Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях и профилактики асоциального поведения обучающихся



страница1/31
Дата04.10.2019
Размер0,52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обусловлена пониманием людьми важности состояния здоровья для творческой, активной, социально-полезной и главное трудовой деятельности личности.

Сегодня такое понимание практически ничем не наполнено: ценность здоровья и здорового образа жизни лишь декларируется в обществе, конкретные реалии современной жизни, условия образовательных учреждений не позволяют не только материально (отсутствие должной спортивной базы для укрепления здоровья и занятий спортом, отсутствие материальных возможностей в большинстве российских семей, имеющих детей и др.), содержательно (отсутствие методических рекомендаций, основанных на конкретном возрасте, индивидуальных особенностях, физическом состоянии ребенка и др.), но главное - концептуально оснастить, наладить, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Значительная доля ответственности за сохранение и приумножение здоровья сегодня в России возложена на медицину. Однако отечественная медицина занимается в основном лечением заболеваний, чего недостаточно, особенно в связи с ухудшения здоровья нации по основным качественным характеристикам народонаселения (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности), что также является значимым показателем кризиса качества жизнедеятельности российского населения.

Вышесказанное рассматривается как серьезный фактор риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития нации, экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.



Приходится констатировать, что на протяжении последних 20 лет прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости и травматизма детей и подростков, снижения показателей уровня физического здоровья и физической подготовленности, увеличения доли подростков, непригодных к службе в Вооруженных Силах, и численности выпускников общеобразовательных учреждений, имеющих ограничения в выборе определенных профессий. Так по данным официальной медицины доля абсолютно здоровых выпускников российских школ на сегодняшний день составляет 10 %, а у 70% школьников имеются те или иные отклонения от нормы1. В числе преобладающих у обучающихся заболеваний – заболевания опорно-двигательной системы (искривление позвоночника и др.), заболевания органов пищеварения, дальнозоркость [16].

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:



  • ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

  • низкий уровень организации питания обучающихся;

  • отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

  • нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

  • отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

  • несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

  • увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

  • распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

  • недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

  • низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования и др.

Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах.

Другие факторы – наличие «опасных» рабочих мест, тех, что характеризуются высоким уровнем травматизма, высокое потребление алкоголя и наркотических веществ. По данным Госнаркоконтроля РФ, угрозой генофонду страны является наличие в ней 7% наркоманов. В настоящее время в России эта цифра приближается к 3%. Из 147 млн. россиян 3,5 – 4 млн. употребляют наркотики. Социологические опросы показывают, что половина школьников хотя бы один раз пробовала наркотики. За пять лет 70 тыс. молодых людей умерло от передозировки.

Вышесказанное, актуализируя проблему, выводит на одно из первых мест направление ее решения средствами образования.
Однако и здесь имеется много проблем: в большинстве образовательных учреждений применяются недостаточно эффективные формы работы по охране здоровья обучающихся, слабо используется имеющийся потенциал для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования целостного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях до сих пор ориентировано на достижение нор-мативных требований, на реализацию декларированной государственной программы, а на не на удовлетворение двигательной потребности каждого обучающегося, без учета его интересов и потребностей. В результате этого с каждым годом увеличивается количество обучающихся, которые считают, что физическое воспитание является скучным, а преподаватели не знают потребностей и ожи-даний молодых людей, либо игнорируют их.

В массовой педагогической практике процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ценности здорового образа жизни и их оздоровления носит формальный характер, используются традиционные средства: мероприятия в режиме дня, нормативные уроки физкультуры, спортивные игры, что принципиально не меняет ситуации. Для многих современных педагогов здоровье обучающихся (воспитанников) не является целевым результатом педагогического процесса. Физическая культура редко рассматривается как базовая ценность сознания, отсутствует привычка придерживаться принципов здорового образа жизни. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нем у многих обучающихся остаются на крайне низком уровне.

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса, является актуальной проблемой российского образования.

Вышесказанное определяя актуальность позволяет в качестве одного из продуктивных путей ее решения назвать разработку модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.




Каталог: upload -> iblock -> d56
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница