Модель профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия



Скачать 12,04 Mb.
страница1/41
Дата11.02.2016
Размер12,04 Mb.
#637
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Челябинской области

Челябинский государственный педагогический университет




модель профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия


ТОМ II

Приложения


Челябинск – 2013

Издание подготовлено в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение модели эффективной профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия», осуществляемого в 2012 году Челябинским государственным педагогическим университетом по заказу Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Модель эффективной профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия: Сборник документов / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева, М.В. Потапова, Н.В. Уварина, Н.А. Соколова, Л.А. Глазырина, Р.В. Колбин, Д.Е. Филиппов, И.А. Кондратьева. – Челябинск, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ


Приложение 1. Словарь терминов по проблеме профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов с использованием современных технологий сетевого взаимодействия 4

Приложение 2. Положение об отделе воспитания и профессиональной социализации 45

Приложение 3. Программа мониторинга эффективности внутривузовской профессиональной социализации 48

Приложение 4. Программа педагогического мониторинга профессиональной социализации молодого специалиста – выпускника педагогического вуза в образовательном учреждении 57

Приложение 5. Каталог законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов 70

Приложение 6. Рекомендации по оказанию финансовой поддержки молодым специалистам сферы образования 75

Приложение 7. Методика изучения рынка труда в сфере образования 87

Приложение 8. Примерное Положение о деятельности общественного объединения по поддержке молодых специалистов сферы образования 99

Приложение 9. Примерное Положение о муниципальном методическом объединении молодых учителей 107

Приложение 10. Программа деятельности методического объединения по профессиональной социализации молодых педагогов 115

Приложение 11. Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов 119

Приложение 12. Примерное Положение об адаптации первокурсников педагогического вуза 127

Приложение 13. Примерное Положение о работе куратора академической группы педагогического вуза 130

Приложение 14. Рекомендации для первокурсников по организации учебной и внеучебной деятельности в вузе 140

Приложение 15. Примерное Положение о системе профессиональной социализации студентов педагогического университета с использованием сетевого взаимодействия 157

Приложение 16. Примерное Положение о проектной деятельности студентов педагогического вуза с использованием сетевого взаимодействия 187

Приложение 17. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним 194

Приложение 18. Устав Челябинской городской общественной организации «Ассоциация выпускников Челябинского государственного педагогического университета» 217

Приложение 19. Комплекс показателей эффективности трудоустройства выпускников педагогического вуза 227

Приложение 20. Программа проведения дистанционных курсов повышения квалификации для молодых специалистов «Новый учитель – новой школе» 231

Приложение 21. Положение о проведении интернет-конкурса профессионального мастерства молодых специалистов – выпускников педагогических вузов 237

Приложение 22 Рекомендации по взаимодействию педагогического вуза с муниципальными и региональными органами управления образованием по вопросам профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педвузов 243

Приложение 23. Рекомендации по профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогического вуза в образовательном учреждении с использованием сетевого взаимодействия 255

Приложение 24. Комплекс диагностических методик для проведения мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов в образовательном учреждении 279

Приложение 25. Рекомендации по трудоустройству молодых специалистов 307

Приложение 26. Образцы договоров, заключаемых молодыми специалистами 327

Приложение 27. Педагогическая технология социализации молодых педагогов в профессиональной деятельности: Программа дистанционных курсов повышения квалификации молодых педагогов 348

Приложение 28. Порядок получения Единовременных денежных выплат молодым специалистам в сфере образования 367

Приложение 29. Рекомендации молодым специалистам по проектированию современного учебного занятия в школе 369

Приложение 30. Инструкция для молодого специалиста по работе с порталом «Молодому учителю» 410




Приложение 1. Словарь терминов по проблеме профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов с использованием современных технологий сетевого взаимодействия



А

АВТОПОРТРЕТ ПЕДАГОГА – признание учащимися достоинств педагога и основанная на этом признании сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, справедливость, гражданская позиция, общественные идеалы и положение в обществе. От подлинного авторитета следует отличать ложный, принимающий самые разнообразные формы: авторитет подавления, резонерства, превосходства, мнимая доброта и дружба.

АДАПТАЦИЯ – эффективная, экономная и адекватная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды.

АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств

АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – процесс постепенного вхождения в профессию, знакомство с содержанием и особенностями педагогической деятельности, приспособление к требованиям и условиям работы учителя, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная деятельность. Ее можно отнести к механизмам, обеспечивающим дальнейшее включение в профессиональную среду.

АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – 1) соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития; 2) способность системы образования оперативно и упреждающе реагировать на социальные перемены, перестраиваться с учетом изменений и повышающихся требований к человеку как субъекту многообразных видов деятельности. По общему убеждению ученых, единственно адекватной современному обществу является система непрерывного образования.

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремлений, интереса.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. А. Л. – вид социальной, психической активности: интенсивная направленность личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере.

АЛЬТЕРНАТИВА – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, нужных вариантов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ – содержащий один из двух вариантов, исключающих друг друга.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениям и дающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы с обучающимися) образование.

АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия от прежних знаний, опыта, специальности.


Б

Баланс трудовых ресурсов – система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение в системе образования.

БИФУРКАЦИОННОЕ САМОУПРАВЛЯЕМОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – 1) самоориентация школы на развитие максимально эффективного использования возможностей своего внутренней и внешней среды и ресурсов, определяемых изменением условий внешней среды; 2) действия самоуправляемого развития, для которых характерны качественные изменения, непрерывное самообновление за счет эффективного использования ресурсов внутренней внешней среды школы, что обеспечивает рост потенциалов саморазвития участников образовательного процесса.


В

ВАРИАТИВНОСТЬ – разновидность, видоизменение чего-либо или отдельных частей; возможность изменить, разнообразить, уклониться от основного типа.



Вакансия – незамещенная должность в образовательном учреждении, незанятое рабочее место, на которое может быть принят молодой специалист

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – состояние совместности и взаимности субъектов деятельности и межличностных отношений, ожидание адекватной идентификации, готовность к ней. Взаимопонимание позволяет согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность, для самораскрытия способностей каждого.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя и учащихся.

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – это понятие означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности. Компоненты В.О.: знание и понимание сущности своего «Я»; эмоционально-ценностное отношение к своей персоне; способы и приемы личностной рефлексии; «Я-концепция» как образ, а не социальный образец; понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; система духовно-нравственных ценностей; знаковые и вербальный формы общения.



ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – 1) педагогически целесообразно организованная среда с различным радиусом действия: от отдельного учащегося, учебной группы до области и региона; 2) динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различными уровнями: коллективными (образовательные учреждения, учреждения культуры и системы дополнительного образования), так и индивидуальными (педагоги, кураторы, сами студенты, родители и др.).

Воспроизводство кадров процесс постоянного возобновления поколений специалистов.
Г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ – обеспечивает основу развития полноценной личности, преемственность при переходе к следующему возрастному этапу, гарантирует права на равные возможности, обеспечивающие успешность его обучения в школе, в вузе.



ГУМАНИЗАЦИЯ – процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к личности, человеческому достоинству, заботой о благе людей; очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуализации.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – 1) развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащегося, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития; 2) система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; тем самым проблема гуманизации выступает как задача общецивилизованного, общечеловеческого значения, как условие решения глобальных проблем современного человеческого социума; 3) системообразующая тенденция образования в условиях смены социальной парадигмы.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – политика в образовании, направленная на человека: сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Гуманитаризация в образовательном процессе предполагает введение в учебные планы мировоззренческих и человековедческих курсов, интегрирующих знания о мире и месте человека в нем; целевая установка учебного занятия направляется на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого содержания учебного материала.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ – ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека», основывается на моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество. Гуманистический характер образования означат уважение всех участников образовательного процесса к человеку, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.
Д

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ – деятельность, направленная на освоение педагогических инноваций, характеризуется следующими качествами: одержимостью, любознательностью, способностью к самообразованию; стремлением к максимальной творческой самореализации; творческим энтузиазмом и профессиональным подвижничеством, поиском своей оригинальной системы обучения, воспитания и развития личности учащегося.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – самостоятельный или специально организованный процесс, форма проявления активности, социальной мобильности, порождаемых ее потребностями, и направленная на познание и преобразование жизнедеятельности. Сущностные свойства Д.О. – целеполагание, преобразующий характер (с перспективой развития своего творческого потенциала); предметность деятельности человека, выражающего ее объективно материальную основу; ее связь с процессом развитием творческого потенциала; осознанный характер образовательной деятельности, раскрывающий ее субъект, проявляющийся в целеполагании, в прогнозировании деятельности, в перспективных устремлениях личности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ – практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий, управлению ими.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНОЧНАЯ – форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, направленная на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения, уровня современной культуры, помогающая сделать собственный выбор и строить жизнь, достойную Человека, саморазвивая и совершенствую свое «Я».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – 1) профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора свободного и творческого самовыражения; 2) особая форма управленческой деятельности, которая решает две взаимосвязанные задачи: обеспечение процесса развития и становления личности ребенка и постоянного самоизменения самого учителя. Д.П. обуславливается уровнем профессионального сознания учителя, овладение им педагогической техникой. Три модели Д.П.: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА – выражение современной стратегии практики образования, при которой осуществляется не только ориентация школьников на профессию, но и осуществляется духовно-нравственное становление личности, ее самоопределение в жизнедеятельности и способности к самореализации. В последнее время Д.П. школьников осуществляется в 10-11 профильных классах.



Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Ж

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.



ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ – направленность жизнедеятельности личности, ее точка зрения относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж.П. – система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является Ж.П., так как она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной Ж.П. – ее соответствие прогрессивным тенденциям развития общества, интересам передовых социальных сил.
З

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития. З. является результатом совокупного действия множества законов, отражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определенную связь.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ феномена развития профессиональной социализации 1 – сформированность профессиональной социализации студентов педагогического вуза определяется организацией и функционированием профессионально-ориентированной среды в педагогическом вузе. Создание профессионально-ориентированной среды в педагогическом вузе предполагает, прежде всего, включение студента в различные профессиональные виды деятельности (педагогическая практика, изучение дисциплин психолого-педагогического цикла, написание курсовых и квалификационных работ, участие в педагогических дебютах и научном студенческом обществе, решение педагогических задач и включение в педагогические ситуации), а также профессиональная ориентация через различные средства информации в вузе (вузовская газета, сетевое взаимодействие, средства наглядности, встречи с работниками образования), которые расширяют знания студентов о педагогической деятельности и формируют сознательную мотивацию на работу в образовательном учреждении.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ феномена развития профессиональной социализации 2 – профессиональный рост выпускников педагогических вузов зависит от социально-педагогического сопровождения молодого учителя в профессиональной деятельности в первые годы его работы в образовательном учреждении. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации молодого педагога направлено на содействие в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в овладении педагогической профессии или специальности, построение профессиональных перспектив, вхождение в новый трудовой коллектив, педагогическое сообщество. Оптимальное решение проблемы профессиональной социализации молодых педагогов было бы невозможно без педагогического сопровождения, которое выступает как деятельность, сотрудничество, взаимодействие субъектов образовательной организации, а также адресная поддержка молодых кадров. Фактически речь идет о создании в образовательном учреждении системы управленческого содействия педагогическим работникам в их профессиональной социализации.

Закрепленность молодого специалиста – его трудоустроенность в образовательном учреждении на протяжении определенного временного периода.

Зачетная единица – унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику
И

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – 1) деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания; 2) фрагмент педагогической деятельности, в котором учитель в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей, создавая условия для творческого саморазвития учителя. Целью И.П. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И.П. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И.П. позволяет совершенствовать педагогическую технику, гибко реагировать на возникающие задачи.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, помощь ученику в личностном самоопределении; поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – комплекс педагогических и психологических приемов воздействия на учащегося, которые реализуют его потребность ощущать себя в центре внимания; один из дидактических принципов, предусматривающий такую организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других; самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, под которым понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, оргдеятельных и др.; процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям, в ходе чего развивается не только ученик, но и программа его образования, так как учащийся оказывается субъектом, конструктором своего образования.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – вид обучения, при котором учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить особенности личности ученика, его познавательные возможности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА – помощь, выражающая гуманистические позиции педагога по отношению к детям, построенная на естественном доверии детей, отражающая собственную ответственность за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное сочувствие, развитие.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 12,04 Mb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница