Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в мбоу сош с углублённым изучением отдельных предметов №29 г. Георгиевска



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер1,73 Mb.
  1   2   3

Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №29 г. Георгиевска


Модель

по выявлению и сопровождению одаренных детей

в МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №29

г. Георгиевска
СОДЕРЖАНИЕ




Актуальность

3



Цель и задачи проекта

4



Продолжительность и этапы реализации проекта

5



Основополагающие принципы инновационного проекта

5



Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

6



Система показателей по оценке достижений цели и задач проекта

20



Ожидаемые результаты реализации проекта

21



Ресурсы

23



Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и минимизации негативных последствий при реализации проекта

24



Заключение

25



Список литературы

25



Приложение




12.1

Нормативно-правовое обеспечение проекта

26

12.2

Субъекты образовательного процесса в реализации проекта

27

12.3

Основные направления работы в рамках проекта

29

12.4

Содержание работы по развитию одаренных детей

30

12.5

Условия успешной работы с одаренными учащимися

40

12.6

Механизм управления системой работы с одаренными детьми

45

12.7

Система мер мотивации, морального и материального стимулирования

49

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.

В МБОУ«СОШ №29 с УИОП» в результате выполнения подпрограммы «Одаренные дети» на 2010-2013г.г. сформирована определенная система работы с высокомотивированными детьми, которая включает в себя:

 работу по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

 развитие творческих способностей учащихся;

 предпрофильную и профильную подготовку по отдельным предметам;

 формирование нравственного и гражданского облика выпускника;

 научно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов.

Одним из показателей эффективности функционирования этой системы является то, что школа в олимпиадном движении района в течение 10 лет удерживает 2 место в городе, после гимназии №2. Каждый год в школе есть победители краевого тура.

Вместе с тем в работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и адресной поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей, не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений подпрограммы школы «Одаренные дети» (2010-2013 г.г.) мотивировали методическую службу к модернизации системы работы учреждения с одаренными детьми и созданию проекта «Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы». Проект выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и направлен на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей, в первую очередь, реализацию индивидуальности обучающихся. Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.

Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одаренных детей.

2. Цель и задачи проекта создания модели
Цель проекта: создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи проекта:


  • совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одарённых обучающихся;

  • проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

  • максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;

  • совершенствование системы дополнительного образования образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;

  • совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся;

  • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;

  • совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

  • повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.


3.Продолжительность и этапы реализации проекта
Внедрение моделей и механизмов выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей реально выполнимо в условиях образовательного учреждения в течение 2 лет, хотя этот процесс является непрерывным.

Реализация проекта предполагает три этапа:



1.Диагностико-организационный этап (2011–2012 гг.): разработка моделей и механизмов системы целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, развитие системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

2.Организационно-практический этап (2012-2013 гг.): реализация основных целей и задач. Перевод образовательного процесса на качественно новый подход к обучению с использованием методов активной педагогики.

3.Рефлексивно-обобщающий этап (2012-2013 гг.): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы, сборнике методических разработок.

4.Основополагающие принципы инновационного проекта

В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:



Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

Реализация этих методологических принципов позволит определить основные способы решения проблем, осуществить планирование и прогнозирование деятельности при работе с одаренными детьми.

5.Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
В настоящее время одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Нами выделяются следующие категории одаренных детей (рис. 1):

Рисунок 1. Категории одаренных детей

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.

При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:


1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.

Этапы работы по выявлению одаренных детей представлены на рис. 2:

Рисунок 2. Этапы выявления одаренных детей

Для выявления одаренности предполагается вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Будут использованы методы оценки реальных действий ребенка в реальных ситуациях: анализ продуктов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах; наблюдение; экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.

Предлагается следующая модель выявления одаренных детей в зависимости от вида одаренности (рис. 3).

Рисунок 3. Модель выявления одаренных детей в образовательном учреждении

К работе по выявлению одаренных детей будут привлекаться специалисты различных категорий: психологи, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения.

После выявления одаренности детей работа с ними будет вестись следующими группами педагогов:

-учителями - предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;

-наставником (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог), который помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;

-классным руководителем, который координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

Для выявления одаренных детей будут использованы все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.

С целью систематизации информации об одаренных детях в школе поддерживается банк данных, содержащий анкетно-биографические сведения о талантливых и одаренных детях, результатах их психодиагностического обследования и анкетирования. Педагоги используют инновационную педагогическую технологию «Портфолио».

Алгоритм сбора и обработки информации способствует обновлению банка данных об одаренных детях (рис. 4). Механизм управления этой работой представлен в приложении 6.



Рисунок 4. Модель сбора и обработки информации об одаренных детях

В системе деятельности  образовательного учреждения по идентификации одаренных и талантливых детей в рамках проекта планируется:

 совершенствование системы учета способных детей через анализ особых успехов и достижений;

 обновление банка данных по талантливым и одаренным детям;

 диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

Таким образом, результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.

Развитие одаренности ребенка будет достигаться реализацией комплекса мер по четырем направлениям:

 обновление содержания учебных программ;

 применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

 использование современных ИКТ-технологий для дистанционного обучения;

 интеграции основного и дополнительного образования.

Содержание работы по развитию одаренных детей, схема построения индивидуального образовательного маршрута даны в приложении 4.

Для развития каждого вида одаренности предлагается образовательная модель школы, позволяющая обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию (рис. 5).



Рисунок 5. Модель образовательной деятельности, направленной на учащихся с высоким интеллектуальным потенциалом

В представленной модели образовательная деятельность – системообразующее ядро, объединяющее «круг» необходимых компонентов, направленных на образование и воспитание обучающихся. Все компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Расширение единого образовательного пространства - необходимое условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей, возможности самореализации в различных видах деятельности. В единой системе общего и дополнительного образования предполагается использовать следующие формы работы с одаренными детьми (рис. 6):

Рисунок 6. Формы работы с одаренными детьми


Одним из важных направлений развития личности одаренного ребенка является их включение в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей района, региона и самой личности. Созданная модель сетевого взаимодействия ОУ с учреждениями г. Георгиевска будет способствовать решению задач в данном направлении (рис.7).


Рисунок 7. Модель сетевого взаимодействия ОУ с учреждениями г. Георгиевска
В настоящее время школа активно сотрудничает с учреждениями культуры, науки, дополнительного образования, спорта, здравоохранения, общественными организациями, органами исполнительной власти (сотрудничество школы с перечисленными учреждениями оформлено соответствующими договорами).

Созданная образовательная среда способствует выявлению и развитию одаренных детей. В то же время следует отметить, что в этом направлении деятельности достаточно неиспользованных резервов: в организации учебного процесса на компетентностной основе; в повышении эффективности работы НОУ; в повышении личностно ориентированного характера  программно-методического обеспечения дополнительного образования; в привлечении к исследовательской деятельности младших школьников. В рамках проекта предполагается реализовать указанные резервы.



Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по НМР, УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.

Цель сопровождения: создание условий гармоничного развития одаренного ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

— психологическое обеспечение образовательных программ;

— формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.

Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на трех уровнях:

-уровень класса;

- уровень учреждения;

-уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры г. Георгиевска).

Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах (рис. 8):

Рисунок 8. Принципы сопровождения одаренных детей


Направления психолого-педагогического сопровождения:

Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;

 Психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);

 Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;

 Охрана и укрепление здоровья;

 Поощрение учащихся.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

 развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

 формирование установок на здоровый образ жизни;

 профилактика школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).

Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся.

Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 9):

Рисунок 9. Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся

В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:

 непосредственно с ребенком;

 путем организация квалифицированной помощи педагогам;

 путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

 подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;

 психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;

 свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;

 комфортности окружающей среды.

Анализ работы школы показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач обучения и воспитания. В этом направлении необходимо:

-  обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ обучения и воспитания;

-осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, наставников кадет и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования;

-  расширить использование в учебно-воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому выделению и манипуляциям.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница