патриархальная, завоевания, психологическая, ирригационная, марксистская). Современное понимание государства. Признаки и функции государства. Формы осуществления функций государства. Государственный суверенитет и его виды. Классификация государств по уровню экономического развития. «Большая восьмерка» и «Большая двадцатка».

3. Понятие формы государства. Основные элементы формы государства: форма правления, форма государственного устройства. Тип политического режима. Форма правления как организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Монархия и республика как основные формы правления. Монархия, ее специфика и разновидности. Конституционные и абсолютные монархии в современном мире. Нетипичные монархии. Республика и ее особенности. Президентская, парламентская и смешанная республики. Современные республики. Форма государственного устройства как способ организации власти на территории государства. Унитарное государство, федерация, конфедерация – общее и особенное. Формы государственного устройства в истории и современном мире. Автономия, сецессия, сепаратизм. Типы политических режимов и их особенности. Закрепление формы государства в Конституции Российской Федерации.

4. Правовое государство и гражданское общество. Гражданское общество как совокупность неполитических отношений людей, социальных структур и институтов, с помощью которых удовлетворяются их интересы. Взаимодействие гражданского общества и государства. Структура и границы гражданского общества. Основные признаки гражданского общества. Правовое государство и его признаки.

5. Гражданство как юридическое выражение принадлежности человека к государству. Граждане. Подданство и подданные. Гражданство как источник прав, свобод и обязанностей человека. Права граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Принципы гражданства в РФ. Основания обретения гражданства и выхода из гражданства. Права и свободы граждан. Право избирать и быть избранным как одно из важнейших гражданских прав. Роль выборов в политическом процессе. Избирательная система как совокупность правил, определяющих взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями), а также принципы подведения итогов выборов. Пропорциональная и мажоритарная система, их характеристики и разновидности. Избирательная система Российской Федерации.

6. Политические партии и движения. Понятие и сущность политических партий. Признаки политической партии. Функции политических партий. Основные подходы к типологии политических партий: по организационной структуре (М. Дюверже), по социальному признаку, по идейному признаку, по ориентации и методам достижения целей, по отношению к существующему режиму. Партийные системы и их разновидности. Общественно-политические движения и группы давления.

7. Политическая культура и политическая идеология. Политическая идеология как одна из форм политического сознания, воздействующих на содержание властных отношений. Уровни функционирования политических идеологий: теоретико-концептуальный, программно-политический, актуализированный. Функции политической идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, выражения и защиты интересов. Основания классификации политических идеологий. По предлагаемой модели желаемого общества: правые и левые. По отношению к прогрессу и технологии его осуществления: коммунизм, консерватизм, либерализм, национализм, расизм, фашизм, социал-демократизм. Политическая культура как зеркало политической идеологии. Понятие, сущность, сферы и специфика проявления и функционирования политической культуры. Агенты формирования политической культуры. Функции и типологии политических культур. Культура участия и гражданская культура. Политическая социализация, ее этапы, агенты, механизмы.

8. Право в системе социальных норм. Система права. Право как совокупность общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Основные признаки права: системность, общеобязательность, установление государством, нормативность, формальная определенность, гарантия государственного принуждения. Общесоциальная ценность и социальное значение права. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная. Норма права и ее признаки. Критерии выделения видов норм права. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Система и отрасли права. Предмет и метод правового регулирования как критерии разделения отраслей права. Понятие предмета и метода правового регулирования. Методы правового регулирования. Основные отрасли права: конституционное (государственное), административное, гражданское, семейное, трудовое и т.п. Понятие института права. Публичное и частное права. Источники (формы права): правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт. Системы права. Признаки нормативных правовых актов. Система нормативных-правовых актов. Законы и подзаконные акты. Законы Российской Федерации. Правоотношения и их признаки. Субъекты правоотношений. Дееспособность и правоспособность. Объекты правоотношений и их виды. Субъективное право и его структура. Юридическая обязанность. Юридические факты как предпосылки возникновения правоотношений. Виды юридических фактов. Правонарушение, его признаки и характер, Преступление и проступок. Дисциплинарные, гражданские и административные правонарушения. Юридическая ответственность, ее признаки и функции. Принципы юридической ответственности. Правовая культура и ее виды.

9. Права и свободы человека и их закрепление в международном праве. Современное и международное право как общепризнанные стандарты прав и свобод человека. Понятие права, свободы и обязанности человека. Основные нормативные правовые акты в области прав и свобод человека и гражданина: Международный билль о правах человека, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол Комитета по правам человека, Конвенция о правах ребенка 1989, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.. Тяжкие нарушения прав и свобод человека: геноцид, апартеид, расовая дискриминация. Международные структуры по защите прав человека. Международное гуманитарное право и Гаагские и Женевские конвенции.

10. Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации как основной закон: сферы регулирования. Конституционное право Российской Федерации. Особенности принятия и внесения поправок в Конституцию РФ. Основы конституционного строя РФ.

11. Политическая система современной России. Особенности сферы публичной политики: система органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. Разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ. Основные политические партии и партийная система. Избирательная система Российской Федерации.



Практические занятия (8 час)

3. Приведите мне менее 3-4 примеров для каждой разновидности форм правления и форм государственного устройства. Знаете ли вы абсолютные монархии в современном мире? Сколько вы знаете федераций? Проанализируйте их общие и особенные черты. Какие еще классификации федеративных государств можно привести. Вспомните конфедеративные образования в истории. Назовите все «за» и «против» того чтобы считать конфедерациями Европейский союз и НАТО.

8. Система и отрасли права. Источники (формы права): правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт. Каким системам права соответствует каждая форма. Приведите примеры. Проанализируйте систему нормативных правовых актов в современной России и еще 3-4 странах по выбору. Правонарушение, его признаки и характер, Преступление и проступок. Дисциплинарные, гражданские и административные правонарушения. Юридическая ответственность, ее признаки и функции. Проанализируйте разные виды правонарушений и преступления и юридическую ответственность за них.

10. Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации как основной закон: сферы регулирования. Конституционное право Российской Федерации. Особенности принятия и внесения поправок в Конституцию РФ. Основы конституционного строя РФ. Когда и как была принята Конституция. Проанализируйте текст Конституции и определите все сферы и объекты ее регулирования.

11. Политическая система современной России. Особенности сферы публичной политики: система органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. Разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ. Основные политические партии и партийная система. Избирательная система Российской Федерации. Проанализируйте основные элементы политической системы современной России, специфику их формирования, а также проблемы и перспективы развития.

Модуль 4. Политико-правовая сфера жизни общества

(9 класс)

Теоретические занятия (32 часа)

1. Понятие власти. Ее происхождение и виды. Власть как социальный и политический феномен. Признаки отношений власти. Власть и вождество в первобытном обществе. Причины и условия возникновения политической власти. Необходимые условия осуществления политической власти. Источники и ресурсы власти. Легитимность власти. Виды легитимности политической власти у М. Вебера и их характеристики. Разделение властей – понятие, принципы, сущность и основные подходы (Дж. Локк, И. Кант, Ш. Монтескье). Многообразий понятия политики. Политика как особая сфера жизни общества, связанная с властными отношениями. Понятие политической системы общества. Основные подходы к пониманию политических систем: Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд. Структура политической системы и ее основные подсистемы (институциональная, нормативная, коммуникативная, культурно-идеологическая). Функции политической системы. Основные институты политической системы.

2. Государство как основной институт политической системы. Генезис первых протогосударственных образований в IV-III т.л. до н.э. Динамика государственных структур в истории. Н. Макиавелли – автор термина «Государство». Теории возникновения государства (сакральная, договорная, патриархальная, завоевания, психологическая, ирригационная, марксистская). Современное понимание государства. Признаки и функции государства. Формы осуществления функций государства. Государственный суверенитет и его виды. Классификация государств по уровню экономического развития. «Большая восьмерка» и «Большая двадцатка».

3. Понятие формы государства. Основные элементы формы государства: форма правления, форма государственного устройства. Тип политического режима. Форма правления как организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Монархия и республика как основные формы правления. Монархия, ее специфика и разновидности. Конституционные и абсолютные монархии в современном мире. Нетипичные монархии. Республика и ее особенности. Президентская, парламентская и смешанная республики. Современные республики. Нетипичные республики. Форма государственного устройства как способ организации власти на территории государства. Унитарное государство, федерация, конфедерация – общее и особенное. Причины и предпосылки образования федераций. Формы государственного устройства в истории и современном мире. Автономия, сецессия, сепаратизм. Типы политических режимов и их особенности. Закрепление формы государства в Конституции Российской Федерации.

4. Правовое государство и гражданское общество. Гражданское общество как совокупность неполитических отношений людей, социальных структур и институтов, с помощью которых удовлетворяются их интересы. Г. Гегель о гражданском обществе. Взаимодействие гражданского общества и государства. Структура и границы гражданского общества. Основные признаки гражданского общества. Правовое государство и его признаки. Соотношение правового государства и гражданского общества: формы и специфика.

5. Гражданство как юридическое выражение принадлежности человека к государству. Граждане. Подданство и подданные. Гражданство как источник прав, свобод и обязанностей человека. Права граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Правовое регулирование вопросов гражданства в Российской Федерации. Конституция РФ о гражданстве. Закон РФ «О гражданстве в Российской Федерации». Принципы гражданства в РФ. Основания обретения гражданства и выхода из гражданства. Права и свободы граждан. Право избирать и быть избранным как одно из важнейших гражданских прав. Роль выборов в политическом процессе. Избирательная система как совокупность правил, определяющих взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями), а также принципы подведения итогов выборов. Пропорциональная и мажоритарная система, их характеристики и разновидности. Влияние избирательной системы на народное представительство: законы М. Дюверже. Избирательная система Российской Федерации.

6. Политические партии и движения. Понятие и сущность политических партий. Генезис политических партий: политический клуб, элитная (кадровая), массовая, всеохватная, картельная. Признаки политической партии. Функции политических партий. Основные подходы к типологии политических партий: по организационной структуре (М. Дюверже), по социальному признаку, по идейному признаку, по ориентации и методам достижения целей, по отношению к существующему режиму. Понятие политического спектра. Партийные системы и их разновидности. Общественно-политические движения и группы давления.

7. Политическая культура и политическая идеология. Понимание идеологии А. де Трасси. Политическая идеология как одна из форм политического сознания, воздействующих на содержание властных отношений. Уровни функционирования политических идеологий: теоретико-концептуальный, программно-политический, актуализированный. Функции политической идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, выражения и защиты интересов. Основания классификации политических идеологий. По предлагаемой модели желаемого общества: правые и левые. По отношению к прогрессу и технологии его осуществления: коммунизм, консерватизм, либерализм, национализм, расизм, фашизм, социал-демократизм. Политическая культура как зеркало политической идеологии. Политическая культура в трудах И. Гердера, Г. Алмонда и С. Вербы. Понятие, сущность, сферы и специфика проявления и функционирования политической культуры. Агенты формирования политической культуры. Функции и типологии политических культур. Типология политических культур Г. Алмонда и С. Вербы. Культура участия и гражданская культура. Политическая социализация, ее этапы, агенты, механизмы.

8. Право в системе социальных норм. Система права. Право как совокупность общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Основные признаки права: системность, общеобязательность, установление государством, нормативность, формальная определенность, гарантия государственного принуждения. Общесоциальная ценность и социальное значение права. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная. Норма права и ее признаки. Критерии выделения видов норм права. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Система и отрасли права. Предмет и метод правового регулирования как критерии разделения отраслей права. Понятие предмета и метода правового регулирования. Методы правового регулирования. Основные отрасли права: конституционное (государственное), административное, гражданское, семейное, трудовое и т.п. Понятие института права. Публичное и частное права. Источники (формы права): правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт. Системы права. Признаки нормативных правовых актов. Система нормативных-правовых актов. Законы и подзаконные акты. Законы Российской Федерации. Правоотношения и их признаки. Субъекты правоотношений. Дееспособность и правоспособность. Объекты правоотношений и их виды. Субъективное право и его структура. Юридическая обязанность. Юридические факты как предпосылки возникновения правоотношений. Виды юридических фактов. Правонарушение, его признаки и характер, Преступление и проступок. Дисциплинарные, гражданские и административные правонарушения. Юридическая ответственность, ее признаки и функции. Принципы юридической ответственности. Правовая культура и ее виды.

9. Права и свободы человека и их закрепление в международном праве. Современное и международное право как общепризнанные стандарты прав и свобод человека. Понятие права, свободы и обязанности человека. Основные нормативные правовые акты в области прав и свобод человека и гражданина: Международный билль о правах человека, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол Комитета по правам человека, Конвенция о правах ребенка 1989, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.. Тяжкие нарушения прав и свобод человека: геноцид, апартеид, расовая дискриминация. Международные структуры по защите прав человека. Международное гуманитарное право и Гаагские и Женевские конвенции.

10. Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации как основной закон: сферы регулирования. Конституционное право Российской Федерации. Особенности принятия и внесения поправок в Конституцию РФ. Основы конституционного строя РФ.

11. Политическая система современной России. Особенности сферы публичной политики: система органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. Разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ. Основные политические партии и партийная система. Избирательная система Российской Федерации.



Практические занятия (8 час)

9 класс

3. Приведите мне менее 3-4 примеров для каждой разновидности форм правления и форм государственного устройства. Знаете ли вы абсолютные монархии в современном мире? Сколько вы знаете федераций? Проанализируйте их общие и особенные черты. Оцените их развитие в сравнительной перспективе. Изучите особенности становления российского федерализма. Что такое симметричная и асимметричная федерации? К какому типу можно отнести Россию – с фактической и юридической точек зрения. Какие еще классификации федеративных государств можно привести. Вспомните конфедеративные образования в истории. Назовите все «за» и «против» того чтобы считать конфедерациями Европейский союз и НАТО.

8. Норма права и ее признаки. Критерии выделения видов норм права. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. На практике, анализируя статьи уголовного и гражданского кодексов, выявите в них структурные элементы норм права. Система и отрасли права. Источники (формы права): правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт. Каким системам права соответствует каждая форма. Приведите примеры. Проанализируйте систему нормативных правовых актов в современной России и еще 3-4 странах по выбору. Правонарушение, его признаки и характер, Преступление и проступок. Дисциплинарные, гражданские и административные правонарушения. Юридическая ответственность, ее признаки и функции. Проанализируйте разные виды правонарушений и преступления и юридическую ответственность за них.

10. Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации как основной закон: сферы регулирования. Конституционное право Российской Федерации. Особенности принятия и внесения поправок в Конституцию РФ. Основы конституционного строя РФ. Когда и как была принята Конституция. Проанализируйте текст Конституции и определите все сферы и объекты ее регулирования. Какие Федеральные конституционные законы вы знаете – приведите примеры.



11. Политическая система современной России. Особенности сферы публичной политики: система органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. Разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ. Основные политические партии и партийная система. Избирательная система Российской Федерации. Проанализируйте основные элементы политической системы современной России, специфику их формирования, а также проблемы и перспективы развития.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница