Мобильные друзья студентов
Сегодня мне бы хотелось поговорить о проблеме, которая очень актуальна не только в нашем учебном заведении, но и во многих учебных заведениях нашего города, страны, и даже зарубежья.
Современный мир опутан массой проблем, которые поразили весь земной шар.
Призыв к мобилизации, который был популярен в прошлом веке, уже не имеет прежнего смысла. Мир вооружился мобильными телефонами.
Мобильная эпидемия приобрела угрожающие масштабы. Мы не против мобильных телефонов, он необходим нам. Это уже не роскошь, как это было 10-15 лет назад.
Мобильный телефон стал предметом первой необходимости, который может выручить в экстренной ситуации, поможет связаться с родными и близкими людьми. С другой, стороны телефон может создать почву для конфликтной ситуации. Во многих организациях, концертных залах, больницах и учебных заведениях введён запрет на использование мобильных телефонов, но они всё звенят и звенят.
То над чем Л. Гайдай смеялся 45 лет назад в комедии «Операция Ы», когда один из героев сдавал экзамены с помощью передатчика, в настоящее время стало обычным явлением.
Так в чём же проблема? Может быть, она в самих нас, и мы находимся под гипнозом красивого маленького аппарата. По нашему мнению всё дело в нашей культуре.
Объект исследования: мобильный телефон.
Предмет исследования: «за» и «против» использования мобильных телефонов на занятиях.
Цель: действительно ли необходим мобильный телефон на занятиях. Мнения преподавателей и студентов
Задачи исследования:
-
Провести опрос преподавателей и студентов по данной проблеме.
-
Провести анкетирование студентов.
-
Показать актуальность проблемы.
-
Сделать заключение по данной проблеме.
Методы исследования:
-
теоретические (анализ, обобщение)
-
эмпирические (анкетирование)
Практическая значимость: оформление рекомендаций для студентов по вопросу использования мобильных телефонов на занятиях; создание слайдовой презентации для широкого пользования студентами и преподавателями.
Историческая справка
В 1973 году американский инженер Мартин Купер, сотрудник компании Motorola, совершил звонок с первого действующего мобильного телефона. Вы только представьте себе:
это была трубка весом около 1,15 кг,
высотой 25 см,
по толщине и ширине около 5 см.
На панели было расположено всего 12 клавиш.
Аккумулятор позволял общаться по телефону целых 35 минут,
а заряжать его приходилось 10 часов.
Прошло более трех десятилетий. И сегодня мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни почти каждого человека.
В каких целях современные люди используют свой мобильник? Мобильный телефон может выступать в роли фото и видеокамеры, mр3 плеера, это и календарь, записная книжка, блокнот, будильник.
С помощью мобильного телефона можно просматривать странички интернета, читать электронную почту, делать записи в блоги, посещать социальные сети: «В контакте», «Одноклассники» и другие. Все бы ничего, если бы мобильные телефоны не вмешивались в учебный процесс.
Часто телефон становится причиной конфликта и игрой на нервах. Представьте звонок на урок. Студенты «волокут» ноги в класс. Не успел преподаватель отметить отсутствующих, как половина класса дружно затыкает уши и слушает плеер. Ритмичная музыка становится фоном к речи педагога. Но вдруг ритм перебивается громкой мелодией "Buttons" группы Pussycat Dolls. Владелец рингтона просит разрешения выйти в коридор. Сосед по парте быстро нажимает клавиши мобильника, чтобы; зайти в Интернет, ведь намечается самостоятельная... Добро пожаловать в учебное заведение XXI века!
Когда наши родители учились в школе, у них не было телефонов.
Тогда ещё никто не знал что такое мобильный телефон. Сейчас он у каждого
и мы не можем без него. Он часть нашей жизни.
Наши студенты не стесняются пользоваться мобильным телефоном прямо на лекциях, отвечать на звонки, слушать музыку через наушники во время объяснения учителя, отправлять и получать sms-сообщения, а также используют мобильники с доступом в интернет, чтобы облегчить себе сдачу зачётов.
Это подводит меня к вопросу: действительно ли необходим мобильный
телефон на занятиях. Ответ на этот вопрос мы получили в ходе проведенного исследования
Видео
«ЗА» и «ПРОТИВ» использования мобильных телефонов на занятиях
Причины «ЗА»
|
Причины «Против»
|
• Могут быть чрезвычайные
ситуации
• Срочно позвонят родители
• Решить неотложные дела
• Выйти в Интернет и получить
нужную информацию
• В мобильнике есть калькулятор
• Необходимо узнать время
|
• Звонок мобильника мешает
проведению лекции
• Студенты отвлекаются, играя
по мобильнику в игры
• Студенты не заучивают
материал, а списывают
информацию с Интернета
• Неуважение к окружающим
|
Изучая проблему не корректного использования мобильного телефона, мы провели социологический опрос студентов Марийского кооперативного техникума (МКТ), Марийского республиканского колледжа культуры и исскуств им. Палантая (МРККиИ), Марийского радиомеханического техникума (МРМТ) и Йошкар-Олинского аграрного колледжа.
Социологическое исследование №1
|
МКТ
|
МРККиИ
|
МРМТ
|
Йошкар-олинский аграрный колледж
|
Всего
|
Используют мобильник на занятиях (НЕ ИСПОЛЬЗУЮ)
|
54
15
|
26
9
|
16
7
|
17
8
|
113
39
|
Звонок
мобильника
мешает
проведению
занятий
|
26
|
26
|
8
|
10
|
70
|
Звонок
мобильника не мешает проведению занятий
|
43
|
9
|
15
|
15
|
82
|
ВЫВОД:
Всего было опрошено 152 человека.
-
Используют мобильник на занятиях 113 человек.
-
Не используют - 39 человек.
-
Звонок мобильника мешает проведению занятий - 70 человек.
-
Звонок мобильника не мешает проведению занятий – 82 человека.
Если объединить тех. кто не использует мобильник на занятиях и тех, кто считает, что звонок телефона мешает проведению занятий (109 человек), то больше половины опрошенных склоняются к мнению, что мобильник мешает проведению занятий
Социологическое исследование №2
Несмотря на то , что звонок мобильного телефона мешает проведению занятий я не отключаю его так как…
|
МКТ
|
МРККиИ
|
МРМТ
|
Йошкар-олинский аграрный колледж
|
Всего
|
Мне всё равно
|
11
|
2
|
2
|
8
|
23
|
Главное-это
мои
интересы
|
8
|
3
|
1
|
-
|
12
|
Всегда отключаю
|
23
|
19
|
13
|
11
|
66
|
Отключаю только тогда, когда об этом просят
|
27
|
11
|
7
|
6
|
51
|
ВЫВОД:
Несмотря на то, что звонок мобильного телефона мешает проведению занятий,
студенты не отключают его т.к.:
-
«Мне всё равно»- считают 23 человека
-
«Главное - это личные интересы» - считают 12 человек
-
«Всегда отключают» - 66 человек
-
«Отключаю только тогда, когда просят об этом - 51 человек.
В результате из 152 опрошенных всегда отключают мобильник почти половина студентов и если прибавить к ним тех, кто отключает телефон по просьбе преподавателя ( 117 человек),то получается, что наши студенты почти воспитанные молодые люди, хотя как мы видели из предыдущей таблицы, они считают, что звонок мобильного не мешает проведению занятий.
Социологическое исследование №3
Мобильный телефон на лекциях мне необходим потому что....
|
МКТ
|
МРККиИ
|
МРМТ
|
Йошкар-олинский аграрный колледж
|
Всего
|
Узнать время
|
17
|
13
|
5
|
9
|
44
|
Передать важное SMS
|
9
|
2
|
2
|
5
|
18
|
Звонят родители и друзья
|
22
|
5
|
7
|
5
|
39
|
Получить информацию из Интернета
|
8
|
4
|
3
|
3
|
18
|
Могут позвонить с работы
|
5
|
1
|
—
|
—
|
6
|
Телефон мне вообще не нужен-
|
6
|
5
|
4
|
"
|
15
|
Коротаю время т.к скучно на лекциях
|
1
|
1
|
2
|
2
|
6
|
Записываю на диктофон лекции
|
—
|
2
|
-
|
1
|
3
|
Телефон использую как переводчик
|
1
|
2
|
|
|
3
|
ВЫВОД: Мобильный телефон на лекциях студенту необходим потому что:
-
Узнать время хотят - 44 человека
-
Передать важное SMS желают -18 человек
-
Ждут звонка от родителей и друзей -39 человек
-
Получать информацию из Интернета хотят -18 человек
-
Ожидают звонка с работы - 6 человек
-
Телефон вообще не нужен - 15 студентам
-
Скучают на лекциях и, следовательно, используют телефон - 6 человек
-
Записывают лекции на диктофон - 3 человека
-
Используют телефон как переводчик - 3 человека
Т.О если из 152 человек мобильник на занятиях не нужен только 15 студентам, то остальным он просто необходим. От простого любопытства узнать время и ожидания звонков от друзей и родителей до записи лекции на диктофон и перевода иностранных текстов.
Социологическое исследование №4
Без мобильного телефона могут обойтись :
|
МКТ
|
МРККиИ
|
МРМТ
|
Йошкар-олинский аграрный колледж
|
Всего
|
Только одну пару
|
20
|
9
|
3
|
3
|
35
|
Все пары
|
24
|
21
|
16
|
12
|
73
|
Вообще не
могу
обойтись
|
25
|
5
|
4
|
10
|
44
|
ВЫВОД; Без мобильного телефона могут обойтись:
-
Только одну пару - 35 человек
-
Все пары - 73 человека
-
Вообще не могут обойтись - 44 человека
Если из предыдущей таблицы мы узнали, что мобильник не нужен на занятиях 15 студентам из 152, то здесь мы видим, что обойтись без него все пары могут 73 человека. Следовательно, чуть больше половины опрошенных (88 человек), могут обойтись без телефона на занятиях. Хочется верить, что не всё так потеряно, и остальные 64 человека в ближайшем будущем тоже будут отключать телефоны на занятиях.
Запрет на использование мобильников за рубежом
Запрет на использование мобильников на занятиях действует во многих учебных заведениях не только нашей республики, но и во многих городах страны. Подобная проблема коснулась:
-
Грецию (Министерство образования издало приказ о запрете на использование телефонами в учебных заведениях. Невыполнение приказа карается отстранением от уроков);
-
Швейцария (с 1 февраля этого года ученики сдают мобильные телефоны в камеру хранения);
-Буэнос-Айрес (школьникам и учителям запрещено приносить мобильники в школу);
Нью-Йорк (скандалом закончилась акция по изъятию мобильников у школьников. Родители подали в суд на мэра города за нарушение прав человека. Итог - юным ньюйоркцам не придется приходить на занятия с мобильником);
- Финляндия (во время уроков администрация школ требует не только
отключать звонок, но и запрещает приём и рассылку SMS);
-Китай (при помощи новых GPS-технологий родители могут ограничить телефонные номера, на которые дети могут звонить и отправлять текстовые сообщения);
-Таджикистан (введен запрет на использование мобильных телефонов в школах);
-Чехия (министерство образования намерено запретить использование мобильных телефонов в школах страны)
Введение запрета на пользование мобильниками на уроках не является произволом, если, разумеется, в школе действует специальный документ.
Подобные запреты (или рекомендации) должны быть, а они уже есть, в правилах учебных учреждений в разных регионах страны, в том числе и в нашем Марийском кооперативном техникуме. Распоряжения могут содержаться в правилах внутреннего трудового распорядка учреждения или в положении, которое определяет регламент поведения в учебном заведении. В этих документах должны быть, в первую очередь, четко прописаны пункты, связанные с запретом на использование мобильного телефона, а также с действиями учителей и администрации в случае, если студент нарушил запрет.
Мы решили предложить студентам ознакомится с правилами уважительного рингтона.
Правила «уважительного рингтона»:
Проблема разрешится сама собой, если привить школьникам и студентам культуру поведениями пользования мобильным телефоном. Мы предложили студентам несколько правил «уважительного рингтона»:
В помещении ВСЕГДА выбирай функцию "на совещании".
•На уроках или лекциях, в библиотеках, в кинотеатрах, в театрах и в музеях ВСЕГДА выключай звук звонка и sms-сообщений.
•Попроси родителей и друзей не звонить тебе во время урока.
•Звонок твоего мобильного отражает в определенной степени твой характер, натуру — сделай так, чтобы окружающие считали тебя человеком с тонким вкусом.
•НИКОГДА не приходи на уроки с устройством hands-free в ухе. Наденешь, когда занятия закончатся.
Социологический опрос № 5
На последний вопрос нашего социологического исследования «Что бы Вы сделали на месте преподавателя, если мобильный телефон мешает проведению занятия?» студенты ответили следующим образом:
-
Попросили бы студентов отключить мобильник – 82 человека;
-
Предложили преподавателю собирать телефоны перед занятием, предварительно их отключив (в школе это действовало) – 35 человек;
-
Разрешили бы студентам выйти в коридор, чтобы ответить на звонок – 28 человек;
-
Советуют преподавателям спокойно относиться на телефонные звонки – 7 человек.
Проанализировав результаты социологического опроса можно сделать вывод, что большая часть студентов склоняется к тому, что их «мобильный друг» мешает постигать гранит науки. И это действительно серьёзная проблема 21 века, и решать её необходимо общими усилиями.
Заключение
Пока сам человек не осознает всю важность этой проблемы, она так и останется актуальной, и на занятиях будет слышен стук клавиш мобильного телефона и аудитории будут наполнятся любимыми рингтонами наших студентов! Неужели нужно прибегать к радикальным мерам, которые бы насильно повлияли на привитие культуры молодежи и взрослого населения. Если не изменить это сейчас, то такое положение навсегда останется глобальной проблемой современного мира.
Приложение 1
Анкета
1.Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном на занятиях?
Да Нет
2.3вонок мобильного телефона мешает проведению занятий
Да Нет
З.Несмотря на то , что звонок мобильного телефона мешает проведению занятий я не отключаю его тле
-
мне всё равно
Б) главное это я
-
всегда отключаю
Г) отключаю только тогда, когда об этом просят
4. Мобильный телефон на лекциях мне необходим потому что....
5.Я могу обойтись без мобильного телефона:
-
только одну пару
Б) все пары
-
вообще не могу обойтись
6. Что бы Вы сделали на месте преподавателя, если мобильный телефон мешал проведению занятия? Ваши советы.
7. Я студент ( укажите наименование учебного заведения)
Литература
1. «Выпускникам при сдаче ЕГЭ запретят пользоваться мобильником» // Аргументы и факты. – 2005. – 14 сентября.
2. «Выпускники получали правильные ответы ЕГЭ через «В Контакте» // Комсомольская правда. - 2011. – 13 июня.
3. «Госдума запретила пользоваться мобильниками и калькуляторами при ЕГЭ» // Аргументы и факты. - 2011. - 11 января.
4. «Греческим школьникам и преподавателям запретили пользоваться в школах мобильниками» // Первое сентября. - 2006 г. – 7 декабря.
5. «Запретный мобильник. Выпускникам школ запретят носить телефоны на экзамен» // Российская газета. - 2010. – 22 декабря.
6. Зайцев В. Дети и мобильник / В. Зайцев // Здоровье детей. – 2008. - № 2
7. «Мобильный телефон: «За» и «Против» // Аргументы и факты. – 2005. - № 6
8. «Мобильный телефон: «За» и «Против» // Комсомольская правда. - 2005. – 15 января.
9. «Мобильный телефон: «За» и «Против» // Аргументы и факты. - 2008. – 29 сентября.
10. «Мобильник под запретом»// Первое сентября. - 2011 г. – 27 января.
11. «Мобильный телефон в школе» // Первое сентября. – 2011. – 17 мая.
12. «Мобильный на экзаменах – вне закона» // Комсомольская правда. - 2011. – 3 февраля.
13. «На Тайване предложили запретить мобильные телефоны в школах» //
Аргументы и факты. - 2011. – 8 июня.
14.«Ох… эта коварная мобилка…» // Пантелеймон Целитель. - 2011. – 8 июля.
«Пресс – конференция: Стоит ли запрещать детям пользоваться мобильными телефонами» // Комсомольская правда. - 2011. - 5 мая.
15. «Рособрнадзор предупреждает о запрете использования мобильников» // Первое сентября. - 2010. – 28 апреля.
Поделитесь с Вашими друзьями: |