«Модель социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в мо на примере г. Советский Советского района хмао» Дипломная работа



Скачать 180.46 Kb.
Дата14.02.2016
Размер180.46 Kb.


Российский государственный профессионально-педагогический университет

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра социальной работы

« Модель социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в МО на примере г. Советский Советского района ХМАО»
Дипломная работа

Исполнитель:

Студентка гр. __________
Научный руководитель:

Дата допуска к защите

_____________________


Екатеринбург 2003
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с женщинами и

детьми, подвергшимся насилию…………………………………………..8

1.1. Девиация как проблема безопасности женщин и детей…………….8

1.2. Причины и факторы девиантного поведения детей как

следствие выявления насилия в системе образования………………….12

1.3. Формы и учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам и детям от насилия………………………………………...21

Глава 2. Региональный опыт практического внедрения

социально-психологической работы с детьми и женщинами,

пострадавшими от насилия в МО г. Советский………………………...27

2.1. Особенности оказания помощи детям и женщинам,

пострадавшим от насилия Советского района…………………...27

2.2. Социально-психологическая модель помощи женщинам и

детям, пострадавшим от насилия (г. Советский)………………...37

Заключение………………………………………………………………………55Список литературы……………………………………………………………...58

Доклад по защите дипломной работы………………………………………….60




Из введения
Целью дипломной работы является доказать необходимость социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию, рассмотрение и обоснование регионального опыта практического внедрения социально-психологической модели с женщинами и детьми, подвергшимся насилию (г. Советский ХМАО).

Основные задачи:

1. рассмотреть девиацию как проблему безопасности женщин и детей;

2.выявить основные причины и факторы девиантного поведения детей в системе образования;

3.рассмотреть формы и учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам и детям, пострадавших от насилия в МО;

4.рассмотреть модель социально-психологической помощи социального работника женщинам и детям, пострадавшим от насилия на примере г. Советский (школа №2);

К стандартным требованиям относительно навыков и умений специалиста по социальной работе относится: умение вести профессиональную практическую работу со взрослыми и детьми консультирование, специализированная помощь) в школе. Оказывать социально- психологическую помощь детям и взрослым, нуждающихся в социальной и психологической помощи. Организовывать и координировать социальную работу, проводить исследовательско – аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку специальных проектов, технологий) по проблемам насилия в системе образования с целью разработки проектов и моделей социально – психологической работы. Оказание необходимой психологической защиты женщинам в школе.

Объектом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования.

Предметом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования г. Советский.

Гипотеза: мы предполагаем, что социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию будет эффективной тогда, когда она будет направлена на региональный опыт внедрения технологии и модели социально-психологической работы специалиста по социальной работе, путем эффективного целенаправленного выявления и устранения причин насилия среди женщин и детей в МО.

Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ литературы) и эмпирического уровня (статистика школы №2 г. Советский).

Рассмотрим анализ литературы по данной проблеме.

Ряд российских авторов (Фирсов М.В., Студенова Е.Г, Курбатов В.И) рассматривают проблему насилия над женщинами и детьми в МО как применение силы или различного рода угроз по отношению к коллективу. Здесь насилие отражает общее неблагополучие в нарушении ценностно-нормативной сфере образования.

По мнению Холостовой Е.И., насилие в МО – принуждение, которое осуществляет объект, группа для достижения поставленных целей. Здесь проблема насилия над женщинами и детьми выступает одной из форм проявления агрессии.

Овчарова Р.В. рассматривает насилие в двух аспектах: физически жестокое обращение и сексуальное злоупотребление и понимается как преднамеренное или осознанное применение жестоких и или сексуальных наказаний, причинение ребенку и женщине неоправданных физических страданий.

Следовательно, анализируя литературу, можно сделать вывод о том, что насилие в МО – это формы психологического и физического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или грубого обращения или эксплуатации.

Представленная работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена теоретическому обоснованию девиантного поведения как следствие выявления насилия в системе образования. В ней рассмотрены причины и факторы девиантного поведения детей и женщин, основные формы работы социального работника и учреждения социального обслуживания по устранению насилия среди взрослых и детей.

Вторая глава содержит описание модели социально – психологической работы социального работника с детьми и женщинами, подвергшимся насилию в МО г. Советский (школа №2). Здесь мы говорим об особенностях оказания помощи, с которыми сталкиваются женщины и дети, пострадавшими от насилия путем диагностики, терапии и профилактики.

В совокупности оказываемая женщинам и детям помощь в МО позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.



Наиболее успешное и полноценное проведение социальной работы среди женщин и детей, подвергшимся насилию предполагает разработку регионального опыта социально-психологической модели по выявлению и устранению причин насилия в системе образования, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников и взрослых, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 1997.

  2. Абульханова – Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1996.

  3. Беличева СА Превентивная психология. М., 1999.

  4. Билиннис А. А. «Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «телефон доверия» // Психологический журнал №4 1997.

  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2001.

  6. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения у школьников // Семья в психол. консультации под ред. А. А. Бодалева. В.В. Столина. М.,1989.№ 6.42-45с.

  7. Гильбух З. В., Коробко С. Л., Андрющенко Л. Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. Киев,1999.

  8. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. 2001. №4. С. 74.

  9. Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. - Барнаул 1991 г.

  10. Даллер К.Г. Социальная защита детей // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1999. Т. 3. С. 160-164.

  11. Девиантное поведение в России: проблемы и перспективы исследования. Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1997.

  12. Дети и насилие: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.Н. Лазутовой. Екатеринбург, 1999.

  13. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 2000.

  14. Дощицина З. В. оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.,2000.

  15. Закирова В.М. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социс, 2002. № 12. с.76.

  16. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина. 1998. С. 248.

  17. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-75.

  18. Как помочь ребёнку войти в современный мир? / Под редакцией Т. В.Антоновой. М.,2002.

  19. Кравцова Е. Е.. Социальные проблемы готовности детей к школьному обучению. М.,1999.

  20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2001.

  21. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в школьном возрасте. Л., 1999.

  22. Методика и технологии работы социального педагога: Уч. Пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: «Академия», 2002. -120с.

  23. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.

  24. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Метод, Руководитель авт. кол-ва В.А. Шелкова. Ярославль, 2002.

  25. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,2000.

  26. Практикум социального работника. – Р. на- Дону: «ФЕНИКС», 2001. – 103с.

  27. Основы социальной работы- Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: «Инфра-М», 1997.-368С.

  28. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально – психологических тренингов. М., 2002.

  29. Пряжников Н. С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1999.№6

  30. Педагог в начальной школе / Под ред. Л.Л. Андрющенко. Вол­г,1996.

  31. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. Проект Советского района // Образование в России. 1997. № 4. С. 77.

  32. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.№1 12 –18с.

  33. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.

  34. Рахматшаева В. А. Грамматика общения. М.,1998.

  35. Рокициш М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка. 2001. № 1. С. 18-19.

  36. Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. № 5. с.46.

  37. Руководство практического психолога /Под редакцией И. В. Дубровиной. М.,1999.

  38. Силласте Г.Г. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. 1998. №2. С. 52-54.

  39. Словарь – справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000.- 321с.

  40. Справочник практикующего юриста по социальному обеспечению. - М.: Юриспруденция, 2000.

  41. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.,1998.

  42. Социальная работа под общей ред. В. И. Курбатова. Р. – на – Дону: «ФЕНИКС», 1999. – 71 – 86с.

  43. Социальная работа: теория и практика: Уч. Пособие под ред.Е. И. Холостова. М.: «ИНФРА - М», 2001. – 249с.

  44. Справочное пособие по социальной работе / Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова и др./ Под ред. Л. М Попова, И. И. Холостовой - М.: Юрист, 1997.

  45. Стратегия борьбы с насилием в семье: справочное руководство ООН. 1998.

  46. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 2000.

  47. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной. М.,2001.

  48. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1999.


Из доклада по защите дипломной работы: сокращено


Актуальность насилия среди женщин и детей в России на сегодняшний день характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические последствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности детей и женщин. Поэтому необходимо четко представлять, в какой сфере отношений эти новые условия существования угрожают выживанию, здоровью и развитию женщин и детей, основам их социальной защиты.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

НАСИЛИЕ — принуждение, которое осуществляет субъект, группа для достижения поставленных целей. Насилие в МО в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва насилия - интерактивный процесс. Для объяснения насилия в МО необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к насилию является результатом социальной учебы — социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом.

Рассматривая поведение женщины в социальной среде как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешние сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ребенка или взрослого человека как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Следовательно, целью работы является доказать необходимость социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию, рассмотрение и обоснование регионального опыта практического внедрения социально-психологической модели с женщинами и детьми, подвергшимся насилию (г. Советский ХМАО).

Основные задачи:

1. рассмотреть девиацию как проблему безопасности женщин и детей;

2.выявить основные причины и факторы девиантного поведения детей в системе образования;

3.рассмотреть формы и учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам и детям, пострадавших от насилия в МО;

4.рассмотреть модель социально-психологической помощи социального работника женщинам и детям, пострадавшим от насилия на примере г. Советский (школа №2);

Объектом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования.

Предметом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования г. Советский.

Гипотеза: мы предполагаем, что социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию будет эффективной тогда, когда она будет направлена на региональный опыт внедрения технологии и модели социально-психологической работы специалиста по социальной работе, путем эффективного целенаправленного выявления и устранения причин насилия среди женщин и детей в МО.

Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ литературы) и эмпирического уровня (статистика по Советскому району).

Представленная работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена теоретическому обоснованию девиантного поведения как следствие выявления насилия в системе образования. В ней рассмотрены причины и факторы девиантного поведения детей и женщин, основные формы работы социального работника и учреждения социального обслуживания по устранению насилия среди взрослых и детей.

Вторая глава содержит описание модели социально – психологической работы социального работника с детьми и женщинами, подвергшимся насилию в МО г. Советский (школа №2). Здесь мы говорим об особенностях оказания помощи, с которыми сталкиваются женщины и дети, пострадавшими от насилия путем диагностики, терапии и профилактики.

В совокупности оказываемая женщинам и детям помощь в МО позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой

Приведем статистику по Советскому району.

Отсутствие массовых молодежных организаций, незанятость и социальная незащищенность молодых людей имеют следствием прогрессирование различных видов девиаций, выполняющих в значительной степени компенсаторную функцию (т.е. девиация как средство ухода от проблем реальной действительности).

Отклонения в поведении женщин и детей могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.; в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов; д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Анализируя ситуацию, можно сделать следующий вывод: социализация и ресоциализация значительной части взрослых женщин и детей в образовательной системе происходит в условиях фрустрации и депривации, а современное социально-психологическое состояние населения Советского района характеризуется потерей перспективы исторического развития, растущей растерянностью и тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности, обесценением стимулов созидательной деятельности, доминированием установки жить одним днем. Но этот процесс фрустрации неразрывно связан с процессом депривации.

Исходя из этих целей на сегодняшний день специалист по социальной работе решает следующие практические задачи:1

оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

изучает индивидуально-психологические, социальные и педагогические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

мобилизует скрытые социально-психологические ресурсы ребенка и женщины, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

выявляет основные направления дальнейшего развития личности;



привлекает других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию социально-психологической поддержки пострадавшего ребенка, взрослого.

Модель социально-психологической помощи включает в себя следующие направления:

- психодиагностическое;

- консультативное;

- терапевтическое;

- профилактическое.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие женщины, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального работника с детьми и женщинами в школе №2, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями, с их ближайшим окружением.

Конкретное содержание социально-психологической работы с женщинами и детьми в каждом отдельном случае обусловлено типом их неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной ситуации. Однако в целом модель технологии работы социального работника с женщинами и детьми имеют много общего.

Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов, как социального педагога, так, и социального работника находится женщина и ребенок. Неблагополучие ребенка волнует социального педагога, в отличие от специалиста по социальной работе, которого волнует благополучие женщины в системе образования. Соответственно социально-педагогическая диагностика как женщин, так и детей, подвергшихся насилию в МО влияет на внутрисемейную ситуацию и направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и женщины и защиту их базовых прав — права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

- объективность в сборе фактов и их интерпретации.

Этические принципы:

- конфиденциальность;

- степень открытости — право клиента;

- невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);

- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

- анкета (письменный опрос);

-тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний, человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Индивидуальная терапия проводится с детьми и женщинами, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.

Профилактикой насилия может служить работа социального работника с родителями и педагогами, специалистами по осознанию собственных источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведения. Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и женщин, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Являясь жертвами насилия в каких-то сферах образовательной микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные противоправные действия.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей, педколлектива и специалистов.

Таким образом, создание модели социально-психологической помощи детям и женщинам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосредственную работу с ними, но и деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопасному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и насилия в Советском районе нужны социальные комплексные программы, которые бы включали различные направления работы:

образовательные программы для детей и подростков;

образовательные программы для педагогов, родителей и взрослых женщин , работающих с детьми и молодежью;

создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;

борьба с засилием программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие, изобилующих аверсивными стимулами;

создание «телефонов доверия», специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;



ориентация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и женщинам образовательного учреждения по их реадаптации в обществе и др.

Основными принципами создания таких программ должны быть принципы доступности, ответственности, достоверной информации, активности.

Успешной работе в образовательной среде помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной образовательной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данный педколлектив не испытывал.

Перед педагогами, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с женщинами специалист может порекомендовать понаблюдать за её поведением и постараться понять, почему она закомплексована: может быть она старается избегать кого-то, или ей хочется внимания. Наблюдение за женщинами и детьми повышает чувствительность педколлектива к различным видам их поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, женщины могут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

Следовательно, для любого начинающего социального работника как и для специалиста со стажем, многое из того, о чём говорилось в работе, не новость. Мы можем отметить, что модель социально-психологической помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию в системе образования на примере школы №2 может помочь учащимся, а именно подросткам и женщинам в преодолении основных причин в связи сложившейся жизненной ситуации.


1 Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. Проект Советского района // Образование в России. 1997. № 4. С. 77.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница