Модель оптимизации формирования личности. Для социоников-родителей, школьных психологов и педагогов-новаторов



Скачать 410.9 Kb.
страница1/3
Дата17.04.2016
Размер410.9 Kb.
  1   2   3




Мегедь В.В., 1990-1996 гг.




модель оптимизации формирования личности.
Для социоников-родителей, школьных психологов и педагогов-новаторов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учеными, школьными психологами и педагогами разработано много систем воспитания и обучения детей (психолого-педагогические основы обучения Л.М. Фридмана и др). Их эффективность достаточно велика, но стремление к совершенству в этой важной области никогда не будет лишним. Здесь на помощь может прийти соционика. Для тех, кто впервые сталкивается с этим понятием, соционика – это новое направление в типологии личности, которое изучает законы информационного обмена человека с внешней средой, врожденные задатки разных типов личности, их социальные миссии и интертипные отношения между людьми. Соционические подходы также могут повысить эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому я хочу предложить новую концепцию для воспитания гармонично развитых и талантливых детей методом развития их врожденных способностей наиболее адекватными способами в наиболее подходящие для этого возрастные периоды. Конечно, для наиболее эффективного использования данного подхода необходимо будет всем заинтересовавшимся читателям познакомиться с основами соционики ().

Здесь уместно сделать краткое отступление и поблагодарить создательницу теории соционики – литовскую исследовательницу Аушру Аугустинавичюте, заслуга которой перед наукой была отмечена, к сожалению, не в Литве, что подтверждает вечную истину: нет пророков в своем отечестве, и не в Украине, где соционика получила свое развитие, а в России и в США (Российской Академией естественных наук в 19995 г. А. Аугустинавичюте был выдан диплом об открытии и медаль Капицы, а в 1999 г. в США Калифорнийской Академией науки и культуры присвоено звание почетного доктора философии).

К сожалению, многими педагогами игнорируются какие бы то ни было структурные подходы, некоторые считают, что свободное творчество и индивидуальный подход – самый беспроигрышный вариант в воспитании. Мне кажется, что истина, как всегда, посередине – между двумя крайними мнениями, то есть целесообразно учитывать и типологические и индивидуальные особенности детей.

Толчком к данному исследованию послужило открытие отечественных и зарубежных психологов закономерностей развития детской психики, которая на разных стадиях формирования имеет неодинаковую способность к усвоению тех или иных знаний и навыков (4, 19). Существуют также определенные типологические предпосылки либо ограничения для развития тех или иных способностей на разных стадиях развития личности (2, 3, 22, 23).

Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, укладывающуюся в 4 стадии.

Развитие психологических признаков у детей происходит не одновременно. Доминирование отдельных качеств совпадает с процессами формирования личности, выделенными Ж. Пиаже:

1. Сенсомоторная стадия — от рождения до двух лет — ответственна за формирование ощущений физического плана: тактильной чувствительности, осознания своих физических потребностей (преобладает признак «сенсорика»);

Эта стадия охватывает период, когда в основном формируются и проявляются в поведенческих реакциях ребенка физические аспекты его личности. Эти аспекты связаны с сенсорными ощущениями: голодом, болью, удовольствием, реакциями на шумовые, световые и другие раздражители — т.е. влияющие на основные природные чувства — зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. В ребенке на этой стадии доминирует биологическое начало, оттесняя пока все остальные. В этот период также формируется представление о постоянстве объектов.

2. Дооперациональное мышление — от двух до семи лет — связано с развитием признака «этика», т.е. эмоционального восприятия действительности;

В этот период ребенок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих его людей, особенно тех, кто находится на близкой физической и психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих сверстников на улице, в детсаду, школе, воспитателей и учителей.

Собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь — в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию его задатков и создает прочную основу для его нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии главенствующую роль.

3. Стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати — тринадцати лет соответствует доминирующему признаку «логика» (мышление, сопоставление фактов, умение делать объективные выводы);

Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Ребенок в это время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок старается завоевать признание у окружающих и избавиться от эгоцентризма благодаря своей социализации, т.е. принятием норм и правил, существующих в конкретном социуме, в данном случае — ­школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).

4. Стадия концептуального мышления — от 13 — 14 лет и старше — отвечает за развитие признака «интуиция» (находчивость в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям).

Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой прежних ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.

В это время психология подростка все более обогащается такими категориями, как убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Тяга к знанию приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой сконцентрировано все внимание и интерес. Идет интенсивное накапливание информации, часто без разбора, иногда выборочно.

На первой стадии дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребенка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребенком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.

Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности, умение строить отношения с окружающими, быть отзывчивым, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция у ребенка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, от недопустимости физических наказаний и унижений ребенка. Формирование высокой самооценки у ребенка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках, лепке и других самостоятельных проявлениях.

На третьей стадии решающую роль в формировании личности и такого признака как «логика» играют социальные факторы. Успехи в учебе, положение среди сверстников в классе и вне его, материальное благополучие семьи, статус родителей — все это оказывает воздействие на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором вращается ребенок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается, в этом возрасте творятся кумиры и авторитеты, вырабатываются какие-то профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Очень важно уберечь ребенка от созерцания личных неурядиц родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.

Четвертая стадия — период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, когда есть опасность размывания чувства своего «Я».

Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развитии структуры личности, и от того, насколько окружающие — учителя, родители, друзья — повлияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит дальнейшая его судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к его ранним проявлениям симпатий и влюбленности к сверстникам противоположного пола, чтобы не задеть и не ранить «самое утреннее из чувств».

Согласно Пиаже, фаза школьного возраста подразделяется на две стадии — конкретных операций и концептуального мышления. В этом периоде идет интенсивный рост познаний — норм общественной жизни, морали, иерархии, отношения полов, закономерностей природных явлений и использование знаковой системы в естественно-научных и гуманитарных предметах (буквы, цифры, условные обозначения). С этой задачей хорошо справляются педагоги типа: Аналитик, Новатор, Критик.

В этом периоде выстраивается первоначальная система ценностей, позже следует их переоценка, идет бурная перестройка всего организма и психики школьника; от робкого интереса к предмету или занятию он переходит к определенной ориентации на вид деятельности; на смену детской дружбе приходит первая подростковая влюбленность. Увеличивается значение этики и эстетики в развитии личности. Идет интенсивный поиск авторитетов. На первый план выступают с одной стороны внешние данные учителя: для женщины — умение со вкусом одеваться, быть обаятельной и уверенной в себе, располагать к доверию; для мужчины — обладать физической силой, напористостью, волей, умением подчинить себе класс и быть при этом великодушным. Быть способным выдать информацию на любую тему и не дать загнать себя в угол вопросами, продемонстрировать на деле свою компетентность, сделать что-то своими руками — вторая сторона авторитетности педагога. Волевая сенсорика и деловая логика — доминирующие функции, внушающие в первую очередь уважение подростку. Таким критериям часто удовлетворяют управленческие типы — Лидер, Инспектор, Управляющий, Мастер — с ведущими признаками логики и сенсорики.

Бесспорно, на протяжении всего периода воспитания ребенка, который нередко продолжается и когда он становится взрослым, необходимо развивать абсолютно все хорошие качества и, по возможности, бороться с недостатками. Но, при таком, не структурированном методами соционики подходе, можно упустить самый подходящий момент для развития каких-то определенных задатков и способностей, которые позже будут развиваться уже менее эффективно. Своевременное же развитие способностей может способствовать поднятию общего интеллектуального уровня населения, который у нас пока оставляет желать лучшего, поскольку все еще мало людей, своевременно выявивших и развивших свои врожденные способности и адекватно использующих их в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, своевременное развитие у детей с помощью методов соционики различных способностей и интересов к тому или иному занятию может способствовать не только формированию адекватных установок на вид деятельности в будущем, но также оказать влияние на развитие определенных жизненных стимулов, таких как стремление к власти или социальному статусу, к творчеству как возможности проявить свою уникальность, к материальному благосостоянию, либо к личностному росту как фактору самоценности (10). Это даст возможность молодым людям вовремя определить свои жизненные цели и скоординировать их соответственно своим способностям, а значит меньше будет «лишних» людей – не нашедших себя и не знающих чего они хотят.

Данное исследование распространяется не на весь детский возраст, поскольку внедрить эти методы в дошкольные учреждения довольно трудно из-за нерегулярного посещения этих учреждений большинством детей дошкольного возраста. К тому же многие дети вообще не посещают ясли и садики. Поэтому целесообразнее остановиться лишь на школьном периоде формирования личности.

Именно годы, проведенные в школе - это во многом определяющий период в жизни каждого человека. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем. выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности.

Используя данный системный подход для адекватного формирования личности, можно предотвратить возникновение в будущем различных комплексов и связанных с ними неврозов и жизненных неудач, которые нередко приводят людей к апатии и лени, деградации личности и даже к асоциальному поведению. А зная особенности поведения детей и мотивы их поступков на различных этапах обучения, будет легче находить правильные подходы в воспитании и влиять наиболее эффективными в методами, которые не будут отрицательно сказываться на хрупкой детской психике.

Разумеется, такой системный подход в комплексе с индивидуальными подходами в воспитании детей может осуществляться только при сотрудничестве заинтересованных в нем родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов, школьных психологов и опытных социоников, которые будут учитывать типные особенности детей и их врожденные способности, а также особенности интертипных отношений с родителями и педагогами.

Научная цель данного исследования: показать проекцию юнговского принципа кватерности, положенного в основу типологии личности и соционики, на социально-психологическое развитие человека, обуславливающее четыре этапа формирования личности.

С этой целью была построена данная модель оптимизации процесса развития личности, касающаяся формирования у детей на разных этапах обучения адекватных жизненных стимулов и установок на вид деятельности.

Эта модель базируется на основе типологии К.Г. Юнга и ее продолжении, новой научной парадигмы - соционики, отражающей не только энергоинформационные механизмы функционирования личности в социуме, но и энергоинформационные механизмы четырехэтапного развития общества, а также на основе авторского синтеза ряда типологических закономерностей.
Данное исследование не претендует на завершенность или непогрешимость. Вопрос, касающийся правильности установления взаимосвязей, открыт для конструктивной дискуссии.
Часть 1.

энергоинформационные МЕХАНИЗМЫ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В основе данного исследования лежит структурный подход к проблеме воспитания детей, основанный на четырехэтапном механизме социализации личности. Вероятно, чтобы хоть немного пролить свет на сложный процесс развития личности, следует начинать с его истоков. В таком случае, целостную энергоинформационную картину развития любого можно представить как ряд архетипических* движущих механизмов развития общественных явлений.

В свою очередь, энергоинформационные модели типов личности с их программами – это тоже своеобразные архетипические механизмы развития общественных процессов, Движущими пружинами этих ведущих и подчиненных механизмов развития являются два вида социальных отношений: отношения социального заказа и отношения социальной ревизии (коррекции). Они передают информационную эстафету как дальнейшую программу развития, от одного єтапа развития общества к другому, и являются по сути - эволюционным и инволюционным механизмами развития, пребывающими в постоянном единстве и борьбе дополняющих противоположностей. Благодаря этому не происходитдлительная стагнация процессов, а обеспечивается постоянная динамика развития.



*Примечание: К.Г.Юнг (12): «Понятие архетипа … вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя везде и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в снах, бредах и галлюцинациях современного человека. Эти типичные образы и ассоциации я называю архетипическими идеями. Их свойства проявляются тем отчетливее, чем более они окрашены в чувственные тона… Они производят впечатление, оказывают влияние, они заманчивы. Они берут начало в архетипе – беспрецедентной, бессознательной, предшествующей форме, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ, и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.»

«Вновь и вновь я сталкиваюсь с ошибочным представлением, будто бы архетип определяется содержанием, иными словами, будто бы это некая разновидность бессознательной «идеи». Я настаиваю на том, что архетипы определяются не содержанием, но формой, да и то весьма условно. Изначальный образ наделяется содержанием только тогда, когда он становится осознанным и т.о. наполняется материалом сознательного опыта. Его форму, однако… можно уподобить осевой системе кристалла, чья праформа определяется еще в материнской жидкости – до собственного материального существования. Эта кристаллическая решетка возникает в соответствии с характером взаимодействия ионов, а затем и молекул. Сам по себе архетип пуст и чисто формален, ничто иное как способность к оформлению, некая априорная возможность формирования представления. Наследуются не сами представления, но лишь формы и в этом смысле они в каждом случае соответствуют определенным инстинктам. Существование инстинктов не более доказуемо, нежели существование архетипов, поскольку и они конкретным образом себя не проявляют.» (стр.369-370).

«Мне представляется вероятным, что подлинная природа архетипа не может быть осознана, что она трансцендентна, и в этом смысле я понимаю ее как психоидную» (стр.370).

«Следует, наконец, освободиться от иллюзий, будто бы архетип возможно объяснить – и тем самым с ним покончить. Всякая попытка объяснить окажется ничем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык.» (стр.370).

Правомерность выделения именно четырех глобальных этапов эволюции любого процесса, включая процесс развития общества или человека, либо процесс школьного обучения и т.д., подтверждает юнгианский принцип кватерности*, который может послужить основой для психолого-педагогической мотивации разбиения педагогики школьного возраста на четыре этапа. Они заключаются в оптимальном делении любого процесса, (а значит и процесса воспитания детей), на четыре стадии развития.

*Примечание. К.Г.Юнг (23): «Кватерность следует понимать как некий универсальный архетип. Она являет собой некую логическую предпосылку всякого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырех аспектов. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света. … Четыре элемента мы встречаем повсюду: четыре первичных свойства материи, четыре касты в Индии, четыре пути духовного совершенствования в буддизме… Точно также существуют и четыре аспекта психической ориентации, и это их свойство (собственно, количество) наиболее принципиально из того, что мы можем о них сказать. Для самоопределения мы нуждаемся в функции, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение); в другой, которая устанавливает, чем является это нечто (мышление); в третьей, которая показывает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его принять (чувство); и, наконец, в четвертой, определяющей источник этого нечто и его направление (интуиция). И это все, что мы можем об этом сказать…

Кватерность или кватерион часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а четвертого – ангел). Именно четвертый, дополняя трех других, делает их чем-то «Единым», символизирующим универсум. Зачастую в аналитической психологии «подчиненная» функция (т.е. функция, которая не находится под контролем сознания) оказывается четвертой и ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуации.»…(стр.374).

Логично предположить, что если любой процесс имеет четыре этапа развития, то и процесс школьного обучения также должен иметь аналогичные четыре этапа. Разумеется, весь процесс обучения нужно рассматривать в рамках первого общего этапа жизни человека – детства. И хотя окончание процесса школьного воспитания совпадает с началом второго общего жизненного этапа, который называется молодость, а за ней следует зрелость и старость, но на этих этапах жизни человека происходит лишь дальнейшее развитие каких-то основ, заложенных в детстве. (накладывание какого-либо частного процесса на общий процесс - явление вполне закономерное).

Идея установить взаимосвязи между этапами процесса воспитания и обучения детей и соционической теорией сменяемости общественных «квадр» - четырех социальных этапов развития общества, которые имеют определенные энергоинформационные характеристики (2,3,5,6,9) у меня возникла в результате анализа работ моих предшественников: А.Аугустинавичюте были разработаны основные энергоинформационные механизмы эволюции общества, а затем ее последователями – представителями международного Института соционики: д.философии А.В.Букаловым и В.В. Гуленко сделаны характериологические описания четырех общественных (кваральных) периодов в развитии общества (2,3,5,6,9).

Суть соционической теории сменяемости квадр в обществе (5,6,9) заключается в том, что на каждой стадии развития какого-либо процесса есть свои закономерности, согласно теории информационного метаболизма Кемпинского, поэтому 16 типов личности (согласно типологии Юнга-Майерс-Аугустинавичюте), имеют соответствующие системы информационного обмена с окружающей средой и функционируют по определенным законам (2,3,22,23). С помощью тождественных и дополняющих друг друга элементов информобмена, эти 16 типов личности объединяются между собой в группы по четыре человека, которые называются квадрами. Таким образом, квадра - это группа людей, обьединенных общими социальными установками, мировосприятием и ценностями.

Процесс эволюции человеческого общества происходит путем чередования в нем определенных периодов, обусловленных приоритетным энергоинформационным воздействием соответствующих общественных групп - «квадр», имеющих свои ценности, характеры и поведение и выполняющих определенные социальные миссии. Та или иная квадра выдвигает свою программу, вовлекая властные структуры и весь народ в ее реализацию.

Квадры выполняют в обществе определенные социальные миссии: первая квадра - это Просветители (создатели и пропагандисты принципиально новых теорий, устройств и механизмов), вторая – Воплотители (развивающие эти наработки до уровня их практического воплощения, то есть создатели на основе первоначальных идей Просветителей таких идеологий и технологий, которые делают первоначальные теории достоянием масс, так как Воплотители умеют организовать процесс их внедрения), третья – Реформаторы (поддающие Критике, коррекции и разрушению того из сделанного ранее, что не выдержало проверки практикой и временем), четвертая – Совершенствователи (отбирающие самые эффективные наработки из предыдущего опыта и на основании их создающие наиболее качественные продукты). Общие для каждой из этих социальных групп жизненные ценности, называются квадральными ценностями. Их частичное совпадение или полное несовпадение обуславливают тот факт, что некоторые квадры пребывают между собою в содружестве, а некоторые имеют определенный антагонизм.

Если рассматривать исторические этапы в масштабной плоскости, нашей цивилизации еще далеко до своего четвертого этапа развития - совершенствования. Самые развитые страны сейчас находятся в конце третьего периода развития - коррекции ошибок. Но, менее глобальные процессы эволюции у каждой страны имеют также свои квадрадльные этапы развития и они более часто сменяют друг друга. При этом смена квадр в обществе может происходить несколько раз за столетие или один раз в несколько столетий. Здесь многое зависит от менталитета стран и других социально-политических факторов. Если наша цивилизация пройдет до конца этот путь развития, после этого возможен новый глобальный виток спирали в развитии общества, который задаст очередная первая квадра.

Можно провести еще одну корреляцию, которая поможет лучше понять квадральные периоды в процессе развития личности. Поскольку все в природе взаимосвязано и взаимообусловлено, а человек не только биологичен, но и социален, биологические ритмы тоже имеют свои аналоги в социуме и их можно сопоставить с квадральными периодами. Например, жизнь человека имеет возрастные периоды: детство, юность, зрелость, старость. Эти периоды, как и квадры, последовательно сменяют друг друга.

Таким образом, первая квадра имеет в чем-то детское мировосприятие любознательных исследователей, изучающий окружающий мир и его законы. Вторая квадра носит характер юношеского максимализма людей, стремящихся занять достойное положение в обществе. Третья квадра характеризуется поиском и исправлением ошибок, стремлением к лучшей самореализации, как это происходит обычно во время "кризиса середины жизни". В период четвертой квадры, как в старости, важен душевный и физический комфорт, благосостояние и покой.

Продолжая исследовать феномен кватерности, который способен интегрировать различные психосоциальные явления и устанавливать между ними корреляции, которые, перекликаясь, могут интересным образом объяснять и дополнять друг друга, оборатимся еще раз к К.Г. Юнгу, который положил в основу описанных им четырех психологических функций: мышления, чувствования, ощущения и интуиции общие характеристики четырех основных категорий мироздания, (22).

Это можно представить следующим образом. Сначала Высшим Разумом (Логосом) была создана программа жизни на Земле. Для осуществления этой программы была создана сама планета Земля, что подтверждает первый постулат материализма, который гласит, что материя – первична.

На первом этапе создания предпосылок жизни на Земле нужна была конкретная почва, имеющая параметры и подчиняющаяся определенной системе закономерностей. Иными словами – система молекул ДНК, от которых возникли разные формы материи, то есть первый объекты реальности – Земля. Ее население возникло позже т тогда материя трансформировалась в психике человека в функцию мышление (как объективный анализ и оценка логических закономерностей развития различных вещей и явлений).

На втором этапе развития жизни на Земле, в результате взаимодействия различных объектов реальности появилось некое конкретное объективное энергоинформационное пространство, в котором должны были развиваться живые существа. С их развитием, в психике человека возникла функция – ощущение, которая явилась проекцией объективной реальности на субъект (так возникло ощущение реальности бытия как конкретики энергоинформационного пространства).

Для дальнейшей эволюции жизни на Земле вечное объективное космическое время было запущено с определенной скоростью и сроком для всего живого. Оно стало движущей пружиной развития, содержащей, очевидно, некую информационную программу Высшего Разума. В последствии космическое время отразилось в психике человека в виде субъективной функции – интуиция (как понимание скрытой сути вещей и явлений и движущих пружин их развития).

На четвертом этапе развития человечества, когда объективное пространство Земли наполнилось людьми – субъектами, вероятно, возникла субъективная энергия, ставшая движущей силой субъективной информации. Так возник энергоинформационный обмен между объектами и субъектами реальности. С того момента как возникла система субъективных отношений между людьми, которая привела к созданию этических норм и традиций, началась жизнь на Земле. Это произошло путем трансформации особого вида объективной энергии в субъективную энергию, отразившуюся в психической функции - чувствование. Таким образом, вероятно, Высшим Разумом был завершен глобальный процесс формирования жизни человечества.

Исходя из закона кватерности, можно предположить, что для первой общественной квадры (как программной или первой стадии процесса развития человечества) первоосновой также (см. выше) является логика, то есть стремление разобраться во всем, постичь суть бытия в гностическом (познавательном) и гедонистическом смысле этого слова. Основная ценность второй квадры - сенсорика, то есть функция действия - ломка старого порядка и создание нового, более адаптированного к требованиям современности. Самой актуальной ценностью для третьей квадры является креативный дух преобразований и поиск новых путей в развитии общества, то есть функция интуиция. Для четвертой квадры важнее всего - функция этика, гармонизирующая общество начиная с области отношений и заканчивая развитием всех отраслей знаний и технологий, которые позволят людям легче решать любые проблемы.

Поскольку общество состоит из индивидов, напрашивается естественный вывод; значит существует взаимная энергоинформационная проекция механизмов развития личности, групп и общества в целом. Таким образом, квадральные периоды (отличающиеся от кватерных наличием определенных энергоинформационных соционических характеристик) должны присутствовать во всех явлениях жизни человека, имеющих четыре стадии развития. Первая стадия, как и в любом другом процессе - начало (принятие решения и создание плана для его реализации, в том числе распространение сведений о затеваемом деле), вторая стадия - реализация задуманного (внедрение плана, устранение помех, завершение основного дела), третья стадия - коррекция (исправление ошибок, допущенных как в программе, так и в реализации). Четвертая стадия - совершенствование достигнутого, создание наиболее эффективных технологий для рационального использования продуктов науки, техники, искусства и т.д.

Если продолжить систему корреляций (по закону кватерности и по «принципу матрешки»), можно прийти к следующим выводам; поскольку каждая соционическая квадра состоит из четырех типов личности, имеющих свои типные энергоинформационные механизмы обмена с внешней средой, а также общие для каждой квадры интегральные специфические типы энергоинформационного обмена, значит их также можно спроецировать на четыре стадии каждого энергоинформационного этапа развития социума. То есть, можно предположить, что внутри каждого глобального квадрального периода эволюции тоже есть свои четыре стадии развития, имеющие своеобразные характеристики (подобно тому как существует четыре типа личности в каждой общественной квадре).

Всю эту сложную систему энергоинформационного обмена можно спроецировать на весь процесс жизни человека В таком случае ее основные этапы; детство, молодость, зрелость и старость также должны иметь по четыре квадральных периода (в этой работе рассматривается первый - детский период, как основная стадия формирования личности, имеющая в свою очередь также четыре этапа).

Применяя принцип квадральности к педагогике, можно предположить, что при смене этапов формирования личности у детей происходят энергоинформационные кризисы - подобные тем, которые возникают при смене квадральных периодов в процессе эволюции общества, когда идеология квадры, господствующей в данный период в обществе, может быть неадекватной мировосприятию типов личности из других квадр. Конечно, это не вызывает у людей массовых неврозов, потому что является следствием естественных механизмов развития. Однако, у представителей других квадр в этот период может возникать легкий необъяснимый дискомфорт из-за из-за несоответствия их квадрального мировоззрения текущим задачам общества, либо ощущение невостребованности каких-то своих способностей. Только правильная самореализация каждого социотипа (соционического типа личности) на любом этапе развития общества может свести к минимуму ощущение своего квадрального несоответствия идеологии и задачам господствующей в обществе квадры.

Так же, возможно, на разных этапах обучения, по-разному комфортно в информационном отношении, чувствуют себя ученики, имеющие различные типы личности. Желательно, чтобы преподаватели и классные руководители учитывали это, моделируя свои индивидуальные подходы к ученикам. Только наиболее соответствующие методы воспитания помогут школьникам на разных этапах обучения максимально развить адекватные способности и избежать возникновения различных комплексов. При этом, более бережное отношение нужно будет проявлять к тем ученикам, которым данный этап чужд по их квадральному мировосприятию. Может быть даже некоторые из них в такой период нуждаются в определенной психокоррекции.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница